Научная статья на тему 'Влияние высотных доминант на формирование архитектурного облика исторического центра города Москвы'

Влияние высотных доминант на формирование архитектурного облика исторического центра города Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
758
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ДОМИНАНТА / ВЫСОТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Джасим Сумайях Лайидж

Суть данной работы, заключается именно в необходимости проанализировать связь ландшафта и панорамы города с возведением высотных зданий. Таким городом будет Москва, поскольку именно историческая градостроительная особенность ландшафта и облика этого города, прослеживают тенденцию точечной застройки высотными доминантами, чтобы подчеркнуть всю основную градостроительную массу всевозможных невысоких сооружений. Размещение высотных доминант в структуре крупных городов стало отличительной чертой современных градостроительных преобразований в условиях активной урбанизации. Прежде всего это связано с быстрыми темпами развития науки, техники и информационных технологий. Достижения научно-технического прогресса минимизируют области приложения физического труда населения. Большое количество людей занято в высокотехнологичных производствах . Приток населения в крупные города и мегаполисы из провинций, является только одним из факторов появления большого количества высотных зданий в структуре связанный с процессами глобализации. Несомненно, высотные здания играют важную роль в формировании пространственно-планировочной структуры города и его силуэта, который в 21 веке является частью бренда города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние высотных доминант на формирование архитектурного облика исторического центра города Москвы»

Влияние высотных доминант на формирование архитектурного облика исторического центра города Москвы

О)

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Джасим Сумайях Лайидж

аспирант, кафедра «Урбанистика и теория архитектуры», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», sumaya_arch@yahoo.com

Суть данной работы, заключается именно в необходимости проанализировать связь ландшафта и панорамы города с возведением высотных зданий. Таким городом будет Москва, поскольку именно историческая градостроительная особенность ландшафта и облика этого города, прослеживают тенденцию точечной застройки высотными доминантами, чтобы подчеркнуть всю основную градостроительную массу всевозможных невысоких сооружений. Размещение высотных доминант в структуре крупных городов стало отличительной чертой современных градостроительных преобразований в условиях активной урбанизации. Прежде всего это связано с быстрыми темпами развития науки, техники и информационных технологий. Достижения научно-технического прогресса минимизируют области приложения физического труда населения. Большое количество людей занято в высокотехнологичных производствах . Приток населения в крупные города и мегаполисы из провинций, является только одним из факторов появления большого количества высотных зданий в структуре связанный с процессами глобализации. Несомненно, высотные здания играют важную роль в формировании пространственно-планировочной структуры города и его силуэта, который в 21 веке является частью бренда города.

Ключевые слова: Строительство, доминанта, высотное строительство, архитектурный облик, городская черта.

Актуальность

Тема о влиянии высотных доминант на облик города, поднималась, неоднократно, но насколько глубоко влияет высотная доминанта на структуру ландшафта конкретного города, мало кем обсуждалось.

Но на фоне изменения исторических градостроительных предпочтений в разные эпохи существования Москвы, были приняты, по моему мнению, критические нормы «гигантомании», где происходит уничтожение исторически устоявшихся сооружений с нормами невысотного строительства.

К сожалению, в 21 веке происходит процесс уплотнение населения в городских центрах, связанно это с экономическими потребностями населения.

Москва имеет более выгодную экономическую позицию по сравнению с другими городами Российской Федерации, например высокие зарплаты, и другие немаловажные перспективы.

На фоне данной тенденции градостроители спроектировали центры, на примере Москва-сити, это возведенный высотный комплекс.

О данном комплексе и пойдет речь о влиянии высотных доминат, так и пойдет речь об прошлых подобных проектах, как и вошедших в жизнь сегодняшнего населения города Москва, так и те грандиозные проекты прошлого столетия, которые так и остались в виде проектных эскизов.

Цель - раскрытие проблемы застройки высотными доминантами исторического районного центра Москвы.

Задачи - определить исторические аспекты влияния высотного строительства на облик исторического центра города, так же определить принципы застройки высотными доминантами в современное время.

Архитектурный облик исторического центра-это образы, виды города, отражающие его исторические и культурные традиции и своеобразие городской среды.

