Научная статья на тему 'Влияние вязкости на коэффициент шарнирного момента органа управления профиля при малых скоростях'

Влияние вязкости на коэффициент шарнирного момента органа управления профиля при малых скоростях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
94
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Брутян М. А.

Рассмотрен приближенный метод учета влияния числа Re на коэффициент шарнирного момента тш органа управления профиля. Исследовано влияние относительной длины хорды органа управления на величину поправки на вязкость. Дано сравнение расчетных и экспериментальных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние вязкости на коэффициент шарнирного момента органа управления профиля при малых скоростях»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Ц А Г И

Т о м XI

19 80

М 4

УДК 533.6.011.32:629.7.025.73

ВЛИЯНИЕ ВЯЗКОСТИ НА КОЭФФИЦИЕНТ ШАРНИРНОГО МОМЕНТА ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛЯ ПРИ МАЛЫХ СКОРОСТЯХ

Рассмотрен приближенный метод учета влияния числа Ие на коэффициент шарнирного момента /яш органа управления профиля. Исследовано влияние относительной длины хорды органа управления на величину поправки на вязкость. Дано сравнение расчетных и экспериментальных данных.

Теория потенциального обтекания, не учитывающая влияние вязкости, как известно, даже в случае безотрывного обтекания не дает результатов, удовлетворительно согласующихся с экспериментальными. В работах [1—3] уже рассматривался вопрос о влиянии вязкости на аэродинамические характеристики профиля. В работе [3] дано обоснование приближенного метода и построены „средние* универсальные сетки кривых, которые позволяют вводить поправки на влияние вязкости С.у и тг изолированного профиля при малых скоростях. В работе [4] этот метод обобщен на случай безотрывного обтекания профиля с подвесным закрылком.

В настоящей статье метод расчета, изложенный в работах [3, 4], распространен на случай безотрывного обтекания профиля с органом управления (элероном и рулем с конструктивной компенсацией) или простым закрылком. Предлагаемый метод дает возможность достаточно просто оценить влияние числа Ие на величину коэффициента шарнирного момента органа управления при малых скоростях.

1. В соответствии с работой [3] для практического расчета изменения коэффициента шарнирного момента тш за счет влияния вязкости можно воспользоваться теорией тонкого профиля. Пусть у = Р(х) и у = й (х) — соответственно средние линии исходных профиля и органа управления, причем /^(«!)=/=■ (6г)=0;

у=р(х) — средняя линия профиля с наращенной толщиной вытеснения ?* пограничного слоя; у=5(х)—средняя линия органа управления с наращенной толщиной вытеснения 8* пограничного слоя (рис. 1).

По теории тонкого профиля коэффициент шарнирного момента в идеальной жидкости, отнесенный к хорде органа управления,

М. А. Ьрутян

и*—») - -о' см

2: — (д, + ьг) 2

Рис. 1

При переходе к у = Г(х) и з» = С7(лг), т. е. в случае вязкой жидкости, во-первых, изменяются угол атаки

---М*о-Оэ.к, (О

2 (Л, —я,)

и угол отклонения органа управления

^ 2(6;-*,) ("В ” В« >3. «• ” 2 (*, - в,) ' 0* _ "" )3- К‘’

и, во-вторых, изменяются форма средней линии профиля

2 н,‘ 2(Л,-а,)

и форма средней линии органа управления

? + 2 ,?'в гн)| О/Л.-д.И®8 °н)з-к‘

0=0-4- (»*. -о»

х — а«

(2)

(3)

(4)

2 (*,— *,)

Коэффициент шарнирного момента органа управления в вязкой жидкости запишем в виде

Ь>

= А. Г [(»-1) - <?' о] 2;-<Д|+*») л/'-иЗк

Ь 1 2 ' !>з — С

Тогда, используя выражения (1) —(4), для изменения коэффициента шарнирного момента Атш= тш-гаш|)д при заданном угле атаки а профиля получаем окончательную формулу:

\тш = _1 ^ [ ?,* - а* ]22:~ (*, + *»> у|_=_£Ц. и:. (5)

В приведенных формулах индексами ,1* и .2* обозначены значения величин соответственно на профиле и органе управления, а индексом „з. к* обозначены значения величин на задней кромке.

