Научная статья на тему 'Влияние выхлопных газов на организм человека'

Влияние выхлопных газов на организм человека Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9894
748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдурахманова Э. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние выхлопных газов на организм человека»

СЕКЦИЯ № 1

ЭКОЛОГО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА; ПРОМЫШЛЕННАЯ

ЭКОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Э.Г. Абдурахманова, доцент, к.б.н., доцент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

Республика Дагестан

Проблема здоровья человека в современном мире становится все актуальнее. В связи с интенсивным ростом и развитием промышленности, автотранспорта, идет огромный выброс в атмосферу различных химических элементов которые наносят вред организму человека. Химические элементы попадают в организм с выхлопными газами с выбросами промышленных объектов. Выбросы, попадающие в атмосферу из автомобилей составляют 90 % загрязняющих веществ. Опасности от выхлопных газов превалируют в мегаполисах и в больших городах. Выхлопные газы влияют на демографию, рост инвалидности, на здоровье населения. Стремительное развитие автомобильной промышленности, потоки машин в мегаполисах, многочасовые пробки, все это в конечном итоге наносит огромный вред здоровью населения. Изменение окружающей среды отрицательно влияет на организм, если физические и химические параметры превышают предельно допустимые концентрации (ПДК). Особенно подвержены опасностям водители, таксисты, водители маршруток, люди которые часто попадают в час пик в автомобильную пробку. Вместе с ростом автомобильного транспорта растет и выброс вредных веществ в атмосферу. Автотранспорт является непрерывно движущимся источником загрязнения окружающей среды и далеко идущими последствиями. Больше вреда наносит автотранспорт на дизельном топливе. Выхлопные газы в первую очередь действуют на органы дыхания, особенно у детей, так как, именно на уровне их дыхательной системы находится наибольшая концентрация выхлопных газов. В выхлопных газах находится около 280 вредных веществ. Население в больших городах особенно живущих в центрах городов, получают вредное воздействие токсических веществ в высоких концентрациях. Нарушают деятельность многих физиологических функций организма. Пагубно влияют на работу функциональных систем организма.

Выхлопные газы особенно действуют неблагоприятно во время многочасовых пробок. Потенциальными пациентами и людьми, страдающими различными заболеваниями в результате действия выхлопных газов являются водители автотранспорта, таксисты, водители маршруток.

Так как выхлопные газы содержат большое количество химических

элементов превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК). Вследствие постоянного действия этих химических элементов возникают заболевания как острые, так и хронические. Возникают следующие заболевания со стороны дыхательных путей: астма, аллергия, бронхит, гайморит, раздражение дыхательных путей, опухоли, эмфизема легких, аллергические реакции.

Со стороны сердечно сосудистой системы: отдышка, головокружения, учащение симптомов стенокардии, провоцируют развитие инфаркта миокарда, приводят к тромбозам. Эти химические элементы, содержащиеся в выхлопных газах, приводят к сгущению крови и как следствие-тромбоз, тромбоэмболии, инфаркты миокарда.

Уменьшение доставки кислорода к сердцу, за счет того, что из-за действия угарного газа карбоксигемоглобин не может захватить кислород, что приводит к гипоксии тканей (кислородное голодание). Влияет на систему кровообращения в целом.

Со стороны нервной системы: недомогания, раздражительность, нарушение сна.

Некоторые химические элементы имеют свойство оседать в организме, особенно тяжелые металлы. Накапливаясь постепенно в организме, эти вещества зашлаковывают организм и естественно со временем это приводит к серьезным заболеваниям. Особенно опасно это тем, что резко увеличиваются случаи появления у людей раковых опухолей. Со стороны кожи: дерматит, конъюнктивит.

Основные химические элементы в выхлопных газах

Бензиновые Дизельные

К2,об% 74-77 76-78

02,об% 0,3-0,8 2,0-18

H2O(пары)об% 3,0-5,5 0,5-4,0

СО2, об% 0,0-16 1,0-10

СО, об% 0,1-5,0 0,01-0,5

Оксид азота, об% 0,0-0,8 0,0002-0,5000

Углеводороды ,об% 0,2-3,0 0,09-0,500

Альдегиды, об% 0,0-0,2 0,001-0,009

Сажа 0,0-0,04 0,01-1,10

Бензопирен 10-20х10-6 10х10-6

Это такие токсичные вещества как: диоксид азота, оксид углерода, Формальдегид, свинец, азот, взвешенные вещества, диоксид серы, бензопирен.

