Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВТОРИЧНОГО ПЫЛЕПЕРЕНОСА РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ЗОНЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АВАРИИ'

ВЛИЯНИЕ ВТОРИЧНОГО ПЫЛЕПЕРЕНОСА РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ЗОНЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АВАРИИ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Н.А. Лощилов, В.А. Кашпаров, В.П. Процак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВТОРИЧНОГО ПЫЛЕПЕРЕНОСА РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ЗОНЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АВАРИИ»

Таблица 2

Показатели ПОЛ в плазме крови и эритроцитах детей-школьников

Срок обследования

Показатель

1990 г. 1991 г.

МДА, ммоль/л:

плазма 0,91 ±0,03 1,36±0,09

эритроциты 5,65±0,02 12,06±0,69

Активность каталазы, моль/л-мин 23,10±0,38 20,46±0,20 Активность пероксидазы, ммоль/

л-мин 253,27±3,63 234,90±7,89

ПРЭ, % гемолиза 1,31 ±0,07 1,95±0,28

что свидетельствует о снижении резистентности эритроцитов у детей в 1991 г.

Считается, что увеличение перекисного гемолиза эритроцитов в значительной степени зависит от обеспеченности организма витамином Е — основным естественным антиоксидан-том. Недостаточность витамина Е сопровождается активацией процессов свободнорадикального % окисления липидов в организме [2].

В 1991 г. нами установлено увеличение в плазме крови и эритроцитах детей концентрации конечного продукта ПОЛ — МДА, причем в эритроцитах накопление МДА было более выражено. Одновременно отмечено снижение в эритроцитах активности антиокислительных ферментов— каталазы и пероксидазы (см. табл. 2).

Известно, что на определенных этапах метаболизма реакции свободнорадикального окисления липидов могут выступать в качестве факторов, лимитирующих адаптивные возможности клетки и способствующие развитию в организме комплекса неспецифических изменений [1]. Отмеченная нами активация процессов ПОЛ, обусловленная, вероятно, ингибированием антирадикальных систем, свидетельствует о наруше-

нии устойчивости гомеостаза детей в период остро неблагоприятной внешней обстановки. В случае дополнительного усугубления экологической ситуации подобная реакция может служить разрешающим фактором для реализации нарушений метаболических процессов у детей, так как возможно избыточное накопление продуктов обмена, разобщение процессов тканевого дыхания и усугубление ацидоза — явлений, которые вызывает чрезмерная активация ПОЛ.

Особенностью метаболизма растущего организма является анаболическая направленность и способность стабилизировать темпы роста и обмена веществ даже в тех случаях, когда динамика развития нарушена под влиянием различных факторов окружающей среды. В то же время в детском возрасте патологические процессы чаще сопровождаются расстройствами обмена веществ. Описанные нами метаболические реакции детей на «экологический взрыв», оцениваемые по показателям белкового, углеводного, липидного обмена и процесса ПОЛ, свидетельствуют о неблагоприятных в функциональном отношении их изменениях и возможности перехода адаптационно-приспособительных реакций в начальные этапы патологических состояний в случае возрастания вредных воздействий факторов внешней среды.

Л итература

1. Владимиров Ю. А.. Арчаков А. И. Перекисное окисление липидов в биологических мембранах,— М.. 1972.

2. Воскресенский О. Н. // Биоантиокислители.— М., 1975.— С. 121 — 125.

3. Колб В. Г., Камышников В. С. Клиническая биохимия,—Минск, 1976,—С. 158—161.

4. Лебедькова С. £., Белова О. К■ // Вопр. охр. мат.— 1985.— № 1.— С. 24—27.

5. Студеникин М. Я., Ефимова А. А., Лицева О. А.. Шуры-гин В. К. // Педиатрия,— 1989.— № 8,— С. 5—9.

