PROBLEMS OF LEGAL ACTION EVALUATION PUBLIC OFFICERS' ASSEMENT DURING INVESTIGATION OF BUDGETARY FUNDS STEALING ALLOCATED FOR THE
PRIORITY NATIONAL PROJECT K.S. Evsikov
Analyzed practice of criminal cases initiation and investigation of budgetary funds stealing allocated for the priority national projects. Identified some difficulties in the subjects of investigation, and made suggestions to overcome them.
Economic crimes, the investigation of embezzlement of budget funds, the priority national projects.
K.S. Evsikov, PhD, assistant professor of forensic and customs of the Tula State University, t. 8(4872)35-39-97, e-mail: [email protected] (Russia, Tula)
УДК 349.412.4
ВЛИЯНИЕ ВОЗМОЖНОЙ ОТМЕНЫ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
О.А. Иватанова, А.И. Крылов
Рассмотрено понятие «категория земель», показана необходимость сохранения в современных условиях категоризации, представлены возможные отрицательные последствия отмены категорий земель.
Ключевые слова: категории земель, целевое назначение, земли сельскохозяйственного назначения.
На территории Российской Федерации, согласно Земельному кодексу РФ, все земли делятся на ряд категорий в соответствии с их целевым назначением. В зависимости от назначения принято выделять семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленного и иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. Категория земель - это качественная характеристика земель с соответствующим набором множества других показателей, позволяющих принимать управленческие решения по эффективному использованию земель, выявлять особенности их охраны и рационального использования. В связи с этим, земли различных категорий имеют различную рыночную стоимость, которая, в свою очередь, имеет особенности исчисления.
Изменить целевое назначение земельного участка можно посредством перевода его в другую категорию. В статье 8 Земельного кодекса РФ и в Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установлены условия и
98
порядок такого перевода. Он должен осуществляться на основании решения компетентного органа управления: Правительством РФ — в отношении земель, находящихся в федеральной собственности; органами исполнительной власти субъектов РФ — в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности; органами местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения [1].
Изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения; земель, занятых защитными лесами; земель особо охраняемых природных территорий и объектов; земель, занятых объектами культурного наследия; других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в соответствии с Земельным кодексом РФ, закрепляющим принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Очевидно, что категоричность выступает сдерживающим фактором при переводе земель из одной категории в другую, что предотвращает массовую и хаотичную застройку.
Следует отметить, что данное деление наиболее значимо для незаменимых и трудновосстановимых земель сельскохозяйственного назначения, так как эти земли являются основой производства сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, и обеспечения населения продовольствием. Деление на категории позволяет использовать такие земли не просто как пространственный базис, а именно как единственно возможный необходимый ресурс для сельскохозяйственного производства [2].
В статье 7 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» устанавливается, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в особых случаях, связанных со следующими причинами: с консервацией земель; с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко -культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения; с установлением или изменением черты населенных пунктов и др. Если кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 50 % и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), или они относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, то их перевод в другую категорию не допускается, за исключением некоторых случаев, например: выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечение обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов, добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Деление земель в пределах России на категории по их целевому назначению является исключительной прерогативой российского государства и
служит основой определения особенностей правовых режимов охраны и использования земель в зависимости от их категории и целевого назначения. Стабильность целевого назначения земель, сохранение прежде всего земель сельскохозяйственного назначения, недопущение их необоснованного перевода в менее эффективные формы хозяйствования всегда были краеугольным принципом российской государственной политики [2].
Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» разработан согласно плану мероприятий по совершенствованию контрольно -надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности.
Целями данного плана являются упрощение порядка подготовки и согласования документов территориального планирования и градостроительного зонирования, пересмотр порядка предоставления участков для строительства и другое [3]. Согласно законопроекту, вместо настоящих семи категорий земель останутся лишь три: земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых природных территорий. Остальные земли будут разделены на 13 территориальных зон. К ним будут относиться сельскохозяйственные, промышленные, жилые зоны, зоны транспорта, связи и другие [4]. Такое положение может весьма негативно отразиться на состоянии земель сельскохозяйственного назначения. Закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» позволяет перевод в другую категорию лишь в особых случаях. Признание его утратившим силу может привести к необоснованному переводу в другие категории, что недопустимо в связи с незаменимостью вышеуказанных земель в сельскохозяйственном производстве. В случае принятия решения об отмене категорий земель будет необходимо не допустить возможности изменения разрешенного использования без особых на то причин. Такие ограничения не должны уступать тем, которые действуют в настоящее время в отношении категорий земель.
