Научная статья на тему 'Влияние занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы в зале аэробики'

Влияние занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы в зале аэробики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
316
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОБНОЙ И СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЖИРОВОЙ КОМПОНЕНТ / AEROBIC AND STRENGTH FOCUS / THE FAT COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кирилова А. С.

Статья посвящена влиянию занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы, занимающихся в зале аэробики и оптимизацию времени занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кирилова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of aerobic and strength training aimed at reducing the fat component of students of special medical group in aerobics room

Article assesses the impact of aerobic and strength training aimed at reducing the fat component of the special medical group students involved in aerobics classes and time of optimization the lessons.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы в зале аэробики»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Выводы

Включение студентов в деятельностное образовательное пространство на лекционных и практических занятиях при преподавании гуманитарных дисциплин позволяет формировать деятельностное отношение студентов к учебному процессу, комплекс ключевых, базовых компетенций, мотивацию к обучению.

Усвоенные обще учебные действия в системной практике обучения студентов развивают универсальные умения, переносимые впоследствии в социальную и профессиональную сферы, создавая необходимый личностный ресурс для самореализации.

Преподавание гуманитарных дисциплин в техническом ВУЗе на деятельностной основе создает благоприятные условия для формирования у студентов целостного, социально ориентированного взгляда на мир, ценностных ориентаций и личностных смыслов, активную жизненную позицию, готовность к само изменению и само развитию.

Литература

1. Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты. - М., 2009.

2. Вахрушев А.А., Козлова С А., Кремлева И.И., Пронина О.В., Стойка Е.И. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта. - М.: Баласс, 2010 - 128 с.

3. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе дея-тельностного метода обучения «^Шхпа 2000...». Методическое пособие / Под ред. Л.Г. Петерсон - М.: АПКиППРО, УМЦ «№ола 2000.», 2010 - 160 с.

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. - М.: АПКиППРО, УМЦ «№ола 2000.», 2008 - 48 с.

Влияние занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы в зале аэробики

Кирилова АС.

Университет машиностроения (495)468-00-32, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена влиянию занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы, занимающихся в зале аэробики и оптимизацию времени занятий.

Ключевые слова: аэробной и силовой направленности, жировой компонент Правильно организованная силовая тренировка способствует укреплению здоровья и достижению высоких спортивных результатов, оказывает положительное влияние на другие системы организма, например, дыхательную, сердечнососудистую, обменную. С помощью силовой тренировки можно повысить упругость мышц, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, укрепить суставы, улучшить осанку, избавиться от недостатков телосложения, а также развить силу, быстроту, выносливость и гибкость. Силовая тренировка ослабляет влияние стресса и напряжение повседневной жизни фаровая Д.Ю., 1997).

Процесс силовой подготовки направлен на развитие различных силовых качеств, укрепление соединительной и опорной тканей, улучшение телосложения. Параллельно с развитием силы создаются предпосылки повышения уровня скоростных качеств, гибкости, координационных способностей.

Под силой человека следует понимать способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

Сила может проявляться при изометрическом (статаческом) режиме работы мышц, когда при напряжении они не изменяют своей длины, и при изотоническом (дтамическом)

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования режиме, когда напряжение связано с изменением длины мышц.

В изотоническом режиме выделяются два варианта: концентрический (преодолевающий), при котором сопротивление преодолевается за счет напряжения мышц при уменьшении их длины, и эксцентрический (усыпающий), когда осуществляется противодействие сопротивлению при одновременном растяжении, увеличении длины мышц.

Следует выделить следующие основные виды силовых качеств: максимальную силу, скоростную силу и силовую выносливость.

Под максимальной силой следует понимать наивысшие возможности, которые спортсмен способен проявить при максимальном произвольном мышечном сокращении. Уровень максимальной силы проявляется в величине внешних сопротивлений, которые спортсмен преодолевает или нейтрализует при полной произвольной мобилизации возможностей своей нервно-^шечной системы.

Скоростная сила - это способность нервно-^шечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время. Скоростную силу следует дифференцировать в зависимости от величины проявлений силы в двигательных действиях, предъявляющих различные требования к скоростно-силовым возможностям спортсмена. Скоростную силу, проявляемую в условиях достаточно больших сопротивлений, принято определять как взрывную силу, а силу, проявляемую в условиях противодействия относительно небольшим и средним сопротивлениям с высокой начальной скоростью, принято определять как стартовую силу.

