Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОРАЖЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ЛЫЖНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ / ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE / MUSCULOSKELETAL SYSTEM LESIONS / CHILDREN WITH PHYSICAL DISABILITIES / SKIING / ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуревич Татьяна Станиславовна, Шалунова Людмила Андреевна, Шарапова Татьяна Васильевна

Обследовано 38 детей, занимающихся лыжным спортом: 18 человек с сочетанными формами повреждения опорно-двигательного аппарата, которые занимались в форме адаптивной физической культуры, и 20 детей -без ограничений физического здоровья, занимающихся лыжным спортом. Были сформированы 4 группы: две -по адаптивной физической культуре (возраст 10 лет, m ± 1,7 и 14,4 года, m ± 1,2) и 2 группы - занимающиеся лыжным спортом (возраст 8,3 года, m ± 1,5 и 13,1 года, m ± 1,3). Проведен осмотр всех детей - антропометрические измерения, динамометрия, спирометрия, проба с физической нагрузкой. Было выявлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья не отставали в физическом развитии от детей-спортсменов, но уступали по уровню функционального состояния. Однако систематические тренировки адаптивной физической культурой и спортом в сочетании с реабилитационными мероприятиями положительно влияли на показатели функционального состояния и адаптацию их к занятиям лыжным спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гуревич Татьяна Станиславовна, Шалунова Людмила Андреевна, Шарапова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE CLASSES ON FUNCTIONAL INDICATORS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

38 children engaged in skiing were examined: 18-with combined forms of damage to the musculoskeletal system, who were engaged in the form of adaptive physical culture and 20 children without physical health restrictions, engaged in skiing. 4 groups were formed: 2 - for adaptive physical culture (age 10 years, m ± 1.7 and 14.4 years, m ± 1.2) and 2 groups of children engaged in skiing (8.3 years, m ± 1.5 and 13.1 years, m ± 1.3). All were examined, anthropometric measurements, dynamometry, spirometry, physical exercise test. It was found that children with disabilities did not lag behind in physical development from children-athletes, but were inferior in the level of functional condition. However, systematic training in adaptive physical culture and sports, combined with rehabilitation measures, had a positive effect on the indicators of functional condition and adaptation to skiing.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Т.С. ГУРЕВИЧ, Л.А. ШАЛУНОВА, ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, г. Санкт-Петербург; Т.В. ШАРАПОВА, ВФД Калининского района, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Обследовано 38 детей, занимающихся лыжным спортом: 18 человек с сочетанными формами повреждения опорно-двигательного аппарата, которые занимались в форме адаптивной физической культуры, и 20 детей -без ограничений физического здоровья, занимающихся лыжным спортом. Были сформированы 4 группы: две -по адаптивной физической культуре (возраст 10 лет, т ± 1,7 и 14,4 года, т ± 1,2) и 2 группы - занимающиеся лыжным спортом (возраст 8,3 года, т ± 1,5 и 13,1 года, т ± 1,3). Проведен осмотр всех детей - антропометрические измерения, динамометрия, спирометрия, проба с физической нагрузкой. Было выявлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья не отставали в физическом развитии от детей-спортсменов, но уступали по уровню функционального состояния. Однако систематические тренировки адаптивной физической культурой и спортом в сочетании с реабилитационными мероприятиями положительно влияли на показатели функционального состояния

и адаптацию их к занятиям лыжным спортом.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, поражения опорно-двигательного аппарата, дети с ограниченными физическими возможностями, лыжный спорт, спортсмены.

INFLUENCE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE CLASSES ON FUNCTIONAL INDICATORS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

T.S. GUREVICH, L.A. SHALUNOVA, FSPbSMU named after Acad. I.P. Pavlov,

St. Petersburg; T.V. SHARAPOVA, MSD of the Kalininskiy district, Saint-Petersburg

Abstract

38 children engaged in skiing were examined: 18-with combined forms of damage to the musculoskeletal system, who were engaged in the form of adaptive physical culture and 20 children without physical health restrictions, engaged in skiing. 4 groups were formed: 2 - for adaptive physical culture (age 10 years, m ± 1.7 and 14.4 years, m ± 1.2) and 2 groups of children engaged in skiing (8.3 years, m ± 1.5 and 13.1 years, m ± 1.3). All were examined, anthropometric measurements, dynamometry, spirometry, physical exercise test. It was found that children with disabilities did not lag behind in physical development from children-athletes, but were inferior in the level of functional condition. However, systematic training in adaptive physical culture and sports, combined with rehabilitation measures, had a positive effect on the indicators

of functional condition and adaptation to skiing.

