УДК 612.015.88:599.323.4
Б.Я. Рыжавский, И.В. Николаева
ВЛИЯНИЕ ВВЕДЕНИЯ ЭПИТАЛОНА БЕРЕМЕННЫМ КРЫСАМ НА ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МОЗГА ИХ 1-И 40-ДНЕВНОГО ПОТОМСТВА
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Препараты, полученные из эпифиза, привлекают в последние годы значительное внимание исследователей [1-8, 10-11]. Это относится и к веществам пептидной природы. Установлено, что применение эпи-таламина тормозит у животных спонтанный и индуцированный канцерогенез, восстанавливает репродуктивную функцию у старых крыс, увеличивает продолжительность жизни животных [1-7, 8]. Препарат обладает антигонадотропным действием [6], стимулирует развитие головного мозга у куриных эмбрионов [ 11 ]. На основании последовательностей аминокислот в эпиталаминс сконструирован олигопептидный препарат эпиталон (Ala-Glu-Asp-Gly). Установлено, что многие его эффекты аналогичны таковым у эпитала-мина. Показано, что эпиталон может являться ингибитором аноптозов, стимулятором развития нейронов in vitro [1,3,10]. Представляет интерес и тот факт, что данный пептид замедляет возрастные изменения эст-ральной функции [3]. С другой стороны, известно, что пренатальное развитие головного мозгаявляется процессом, зависящим от концентрации в системе мать -плацента - плод гормонов, в том числе определяющих репродуктивные потенции матери [9]. Учитывая вышеизложенное, а также применение пептидных препаратов эпифиза в клинике, в настоящей работе изучалось влияние введения япиталона беременным крысам на развитие мозга их потомства.
Материалы и методы
Исследовалось потомство (п=44) 5 самок крыс с массой тела 230-250г, которым на 18 и 20 дни беременности внутримышечно введено по 10 мкг эпита-лона (0,1 мл раствора). Контролем служило потомство (п^16) 3 интактных крыс и 2 крыс, которым был введен внутримышечно физраствор в эквиобъемном количестве (п=14). Однодневных (п=36) и 40-дневных (п=38) крысят забивали путем декапигации, головной мозг и правое полушарие взвешивали на электронных весах. Левое полушарие фиксировали в жидкости Карнуа, разрезали его в области переднетеменной (ПТД) и собственно теменной (СТД) доли перпендикулярно длиннику и верхней поверхности полушария, заливали в парафин, готовили срезы толщиной 7 мкм, которые окрашивали галлоцианином но Эйнарсону на нуклеиновые кислоты. Проводилось обзорное изучение препаратов, морфометрическое изучение коры ПТД, СТД и гиппокампа. При помощи окуляр-микрометра МОВ-15 измеряли толщину коры и ее I слоя. На аппарате "Мекос" проводилось определение размеров ядер, а также концентрации нуклеиновых кислот (при длине волны 550 им) в ядрах пирамидных нейронов II и V слоев неокортекса , а также I поля
Резюме
Исследовались изменения коры головного мозга 1-й 40-дневных крысят из пометов крыс, получавших во время беременности эпиталон. При морфометрическом изучении мозга 1-дневных крысят найдено, что у потомства подопытных самок были большие размеры ядер нейронов II и V слоев ПТД и СТД, гиппокампа, а также ядрышек нейронов V слоя ПТД и гиппокампа. Мозг подопытных 40-дневных крыс отличался большей толщиной коры СТД, се I слоя, большим числом нейронов в ноле зрения II слоя, увеличенными размерами ядер и ядрышек в нейронах V слоя ПТД, ядер в нейронах гиппокампа. При тестировании животных в приподнятом крестообразном лабиринте у подопытных животных найдены уменьшение времени свешиваний, движений, пребывания в открытых рукавах, большая продолжительность нахождения в закрытых рукавах, уменьшенное число стоек, движений, заходов в открытые и закрытые рукава.
B.Ya. Ryzhavskii, l.V. Nikolayeva
EFFECT OF EPYTALON INJECTION TO PREGNANT RATS ON BRAIN DEVELOPMENT OF THEIR 1- AND 40-DAYS OLD POSTERITY
Far Eastern medical university, Khabarovsk Summary
We have studied changes in cerebral cortex of 1- and 40-days old posterity of rats, who received cpytalon during pregnancy. Morphometrical study of 1 day old rats' brain revealed that posterity of experimental rats had bigger sizes of neurons' nuclei of II and V layers in anterior parietal lobe and true parietal lobe, hippocampus, and neurons nucleoli in V layer of anterior parietal lobe and hippocampus. Brain of 40-days old experimental rats had bigger thickness of anterior parietal lobe cortex, its I layer, greater neurons' number in visual field of II layer' increased nuclci and nucleoli sizes in neurons of V layer in anterior parietal lobe, nuclei - in neurons of hippocampus. We have tested animals in cross-shapcd labyrinth and revealed reduced time of their leaning over, movements, staying in opened compartments, decreased number of uprights, movements, stopping at opened and closed compartments, up right positions, movements, coming in open and closed tunnels.