Специалисты отмечают, что такие поправки - результат лоббистской деятельности крупных землевладельцев, которые тем самым хотят уменьшить число согласований, до предела упростив все процедуры изменения категорий и купли-продажи земель. Данный законопроект передает функцию государства по распоряжению стратегическими земельными ресурсами в далекие от совершенства и до сих пор несформированные в России рыночные условия.
То обстоятельство, что в других странах редко встретишь категорирование земель, вполне объяснимо: никакая страна в мире не имеет столько земли, как Россия. И никакая страна в мире не испытывает такой потребности в учете земель, как Россия. Изученность территории России непостижимо мала. Так, в России более 100 млн. га лесов, в которых ни разу не проводилась какая-либо инвентаризация. Утверждения и заверения Росреестра,
что все земли в России учтены, следует понимать как то, что учтены только те земли, которые учел Росреестр. Если учесть, что в странах Европы каждый клочок земли учтен и изучен, а стоимость квадратного метра поверхности земли практически не отличается от стоимости квадратного метра жилья, то европейский подход к учету и оценке российских земель практически не применим.
Как основа правового режима земель, категоризация определяет виды прав на землю, обязанности субъектов права, она существовала в течение многих лет. Категории земель определяются в соответствии с их целевым назначением, что дает возможность правильно организовывать процесс рационального использования. Но брать в расчет только целевое назначение было бы некорректно, так как при классификации необходимо учитывать и другие важные факторы: природные, экологические, экономические,
социальные. В такой ситуации разделение на категории не сможет быть полноценно заменено на градостроительное зонирование. Операции с категориями ограничиваются только преобразованием (перевод земель из одной категории в другую), тогда как слияние, раздел, присоединение и выдел зон и участков - это обычная практика и градостроительства, и землеустройства.
На наш взгляд, в нынешней ситуации наиболее верным способом повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения было бы сохранение категории данных земель; упорядочение, регламентация и совершенствование существующей классификации; учет множества социально-эколого-экономических факторов, формирующих объективную оценку земель и позволяющих эффективно использовать земли различных категорий.
Список литературы:
1. О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую: Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 декабря.
2. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 376 с.
3. Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности: распоряжение Правительства от 15 июня 2010 г. № 982-р // Собрание законодательства РФ от 21 июня 2010 г. № 25. ст. 3220.
4. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены отдельных категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»: проект Федерального закона // Рос.газ. 2011. 13 октября.
О.А. Иватанова, канд. экон. наук, доцент, тел. +7(910)152-07-98, E-mail:[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
А.И. Крылов, магистрант, тел. +7(953)421-53-21, E-mail:[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
INFL UENCE OF POSSIBLE ABROGA TION OF CA TEGORIES OF LAND ON EFFICIENCY OF USE OF AGRICULTURAL LAND O. Ivatanova, A. Krylov
The concept «a category of land» is considered, necessity of preservation for modern conditions of a categorisation is shown, possible negative consequences of abrogation of categories of land are presented.
Key words: categories of land, designated purpose, agricultural land.
O.A Ivatanova, PhD. Economics., Associate Professor, Tel. +7 (910) 152-07-98, E-mail:[email protected] (Russia, Tula, Tula State University)
A.I. Krylov, undergraduate, tel. +7 (953) 421-53-21,E-mail: alexandr.k2010 @ yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)
УДК 347.23
ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ В АГРАРНОМ ВОПРОСЕ РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
С.Н. Ковалев
Рассмотрены основные правовые проблемы собственности в аграрном вопросе России в начале ХХ века.
Ключевые слова: правовые проблемы собственности, аграрный вопрос в России, аграрно-хозяйственные институты, институциональные исследования, помещичье и крестьянское хозяйство.
Одной из важнейших российских проблем, обсуждавшихся в начале ХХ в. отечественными авторами, был принцип частной собственности на землю, который в годы революции 1905 - 1907 гг. подвергался резкой критике со стороны радикально-революционных публицистов. Но и в эти годы у права частной собственности были защитники. Так, И.В. Шумков считал необходимым «авторитетное утверждение принципа частной собственности при забвении всех идей и проектов экспроприации и национализации» [1, С. 3]. За сохранение частной собственности на землю высказывался и князь Г. Волконский в своем исследовании «Обязательная наследственная аренда». В работе «К аграрному вопросу» С.П. Фролов в интересах частной собственности на землю взывал к твердой государственной власти со строгими судебными репрессиями.