Keywords: adaptive physical culture, musculoskeletal system lesions, children with physical disabilities, skiing, athletes.

Введение

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты Организации Объединенных Наций и Всемирной Организации Здравоохранения придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность физического и психического характера, и более 120 млн -дети и подростки. Ежегодно в России рождается более 30 000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами [1]. По данным Госкомстата России, число детей-инвалидов возросло почти в пять раз. Все они нуждаются не только в уходе и внимании, но и возможности общения в социуме. В Российской Федерации охвачены регулярными занятиями адаптивной физической культурой и спортом около 150 тыс. инвалидов, что составляет менее 3% общей численности в стране [2, 3]. В настоящее время важным моментом в социально-психологической и физической реабилитации детей-инвалидов является вовлечение их в спорт и занятия физической культурой [4-10].

Целью нашего исследования явилось изучение влияния занятий адаптивной физической культурой и спортом на функциональные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья. Обследование детей с ограниченными возможностями здоровья проводилось на базе ГБОУ школы-интерната № 9 Калининского района г. Санкт-Петербурга, в отделении лыжных гонок для лиц с повреждением опорно-двигательного аппарата (ОДА). В обследование были включены дети с соче-танными формами повреждения ОДА (травмы позвоночника, детский церебральный паралич (ДЦП), спастическая диплегия, врожденная и приобретенная деформация ОДА, парезы, парапарезы нижних и верхних конечностей, ампутации конечностей), слепотой или частичной потерей зрения. Перед соревнованиями и Пара-лимпийскими играми все участники проходят классификацию инвалидности по степени функциональных ограничений. Для занятий спортом используются специально сконструированные кресла, прикрепленные к лы-

жам (более легким и коротким). Незрячих и слабовидящих спортсменов сопровождают спортсмены-«лиде-ры». В целях коррекции выявленной патологии и формирования здорового образа жизни осуществляется комплекс реабилитационно-восстановительных мероприятий: массаж, гидромассаж, инфракрасная сауна, физиотерапевтическое лечение (ФТЛ), ароматерапия, занятия на тренажере БОС, мультисуставном комплексе В^ех, балансировочной системе Biosway.

Здоровые дети, занимающиеся лыжным спортом в спортивных школах Калининского района, были обследованы во Врачебно-физкультурном диспансере Калининского района г. Санкт-Петербурга (отделение городской поликлиники № 118).

Всего было обследовано 38 детей, занимающихся лыжным спортом (рис. 1). Среди обследуемых - 18 детей занимались в форме адаптивной физической культуры (АФК). Из них 15 детей имели диагноз ДЦП, у двух -были врожденные пороки развития (ВПР), у одного -фенилкетонурия. И 20 человек - дети без ограничений физического развития - спортсмены.

Таким образом, были сформированы 4 группы детей:

> 1 группа АФК (начальная подготовка) - 7 детей в возрасте 10 лет (т ± 1,7). Из них: 5 детей с ДЦП (у 4-х - спастическая форма ДЦП, у 1-го - атоническая); 2 ребенка с ВПР (у 1-го - ВПР позвоночника и спинного мозга, установочный сколиоз с переносом таза, у 1-го -ВПР - врожденные культи нижних конечностей).

> 2 группа АФК (тренировочный этап) -11 детей в возрасте 14,4 года (т ± 1,2). Из них: 9 детей с ДЦП (спастическая форма); один ребенок - с фенилкетонурей и один - с врожденной патологией развития позвоночника и спинного мозга - нижний вялый парапарез; дис-пластичный сколиоз 2 ст.

Тренировки 1 и 2 групп проходили от 2,5 до 6 ч в неделю.

> 3 группа - здоровые дети - 9 чел. в возрасте 8,3 года (т ± 1,5); тренировки лыжным спортом 2-3 раза в неделю по 1,5-2 ч.

