Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ВЛИЯНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОНЫЕ СИСТЕМЫ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТЬ / ОТКАЗ / АВАРИЙНЫЙ ОТКАЗ / СРЕДНЯЯ НАРАБОТКА ДО АВАРИЙНОГО ОТКАЗА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFOCOMMUNICATION SYSTEMS / OPERABILITY / RECOVERABILITY / FAILURE / EMERGENCY FAILURE / AVERAGE OPERATING TIME BEFORE AN EMERGENCY FAILURE / INFORMATION SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубасов Игорь Анатольевич, Стрельников Фёдор Иванович

В статье исследованы вопросы обеспечения оперативной восстанавливаемости работоспособности инфокоммуникационных систем и применения технологий виртуализации как эффективные пути повышения качества информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и сокращения стоимости владения инфокоммуникационными системами. Разработана математическая модель оценивания величины средней наработки до аварийного отказа и вероятности безаварийного отказа инфокоммуникационных систем. Обоснованы практические рекомендации по обеспечению безотказности работоспособности и оперативной восстанавливаемости инфокоммуникационных систем в случаях отказа, а также сокращению стоимости их эксплуатации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кубасов Игорь Анатольевич, Стрельников Фёдор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF RECOVERABILITY OF INFOCOMMUNICATION SYSTEMS ON INFORMATION SUPPORT QUALITY LAW-ENFORCEMENT BODIES

The article examines the issues of ensuring the operational recoverability of information and communication systems and the use of virtualization technologies as effective ways to improve the quality of information support for the internal affairs bodies of the Russian Federation and reduce the cost of ownership of information and communication systems. A mathematical model for estimating the value of the average operating time before an emergency failure and the probability of an accident-free failure of infocommunication systems is developed. Practical recommendations for the maintenance of information and communication systems aimed at ensuring the reliability of performance and operational recoverability in cases of failure, as well as reducing the cost of their ownership, are justified

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

И. А. Кубасов, Ф. И. Стрельников

доктор технических наук, доцент

ВЛИЯНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЕМОСТИ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

IMPACT OF RECOVERABILITY OF INFOCOMMUNICATION SYSTEMS ON INFORMATION SUPPORT QUALITY LAW-ENFORCEMENT BODIES

В статье исследованы вопросы обеспечения оперативной восстанавливаемости работоспособности инфокоммуникационных систем и применения технологий виртуализации как эффективные пути повышения качества информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и сокращения стоимости владения инфокоммуни-кационными системами. Разработана математическая модель оценивания величины средней наработки до аварийного отказа и вероятности безаварийного отказа инфоком-муникационных систем. Обоснованы практические рекомендации по обеспечению безотказности работоспособности и оперативной восстанавливаемости инфокоммуникацион-ных систем в случаях отказа, а также сокращению стоимости их эксплуатации.

The article examines the issues of ensuring the operational recoverability of information and communication systems and the use of virtualization technologies as effective ways to improve the quality of information support for the internal affairs bodies of the Russian Federation and reduce the cost of ownership of information and communication systems. A mathematical model for estimating the value of the average operating time before an emergency failure and the probability of an accident-free failure of infocommunication systems is developed. Practical recommendations for the maintenance of information and communication systems aimed at ensuring the reliability of performance and operational recoverability in cases of failure, as well as reducing the cost of their ownership, are justified.

Введение. Инфокоммуникационная система (далее — ИКС) представляет собой совокупность телекоммуникационной сети, средств хранения и обработки информации,

36

а также источников и потребителей информации. Инфокоммуникационные системы выступают основой функционирующей единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (далее — ИСОД МВД России). При этом определены следующие цели дальнейшего развития ИСОД МВД России на пятилетнюю перспективу:

повышение уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделений МВД России на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий;

повышение экономической эффективности использования информационно-телекоммуникационных технологий при осуществлении функций, задач и полномочий, возложенных на МВД России [1].

Поэтому на современном этапе весьма актуальным является определение основных эффективных путей достижения вышеуказанных целей развития, а, значит, дальнейшего повышения качества информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД) и сокращения стоимости владения ИКС, эксплуатируемыми ОВД.