Исторические предпосылки появления высотных доминант в Москве

Внешний вид Москвы начала ХХ века во многом определялся тем, что имело место развития архитектурного стиля «модерн», здания которого далеко не всегда гармонично сочетались со зданиями, построенными ранее. Также облик хаоса создавали многочисленные расписные железные вывески магазинов, в большом количестве расположенные на центральных улицах. Они часто закрывали не только первый этаж, но и почти весь фасад исторических зданий. Также рекламу можно было увидеть на крышах трамваев и грузовых повозках.

Рисунок 1 -Вид на Никольскую улицу Москвы начала 20 века [1]

Среди высотных доминант, которые на тот момент формировали новые черты Москвы, можно отметить: Ярославский вокзал, особняк Рябушинского на Малой Никитской (1908 г.) и особняк Дерожинской (1901-1902 гг.) авторства Ф. О. Шехтель, дом О. Листа (1898-1999) и особняки на Остроженке и Большой садовой (1900-1903 гг.) авторства Л.Н. Кекушева и многие другие.

Рисунок 2 - Схема сталинских высоток [2]

Период 30-е - 50-е года 20 века . Послереволюционный период для Москвы был временем огромного индустриального строительства в Москве, коренного преобразования столичной

промышленности, развития тяжёлой индустрии, производящей средства производства. В Москве разворачивается сооружение мощных машиностроительных, металлургических предприятий.

В начале 1947 года было принято Постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий» [3]. Речь шла о восьми высотках, которые должны были стать достойным окружением будущего Дворца. Семь из них действительно заняли свое место на карте Москвы, а одна -административное здание в Зарядье - не была построена, и на ее месте в 1964 году появилась гостиница «Россия».

Что касается реализованных проектов, то самый масштабный из них - главный корпус МГУ на Воробьевых горах (1953) - 240 метров, включая высоту шпиля.

В 1953 году было сдано высотное здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади [4]. А вот гостиницу «Украина» с жилыми боковыми корпусами (вторую по высоте после здания МГУ) только начали возводить.

Годом ранее, в 1952-м, было достроено жилое здание на 700 квартир на Котельнической набережной, ставшее домом для многих деятелей советского искусства и прославившееся культовым кинотеатром «Иллюзион». В том же году было возведено и административно-жилое здание на площади Красные Ворота, в стенах которого расположилось Министерство транспортного машиностроения, два жилых корпуса на 270 квартир и один из вестибюлей станции метро «Красные ворота».

В 1954 году были сданы еще два московских небоскреба - жилой дом на 456 квартир на Кудринской площади (в то время площадь Восстания) и гостиница «Ленинградская» на 330 номеров (с 2008 г. Hilton Moscow Leningradskaya) -самая маленькая из «семи сестер», компенсировавшая небольшой рост роскошным декором интерьеров [5].

Строительство гостиницы «Украина» (с 2010 г. Radisson Royal Hotel Moscow), которую мы упоминали выше, закончилось в 1957 году, в это же время был закрыт весь проект по возведению «сталинских высоток», а чуть позже принято окончательное решение-отказ от строительства Дворца Советов. В качестве утешительного приза Москва получила во временное пользование бассейн имени себя и гостиницу «Россия» (на месте Дворца Советов и административной высотки в Заря-дье соответственно) [6].

Активные преобразования исторического центра Москвы города, начались в период с 1931 по 1960 годы, примером таких амбициозных проектов высотных зданий в структуре Москвы, являлось проведение открытого конкурса на проект «Дворец Советов», который пред-

х

X

о го А с.

X

го m

о

м о

to

О)

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

ставлял невероятный по высоте объект, задуманный И.В. Сталиным.

Период 60-90-е года 20 века

В 60-е годы прошлого века была построена Останкинская телебашня высотой 535 метров — на тот момент самое высокое сооружение в мире. Тогда же возвели Новый Арбат. К Олимпиаде 1980 года в Москве появились высотные гостиницы — 30-этажные «Измайлово» и «Молодежная», 28-этажный «Космос» и другие. Все эти объекты строились в виде исключения, по директивам центральных органов власти или прямым указаниям руководителей страны.

