Научная статья на тему 'Влияние выбора вида натяжений на устойчивость процесса прокатки'

Влияние выбора вида натяжений на устойчивость процесса прокатки Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ / ROLLING STABILITY / НАТЯЖЕНИЕ / TENSION / ВЕЛИЧИНА ОБЖАТИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ДИНАМИЧНОСТИ / ЖЁСТКОСТЬ / DRAFTING VALUE / COEFFICIENT OF IMPACT / COEFFICIENT OF STIFFNESS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кохан Лев Соломонович, Белелюбский Борис Феликсович

В работе исследуется выбор вида натяжения для стабилизации процесса прокатки и снижения динамических нагрузок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кохан Лев Соломонович, Белелюбский Борис Феликсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENSION TYPE EFFECT ON ROLLING STABILITY

In this paper, the tension type effect on rolling stability for the load impact reduction is analyzed.

Текст научной работы на тему «Влияние выбора вида натяжений на устойчивость процесса прокатки»

Теория пластичности

ВЛИЯНИЕ ВЫБОРА ВИДА НАТЯЖЕНИЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ

Л.С.КОХАН, д-р техн. наук, профессор, Б.Ф.БЕЛЕЛЮБСКИЙ, канд. техн. наук, доцент,

Московский Государственный Вечерний Металлургический институт (МГВМИ), 111250, Москва, Лефортовский вал, д. 26; т. 361-14-80, факс 361-16-19, e-mail: nis_mgvmi@mail.ru

В работе исследуется выбор вида натяжения для стабилизации процесса прокатки и снижения динамических нагрузок.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: устойчивость процесса прокатки, натяжение, величина обжатия, коэффициент динамичности, жёсткость.

Для стабилизации процесса прокатки широко применяется натяжение[1-3]. Используются два вида натяжений: одинаковые по величине заднее^0 и переднее^ называются симметричными. При различной величине переднего и заднего натяжения,они называются несимметричными.

Ниже проведен анализ влияния натяжений на устойчивость работы прокатного стана. Так, на рис. 1 приведены графики зависимости среднего относительного давления оср от соотношения несимметричных натяжений^о/^i.

Анализ графиков показывает, что при несимметричном натяжении среднее давление изменяется примерно по синусоидальной зависимости оср =

1 + А sinff^A — + В) Ui t /

где ост- стабильная величина среднего напряжения, А - амплитуда колебания давления, В, X - коэффициенты.

При начальном времени Ь = 0 из-за отсутствия амплитудного отклонения

— + В) = 0 и В=0. При максимальном амплитудном значении давления, соответствующим времени прокатки Ьпр = —, функция

^пр

sin ^ • Л • = 1 и Л = -^илшт (90° • = sin kt.

fi * пр/ Тогда дифференциальное уравнение движения полосы принимает вид:

mz + cz = P(1 + Л sin^t), (1)

p

где с = —--- жесткость системы «клеть-полоса», равная жесткости

Н0(1-£)

сысспс = ——, так как отношение — ~ 0. Усилие прокатки Р = оср • оср • Вг •

скл

скл

/,где/ = • £ • R - длина захвата и Вг = 0,412 • £ • I + В0 - ширина полосы после обжатия е.

Решение уравнения (1) определяется зависимостью

„ [с t „ . ^sinfciA

z = Сл cos !---+ C2sin !---+ РI-+--—).

Экспериментальные исследованияпоказывают, что отношение -=— « 1,

с-кгт

поэтому z = + С2 sin Постоянные коэффициенты опреде-

р

ляются начальными условиями: при t = 0z = z = 0, откуда С1 = — иС2 = 0. 18

При этих значениях коэффициентов СгиС2, а также учётом того, что угловая частота собственных колебаний ш = ^с/т, по величине силы инерции Рин = l—mzl определяется максимальное полное усилие прокатки Ртах = Р + Рин. Тогда отношение Pmax/P определяет коэффициент динамичности:

Кд.тах = 1 + ПР. (2)

Средняя величина коэффициента динамичности составит:

sin Mtnn 2Н--—

тт _ 1+Кд.тах _ wtnp /о \

кд.ср = -2- = -2-. (3)

При симметричных натяжениях зависимость среднего давления от натяжения ^ = ^о = представлена на графиках рис.2.

Анализ этих графиков показывает, что среднее давление при ¿ = ¿0 = ¿^изменяется более устойчиво - линейно и без колебаний. Для трех типов полос,

соответствующих тонколистовой, среднелистовой и толстолистовой прокатке

А А 175 А 14

отношение-^ будет постоянным: = —— = 0,7 для Н0 = 3 мм, = — = 0,7 -

А2 А2 2,5 А2 2

для среднелистовой прокатке Н0 = 8 мм и = —— = 0,704 - для толстолисто-

А2 1,25

вой прокатке Н0 = 50 мм. С этими данными средний коэффициент динамичности:

Ал Sin üitnp Sin üitnp 2+_i-пр 2+0,7-пр

ТГ _ а2 wtnp _ _wtnp

ктах ^ ^ . (4)

Проведем исследование различных видов прокатки для определения стабильности технологического режима при применении симметричных и несимметричных натяжений.