Рис. 1. Схема организации обследованных групп детей и подростков

> 4 группа - здоровые дети - 11 чел. в возрасте 13,1 года (т ± 1,3); тренировки лыжным спортом 3-4 раза в неделю по 1,5-2 ч.

В рамках исследования был проведен медосмотр всех детей, в т.ч. антропометрические измерения, динамометрия, спирометрия; проводилась проба с физической нагрузкой (проба Мартине Кушелевсого - 20 приседаний за 30 с); проба Штанге ( задержка дыхания на вдохе). Осмотр детей с ограниченными возможностями здоровья включал оценку степени поражения двигательных расстройств центрального генеза, комбинированных деформаций ОДА, психоневрологических изменений (задержки речевого и умственного развития). Проба с физи-

ческой нагрузкой для групп АФК проводилась, исходя из возможностей каждого ребенка. Из полученных данных были произведены расчеты индексов: Кетле - вес тела (г) / рост (см); Робинсона - ЧСС в покое х АДс в покое /100; показателя развития мышц кисти с помощью кистевого индекса - динамометрия (кг) / масса тела (кг). Всеми участниками исследования (их родителями или доверенными лицами, в случае недостижения 15 лет) было подписано информированное согласие. Протокол исследования был одобрен этическим комитетом.

Расчеты проводились с помощью программы Statistica 10 по критерию T-Student. Различия считались достоверными при P < 0,05.

Результаты

Анализ результатов детей младшего возраста показал достоверное увеличение систолического артериального давления в покое (АДс в покое) в 1-й группе (АФК) по сравнению с третьей группой (спортсмены) - 99,28 и 86,6 мм рт.ст. соответственно; p < 0,05. Показатели диастолического давления в покое (АДд в покое) также были сопоставимы (1 группа - 61,4; 3 группа - 53,33; p > 0,05). Соответственно выявлено достоверное увеличение индекса Робинсона в группе АФК по сравнению с 3-й группой (1 группа - 79,84, третья группа - 71,95; p < 0,05). Показатели пробы Штанге были достоверно выше у здоровых детей, занимающихся лыжным спортом (рис. 2). Что касается динамометрии и индекса развития мышц кисти, то младшая группа детей (1-я АФК) и 3-я спортивная показали хорошие результаты без достоверных различий. Показатели пульса, роста и веса, индекса

исследования

Кетле, ЖЕЛ не имели достоверных различий. Среди детей старшего возраста было выявлено достоверно значимое увеличение АДс в группе АФК (2 группа -108,2; 4 группа - 98,0; p < 0,05) и достоверно значимое увеличение АДд (2 группа - 65,9; 4 группа - 54;p < 0,05). У детей 4 группы (спортсмены) показатели динамометрии как правой, так и левой руки оказались в два раза выше, чем у детей 2 группы АФК (2 группа: правая -9,5, левая - 11,39 кг; 4 группа: правая - 18,65, левая -17,5 кг; p < 0,05) (рис. 3). Соответственно и индекс развития мышц кисти был достоверно выше у лиц 4 группы (2 группа - 0,23, 4 группа - 0,36; p < 0,05). Показатели пробы Штанге также были достоверно выше у детей-спортсменов. Показатели пульса, роста и веса, индекса Кетле, ЖЕЛ не имели достоверных различий (табл. 1, 2).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

АДс в покое

АДД

Индекс Проба Робинсона Штанге

■ 1 группа (АФК)

п 3 группа u (спортсмены)

Рис. 2.

Сравнительная характеристика показателей 1 группы (АФК) и 3 группы (спортсмены)

АДс АДд Индекс Индекс Проба Робинсона кистевой Штанге

■ 2 группа (АФК)

п 4 группа (спортсмены)

С*)

Рис. 3.