Период 90-х годов 20 века

Началось эпоха обильного строительства в Москве. Вновь возрождался, снесенный в советское время Храм Христа Спасителя, восстанавливались многие церкви и храмы не только в Москве, но и по всей России. На Красной площади заново отстроили, снесенные советской властью в 20-х годах, Иверские ворота. После событий 1993 года, было отреставрировано здание Белого дома. Начинается огромная реконструкция транспортного кольца МКАД, которая становится на протяжении всего участка современной скоростной автодорогой.

Период 2000-х годов 21 века

Самый престижный проект столицы — Московский международный деловой центр «Москва-Сити» с 19 небоскребами. Почти половина высоток здесь уже построена. Готовится к сдаче башня «Евразия» (309 м). Самым высоким зданием Сити будет «Башня Восток» комплекса «Федерация», которая по окончании строительства в 2015 году достигнет 340 м. «Евразия» и «Башня Восток» войдут в мировой список сверхвысоких зданий. От самого амбициозного проекта — башни «Россия» (612 м) — пришлось отказаться: не нашлось инвесторов.

Методика исследования

По Линчу структура среды во многом определяется исторически сформировавшимися социально-экономическими отношениями и культурными нормами, и то, что само человеческое восприятие предопределено социально[8].

Среда у Линча выступает как нечто целостное, почти не поддающееся расчленению. В подчеркивании этого есть полемика с традиционно архитекторским стремлением к «произведению архитектуры», которое выступает не столько как часть более обширной системы, сколько как замкнутый, «истинный в себе» самодостаточный мир (а иногда и как продукт самоутверждения зодчего, проекция его личности на окружающий мир). Но ведь любая среда реализуется через уровень архитектурных и дизайнерских решений, через объекты, входящие в нее как элементы. Линч этот уровень почти иг-

норирует (почти, поскольку объекты дизайна и детали сооружений в его концепции фигурируют в общем достаточно широко, сооружение же как подсистема среды почти не возникает).

Книга «Образ города»[8] расширяет концепцию, рассматривая город как грандиозный системный объект, существующий в потоке времени, непрерывно изменяющийся и несущий в себе следы преемственности культуры и единства исторического процесса. Среда здесь выступает уже как своеобразный код, которым фиксируется «образ города»—образ, расширяющий представление человека о настоящем связью с прошлым и надеждами на будущее. Отказ автора от традиционных форм и рамок исследования, определяемых или чисто пространственными, или исключительно временными категориями, позволил разносторонне охарактеризовать природу и сущность той системной целостности, какой является город.

Позиция, занятая здесь К. Линчем, дала возможность показать внутреннюю связанность проблем сохранения культурного наследия с актуальными проблемами современности и перспективами развития городов. Временное измерение, введенное К. Линчем в анализ предметно-пространственного окружения человека, естественно подводит к причинности явлений. Город уже не может рассматриваться только как пространственная система. В сфере внимания неизбежно оказываются механизмы взаимосвязи между становлением физических форм среды и социальной динамикой общества.

Линч говорит о сохранении следов прошлого в современных городах, подчеркивая, однако, что это не самоцель. Сохранять информацию об ушедшем и контролировать современность в конечном счете нужно для того, чтобы сформировать наш образ будущего. Стремление утвердить направлен- ность исторического процесса в формах материального окружения — лейтмотив, проходящий через всю методику формирования исторического центра города. Линч полагает, что градостроительство, исходящее в своих задачах из действий и поведения людей, должно рассматривать их организацию не только в пространстве, но и во времени, оно должно стать одной из форм управления изменениями деятельности и связанного с ней окружения.

Позже Линч не ограничивается формулировкой исходных принципов идеальной методики проектирования. Он предлагает детально разработанные перечни проектных задач, которые, с его точки зрения, следует ставить, и критерии, которым должны удовлетворять решения проектировщиков. При этом принципы анализа среды и методов проектирования формулируемые Линчем, привязаны конкретно к современной Америке, но универсальны в своей основе. Он

предлагает для развивающихся систем своеобразный «проект-процесс». Его основа — каркас замысла, охватывающим всю территорию региона и намечающий тенденции развития среды и управления ею, абстрагированные от конкретности формы.

Исторический центр города - это продукт деятельности множества застройщиков, постоянно изменяющих его структуру на основе собственных соображений. Будучи в общих очертаниях какое- то время стабильной, эта структура вечно изменяется в деталях, а ее рост и форма поддаются контролю только частично. Здесь не бывает окончательного результата — только непрерывная последовательность состояний.