При прокатке тонкой полосы 3^200 (Н0 X В) мм с обжатием 30% и натяжением ^о = 0,7, ^ = 0,8 на стане с диаметров валков 300 мм и скоростью Vnp = 5 м/с . По графику рис.1 при отношении£0/£1 = 0,875 определяем оСр = 2,2. При длине захвата I = 11,62 мм, ширине полосы после прокатки Вг = 200 + 0,3 • 0,412 • 11,62 = 201,4 мм устанавливаем усилие прокатки Р=283172,4 Н. Величина пластического сжатияДН =£• Н0 = 0,9определяет жесткость системы С=314636 Н/мм=31463,6-103 кг/м. При весе двух валков 935 кг собственная угловая частота колебательной системы

Гс I31463,6-103-9,81 . , .

ш= 1—= I-1-1— = 580,1 1/с,

-\Jm \ 935 '

и,наконец, время прокатки tnp = — = 0,00232 с. Тогда по формуле (3) коэффи-

^пр

циент динамичности при несимметричном натяжении будет равен

2 + SÍn(580,l-0,00232^57,3) тг 580,1^0,00232 л от

Кд1 =---= 1,362.

При переходе на симметричное натяжение аппроксимируем графическую линейную зависимость рис.2 для Н0 = 3 мм

аср = 2,115^ + 0,3195 (5)

и определяем величину ^ по среднему давлению с несимметричным натяжени-

_ 2,2 — 0,3195

ем аСр = 2,2 или ^ = ' ^ — = 0,89. Затем по формуле (4) рассчитывается

2 + 0,7SÍn(580,l-0,00232^57,3)

средний коэффициент динамичностиКд2 =-580'^^0,00232-= 1,253. Отли-

ТГ Л 1'362 — 1'253 * г\Г\ ОП/

чиеКд2 от несимметричного режима составляет Дкд= —--100 = 8%.

Проведем анализ устойчивости среднелистовой прокатки на примере деформации полосы 8^200 мм из стали 20 с обжатием 30% и натяжениями^0 = 0,7, ^ = 0,8 на стане с диаметров валков 500 мм. Принимаем z=1,325 и определяем среднее давление дср = 1,725. Далее рассчитываем ширину полосы

В = В0 + 0,412 • £ • -^8 • 0,3 • 250 = 203, длину дуги захвата/ = 24,49мм и при от = 55 МПа усилие прокатки Рпр = 1,725 • 55 • 203 • 24,49 = 471668,2 Н. По

р

усилию вычислим жесткость с = —2L = 19652,84 • 103 кг/м, а по весу валков их

£Но

массу т =-= 105 кг—. Соответственно угловая частота собственных коле-

J 9,8 м J

бании системы^ = ^с/т = 432 1/с. При скорости прокатки 5 м/с время tnp = 24,5/5000 = 0,0049 с и средний коэффициент динамичности

sin U}tnn

2+--Jnp

jr _ wtnP _ 1 91 Кд.ср1 = -^- = 1,21.

Симметричный режим натяженияопределяет через аппроксимацию графика рис.2 для H0 = 8 мм:

аср = 1,867^ + 0,183. (6)

725_0 183

Откудаопределяем величину ^ = ^о = = ~-1— = 0,826и коэффициент

1,867

„ 0,7SÍn(432^0,0049^57,3) 2+--i-—-—

динамичности К&ср2 =-432^0,0049-= 1,141. Отличие коэффициентов динамичности при исследуемых режимах натяжения составляет

Акд= 1,211;21;141 • 100 = 5,7%.

При толстолистовой прокатке полосы 50^200 мм на стане с валками 600 мм при обжатии 30% и натяжением = 0,7, ^ = 0,8 по расчету и графику рис.1 для £o/£i= 0,875 среднее давление дср = 1,0. При ширине полосы

Вг = В0 + 0,412 • I • £ = 200 + 0,412 • ^50 • 0,3 • 300 • 0,3 = 208,3 и сопротивлении пластической деформации от = 55 МПа усилие прокатки Рпр = 1,55 • 67,08 • 208,3 = 768502 Н. Тогда жесткость с = 5123,35 • 103 кг/м, угловая частота собственных колебаний при весе валков 1470 кг составит

15123 35 103

ш = I-^-= 184,8 1/с. Время прокатки tnp = 0,0134с. С этими данными

2 + SÍn(l84,8-0,0134-57,3)

средний коэффициент динамичности: =-184'^0,0134-= 1,125.

Для симметричного натяжения:

аср = 1,167^ + 0,092. (7)

Откуда^ = —1— = 0,778. Проведем динамический расчет

„ „ SÍn(l84,8^0,0134^57,3)

2 + 0,7-(-—-—

Кд,ср =-i84,8-o,oi34-= 1,087. Различия коэффициентов динамичности

. 1,125-1,087 „ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

составляет ДКд= —--100 = 3,4%.