гиппокампа. В 30-дневном возрасте поведение животных тестировалось в приподнятом крестообразном лабиринте. Поскольку изучение не выявило достоверных различий показателей у животных двух контрольных групп, результаты, полученные при их изучении, были объединены. Статистический анализ про-
веден с помощью пакета прикладных программ 81аизиса 6.
Результаты и обсуждение
Масса тела крысят подопытной и объединенной контрольной группы не имела достоверных различий в возрасте 1, 14, 21 и 30 дн. У месячных животных контрольной и опытной группы она составила 52 г. Однако в 40-дневном возрасте этот показатель равнялся у контрольных крысят 83,4±4,9 г, у экспериментальных — 73,6+2,6 г, т.е. прирост массы тела за 10 дн. составил 31,4 и 21,6 г соответственно и был существенно снижен у животных подопытной группы. Абсолютная масса мозга и полушария у 1— 40-дневных животных не имели достоверных межгрупповых различий, относительная масса мозга у 40-дневных крыс экспериментальной группы превышала таковую в контроле (20,6±0,69 мг/г против 18,3+0,87 мг/г). При мор-фометрическом изучении мозга 1-дневных крысят были найдены следующие достоверные межгрупповые различия. У потомства самок, подвергшихся введению эпиталона, были большие размеры ядер нейронов II и V слоев ПТД и СТД, гиппокампа, а также ядрышек нейронов V слоя ПТД и гиппокампа. Мозг подопытных 40-дневных крыс достоверно отличался от мозга контрольных животных большей толщиной коры СТД (1528+34 мкм против 1350+36 мкм), ее I слоя (137+2 мкм против 129±2 мкм), большим числом нейронов в стандартном поле зрения II слоя (21,3+0,8 против 16,9±0,5), увеличенными размерами ядер и ядрышек в нейронах V слоя ПТД, ядер — в нейронах гиппокампа. Концентрация нуклеиновых кислот в их ядрах и ядрышках была меньше таковых в контроле. Таким образом, некоторые из межгруппо-вых различий выявлялись как у новорожденных, так и у 40-дневных крыс и были при этом однотипными.
Данные гравиметрические, морфометрические особенности мозга потомства самок, которым был введен эпиталон, сочетались с целым рядом отличий их ВНД, выявлявшихся при тестировании животных в приподнятом крестообразном лабиринте. Они включали в себя уменьшение времени свешиваний, движений, пребывания в открытых рукавах, большую продолжительность нахождения в закрытых рукавах, уменьшенное число стоек, движений, заходов в открытые и закрытые рукава, увеличение груминга и при-
нюхиваний. Совокупность данных отличий рассматривается как свидетельство сниженной исследовательской активности и повышенной тревожности животных экспериментальной группы.
Таким образом, полученные данные характеризуют ближайшие и отдаленные последствия введения эпиталона беременным крысам на морфометрические и функциональные характеристики мозга у их потомства. Оценивая эти данные, мы полагаем, что для более полной характеристики эффекта эпиталона целесообразно изучить его влияние при использовании и других доз. В то же время, мы полагаем, что полученные результаты могут представлять интерес для исследователей и врачей, изучающих влияние пептидных препаратов, полученных из эпифиза, при их введении во время беременности.
Литература
1. Анисимов C.B., Хавинсон В.Х., Анисимов В.Н. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2004. №11 С. 570-576.
2. Анисимов C.B., Хавинсон В.Х. // Успехи современной биологии. 1993. Т. 113. №6. С. 752-755.
3. Анисимов В.Н., Хавинсон В.Х., Заварзина Н.Ю. // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2001. №1. С. 125-135.
4. Арушанян Э.Б. // Русский медицинский журнал. 2005. №26. С. 1755-1760.
5. Арушанян Э.Б., Арушанян Л.Г., Симонов И.А. // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2001. №4. С. 73-79.
6. Бондаренко Л.А., Анисимов В.Н. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1992. №2. С. 194-195.
7. Лабунец И.Ф., Бутенко Г.М., Хавинсон В.Х. и др.//Успехи геронтологии. 2003. №12. С. 111-119.
8. Кузник Б.И., Патеюк A.B., Хавинсон В.Х. и др. // Успехи геронтологии. 2004. №13. С. 90-93.
9. Рыжавский Б.Я. Развитие головного мозга: отдаленные последствия влияния некомфортных условий. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2006.
10. Хавинсон В.Х., Кветной И.М. // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2000. №12. С. 657-658.
11. Хавинсон В.Х., Морозов В.Г., Чалисова Н.И. // Цитология. 1998. №3. С. 332-334.
□ □□