Вклад К. Линча в теорию городского планирования - это разработка теории городской формы: как воспринимают городскую среду жители; каковы последствия этого для проектирования городов.

Значимые идеи К. Линча в контексте разрабатываемой автором темы:

• Идея образоспособности среды (imageability). Образоспособность (вообрази-мость) - качество физического объекта, которое дает высокую вероятность пробуждения сильного образа в каждом конкретном наблюдателе. Это могут быть форма, цвет, порядок, которые облегчают создание ярких и мощных ментальных образов среды [9,10].

• Идея четкости и понятности среды (legibility) - читаемость визуального городского образа. Под этим понимается легкость, с которой можно распознать его части и соединить в связное содержание .

К элементам городского образа Линч относит пути, границы, районы, узлы и ориентиры.

Говоря о проектировании элементов формы города, Линч считает, что образ «ключей» к городскому проектированию можно обобщить по нижеследующим качествам формы (это категории прямого интереса в проектировании, так как они описывают качества, с которыми дизайнер может работать).

1. Своеобразие или яркость фигуры-фона: резкость границы; закрытость; контраст поверхности, формы, интенсивности, сложности, размера, использования, расположения. Контраст может существовать по отношению к непосредственному окружению или к опыту наблюдателя. Это качество, которое идентифицирует элемент, делает его запоминающимся и живым.

2. Простота формы: ясность и простота видимой формы в геометрическом смысле, ограничение частей (как четкость решетки, прямоугольника).

3. Непрерывность: продолжительность границы или поверхности; близость частей (в кластере зданий); повторение ритмических интер-

валов (паттерн улица-угол); похожесть, аналогия или гармония поверхности, формы, использования. Эти качества облегчают восприятие комплексной физической реальности и даруют единую идентичность.

4. Доминирование: доминирование одной части над другими путем размера, интенсивности, интересноти, что приводит к прочтению целого как принципиальной особенности всего кластера. Это качество, как и непрерывность, позволяет осуществить необходимое упрощение образа через отбрасывание второстепенных элементов и категоризацию.

5. Ясность соединения: высокая видимость соединений и швов; ясность соотнесенности и взаимосвязанности. Эти соединения - стратегические моменты формирования структуры, которые должны быть хорошо заметны, так как от их восприятия зависит восприятие целого.

6. Направленческая дифференциация: асимметрия, отклонения и радиальные связи, которые отличают один конец от другого (один конец пути - в горы, другой - к центру); или одну сторону от другой (как здания, выходящие на парк); или одно направление от другого.

7. Визуальные границы: качества, которые усиливают уровень и проникновение в'идения актуально либо символически. Это включает прозрачность (стекло или здание на сваях); наложения; панорамы, которые усиливают глубину видения (панорамные виды), и т.д. Все эти качества облегчают восприятие большого и сложного целого, увеличивая эффективность видения: его масштаб, проникновение, силу.

8. Осознание движения: качества, которые делают разумным для наблюдателя и визуально, и кинестетически его актуальное и потенциальное движение.

9. Временные серии: серии, которые воспринимаются со временем, включая и простые предметные связи, где один элемент просто привязан к двум элементам до и после него (как в случае детализированных достопримечательностей), а также серии, которые действительно структурированы во времени и тем самым мелодичны по природе (как достопримечательности, которые усиливают интенсивность формы до кульминации).

10. Названия и значения: нефизические характеристики, которые могут усилить образность элемента. Названия важны для кристаллизации идентичности. Значения и ассоциации конституируют целостную картину, лежащую за физическими свойствами. Они значительно усиливают такие предположения относительно идентичности или структуры .

Перечисленные качества проявляются не изолированно, а в целостности образа,т.е должны проявляться комплексно.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

to

О)

о

см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

Четкий и полный образ всего региона метропо-лиса - это фундаментальное требование в будущем, считает К. Линч. Если такой образ будет разработан, он поднимет восприятие города на новый уровень - уровень, соразмерный с современной функциональной единицей. Организация образа такого масштаба ставит совершенно новые проблемы перед дизайном (табл. 1).