Силовая выносливость - это способность длительное время поддерживать достаточно высокие силовые показатели. Уровень силовой выносливости проявляется в способности спортсмена преодолевать утомление, в достижении большого количества повторений движений или продолжительного приложения силы в условиях противодействия внешнему сопротивлению. Силовая выносливость находится в числе важнейших качеств, определяющих результат в большинстве дисциплин циклических видов спорта.

Все указанные виды силовых качеств в спорте проявляются не изолированно, а в сложном взаимодействии, определяемом спецификой вида спорта и каждой его дисциплины, тех-нико-т^тютеским арсеналом спортсмена, уровнем развития других двигательных качеств. Щлатонов ВН., 1992)

Силовая выносливость характеризует способность мышц к сохранению эффективности их функционирования в условиях длительной работы. При этом имеется в виду самый различный характер функционирования мышц: удержание необходимой позы, повторное выполнение взрывных усилий, циклическая работа той или иной интенсивности и т.п.

Исходя из характера мышечного напряжения, можно выделить силовую выносливость, связанную с напряжениями большой и умеренной мощности. В связи с условиями спортивной деятельности следует различать динамическую силовую выносливость, которая характеризуется количеством повторений упражнения с тем или иным интервалом отдыха (однократные движения), а также умеренным или высоким темпом повторности отдельных циклов движений (цивдические упражнения), и статическую силовую выносливость, которая характеризуется относительно длительным или кратковременным мышечным напряжением, различающимся по своей величине.

Целью предпринятого исследования явилось изучение влияния занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы, занимающихся в зале аэробики и оптимизацию времени занятий.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

1) определить влияние занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы и оптимизацию времени занятий;

2) оценить степень изменения показателей жирового компонента за время проведе-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ния эксперимента;

3) дать оценку полученным результатам;

4) разработать рекомендации по применению данного метода занятий со студентками в зале аэробики.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы:

1) метод системного анализа;

2) методы математической статистики;

3) модельный эксперимент.

Результаты исследования

Влияние занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы.

На основе изучения литературных источников был собран материал о влиянии занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы. Были выявлены результаты, показывающие изменения в весе и объеме различных частей тела.

-Вес студенток

Рисунок 1 - Динамика изменения веса студенток

Рисунок 1 показывает, что в снижение веса у студенток началось плавно. По мере увеличения тренировочной нагрузки в аэробной и силовой части масса тела начала снижаться более интенсивно. Это может свидетельствовать о правильной прогрессивной методике подхода к занятиям. По мере адаптации организма к нагрузке, начиная с середины исследования вес тела уменьшился чуть больше, чем в начале исследовании, что может говорить об увеличении интенсивности обменных процессов и расщеплении жировой ткани. При выполнении упражнений были задействованы почти все основные мышечные группы, значит, небольшое снижение массы тела затронуло каждую группу мышц. Это говорит о положительном влиянии выбранных физических упражнений на снижение жировой массы.

В ничиле и с след о в и н ия

В середине и с слез ов 11 н и я

В конце н с след ов а ния

Рисунок 2 - Тенденция изменения окружности плеча

Рисунок 2 показывает уменьшение окружности плеча на 2 см. Уменьшение происходит более плавно от начала к середине исследования, а с середины исследования к концу начинает увеличиваться скорость изменений.

На рисунке 3 видны изменения в окружности предплечья. Уменьшение объема пред-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования плечья составило 0,6 см. Это может свидетельствовать о небольшом количестве подкожной жировой ткани в области предплечья.

Основной

В начале исследования

В середине исследования

В конце и с следов лния

Рисунок 3 - Тенденция изменения окружности предплечья

Из рисунка 4 видно, что окружность грудной клетки начала уменьшаться больше в 1-й половине исследования, чем во 2-й. Общее снижение окружности составило 2,1см. Данный факт может говорить о том, что организм начал уменьшать объем данного места из-за высо-

кого содержания подкожной жировои ткани.

Основной

Основной

В начале исследования

Б середине исследования

В конце исследования

Рисунок 4 - Тенденция изменения окружности груди

На рисунке 5 видно, что у студенток происходит снижение объема живота. Общее снижение объема составило 2,3 см, причем в первой половине исследования оно происходило более интенсивно, чем во 2-й. Здесь можно говорить о том, что организм так же, как и с окружностью груди начинает уменьшать самую объемную часть тела.

В начале исследования

В середине исследования

В конце исследования

Рисунок 5 - Тенденция изменения окружности живота

Рисунок 6 показывает снижение объема бедра около 2 см. Распределение снижения объема происходит практически равномерно в обеих частях исследования.