Сравнительная характеристика показателей 2 группы (АФК) и 4 группы (спортсмены)

Таблица 1

Влияние занятий адаптивной физической культурой и спортом на функциональные показатели детей и подростков

Группа (индекс группы) Показатель

Пульс (ЧСС) АДс (мм рт. ст.) АДд (мм рт. ст.) Индекс Робинсона (ед.) Индекс Кетле (г/см) ЖЕЛ (л)

1-я, АФК (п1) 80,6 99,28 61,4 79,84 18,59 3,1

2-я, АФК (п2) 81,64 108,18 65,9 88,36 17,74 3,13

3-я, спортсмены (п3) 83,6 86,6 53,33 71,95 16,47 3,32

4-я, спортсмены (п4) 76,8 98 54 75,38 19,27 3,52

Достоверность различий (п1 - п3) нд (п1 - п3) < 0,05* (п1 - п3) нд (п1 - п3) < 0,05* (п1 - п3) нд (п1 - п3) нд

(п2 - п4) нд (п2 - п4) < 0,05* (п2- п4) < 0,05* (п2 - п4) < 0,05* (п2 - п4) нд (п2 - п4) нд

(п1 - п2) нд (п1 - п2) нд (п1 - п2) нд (п1 - п2) нд (п1 - п2) нд (п1 - п2) нд

Таблица 2

Показатели обследуемых детей

Группа (индекс группы) Проба с ФН (мин) Динамометрия (кг) Проба Штанге (с) Кистевой индекс (ед.)

правая рука левая рука

1-я, АФК (п1) 3 12,07 10,5 21,5 0,4

2-я, АФК (п2) 3 9,5 11,39 33,56 0,23

3-я, спортсмены (п3) 2.8 12,9 12,5 41 0,37

4-я, спортсмены (п4) 2.5 18,65 17,5 52 0,36

Достоверность различий - (п1 - п3 ) нд (п1 - п3) нд (п1 - п3 ) < 0,05* (п1 - п3 ) нд

- (п2 - п4) < 0,05* (п3 - п4) < 0,05* (п2 - п4) < 0,05* (п3 - п4) < 0,05* (п2 - п4) < 0,05* (п3 - п4) < 0,05* (п2 - п4) < 0,05* (п3 - п4) нд

- (п1 - п2) нд (1 - п2) нд (п1 - п2) < 0,05 (п1 - п2) нд

- различия достоверны при Р < 0,05.

Пояснение к таблицам 1 и 2:

1) нд - различия недостоверны; 2) *

Согласно полученным данным, дети с ограниченными возможностями здоровья (1 и 2 группа) по данным антропометрии не уступали своим сверстникам-спортсменам (3 и 4 группа). Достоверно более высокие цифры систолического, диастолического артериального давления и показателей индекса Робинсона в группах АФК, вероятно, обусловлены влиянием сочетанной патологии ОДА и психоневрологическими изменениями. Результаты пробы Штанге были достоверно выше в старшей группе АФК (2-й) по сравнению с младшей группой АФК (1-й) и достоверно выше в группах спортсменов. Что касается динамометрии (соответственно, и кистевого индекса), то у детей 1-й группы (АФК) и 3-й (спортивной) цифры были относительно высокие, но без достоверных различий; в старшей группе эти показатели были выше у спортсменов и увеличивались соответственно длительности занятий спортом. Как показатель адаптации организма

детей и подростков к физическим нагрузкам зарегистрирована хорошая реакция и время восстановления на пробу с физической нагрузкой во всех исследуемых группах.

Выводы

1. Дети с ограниченными возможностями здоровья, занимающиеся лыжным спортом по программе АФК, не отставали в физическом развитии от детей-спортсменов.

2. Показатели тренированности в группах АФК нарастали параллельно длительности занятий спортом.

3. Тренировочный эффект физических нагрузок более выражен у детей-спортсменов.

4. Систематические тренировки в виде занятий адаптивной физической культурой детей с ограниченными возможностями здоровья положительно влияли на функциональное состояние и уровень адаптации к занятиям лыжным спортом.

Массовая физическая культура и оздоровление населения

Литература

1. Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с детским церебральным параличом. - М.: Союз педиатров России, 2015. - 28 с.

2. Гросс, Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП // Курортное дело. - 2007. - № 3. - С. 13-15.

3. Латчук, В.Н., Бурлакина, О.В., Бурлакин, М.Ю. Роль туризма в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 3 (15). - С. 22-26.