Таблица 1

Образ города (К. Линч) Пять визуальных элемен тов:

пути (трассы перемеще ний в городе), края (границы), районы (выделяемые человеком),

ориентиры (визуальные) узлы (места, где нужно принимать решение о дальнейшем перемеще^ нии)

Влияние высотных доминант на градостроительное развитие Москвы и ее архитектурного облика

Анализ построенных, проектируемых и предлагаемых в качестве концепций высотных объектов в нашей стране и за рубежом показывает, что чаще всего в них функционально-образующими элементами являются жилые, гостиничные, административные помещения. Кроме указанных, это могут быть учебные, медицинские, библиотечные помещения, проектируемые в высотных зданиях реже, и производственные, которые потенциально могли бы в них проектироваться в перспективе. Типы, номенклатура, требования к безопасности и правила проектирования для каждого из этих помещений в отдельности уже выявлены п регламентированы соответствующими строительными нормами п правилами: СНнП 31-01-2003, СНи11 2.08.02-89, СНнП 31-05-2003, СНиП21-02-99. Между тем типологические требования к высотному зданию, которое включает данные помещения, ещё не сформированы.

Городская комплексная инвестиционная программа "Новое кольцо Москвы", одобренная постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 1999 г. N 80 "О реализации городской комплексной инвестиционной программы "Новое кольцо Москвы", является одной из важнейших программ социально-экономического развития Москвы на период до 2020 года и предусматривает строительство высотных многофункцио-

нальных комплексов в срединно-периферийном поясе города.

Проведенный врамках программы градостроительный анализ позволил решить следующие задачи:

- архитектурно-пространственные и функционально-планировочные предпосылки размещения высотной застройки на территории города;

- определение градостроительных ограничений размещения высотной застройки;

- оценка эффективности использования территорий г.Москвы для размещения новой высотной застройки;

- подбор участков возможного размещения высотных комплексов;

- отбор участков рекомендуемого размещения на основании анализа и оценки непосредственного градостроительного окружения участков, экологической обстановки в зоне их размещения и сложности их освоения;

- разработка градостроительных рекомендаций по этажности новых комплексов и функциональной ориентации их нежилой части[11].

Проведенный градостроительный анализ позволил решить следующие задачи:

- архитектурно-пространственные и функционально-планировочные предпосылки размещения высотной застройки на территории города;

- определение градостроительных ограничений размещения высотной застройки;

- оценка эффективности использования территорий г.Москвы для размещения новой высотной застройки;

- подбор участков возможного размещения высотных комплексов;

- отбор участков рекомендуемого размещения на основании анализа и оценки непосредственного градостроительного окружения участков, экологической обстановки в зоне их размещения и сложности их освоения;

- разработка градостроительных рекомендаций по этажности новых комплексов и функциональной ориентации их нежилой части.

Морфологические особенности формирования высотных доминант в структуре центра Москвы

Формирование застройки высотными зданиями определенного участка города, например, Москва Сити, представляет собой архитектурный «микс» различных по высоте и объему высотных зданий.

Высотное строительство в Москве в последний год происходило в траектории заданной два-три года назад - постепенное завершение небоскребов в строительства Москва-Сити, запуск и реализация проектов жилых небоскребов до 200-250 метров в остальных районах города и сохранение вопроса о башне 500+ метров.

Рисунок 3 - Схема плана до строительства Москва-Сити: до, после[12]

Единственным реально строящимся объектом в Москва-Сити в 2017-18 гг. был комплекс из двух небоскребов «Neva Towers» (345 м., 79 эт. и 297 м., 65 эт.). К началу июня башня А по ядру превысила 300 м (72 этаж), став шестым сверхвысоким небоскребом в Москве. Меньшая из башен комплекса также активно возводится, к н.в. она достигла уровня 25 этажей. Радует лаконичное остекление фасадов здания новых небоскребов[13].

Все-таки сверхплотное расположение столь высоких зданий в Москва-Сити ограничивает восприятие отдельного здания, они сливаются в один громадный стеклянный мегалит. Небоскребы Сити воспринимаются на отдалении как одна структура, которая сини-серо-зеленых цветов стекла. С одной стороны это невероятно внушительно, но с другой теряется красота каждого отдельного здания, усложняется восприятие их архитектурных достоинств, они теряют идентичность и вообще теряются в нагромождении своих соседей. К примеру, внутри более высоких зданий потерялся комплекс Федерация. Он должен был стать доминантой, а оказался заставлен соседями. Также ушла в тень башня «Евразия».