Поступила 12.02.92

Радиационная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1993 УДК 614.73-07(477)

Н. А. Лощилов, В. А. Кашпаров, В. П. Процак

ВЛИЯНИЕ ВТОРИЧНОГО ПЫЛЕПЕРЕНОСА РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ЗОНЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АВАРИИ

Украинский НИИ сельскохозяйственной радиологии, Киев

При планировании мероприятий по дезактивации населенных пунктов на территории, загрязненной радиоактивными веществами в результате аварии на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), следует учитывать возможность повторного (вторичного) радиоактивного загрязнения в результате действия природных факторов (ветровой перенос, горизонтальная миграция со сточными водами и т. д.) или загрязнения антропогенного характера.

Мы изучали возможность вторичного радио-

активного загрязнения дезактивированного населенного пункта при проведении сельскохозяйственных работ на окружающих полях севооборота.

В качестве объекта исследований был выбран населенный пункт с. Ясени Брагинского района Гомельской области Белоруссии, удаленный от ЧАЭС на 45 км в направлении на северо-северо-запад (~20°) от аварийного блока. Выбор обусловлен следующими причинами: население выселено в 1986 г.; дезактивация проведена в

начале 1988 г.; на окружающих полях севооборота проводятся сельскохозяйственные работы; через населенный пункт осуществляется движение автотранспорта; радиоактивное загрязнение территории представляет собой суперпозицию конденсационной (|37Сз, |34Сз) и топливной (горячие частицы) компонент выпадений; уровни радиоактивного загрязнения окружающих сельскохозяйственных угодий характеризуются значительным градиентом и превышают загрязнение в самом населенном пункте в 5—10 раз.

Плотности загрязнения населенного пункта Ясени и прилегающей к нему в радиусе 3 км территории определяли путем измерения на однородность мощности экспозиционной дозы с последующим отбором проб почвы по стандартной методике на глубину 20 см. Радионуклидный состав почвенных проб измеряли на гамма-спектрометрическом комплексе «АОСАМ-ЗОО» с полупроводниковым детектором из высокочистого германия СЕМ-30185 фирмы «СЕ & в ОЯТЕС» (США).

Соотношение активности |37Сз и 144Се, а также авторадиография почвенных проб показали, что загрязнение территории обусловлено суперпозицией выпадений радиоактивных веществ, вышедших из разрушенного реактора как в газовой фазе (доля конденсационного |3'|34С5 меняется от 82 до 94 % с севера на юг), так и в виде горячих частиц (мелкодисперсная топливная компонента). Это позволяет оценить вклад каждой из этих составляющих во вторичное загрязнение территории. Населенный пункт находится на сильном градиенте плотностей выпадений радиоактивных веществ с юга на север (от 2 до 0,2 МБк-м-2 по '"Сэ и от 0,5 до 0,1 МБк-м 2 по 144Се на сентябрь 1988 г.), обусловленном движением радиоактивного облака. Этим же объясняется меньшее загрязнение горячими частицами северных частей построек, что показала их авторадиография.

Изучение динамики вторичного загрязнения населенного пункта производили с 31 августа по 27 октября 1988 г.— в период наибольшего ветрового подъема в сухую погоду при интенсивном ведении сельскохозяйственных работ на окружающих полях.

С этой целью вдоль дорог, проходящих через населенный пункт, через каждые 200 м на высоте I м были установлены 14 планшетов размером 0,2X0,2 м из ткани Петрянова «ФПП-15-1,5». В этих же реперных точках измеряли мощность экспозиционной дозы. Вдали от дороги на открытых «целинных» участках в северной, южной и западной частях Ясени были сделаны «почвенные» планшеты — опытные площадки размером 2X2 м. Для этого был снят верхний слой почвенного покрова на глубину 20 см, что позволило снизить загрязнение почвы на опытных площадках в 20—40 раз.