По формуле (5) проведены расчеты Д/иш в широком диапазоне чисел Ие = = (10®-+-1СИ) при полностью турбулентном пограничном слое. Расчеты проводились для профиля средней толшины (с =12%) с органом управления. Угол атаки профиля при о=0 менялся в диапазоне а=0, 4°, !0:. Угол отклонения органа

управления при а = 0 менялся в диапазоне о = 0, 6°, 10°* Относительной хорде

органа управления Ь—----------- задавались значения 0,2; 0,3; 0,4. Отметим, что

Ьг — ах

в настоящей работе рассматриваются только такие взаимные расположения профиля и органа управления, когда обеспечивается безотрывность обтекания. Внешнее потенциальное течение рассчитывается комбинированным методом вихревого слоя [5], а пограничный слой рассчитывается по методу, изложенному в работе [6].

Рис. З

Рис. 4

По результатам проведенных параметрических расчетов получены зависи- т* мости величин Дтш от числа Яе для случая турбулентного пограничного слоя при различных значениях хорды Ь и углов а н 8. На рис. 2 для примера представлены кривые для определения Дтш при Ь = 0,2. Из анализа результатов проведенных расчетов можно сделать вывод о том, что зависимости Дтш = &тш (8) и -0.05-Дтш = Атш (а) в рассматриваемом диапазоне изменений углов з и 8 с достаточной степенью точности могут быть аппроксимированы прямыми линиями.

Это обстоятельство позволяет ввести в рассмотрение производные

дД/яш . „ дД Шщ

Д/п„. = ■

дЬ

и Д<и =

да

а *0, Ь * 0.1,Re-2106

— расчет с л четом Вязкости >

• эксперимент

- — по теории идеальной жидкости

-0.Ю -

-0.15 -

Рис. 5

На рис. 3 и 4 приведены зависимости Д»1ш|в=о 11 ^,и1|5=о от числа ПРИ

различных значениях Ь. Видно, что поправки на вязкость уменьшаются при уменьшении относительной хорды органа управления. Заметим также, что влияние хорды Ь органа управления на величину \т!ш и Дт^ в рассматриваемом

диапазоне изменения Ь сравнительно невелико. В качестве примера проведен расчет зависимости тш = тш(8) при а=0 для профиля КАСА 23012 с органом управления при числе 1?е = 210в и дано сравнение с экспериментальными результатами работы [7] и результатами расчетов в идеальной жидкости (рис. 5). Рассчитанное значение /иш (8) с учетом вязкости согласуется с экспериментальными данными и примерно на 20% отличается от соответствующего значения, полученного по теории идеальной жидкости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Preston J. Н. The calculation of lilt taking accound of the boundary layer. ARC RM, N 2725, 1953.

2. Бр утя h М. А. Влияние вязкости на аэродинамические характеристики профиля, обтекаемого несжимаемой жидкостью при больших числах Re. Груды ЦАГИ, вып. 1555, 1974.

3. Брутян М. А., Серебрийский Я. М. Приближенный метод расчёта подъемной силы и продольного момента профиля с учетом вязкости при малых скоростях. .Ученые записки ЦАГИ", т. 7, № 1, 1976.

4. Брутян М. А., Щенникова О. Л. Влияние вязкости на аэродинамические характеристики профиля с закрылком, обтекаемого безотрывно несжимаемой жидкостью. Труды ЦАГИ, вып. 1946, 1978.

5. БлынскаяА. А., Павловен Г. А. Комбинированный метод расчета потенциального обтекания крылового профиля несжимаемым потоком. Труды ЦАГИ, вып. 1347, 1971.

6. Т г и с k е n bro d t Е. Ein Quadraturverfahren zur Berechnung der laminaren und turbulenten Relbungsschicht bei ebener und rotationssymmet-rischen Stromung. Ingeniren—Archiv, N 4, 1952.

7. Wen zinger C. J., Delano J. B. Pressure distribution over an NACA 23012 airfoil with a slotted and a plain flap. NACA Report, N633, 1938.

Рукопись поступила 26/11 1979 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.