На набережной Москва-реки «Донстрой» завершил фасады комплекса «Сердце столицы». Включающего в т.ч. две башни по 42 этажа, но благоустройства и набережной так и не выполнил.

Остальные здания в рамках Большого Сити в основном высотой от 15 до 30 этажей и они являются необходимым фоном, чтобы сгладить общий архитектурный образ ММДЦ.

Постановка эксперимента

Анализ влияния высотных доминант на формирование архитектурного облика исторического центра города Москвы будет основан на методе К. Линча по формированию исторического центра города.

Более конкретно, применимо к исторической застройке центра города, можно структуировать метод Линча следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Кевин Линч Исторический центр города как

пути путешествие

границы фокус-точки ориентации

районы связывающие их пути

узлы Исторический центр города как

доминанты иерархическая структура важнейшие точки и пути - скелетная структура окружающие их ареалы - следующие этажи иерархии (дерево графов) Результат - четкая иерархия узнаваемых мест и «черные дыры» Соотвествие №80-ПП

Выводы

Высотные здания, расположенные в черте города, в частности Москвы, не только меняют внешний вид города, но и оказывают влияние на такие аспекты как социально-экологический эстетический и другие. Рассмотрим каждый в отдельности.

Что касается социально-экологического аспекта, то здесь все тесно связано друг с другом. С одной стороны, строительство высотных зданий дает больше возможности - это экономия городской территории (земли) за счет того, что здания строятся вверх и занимают меньшую площадь, чем здания, которые строятся в длину. Это обеспечивает свободу размещения на свободных городских территориях важных объектов инфраструктуры- других построек, дорог, места для озеленения и так далее. Возможности размещения большого количества населения у высотных строений тоже больше и это касается как офисных зданий, так и жилых построек, что является важным для населения города [14].

Однако существует ряд сложностей, связанных с тем, что высотные здания значительно сложнее в обслуживании и эксплуатации, осо-

X X

о го А с.

X

го m

о

м о

to

О)

о

СЧ

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

бенно с точки зрения безопасности. В первую очередь, это касается пожарной безопасности-ликвидация пожара в высотном здании, особенно на высоте птичьего полета, задача крайне непростая и горящее высотное здание наносит огромный экологический ущерб.

Также, высотное здание более сложный объект с точки зрения соблюдения городской комплексной застройки, поэтому все здания и проекты должны соответствовать №80-ПП.

С точки зрения эстетического аспекта, высотные доминанты несомненно благотворно влияют на облик города, создавая более представительный и величественный стиль, особенно, если смотреть на вид города сверху.

Однако они должны быть построены в соответствии с общим архитектурным обликом города и вписываться в его ландшафт таким образом, чтобы не была негативным образом затронута историческая часть города, чтобы старые исторические дома и церкви не были закрыты высотками и не нарушался общий стиль [15].

Литература

1. https://moscowchronology.ru/Nikolskaya.html

2.

http://900igr.net/prezentacija/geografija/moskva-v-

20-21-vekakh-251504/stalinskie-vysotki-sem-

vysotnykh-zdanij-postroennykh-v-moskve-v-21.html

3. Architecture of the Stalin Era. New-York, Riz-zoli publishing, 1992; С. 167

4. Cooke C. Soviet architectural competitions, 1920s 1930s. - London: Phaidon press, 1992. - С. 117.

5. Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. — Prinston (N. Y.): Prinston Univ. press, 1973. —С. 662.

6. The Houses of Parlament: History. Art. Architecture / Christine Riding, Jacqueline Riding. London: Merrell, 2000. - С. 288.

7. https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/ moskva/ hram-hrista-spasitelya

8. Линч К. Образ города / Пер. с англ. В. Л. Глазычева; Спет. А. В. Иконни^; Под род. А. В. Иконникова. — М.: Стрейиздлт, 1982. — 328 с., ил. — Перевод изд.: The linage of the City / Kevin Lynch.— The M. I. T. Press,

9. Higgit Nancy C. and Memken Jean A., 2001. «Understanding Neigh orhoods»//Housing and Society 28, 1,2. - Рp. 29-46 (Нэнси С. Хиггит и Джин Э. Мемкен, 2001. «Понимание жилых рай-онов»//Жилищное строительство и общество 28, 1,2. - Стр. 29-46).