Вблизи опытных площадок на высоте 1 м и на поверхности почвы дополнительно были установлены планшеты из ткани Петрянова размером 0,7X0,7 м, а также изокинетические пробоотборники для оценки концентрации радиоактивных веществ в воздухе.

Замену планшетов, отбор проб грунта на опыт-

ных площадках и измерения мощности экспозиционной дозы производили через каждые 15— 20 дней. Радионуклидный состав образцов измеряли с помощью гамма-спектрометрии.

Анализ полученных данных показал, что пыле-перенос радиоактивных веществ (для |37Сз< -с <0,7±0,1 Бк-(м2-сут)даже в период прове- + дения сельскохозяйственных работ в радиусе 5 км — культивация почвы и сев озимых на юге, западе и востоке от Ясени, уборка кукурузы на юге и западе — не оказывает суще- * ственного влияния на вторичное загрязнение населенного пункта. В связи с этим не было обнаружено достоверных изменений мощности экспозиционной дозы в реперных точках и загрязнения почвенных планшетов, обусловленных вторичным переносом радиоактивных веществ, даже на следующий год.

Более высокая степень загрязнения планшетов, расставленных вдоль дорог (до 2,5 БкХ X (м2-сут) ' по ,37Сз), по сравнению с планшетами, установленными вблизи опытных площадок, обусловлена вторичным пылеобразованием при движении через населенный пункт автотранспорта. Случайные всплески уровней активности на отдельных планшетах связаны с единичными попаданиями на них горячих частиц, что было подтверждено методом авторадиографии. Концентрация в воздухе |37Сз была ниже 0,02 Бк-м_3. Достоверных различий в пылепере-носе горячих частиц и конденсационного цезия обнаружено не было.

Изучение закономерностей загрязнения территории за счет пылепереноса радиоактивных веществ непосредственно при проведении сельскохозяйственных работ проводили во время культивации поля, расположенного в 1—2 км на юг от Ясени. Размеры поля и тип почвы характерны для зоны украинско-белорусского Полесья. Плотность загрязнения пахоты на этом поле по |37Сз составляла порядка 2 МБк-м 2 а по |44Се - 0,5 МБк-м-2. *

С этой целью перпендикулярно движению трактора ДТ-75 вдоль направления ветра (скорость ветра 7 м-с~') на разных расстояниях на высоте 1 м были установлены планшеты с тканью Петрянова размером 0,7X0,7 м. Влажность дерново-подзолистой супесчаной почвы на время эксперимента была 12 %. Наблюдалось сильное пы-леобразование — концентрация пыли в кабине трактора составляла величину порядка 70 мг-м~3.

За время экспозиции планшетов (4 ч) трактор (

совершил 23 прохода около пробоотборников, первоначально установленных на расстоянии 10, 50, 200 и 500 м от него. Загрязнение планшетов 137Сь от линейного источника составило 21±2, 19±4, 11±1 и 5,6±0,4 Бк• м 2 соответственно.

С 08.09 по 15.09.88 на этом же свежевспахан- л ном поле планшетами были измерены фоновые, т. е. в отсутствие проведения сельскохозяйственных работ, величины пылепереноса радиоактивных веществ, которые составили для |37Сз 5±1 Бк-м 2. Таким образом, пылеперенос при проведении сельскохозяйственных работ — порядка 10 Бк-(м2-сут) — более чем на порядок ♦ выше фоновых значений — 0,7 Бк* (м2-сут)~ однако, учитывая сезонный характер ведения

сельскохозяйственных работ, следует сделать вывод о соизмеримости влияния обоих факторов на степень вторичного загрязнения дезактивированных населенных пунктов. Эти результаты хорошо согласуются с данными литературы [1—2] и »■ приведенными выше данными, полученными в са-мом населенном пункте Ясени.

Следует отметить, что экспериментальные исследования проводили в условиях отсутствия атмосферных осадков при низкой влажности воздуха и почвы, т. е. в условиях, способствующих пылеобразованию при техногенном воздействии на почвенный покров.

