Научная статья на тему 'Влияние закаливания на адаптивную способность организма человека'

Влияние закаливания на адаптивную способность организма человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1984
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКАЛИВАНИЯ / АДАПТАЦИЯ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-8 ЛЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тагиров Н. С., Атлуханова Т. М., Султанова Ж. И.

В работе показано положительное влияние закаливания на организм человека независимо от пола, а также доказательства высокой эффективности занятий закаливанием с детьми школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние закаливания на адаптивную способность организма человека»

ВЛИЯНИЕ ЗАКАЛИВАНИЯ НА АДАПТИВНУЮ СПОСОБНОСТЬ

ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

к. б.н. Тагиров Н. С., Атлуханова Т. М., Султанова Ж. И.

Филиал ИвГУ в г. Дербенте

В работе показано положительное влияние закаливания на организм человека независимо от пола, а также доказательства высокой эффективности занятий закаливанием с детьми школьного возраста.

Ключевые слова: закаливания, адаптация, дети школьного возраста 6-8 лет, эффективность занятий.

Человеческий организм постоянно подвергается разнообразным воздействиям внешней среды. К факторам внешней среды относятся воздух, солнце и вода. Каждый знает, что условия внешней среды не остаются постоянными.

Под закаливанием принято понимать способность организма быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

Закаливание основано на способности организма отвечать определенными реакциями на всевозможные раздражения внешнего мира: температурные, световые, механические

[2.3]. Эти раздражители через кожу воздействуют на нервную систему, «тренируют» ее, делают устойчивой к неблагоприятным воздействиям внешней среды [2,6].

Все раздражители многократно повторяются одновременно, постепенно изменяясь в силе, организм привыкает, т. е. приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды

[1.4].

Систематическое закаливание укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, работу всех органов и систем [1,4,5].

В связи с вышеизложенным, целью наших исследований явилось изучение влияния закаливания на адаптивную способность организма человека.

Материал и методы исследования.

В исследованиях приняли участие 50 детей школьного возраста 6-8 лет г. Дербента, имеющие разные группы здоровья. Одни дети из I группы, где проводились занятия закаливанием, и другая - II группа с детьми, практически не занимающимися закаливанием.

Применялись следующие способы закаливания:

водные процедуры; солнечные ванны; купание в море.

У детей изучались различные показатели:

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), Определение максимального потребления кислорода (МПК), Окружность грудной клетки (ОКГ), Количество пропущенных по болезни дней.

Результаты исследования.

I эксперимент

Оценка физического здоровья детей базировалась на измерении основных физиологических систем, антропометрических данных, на результатах реакции основных физиологических систем в ответ на закаливание. В таблице 1 приведены некоторые показатели развития дыхательной системы и заболеваемости детей, участвующих в эксперименте.

Мальчики.

Возраст 6 лет.

Как показали результаты исследования, жизненная емкость легких (ЖЕЛ/ вес, мл/кг) у детей 1 и 2 групп здоровья существенно различается. У детей, занимающихся закаливанием, она выше и составляет 60,6 мл/кг, у других - 56,2 мл/кг.

Пневмотахометрия у детей 1-й группы составляет на выдохе 1,76 л/с, на вдохе - 1,36. У детей 2-й группы эти показатели значительно ниже и составляют 1,35 л/с на выдохе и 0,91 на вдохе.

Определение максимального потребления кислорода (МПК/Вес, мл/мин/ кг) показало, что у детей 1-й группы этот показатель выше по сравнению с детьми из второй группы - 58,6 против 46,5 соответственно.

Окружность грудной клетки (ОКГ, см) у детей 1-й группы составляет 32,5 см и 29,1 -

у 2-й.

Количество пропущенных по болезни дней составляет 3,2 дня у детей 1-й группы и 14,6 у 2-й.

Все эти величины также изменяется в возрасте 7- 8 лет.

Девочки.

Возраст 6 лет.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ/ вес, мл/кг) у девочек существенно различается. У детей, занимающихся закаливанием, она выше и составляет 56,6 мл/кг, у других 51,4 мл/кг.

Пневмотахометрия у девочек составляет на выдохе 1,71 л/с, на вдохе - 1,3 в 1-й группе, и 1,2 л/с на выдохе, 1,0 на вдохе во 2-й группе.