10. Heismath Clovis, 1977. Behavioral Architecture: Toward an Accounta le Design Process. -N.Y.: McGraw-Hill (Кловис Хейсмас, 1977. «Архитектура поведения: на пути к ответственному проектированию». - Нью-Йорк: МакГроу Хилл).

11. https://www.mos.ru/authority/documents/doc/2

12. http://nevsedoma.com.ua/index.php7newsid

13. https://mingitau.livejournal.com/303565.html

14. Путерман Л. Сборник статей. Санкт-Петербург, 2009. - С.14

15. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю., Э.А. Шевченко. Основы ланирования. Издательство АСВ Москва. 2012, т.1. -С.18, 154.

The influence of high-rise dominants on the formation of the architectural appearance of the historical center of Moscow Jasim Sumayah Layij,

Volgograd State Technical University

The essence of this work is the need to analyze the relationship between the landscape and the panorama of the city with the construction of high-rise buildings. Such a city will be Moscow, because it is the historical urban feature of the landscape and the appearance of this city that traces the trend of point building with high-rise dominants to emphasize the entire main urban mass of all kinds of low buildings. The placement of high-rise dominants in the structure of large cities has become a distinctive feature of modern urban planning transformations in the context of active urbanization. First of all, this is due to the rapid development of science, technology and information technology. Achievements of scientific and technological progress minimize the areas of application of physical labor of the population. A large number of people are employed in high-tech industries. The influx of population into large cities and metropolitan areas from the provinces is only one of the factors behind the appearance of a large number of high-rise buildings in the structure associated with the processes of globalization. Undoubtedly, high-rise buildings play an important role in shaping the spatial-planning structure of the city and its silhouette, which in the 21st century is part of the brand of the city. Keywords: Building, landmark, tall building, architectural form, urban hell.

References

1. https://moscowchronology.ru/Nikolskaya.html

2. http://900igr.net/prezentacija/geografija/moskva-v-20-21 -vekakh-251504/stalinskie-vysotki-sem-vysotnykh-zdanij-postroennykh-v-moskve-v-21.html

3. Architecture of the Stalin Era. New-York, Rizzoli publishing,

1992; Pp. 167

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Cooke C. Soviet architectural competitions, 1920s 1930s. -

London: Phaidon press, 1992. - p. 117.

5. Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. -

Prinston (N. Y.): Prinston Univ. press, 1973. —C. 662.

6. The Houses of Parlament: History. Art. Architecture / Christine

Riding, Jacqueline Riding. London: Merrell, 2000. - p. 288.

7. https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/moskva/hram-hrista-spasitelya

8. Lynch K. The image of the city / Trans. from English V.L.

Glazycheva; Sung A.V. Ikonniko; By genus A. V. Ikonnikov. -M .: Streiizdlt, 1982. - 328 p., Il. - Translation ed .: The linage of the City / Kevin Lynch.— The M. I. T. Press,

9. Higgit Nancy C. and Memken Jean A., 2001. "Understanding

Neigh orhoods" // Housing and Society 28, 1,2. - Pp. 29-46 (Nancy S. Higgit and Gene E. Memken, 2001. "Understanding Residential Areas" // Housing and Society 28, 1,2. - P. 29-46).

10. Heismath Clovis, 1977. Behavioral Architecture: Toward an Accounta le Design Process. - N.Y .: McGraw-Hill (Clovis Heismas, 1977. "Behavior Architecture: Towards Responsible Design." - New York: McGraw Hill).

11. https://www.mos.ru/authority/documents/doc/21979220/

12. http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=296400

13. https://mingitau.livejournal.com/303565.html

14. Pouterman L. Collection of articles. St. Petersburg, 2009. - p.14

15. Alekseev, Yu.V., Somov, G.Yu., E.A. Shevchenko. Basics of varnishing. Publishing house DIA Moscow. 2012, Vol.1. -C.18, 154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.