На рисунке 7 видно, окружность голени имеет такую же тенденцию к снижению, как и

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования остальные, части тела. Общее снижение составило 0,8 см. В целом, снижение окружности затронуло каждую часть тела, значит, нагрузка распределялась равномерно.

Основной Основной -Основной -Основной -Основной -Основной -Основной -Основной

В начале исследования

В середине исследования

В конце исследования

Рисунок 6 - Тенденция изменения окружности бедра

Рисунок 7 - Тенденция изменения окружности голени

Степень улучшения физических и функциональных показателей организма за время проведения эксперимента.

В данной учебно-методической работе методом исследования был лабораторный эксперимент. Студенткам была предложена программа, в которой находились физические упражнения в определенной последовательности. В результате исследования были получены данные о влиянии занятий аэробной и силовой направленности на снижение жирового компонента у студенток специальной медицинской группы, занимающихся в зале аэробики.

На рисунке 8 видно, что толщина подкожной жировой ткани на передней поверхности плеча снижется более интенсивно, начиная с середины исследования. Общее снижение составило 2,6 мм.

Основной Основной -Основной Основной Основной -Основной Основной -Основной -Основной -Основной

У

Рисунок 8 - Динамика изменения жировой ткани студенток на передней поверхности

плеча

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Рисунок 9 показывает, что общее снижение подкожной жировой ткани на задней поверхности плеча составляет 2,3 мм. Более интенсивное снижение наблюдается с середины исследования.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

¿г

Рисунок 9 - Динамика изменения жировой ткани студенток на задней поверхности

плеча

На рисунке 10 показано, что снижение толщины подкожной жировой ткани на задней поверхности предплечья происходило практически равномерно в обеих частях исследования. Общее снижение составило 2,9 мм.

Основной

Основной -

Основной -

Основной -

Основной -

Основной -

Основной -Основной

Задняя поверхность предплечья

В начале исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В середине исследования

В конце исследования

Рисунок 10 - Тенденция изменения жировой ткани студенток на задней поверхности

предплечья

Из 2-х частей исследования более интенсивное снижение наблюдается во 2-й части. Общее снижение подкожной жировой ткани на тыльной стороне кисти составило 0,3 мм (рисунок 11). Это говорит о маленьком слое жировой ткани.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

"—

■ ■ Тыльнаяповерхногть кисти

В начале В середине В конце исследова

исследования

исследования

Рисунок 11 - Тенденция изменения жировой ткани студенток на тыльной поверхности

кисти

На рисунке 12 видно, что уменьшение толщины подкожной жировой ткани на передней стенке живота составило 5,1 мм. Данное снижение происходило практически равномерно как в 1-й части исследования, так и во 2-й. Это может указывать на то, что организм начинал

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования снижать подкожную жировую ткань в месте ее большого содержания.

Основной

Основной

Передняя стенка живота

Основной -

Основной

В начале исследования

В середине исследования

В конце исследования

Рисунок 12 - Тенденция изменения жировой ткани студенток на передней стенке

живота

Рисунок 13 показывает, что толщина подкожной жировой ткани под нижним углом лопатки снизилась на 6,1 мм. Причем в 1-й части исследования снижение происходило более интенсивно, чем во 2-й. Данное место измерения (^^ний угол лопатки) показало наибольшую толщину подкожной жировой ткани у студенток, а следовательно, и максимальное ее снижение в данном месте.

Основной

В начале исследования

В середине исследования

В конце исследования

Рисунок 13 - Тенденция изменения жировой ткани студенток под нижним углом

лопатки

Из рисунка 14 видно, что уменьшение толщины подкожной жировой ткани на задней поверхности бедра составило 2,2 мм. Во 2-й части исследования снижение происходило более интенсивно, чем в 1-й. Это связано с тем, что во 2-й части исследования в силовую часть тренировки были включены упражнения на ноги.

В начале исследования

В середине исследования

В конце исследования

Рисунок 14 Тенденция изменения жировой ткани студенток на задней поверхности

бедра

На рисунке 15 видно, что снижение жировой ткани на внутренней поверхности бедра составило 4,8 мм. Причем, в 1-й части исследования уменьшение происходило более интен-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования сивно, чем во 2-й. Это обстоятельство можно связать с наличием большой толщины подкожной жировой ткани в данной области.