Наиболее опасны для человека: оксид углерода, диоксид азота, которые влияют на сердечно сосудистую и дыхательную систему. В течение суток автомобиль выбрасывает до 1 кг выхлопных газов. Химический состав выхлопных газов опасен не только для здоровья человека, но и животных, растений, почвы, воды. Соединения диоксида азота, углеводородов приводит к образованию органических соединений-образующих смог. Они повышают уровень кислотности атмосферных осадков.

Смог - вызывает воспаление глаз, слизистых оболочек, симптомы удушья,

54

обостряет заболевания со стороны нервной системы. В головном мозге начинаются процессы, которые легко могут привести к параличу.

Угарный газ - самое опасное химическое соединение. Образуется в результате не полного сгорания бензина.

Человек при вдыхании страдает от резкого дефицита кислорода. Это может вызвать головокружение, тошноту, головную боль, мигрень, потерю сознания, а при длительном вдыхании может явиться причиной смерти, особенно в закрытых помещениях.

Диоксид азота - затуманивает прозрачность воздуха, отличается высокой токсичностью. Он и является причиной заболеваний дыхательной системы.

Формальдегид - резкопахнущий газ, очень токсичен. Является причиной раздражения глаз, легких, носоглотки, вызывает аллергические реакции, влияет на центральную нервную систему (ЦНС).

Пыль - частицы пыли так же вредны для организма человека и являются причиной болезни дыхательной системы, дерматитов, конъюнктивитов.

Свинец - влияет на умственное развитие, особенно губителен для детей, т.к. дети более чувствительны к воздействию токсичного металла. Он опасен еще тем, что он накапливается в организме.

Бензопирен - это органическое вещество содержащее углерод, входящее в группу полициклических углеводородов. Бензопирен высокотоксичен, является канцерогеном, оседает в больших количествах вдоль автомобильных дорог и на объектах рядом с ними. С атмосферными осадками попадает в почву, воду, откуда в процессе испарения поднимается в воздух. В момент выделения с выхлопными газами, особенно в пробках попадает в дыхательные пути человека. Проникает в растения. Происходит круговорот в природе и таким образом опять попадает в организм человека. В организме имеет свойства, как и все химические вещества, биоаккумулироваться.

Биоаккумуляция - это эффект наращивания концентрации.

Согласно гигиеническим нормативам 2.1.6.695-68 и 2.1.6.1338-03 предельно допустимое среднесуточное количество бензопирена в воздухе (ПДК) - 0.1мг/100 м3

-5

Или 10-9 г/м . В процентах питания ПДУ не более 0,001 мг/кг. В воде - не более 0,000001 мг/л, в питьевой воде не более 0,000005 мг/л. В среднем уровень загрязнения в больших городах выше в 10-20 раз предельно допустимых концентраций. Бензопирен в высокой концентрации вызывает заболевания кровеносной системы, оказывает мутагенное, гематотоксическое, эмбриотоксическое действие. Мутагенное действие обусловлено тем, что бензопирен проникает в ДНК, вызывая необратимые процессы, которые влияют на потомство.

Оксид азота - в норме участвует в физиологических процессах организма. Он представляет опасность, когда превращается в диоксид азота N20 - более опасное соединение. Это бурый, обладающий неприятным запахом газ. Диоксид азота сильно раздражает слизистые оболочки дыхательных путей. Он вызывает функциональные, сенсорные и патологические изменения.