Максимальное потребление кислорода (МПК/Вес, мл/мин/ кг) у детей 1-й группы выше по сравнению с детьми из второй группы - 44,1 против 38,5 соответственно.

Окружность грудной клетки (ОКГ, см) у девочек 1-й группы составляет 39,1 см у детей 1-й группы и 38,7 у 2-й.

Таблица 1.

Некоторые показатели развития дыхательной системы заболеваемости детей ___________________________разного возраста и уровня здоровья________________________

Пол Воз- раст, группа здоровья ЖЕЛ/ вес, мл/кг Пневмотахометрия МПК/Ве с, мл/мин/ кг ОКГ, см Количество пропущенных по болезни дней

выдох, л/с вдох, л/с

М 6 I 60,6 1,76 1,36 58,6 32,5 3,2

А

Л II 56,2 1,35 0,91 46,5 29,1 14,6

Ь 7 63,3 3,1 2,5 54,3 39,1 2,6

Ч

И II 57,4 2,6 1,8 41,3 35,8 11,3

К 8 63,6 4,1 3,6 55,1 57,1 3,6

И

II 57,8 3,5 3,2 41,1 52,6 9,6

Д 6 56,6 1,71 1,3 44,1 39,1 3,6

Е

В II 51,4 1,2 1,0 38,5 38,7 8,0

О 7 58,1 3,08 2,6 45 40,2 2,1

Ч

К II 51,1 2,56 2,3 36,0 37,9 11,5

И 8 56,4 3,5 3,1 42,1 45,1 2,8

II 51,1 3,13 2,78 35,6 42,1 12,1

Количество пропущенных по болезни дней составляет 3,6 дня у детей 1-й группы и 8,0 у 2-й.

Все эти величины также изменяются в возрасте 7- 8 лет.

Из анализа данных видно, что по мере снижения уровня здоровья и роста заболеваемости, наиболее значимые изменения зарегистрированы у величин МПК. Достоверные различия в величинах МПК (р< 0,05) наблюдались как между мальчиками, так и между девочками одного возраста, имеющими I и II группы здоровья. Достоверность различий станови-

лась более выраженной (р<0,001) при дальнейшем снижении уровня физического здоровья.

При сравнении возрастных особенностей занятий закаливанием показано, что у всех детей независимо от возраста отмечено положительное улучшение изучаемых показателей.

В результате эксперимента было показано положительное влияние закаливания на организм человека независимо от пола.

II эксперимент

Группа детей, ранее не закалявшихся, ежедневно по 10 минут проводили обтирание холодной водой. Так продолжалось 10 дней. Самочувствие детей определяли по 5-бальной шкале (5 баллов - отличное, 4-балла - хорошее, 3 балла - удовлетворительное, 2 - плохое, 1 - болезненное состояние).

Результаты эксперимента показали, что в первые дни состояние ухудшилось, но постепенно к концу эксперимента проявления простуды исчезли (рис.1). Организм адаптировался к охлаждению. Таким образом, в результате этого эксперимента показано благотворное и оздоровительное действие закаливания на организм детей.

Результаты проведенных исследований выявили вполне достаточно фактов для доказательства высокой эффективности занятий закаливанием с детьми школьного возраста.

Дни

Рисунок 1. Состояние самочувствия детей в ходе эксперимента

Выводы:

1. При сравнении возрастных особенностей занятий закаливанием показано, что у всех детей независимо от возраста отмечено положительное улучшение изучаемых показателей.

2. В результате эксперимента было показано положительное влияние закаливания на организм человека независимо от пола.

3. Результаты проведенных нами исследований выявили вполне достаточно фактов для доказательства высокой эффективности занятий закаливанием с детьми школьного возраста.

Литература

1. Гаркави Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону. Ростовский ун-т.: 1977.

2. Куликов Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. М. ФОН.: 1995.

3. Леви-Гориневская Е. Г. и Быкова А. И. Закаливание организма ребенка. М.: 1992.

4. Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека. М.: 1997.

5. Островская И. М. Закаливание детей. // Сестра-воспитательница дет яслей и млад. групп яслей-садов. Под ред. М. Д. Ковригиной. М.: 1993. С. 134.

6. Парфенов А. П. Закаливание человека. Л.: 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.