Таким образом, оценка максимального годового пылепереноса — 750 Бк-(м2-год) 1—показывает, что влияние природных факторов и техногенного воздействия на почвенный покров, в том числе ведение сельскохозяйственных работ, не оказывает сколь-нибудь значимого влияния на

возможное вторичное радиоактивное загрязнение дезактивированных населенных пунктов, расположенных на территории с плотностью загрязнения по 137С5 до 2 МБк-м 2.

Однако следует отметить, что в экстремальных ситуациях — при ураганах, пылевых бурях, лесных пожарах и т. п. ветровой перенос радиоактивных веществ может оказать существенное влияние на вторичное загрязнение территории и это требует дополнительного самостоятельного изучения.

Литература

1. Гусев Н. Г., Беляев В. А. Радиоактивные выбросы в биосфере: Справочник,— М., 1986.

2. Чернобыль: радиоактивное загрязнение природных сред / Израэль Ю. А., Вакуловский С. М., Ветров В. А. и др.— Л., 1990.

Поступила 27.05.92

Гигиена физических факторов

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1993 УДК 617.7-057-02: [613.648:615.849.191-07

А. Д. Климов, Г. И. Желтое, В. И. Могутов, В. Н. Стиксова, Е. В. Толстикова, В. П. Соловьев

АНАЛИЗ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГЛАЗ ЛАЗЕРНЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ С ЦЕЛЬЮ ОБОСНОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МЕЖВИДОВОЙ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ

Институт биофизики Минздрава РФ, Москва

Проблема гигиенического нормирования лазерного излучения (ЛИ) является весьма значимой на современном этапе, поскольку использование излучения этого вида в ближайшие десятилетия рассматривается как одна из основных перспектив развития технологических процессов в разных отраслях промышленности.

Обеспечение безопасных условий труда при работе с лазерным излучением базируется на гигиенических исследованиях по установлению предельно допустимых уровней (ПДУ), которые системно выполняются в нашей стране и за рубежом с начала 60-х годов и продолжаются в настоящее время с учетом параметров вновь разрабатываемых лазеров.

Сложным, но необходимым этапом исследований является установление количественных соотношений повреждающего действия ЛИ на глаза человека и лабораторных животных, т. е. опреде-^ ление коэффициента межвидовой экстраполяции (КМЭ).

Воздействие ЛИ на глаза человека оценивали по его лечебному применению, наблюдениям за людьми, получившими повреждение глаз в результате случайных попаданий, по исследованиям на глазах добровольцев (лиц, глаза которых * подлежали удалению по тем или иным медицинским показаниям). В отношении пороговых воздействий на глаз человека его устойчивость,

по данным ряда авторов [1, 8, 12, 13, 16], расценивается в 4—40 раз выше, чем экспериментальных животных.

Цель данной работы — обоснование коэффициента межвидовой экстраполяции по результатам сопоставления клинической картины повреждения глаза человека (несчастные случаи) и глаз лабораторных животных — кроликов и обезьян (экспериментальные данные).

Воздействие ЛИ на глаз характеризуется степенью тяжести повреждения — клинической картиной, морфологическими и функциональными изменениями. В случае воздействия на человека, как правило, отсутствуют данные о морфологических изменениях, а при воздействии на животных — о функциональных. При определении значения КМЭ в качестве критерия равнозначности воздействия используется клиническая картина очага повреждения, а сравнение производится по энергии излучения при равных или очень близких условиях воздействия.

При оценке результатов работ [1,8, 12, 13, 16] необходимо принимать во внимание, что эти данные получены, как правило, у пожилых людей при проведении лечебных процедур или в наблюдениях на добровольцах. Известно, что с возрастом происходят существенные сдвиги в устойчивости человека к воздействию излучения [3], а нарушение ясного видения вследствие возрастного изменения аккомодации приводит к увеличению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.