Сенсорные изменения к ним можно отнести зрительные и обонятельные реакции организма на диоксид азота. Даже в малых концентрациях N02-0,23

-5

мг/м человек ощущает этот газ. От N02 появляется першение и сухость в горле. Если газ действует длительно у человека пропадает способность обнаруживать N0^ так, как он ослабляет обоняние. Влияет на адаптацию глаз в темноте - ослабляет ночное зрение. Увеличивает усилия затрачиваемые на дыхание, т.е. затрудняет акт дыхания. А люди с хроническими заболеваниями легких испытывают затруднение дыхания даже при маленьких концентрациях

-5

0,038 мг/м . При попадании в организм человека N02 при контакте с влагой образует азотную и азотистую кислоту, которые разъедают стенки альвеолы легких. Кровеносные капилляры становятся проницаемыми, это ведет к пропусканию сыворотки крови в полость легких. Нарушается газообмен. Длительное действие N02 ведет к повышению смертности от сердечных и раковых заболеваний.

Диоксид азота представляет собой опасность, даже если его концентрация не превышает ПДК, но действует длительно.

Углеводороды - их более 200 веществ, они высокотоксичны, появляются в отработанных газах двигателей внутреннего сгорания.

В зонах с интенсивным движением они не приносят вред здоровью. Но могут вызвать реакции, которые ведут к образованию вредных соединений даже в незначительной концентрации. Это группа опасных и высокотоксичных веществ, образуются в результате пиролиза различных фракций топлива. Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) это канцерогенные вещества, они имеют свойство накапливаться в организме и не выводятся из организма, ведут к образованию злокачественных заболеваний.

Сажа образуется при неполном сгорании углеродных веществ. Является так же сильным канцерогеном. В дизельном топливе концентрация сажи в 3 раза больше, чем в бензиновом.

Меры предосторожности от выхлопных газов

Для уменьшения влияния выхлопных газов на уровне населения, специалисты рекомендуют объездные пути в объезд населенных пунктов для транзитных и грузового транспорта. Кардинально решает вопрос озеленения, т.к. углекислый газ поглощается растениями и выделяется кислород. Регулировать движение автотранспорта в больших городах во избежание пробок, т.к. во время пробок выделяется больше выхлопных газов с токсичными веществами, особенно в час пик.

Нужно искать пути снижения токсичных выхлопных газов. Для этого нужно искать менее токсичное топливо, вместо двигателей внутреннего сгорания использовать экологически чистые установки на двигатели нейтрализаторов. Выбор рационального режима работы двигателя. Для снижения загрязняющих веществ в атмосфере еще нужно переходить на газобаллонные двигатели или еще малоиспользуемые водородные двигатели.

Снизить до минимума автопоездки, ходить пешком т.к. это один из

факторов здорового образа жизни или пользоваться велосипедом. Существует новое средство для уменьшения загрязнения атмосферы выхлопными газами Специальный биокатализатор, которое позволяет экономить топливо. Жителям мегаполиса нужно чаще выезжать в лес, особенно сосновый, гулять каждый вечер в парках. Прогресс в технике не всегда идет на пользу здоровья человека.

Немаловажным фактором снижения риска заболевания является качество топлива.

Разработка Евро стандартов регулирует качество жизни человека.

Список использованной литературы

1. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. Москва, 2004.

2. Егорова Г.Л. Свинец в окружающей среде.

3. Анисимов Е.Е. Исследование влияния выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания на окружающую среду республики Саха.

4. Зайцева О.Ю. Вред выхлопных газов автомобилей. Экология и безопасность жизнедеятельности.

5. Кунянц И.Л. Химическая энциклопедия.

6. http: //ooo-ikar.narod.ru/vred.html

7. http://www.dishisvobodno.ru/exhaust_gases.html

МОНИТОРИНГ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Е.З. Арифуллин, старший научный сотрудник,

Е.В. Калач, доцент, к.т.н., А.В. Калач, заместитель начальника института по научной работе, д.х.н.,

профессор,

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Для получения достоверной информации о состоянии гидротехнического сооружения (ГТС) и возможности ее обработки на современном техническом уровне необходима разработка систем автоматизированного контроля и мониторинга гидротехнических сооружений.

Мониторинг на гидротехнических сооружениях должен обеспечить весь комплекс основных показателей состояния объектов, но и сложных не контролируемых процессов в основании сооружения грунтового значения.

События основных показателей ГТС проводится с помощью автоматизированных комплексных системы мониторинга, но уже по техническому состоянию с поддержкой регламентирующих управляющих мероприятий и информационным компьютерным моделированием аварийных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.