Повышение качества информационного обеспечения ОВД выражается в увеличении количества видов актуальной структурированной информации, одновременно доступной пользователям ИКС с автоматизированных рабочих мест, обеспечении возможности оперативного поиска информации, необходимой для оперативно-служебной деятельности ОВД. Качество информационного обеспечения ОВД, как интегральный показатель, находится в прямой зависимости, с одной стороны, от заводских технических параметров ИКС (поставляемых и эксплуатируемых в ОВД), характеризующих их производительность (быстродействие вычислительных операций, объём базы данных и др.), и с другой — от безаварийности работы ИКС, характеризуемой безотказностью систем и оперативной восстанавливаемостью в случаях отказов [2—5].

Следует заметить, что оценить качество информационного обеспечения ОВД можно по следующим частным показателям (наряду с другими ): средняя продолжительность времени доступности информационных ресурсов ИКС и вероятность доступности для сотрудников ОВД (пользователей ИКС) к информационным ресурсам ИКС за заданный период времени (например, в течение года), которые эквивалентны (при производительности ИКС, достаточной для обеспечения одновременной доступности ресурсов для определенного количества пользователей) основным показателям восстанавливаемости работоспособности ИКС, а именно: средняя наработка системы до аварийного отказа и вероятность безаварийного отказа системы соответственно.

В данной статье исследованы теоретические аспекты обеспечения оперативной восстанавливаемости работоспособности ИКС в целях выработки практических рекомендаций по повышению качества информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и сокращения стоимости владения эксплуатируемыми ин-фокоммуникационных системами.

1. Восстанавливаемость работоспособности ИКС как показатель безаварийности. Приведем определения некоторых терминов, используемых в данной статье, в соответствии с ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения» [6]:

восстановление — это процесс и событие, заключающиеся в переходе объекта из неработоспособного состояния в работоспособное;

вероятность восстановления — это вероятность того, что время (до) восстановления работоспособного состояния объекта не превысит заданное значение;

наработка до отказа — это наработка объекта от начала его эксплуатации или от момента его восстановления до отказа;

средняя наработка до отказа — это математическое ожидание наработки объекта до отказа.

ИКС, как системы длительного применения, характеризуются низкой интенсивностью отказов, поэтому на качество информационного обеспечения ОВД оказывает существенное влияние не столько сам факт прекращения работоспособности ИКС, сколько длительность прекращения работоспособности (продолжительность отсутствия доступа пользователей ИКС к информационным ресурсам). Исходя из приоритетности выполняемых функций и конкретных условий эксплуатации, для каждой ИКС можно определить допустимое время т^ длительности прекращения выполнения заданной i-й функции, т.е. допустимое время простоя без нарушения требуемого качества информационного обеспечения ОВД.

Поэтому в практике эксплуатации ИКС, с учётом определения допустимого времени простоя можно классифицировать отказы ИКС на так называемые «аварийные» и «безаварийные» [4, 7, 8].

Под аварийным отказом ИКС будем понимать такой отказ, который длится дольше, чем допустимое время простоя тд (времени безаварийного простоя), и приводит к нарушению требуемого качества информационного обеспечения.

Если в случае отказа элемента (агрегата, блока) ИКС будет осуществлена замена на исправный элемент, имеющийся в запасе, и восстановлено функционирование системы за время, не превышающее допустимого времени простоя тд, то такой отказ ИКС будем считать безаварийным. Поэтому представляет практический интерес расчёт средней наработки до аварийного отказа ИКС — частного показателя качества информационного обеспечения ОВД, характеризующего среднюю продолжительность времени доступности информационных ресурсов ИКС для пользователей (сотрудников ОВД).

Полагаем, что за длительное время эксплуатации ИКС t в среднем может возникнуть п отказов, тогда с учётом восстанавливаемости число аварийных отказов n(V) будет равно

n(v) = n - nVi (тд ) = п[1 - V (тд )] , (1)

где n=At — среднее общее число отказов системы за время t без учета продолжительности их устранения;

Л — интенсивность отказов ИКС;

V (тд) — вероятность восстановления работоспособности ИКС (после возникновения отказа) за допустимое время простоя т<тд.