Основной Основной Основной Основной Основной Основной

—• Внутр енняя

поверхность бедра

В начале В середине В конце

исследования исследования исследования

Рисунок 15 - Тенденция изменения жировой ткани студенток на внутренней

поверхности бедра

Рисуно 16 - Тенденция изменения жировой ткани студенток на задней поверхности

голени

На рисунке 16 видно, что снижение толщины подкожной жировой ткани на задней поверхности голени составило 1,5 мм. В 1-й части исследования снижение происходило более интенсивно, чем во 2-й. В данной области, как и в остальных местах измерений, имеется тенденцию к снижению подкожной жировой ткани. Данный факт говорит о правильном выборе методики при работе со студентками специальной медицинской группы, рациональном использовании времени занятий и оптимальном характере тренировочной нагрузки.

Выводы

Современное развитие науки и практики и одной из ее составляющих Физической Культуры и Спорта требует необходимости улучшения организации и методики преподавания, поиска новых средств, форм и методов проведения занятий.

При изучении литературных источников были сделаны выводы о недостаточно эффективном использовании времени занятий.

Специфическая особенность организации занятий со студентками в вузе, занимающимися в зале аэробики, заключается в неоднородности их физической подготовленности и большом количестве занимающихся студенток в небольшом помещении.

Данное обстоятельство обусловливает необходимость оптимального подхода к дозированию тренировочной нагрузки, повышению общей и моторной плотности занятий, четкой регламентации выполнения упражнений. Данный метод занятий, направленный на снижение подкожной жировой ткани у студенток специальной медицинской группы, благодаря высокой интенсивности и меньшей продолжительности времени тренировки должен существенно сократить время учебного процесса.

В процессе исследования были получены данные, показывающие, что в процессе тре-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования нировочных занятий происходило снижение веса занимающихся и уменьшение подкожной жировой ткани, адаптация сердечнососудистой системы к нагрузке, развитие физических качеств и комплексных форм их проявления.

Развивалась преимущественно выносливость.

В процессе проведения исследования время занятия со студентками занимало в среднем 1 час, что значительно меньше, чем при стандартной форме занятий. Это позволяет значительно оптимизировать учебный процесс.

Данный метод позволяет развивать как весь организм, так и отдельные его мышечные группы.

Практические рекомендации

Для применения данного метода занятий со студентками в зале аэробики и оптимизации времени занятий необходимо:

1. Усовершенствовать поурочные планы занятий со студентками в зале аэробики.

2. Внести данную систему занятий в планы работы со студентками.

3. Разработать специализированные программы в соответствии с физическим развитием и квалификацией студенток.

4. Проводить занятия с помощью данного метода не только во время учебного процесса, но и как дополнительное средство для развития выносливости.

5. Усилить контроль над физическим развитием студенток на занятиях в зале аэробики на кафедре физического воспитания.

6. В связи с нехваткой профессорско-^еподиательского состава на кафедре физического воспитания и большими группами студенток более активно использовать данный метод развития физических качеств, так как он позволяет дать нагрузку на организм за меньшее время, чем при стандартной форме проведения занятий со студентками, и охватить большее количество студенток для качественного проведения занятий.

Литература

1. Баровая Д.Ю. Силовая тренировка для всех: Метод. Рекомендации для студентов, аспирантов, слушателей ВШТ и ФПК РГАФК. - М., 1997. - 59 с.

2. Брунгардт К. Бодибилдинг: Тренировка мышц живота. - М.: ACT: Астрель, 2002. -256 с.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ФиС, 1977. - 215 с.

4. Волков В.М. Тренировка и восстановительные процессы: Уч. пособие. - СГИФК. - Смоленск: Б.и., 1990. - 149 с.

5. Платонов В Н., Булатова ММ. Силовая подготовка спортсмена. 4.2: учеб.- метод. пособие. - КТИФК, - Киев, 1992. - 34 с.

6. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.

7. Шварценеггер А. Новая энциклопедия бодибилдинга. М.: ЭКСМО-ОТЕСС, 2000. 790 с.

8. Уилмор Д. Физиология спорта: пер. с англ. - Киев: Олимп. лит., 2001. - 503 с.

Высшее образование в условиях мультикультурализма и советский опыт создания системы образования для национальных меньшинств

к.и.н. доц. Рыбина М.В., Панин ЕВ.

Университет машиностроения [email protected]

Аннотация. В настоящей статье дается краткий обзор современного состояния разработки теории мультикультурализма, анализируются мультикультурные образовательные практики, а также советская политика в области создания системы высшего образования для национальных меньшинств. Опираясь на представлен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.