4. Carlon, S.L., Taylor, N.F., Dodd, K.J., Shields, N. Differences in habitual physical activity levels of young people with cerebral palsy and their typically developing peers: a systematic review // Disabil. Rehabil. - 2013. - 35 (8). -Pp. 647-655.

5. Carroll, K, Leiser, J., Paisley, T. Cerebral palsy: physical activity and sport // Curr. Sports Med. Rep. - 2006. - 5 (6). - Pp. 319-322.

6. Majnemer, A., Shevell, M., Law, M., Birnbaum, R., Chilingaryan, G., Rosenbaum, P., Poulin, C. Participation

and enjoyment of leisure activities in school-aged children with cerebral palsy // Dev. Med. Child Neurol. - 2008. - 50 (10). - Pp. 751-758.

7. Miller, L., Ziviani, J., Ware, R., Boyd, R. Does context matter? Mastery motivation and therapy engagement of children with cerebral palsy // Phys. Occup. Ther. Pediatr. -2016. - 36 (2). - Pp. 155-170.

8. Thomas, R., Johnston, L., Sakzewski, L., Kentish, M., Boyd, R. Evaluation of group versus individual physiotherapy following lower limb intra-muscular Botulinum toxin-type an injections for ambulant children with cerebral palsy: a single-blind randomized comparison trial // Res. Dev. Disabil. - 2016. - No. 53-54. - Pp. 267-278.

9. Van Brussel, M., Van Der Net, J., Hulzebos, E., Helders, P., Takken, T. The Utrecht approach to exercise in chronic childhood conditions: the decade in review // Pediatr., Phys., Ther. - 2011. - No. 23 (1). - Pp. 2-14.

10. Wind, W.M., Schwend, R.M., Larson, J. Sports for the physically challenged child // J. Am. Acad. Orthop. Surg. -2004. - 12 (2). - P. 126.

References

1. Union of pediatricians of Russia (2015), Federal clinical recommendations for providing medical care to children with cerebral palsy, Moscow: Union of pediatricians of Russia, 20 p.

2. Gross N.A. (2007), Development of motor skills in children with cerebral palsy, Kurortnoe delo, no. 3, pp. 13-15.

3. Latchuk, V.N., Burlakina., O.V and Burlakin, M.Yu. (2006), Role of tourism in the rehabilitation of disabled children and children with disabilities, Korrekcionnaya pedagogika, no. 3 (15), pp. 22-26.

4. Carlon, S.L., Taylor, N.F., Dodd, K.J. and Shields, N. (2013), Differences in habitual physical activity levels of young people with cerebral palsy and their typically developing peers: a systematic review, Disabil. Rehabil., no. 35 (8), pp. 647-655.

5. Carroll, K., Leiser, J. and Paisley, T. (2006) Cerebral palsy: physical activity and sport, Curr. Sports Med. Rep, no. 5 (6), pp. 319-322.

6. Majnemer, A., Shevell, M., Law, M., Birnbaum, R., Chilingaryan, G., Rosenbaum, P. and Poulin, C. (2008),

Participation and enjoyment of leisure activities in school-aged children with cerebral palsy, De. Med. Child Neurol, no. 50 (10), pp. 751-758.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Miller, L., Ziviani, J., Ware, R. and Boyd, R. (2016), Does context matter? Mastery motivation and therapy engagement of children with cerebral palsy, Phys. Occup. Ther. Pediatr, no. 36 (2), pp. 155-170.

8. Thomas, R., Johnston, L., Sakzewski, L., Kentish, M. and Boyd, R. (2016), Evaluation of group versus individual physiotherapy following lower limb intra-muscular Botu-linum toxin-type a injections for ambulant children with cerebral palsy: a single-blind randomized comparison trial, Res. Dev. Disabil., no. 53-54, pp. 267-278.

9. Van Brussel, M., Van Der Net, J., Hulzebos, E., Helders, P. and Takken, T. (2011), The Utrecht approach to exercise in chronic childhood conditions: the decade in review, Pediatr. Phys. Ther, no. 23 (1), pp. 2-14.

10. Wind, W.M., Schwend, R.M. and Larson, J. (2004), Sports for the physically challenged child, J. Am. Acad. Orthop. Surg, no. 12 (2), p. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.