Научная статья на тему 'Влияние занятий плаванием на состояние здоровья детей третьего года жизни в условиях ДОУ'

Влияние занятий плаванием на состояние здоровья детей третьего года жизни в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
420
30
Поделиться
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миргородская Е. В., Ведерникова О. Б.

В публикации представлены результаты экспериментального исследования по использованию занятий игровой направленности в процессе обучения плаванию детей третьего года жизни.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миргородская Е. В., Ведерникова О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий плаванием на состояние здоровья детей третьего года жизни в условиях ДОУ»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Е.В. Миргородская, О.Б. Ведерникова ЮУрГУ, г. Челябинск

В публикации представлены результаты экспериментального исследования по использованию занятий игровой направленности в процессе обучения плаванию детей третьего года жизни.

Актуальность. Состояние здоровья детей раннего возраста в существенной степени определяет уровень здоровья нации в будущем. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. Наряду с причинами социального характера (уровень здравоохранения, экономические и экологические проблемы, условия жизни и т.п.) специалисты на одно из первых мест ставят неэффективность системы физического воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях [1].

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи (1996), за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23, 2 до 15,1 %) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6 %) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3 %). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей [2].

Среди функциональных отклонений наиболее распространены отклонения со стороны опорнодвигательного аппарата - от 61 % до 82 %, дыхательной системы - 30-40 %, кардио-респираторной системы - у 36 % дошкольников. Аллергические реакции отмечены, по данным разных авторов, у 15-25 % детей [4, 6].

Приведенные данные указывают на негативную тенденцию в состоянии здоровья у дошкольников. Поэтому задачи оздоровительного направления в системе дошкольного образования должны оставаться наиболее приоритетными. Особую значимость в их решении должна занимать науч-но-обоснованная организация системы физического воспитания детей дошкольного возраста [5].

Общеизвестно, что плавание является одним из самых эффективных средств физического воспитания, способствующих всестороннему развитию двигательной функции детей и имеющих большое оздоровительное и прикладное значение.

Известно, что занятия в водной среде способствуют закаливанию организма, что выражается в снижении количества простудных заболеваний на 40-50 %, нормализации обмена веществ в организме, развитию мышечного корсета, опорно-

двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Как отмечает В.А. Парфенов [3] специфической особенностью плавания является и то, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде - воде, физические, химические и биологические свойства которой во многом определяют характер воздействия на организм. Физические свойства воды (вязкость, плотность, удельный вес, температура, давление) с одной стороны затрудняют в ней движение тела, а с другой - создают опору для выполнения двигательных действий, тем самым, определяя влияние на организм человека.

Все эти особенности должны учитываться при проведении занятий по плаванию с людьми различного возраста. Особенно актуальным выглядит соблюдение данного положения с детьми раннего дошкольного возраста, поскольку, как указывают исследования специалистов, именно данный период является очень важным для формирования различных функций и систем организма. Знание особенностей формирования и развития функций и систем организма ребенка позволяет целенаправленно осуществлять педагогический процесс.

Регулярные, рационально организованные и целенаправленные занятия в форме подвижных игр, гимнастики, а также плавания, с детьми раннего возраста, крайне необходимы с целью оздоровительного и воспитательного характера. Считается общепринятым, что в возрасте до трех лет организм ребенка наиболее пластичен, и незначительные, но систематически повторяемые воздействия могут оказать значительное влияние на его развитие.

При проведении исследований мы исходили из предположения, что методика начального обучения плаванию будет эффективна в случае применения игровых ситуаций на воде.

Целью исследования было обосновать методику применения занятий плаванием игровой и оздоровительной направленности с детьми третьего года жизни в условиях ДОУ.

Организация и методы исследования. Исследование проходило в три этапа и проводилось в естественных условиях на базе МДОУ детский сад № 85 г. Челябинска с участием детей третьего года жизни в количестве 70 человек в период с 2002 по 2005 год. В педагогическом тестировании приняли

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 14

135

Проблемы двигательной активности и спорта

участие дети 2-3 - летнего возраста: 34 ребенка составили контрольную группу, 36 детей - экспериментальную, занятия проводились 2 раза в неделю. Контрольное тестирование было проведено до, и после окончания эксперимента. Плавательная подготовленность определялась на основании анализа следующих контрольных нормативов: передвижения на руках по дну бассейна, (м); опускание лица в воду (с); погружение головы в воду (с); выдохи в воду (к-во раз); лежание на груди при поддержке инструктора (с); лежание на спине при поддержке инструктора (с). После проведенного эксперимента выявлено снижение показателей простудной заболеваемости в экспериментальной выборке.

Результаты исследования. Анализ заболеваемости показал, что до эксперимента простудная заболеваемость детей составляла 61 % в контрольной группе и 56 % - в экспериментальной группе. После эксперимента в контрольной группе заболеваемость снизилась до 50 %, а в экспериментальной группе - до 36 %.

Заключение. Можно с основанием говорить о благоприятном воздействии плавания на детский организм. Это эффективное средство укрепления здоровья: предупреждение заболеваний у детей с ослабленным здоровьем, совершенствование механизма терморегуляции в виде закаливания. Это укрепление опорно-двигательного аппарата, нерв-

ной системы, мышечной системы, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Литература

1. Гоббелъ, В.Г. Каким быть специалисту по физической культуре для работы с детьми дошкольного возраста / В.Г. Гоббелъ // Теория и практика физической культуры. - 1994. -№3-4. -С. 28.

2. Никольская, С.В. Физическое развитие детей дошкольного возраста / С.В. Никольская, Е.Б. Сологуб, Г.П. Виноградов. — СПб.: Просвещение, 1993. - 245 с.

3. Парфенов, В.А. Синхронное плавание / В.А. Парфенов. - М., 1979. - 78 с.

4. Чернышенко, Ю.К. Структура и содержание подготовки специалистов по дошкольному физическому воспитанию / Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. -№ 2.- С. 52-57.

5. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание в системе общественного дошкольного образования: состояние и проблемы / С.Б. Шарманова // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2001. — С. 114 —122.

6. Экология и здоровье детей / под ред. М.Я. Студеникина, А.А. Ефимовой. - М.: Медицина, 1998. - 384 с.

136

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник ЮУрГУ, № 4, 2008