УДК 656.13
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА СРЕДНЕСУТОЧНЫЕ ПРОБЕГИ ПРИ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗКАХ
Н.К. Горяев, И.А. Горяева
В статье рассматривается проблема оценки влияния возраста подвижного состава на эффективность его использования. Низкая интенсивность магистральных перевозок подталкивает перевозчиков к приобретению подвижного состава с пробегом. Для принятия управленческих решений по обновлению подвижного состава важно правильно оценить технико-эксплуатационные характеристики автомобилей различных сроков эксплуатации. Определена зависимость среднесуточных пробегов автомобилей от сроков эксплуатации для парка однотипного подвижного состава.
Ключевые слова: междугородные перевозки, эффективность использования, организация перевозок.
При приобретении подвижного состава различных сроков эксплуатации для междугородных перевозок важно иметь достоверную прогнозную информацию о его потенциальной способности осуществлять перевозки. Одним из важных показателей являются среднесуточные пробеги.
Исследование зависимости среднесуточных пробегов от года выпуска подвижного состава проводилось для парка однотипного подвижного состава седельных тягачей VOLVO FH-12, как одной из самых популярных моделей у российских перевозчиков. Исследование проводилось по данным 2008 в ООО «Трактороторг-Авто-1», имеющем 39 седельных тягачей VOLVO FH-12 с полуприцепами-рефрижераторами SCHMITZ. Иссле-
дуемые седельные тягачи VOLVO FH-12 были двух модификаций - мощностью 380 и 420 лошадиных сил, которые имеют примерно одинаковые технико-эксплуатационные показатели. Седельные тягачи, введённые в эксплуатацию в 2001-2004 годах, эксплуатировались в идентичных условиях, по дорогам с твёрдым покрытием.
Исходные данные по эксплуатации подвижного состава представлены в табл. 1.
Из анализа представленных данных (табл. 2) очевидно, что возраст подвижного состава не оказывает существенного влияния на среднесуточные пробеги, которые составляют для всего рассматриваемого парка седельных тягачей VOLVO FH-12 с полуприцепами-рефрижераторами SCHMITZ 477 км/сут.
Таблица 1
Показатели использования подвижного состава «Трактороторг-Авто-1»
Машина Год выпуска Дней Пробег
в эксплуатации в ремонте годовой среднесуточный
Р 003 ХА 2001 297 41 150574 507
С 006 ВУ 2003 290 41 141469 488
В 008 ХС 2004 298 33 148070 497
К 008 ОН 2001 264 57 127257 482
Р 008 ТР 2001 273 66 128200 467
Р 009 ТР 2002 255 72 126202 495
В 076 ВВ 2003 298 37 160403 538
Р 111 ВУ 2003 303 40 149340 493
В 141 ВВ 2003 279 64 136043 488
Х 184 УЕ 2001 285 53 143052 502
Е 200 ХК 2002 273 58 136155 499
Н 208 УА 2001 286 47 143493 502
Е 300 ХВ 2002 283 52 121195 428
Н 300 ТН 2001 295 48 135958 461
Т 333 РО 2001 284 51 127084 447
Н 400 УС 2002 282 58 127053 451
Н 444 УС 2002 232 109 103972 448
Краткие сообщения
Окончание табл. 1
Машина Год выпуска Дней Пробег
в эксплуатации в ремонте годовой среднесуточный
Р 444 ВС 2003 255 81 127599 500
С 444 УС 2001 267 55 121379 455
М 500 УУ 2001 281 50 126212 449
Н 500 ТУ 2001 298 41 141787 476
О 590 АА 2003 278 50 131269 472
О 591 АА 2004 281 49 126950 452
С 600 ВУ 2003 291 49 139201 478
Т 666 УА 2001 265 54 127532 481
У 692 ХН 2002 270 46 128813 477
Т 700 ХН 2003 299 37 145223 486
В 800 ХС 2003 280 45 145942 521
Е 800 ХК 2002 267 63 132655 497
Т 800 ХН 2003 279 59 137996 495
У 800 ХН 2002 286 35 129444 453
В 888 УА 2001 280 57 128463 459
А 900 УА 2001 279 54 122505 439
В 900 ХС 2004 294 39 142988 486
Р 900 ХА 2001 300 34 144765 483
Р 900 ВС 2003 277 58 136328 492
Р 900 ВУ 2003 291 50 133552 459
У 928 ХН 2002 278 59 127847 460
О 968 УУ 2001 282 50 130013 461
Таблица 2
Влияние возраста подвижного состава на среднесуточный пробег
Год выпуска Срок эксплуатации Количество автомобилей Среднесуточный пробег, км
2001 7 15 486,3
2002 6 9 464,6
2003 5 12 480,8
2004 4 3 460,0
С учётом того, что в данном предприятии за каждым автомобилем закреплён один водитель, можно также сделать вывод о том, что при осуществлении междугородных перевозок происходит нарушение либо скоростного режима, либо режима труда и отдыха водителей, так как такие пробеги невозможны без нарушений.