Таким образом, при переходе на симметричное натяжение устойчивость повышается до 8% при обжатии 30%.

Исследуем устойчивость процесса при уменьшении натяжения. Например, для прокатки стальной полосы 3x200 мм при обжатии 30% и натяжении ^о = 0,9, ^ = 0,95 (^0/^1 = 0,947). По графику рис.1 дср = 2,4. При длине захвата I = ^3 • 0,3 • 150 = 11,62 мм и ширине В1 = 201,4 мм усилие прокатки

Рпр = 308915,4 Н, жесткость С = 34323,9 • 103 кг/м и собственная угловая час-

пр

тота ш =

34323,9-Ю3 93,5

= 605,8 1/с. При времени прокатки

11,62

1пР 5000

коэффициент динамичностиКд.ср =

2 +

= 0,00232 с

Бт(б05,8-0,00232-57,3) 605,8-0,002324

= 1,246.

Различие устойчивости при уменьшении натяжения составит

Д*э=

1,351-1,246 1,351

100 = 7,8%.

По отношению же к большему натяжению коэффициент динамичности практически не увеличился.

В заключение исследуем на устойчивость процесса прокатки влияние величины обжатия. Проведем анализ силовых параметров при тонколистовой прокатке полосы 3^200 мм при обжатии 0,1с натяжениями^0 = 0,7, ^ = 0,8на валках диаметромD=300 мм. Принимаем г = 1,062 тогда Нн = 2,825 мм, Н1 = 2,7

мм, у = 1,655 °и5 =

0,35-2

= 15,64. Проверяем напряжения в нейтральном се-

Ьд 2,562

£ 1 чении при коэффициенте упрочнения^ = 1 + — = 1,05: вот,н = ~ — [9,898 •

2 15,64

2,562 + 1,05] = 1,689 и стоп.„ = ^ [13,565 • 2,028 - 1,05] = 1,691. Их отличие составляет 0,1%, поэтому определяем длину до нейтрального сеченияхн = 4,332 мм, /=6,708 мм, середину зоны отставания хсерот = 5,52 мм, высоту в середине зоныНсерот = 2,903 мм, наконец, давлениеосерот = 1,125 и среднее давление в зоне осрот = 1,235. При хсероп = 2,166 мм, высота полосыНсероп = 2,731 мм, асероп = 0,971 и асроп = 1,183. Приотношениеу = 0,646общее сред-

нее давление прокатки аср = 0,437 + 0,762 = 1,201. лиеРпр = 1,201 • 55 • 6,708 • 200,8 = 88986,76 Н,

8898,676^103

Соответственно жесткость

с =

3-0,1

= 29662,25-103 кг/м и^ = 563,2 1/с. Наконец, средний коэффи-

циент динамичности =

2+'

эш((563,2^0,00232^57,3)) 563,2-0,00232

= 1,369 и при симметричном

натяжении = 1,258. Отличие в устойчивости составит

1,369-1,258 „„п,

Д= --:— = 8,1%.

1,369

Нп=3 мм

Нп-в мм

НП=50 мм

0,7 0,75 0,в 0,85 0,9 0,95 Г,0 1,05 1,1 1,15 1,2 1,25 1,3 1,35 и Ц5

Рис.1. Изменение относительного среднего давления прокатки при несимметричном натяжении и разной толщине Н0 проката

ср

2,5

2,25 2

1,75 1,5

AX

M

H0=8i AM___-

Аг

■i fn Ci

0,7 0,8 0,9

Рис.2. Изменение среднего давления от симметричного натяжения при разной толщине

проката Н0

Анализ полученных результатов показывает, что симметричные натяжения повышают устойчивость процесса прокатки на 3-8% по сравнению с прокаткой при несимметричном натяжении, способствуют стабилизации процесса за счёт отсутствия скачков усилия и, соответственно, улучшают качество прокатки.

Л и т е р а т у р а

1. Кохан Л.С., Роберов И.Г., Алдунин А.А., Гостев К.А. Листовая прокатка металлов и заготовок из металлических порошков. - М.: МГВМИ, 2008.- 224 с.

2. Кохан Л.С., Белелюбский Б.Ф. Исследования механизма натяжения полос при холодной прокатке// Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. -2012. - № 2. - С. 15-19.

3. Кохан Л.С., Белелюбский Б.Ф., Лаптева М. И. Влияние натяжения на уменьшение расхода электроэнергии при горячей прокатке// Строительная механика инженерных конструкций и сооружений. - 2012. - № 1. - С. 70-73.

TENSION TYPE EFFECT ON ROLLING STABILITY

Kohan L.S. ,Belelyubsky B.F.

In this paper, the tension type effect on rolling stability for the load impact reduction is analyzed.

KEY WORDS: rolling stability, tension, drafting value, coefficient of impact, coefficient of stiffness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.