Данное исследование вместе с проведёнными ранее [1-7] позволяет принимать более обоснованные управленческие решения по обновлению подвижного состава.
Литература
1. Горяев, Н.К. Потенциал выпуска на линию подвижного состава различных сроков эксплуатации / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. - Транспорт: наука, техника, управление. - 2012. - № 5. -С. 52-54.
2. Ларин, О.Н. Закономерности формирования транзитного потенциала: монография / О.Н.
Ларин, Н.К. Горяев, З.В. Альметова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 188 с.
3. Горяев, Н.К. Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта / Н.К. Горяев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». -2011. - Вып. 20. - № 41(258). - С. 178-180.
4. Горяева, И.А. Зависимость затрат на запасные части от возраста подвижного состава автомобильного транспорта / И.А. Горяева, Е.Н. Горяева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2012. - Вып. 24. - № 44(303). -С. 185-186.
5. Горяев, Н. К. Влияние возраста подвижного состава на себестоимость междугородных грузовых автомобильных перевозок / Н.К. Горяев // Инновации и исследования в транспортном комплексе: материалы первой международной научнопрактической конференции. - Курган: КИЖТ, 2013. - С. 323-326.
154
Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент»
Горяев Н.К., Горяева И.А.
Влияние возраста подвижного состава на среднесуточные пробеги при междугородных автоперевозках
6. Горяев, Н.К. Оптимизация структуры затрат при междугородных перевозках / Н.К. Горяев // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2013. - Т. 7, № 2. - С. 175-176.
7. Goryaev, N. Tractors’ age structure optimization / N. Goryaev // Flexibility and adaptability of global supply chains, Proceedings of the 7th German-Russian Logistics Workshop DR-LOG 2012. - St. Petersburg, 2012. - P. 260-267.
Горяев Николай Константинович. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Горяева Ирина Александровна. Аспирант кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 18 января 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Economics and Management” _____________________________________________2014, vol. 8, no. 1, pp. 153-155
INFLUENCE OF VEHICLE AGE ON AVERAGE DAILY RUN AT INTERCITY ROAD FREIGHTAGE
N.K. Goryaev, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
I.A. Goryaeva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article considers the problem of assessing the effect of vehicle age on its efficiency. Low intensity of long distance freightage pushes carriers to buy mileage vehicles. To make administrative decisions on vehicles updating it is important to estimate technical and operational characteristics of vehicles of various ages. The influence of average daily mileage on the age of vehicle has been determined.
Keywords: intercity road freightage, efficiency of use, transport management.
References
1. Goryaev N.K., Larin O.N. [Potential of Launching Vehicles of Different Ages on the Line]. Transport: nauka, tekhnika, upravlenie [Transport: Science, Technology, Management], 2012, no. 5, pp. 52-54. (in Russ.)
2. Larin O.N., Goryaev N.K., Al'metova Z.V. Zakonomernosti formirovaniya tranzitnogo potentsiala [Laws of Formation of Transit Potential]. Chelyabinsk: South Ural St. Univ. Publ., 2012. 188 p.
3. Goryaev N.K. [Economic Efficiency of the Use of Transit Freight Transport Capacity]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2011, vol. 20, no. 41 (258), pp. 178-180. (in Russ.)
4. Goryaeva I.A., Goryaeva E.N. [Costs of Spare Parts Dependence on Age of Road Transport Vehicles]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2012, vol. 24, no. 44 (303), pp. 185-186. (in Russ.)
5. Goryaev, N.K. [Influence of Age of Vehicles on the Cost of Long-distance Road Freight Transport]. In-novatsii i issledovaniya v transportnom komplekse: materialy pervoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovation and Research in the Transport Sector: Proceedings of the First International Scientific Conference]. Kurgan, 2013, pp. 323-326. (in Russ.)
6. Goryaev N.K. [Optimization of Cost Structure for Long-distance Haulages]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2013, vol. 7, no. 2, pp. 175-176. (in Russ.)
7. Goryaev N. Tractors’ age structure optimization. Flexibility and adaptability of global supply chains. Proceedings of the 7th German-Russian Logistics Workshop DR-LOG 2012. St. Petersburg, 2012, pp. 260-267.
Nikolay Konstantinovich Goryaev, Cand.Sc. (Engineering), Associate Professor of Exploitation of Road Transport Department, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Irina Aleksandrovna Goryaeva, postgraduate student of Exploitation of Road Transport Department, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].
Received 18 January 2014