Далее частный показатель качества информационного обеспечения ОВД, как показатель безаварийности ИКС с учетом восстанавливаемости, можно определить из следующего соотношения:

/ \ T p T p t

T°(V>= nV) = n[l - V, (тд )] = n[l - Vf (тд)] • (2)

где To(V) — средняя наработка до аварийного отказа ИКС;

Tp=nTo=t — суммарное время эксплуатации ИКС за определенный календарный срок;

I Ь

0

То = —--средняя наработка до отказа ИКС;

п

и — время исправной работы ИКС между (г-1)-м и г-м отказами.

Из выведенной формулы (2) явствует, что чем больше вероятность восстановления работоспособности системы, тем больше средняя наработка до аварийного отказа То(У). При этом формулу (2) можно переписать в более удобном виде, подставив вместо Тр его значение, выраженное через То:

Легко заметить из полученной формулы (3), что при вероятности восстановления работоспособности системы Vi (тд), равной нулю, средняя наработка до аварийного отказа равна средней наработке до отказа То, т.е. в этом случае первый же отказ ИКС будет аварийным. А в идеальном случае при ¥.{ (тд) = 1, средняя наработка системы до

аварийного отказа То(У) стремится к бесконечности, т.е. функционирование ИКС будет безаварийным на протяжении всего времени эксплуатации и.

На практике также представляет интерес количественная оценка эффективности мероприятий по восстановлению работоспособности ИКС, выполненных обслуживающим подразделением. Это, например, расчёт выигрыша восстанавливаемости, получаемый как отношение средней наработки до аварийного отказа к средней наработке до отказа невосстанавливаемой системы:

, = Т-Р . (4)

Так например, как видно из зависимости (3), если вероятность восстановления работоспособности ИКС равна 0,8, то это эквивалентно увеличению показателя безаварийности То(¥) в 5 раз по сравнению со средней наработкой до отказа невосстанавливаемой системы То.

Следовательно, для обслуживающего подразделения восстанавливаемость должна рассматриваться как эффективный путь обеспечения безаварийности ИКС и, соответственно, качественного информационного обеспечения сотрудников ОВД [7, 8].

Теперь на основе соотношения (3) при допущении об экспоненциальном законе распределения случайной наработки системы до отказа можно получить следующую формулу расчёта вероятности безаварийного отказа ИКС за время и [9, 10]:

1" Уг{?д ) То

Следует заметить, что вероятность безаварийного отказа работы ИКС можно рассматривать как вероятность доступности сотрудников ОВД к информационным ресурсам ИКС за время и, т.е. как частный показатель качества информационного обеспечения ОВД. Причем значения этих вероятностей эквивалентны только в том случае, когда ИКС обладает техническими характеристиками по производительности, позволяющими обеспечить доступность информационных ресурсов для всех пользователей, имеющих соответствующие права доступа, одновременно [3, 4].

Таким образом, полученные формулы (2—5) представляют собой математическую модель оценивания величины средней наработки до аварийного отказа и вероят-

Р (г,V ) = ехр

(5)

п

ности безаварийного отказа ИКС, как частных показателей качества информационного обеспечения ОВД.

2. Восстанавливаемость работоспособности за счёт резервирования (дублирования) ИКС. Вероятность восстановления работоспособности ИКС V? (гй) в сильной

степени зависит от параметра в = тд/Тв, т.е. от допустимого времени простоя тд и среднего времени восстановления Тв. Среднее время восстановления Тв определяется ремонтопригодностью системы (наличием системы активного контроля, приспособленностью монтажа и конструкции к быстрому обнаружению и устранению неисправностей и т.п.), а также зависит от опыта и квалификации обслуживающего персонала. Основы восстанавливаемости ИКС закладываются на этапе проектирования разработчиком системы и реализуются в ходе эксплуатации в зависимости от профессиональной подготовки и оперативности работы обслуживающего персонала ИКС [3, 8, 11].

Допустимое время простоя тд определяется конкретными условиями работы ИКС, зависит от роли и места ИКС в информационном обеспечении ОВД. Если система состоит из к самостоятельных и независимых блоков, каждый из которых выполняет свою функцию, то для каждого /-го блока необходимо определить допустимое время простоя тгЛ.

Общее усредненное (средневзвешенное) допустимое время восстановления для всей системы тд необходимо определять с учетом весов ги характеризующих относительную частоту случаев возникновения неисправностей для /-й функции системы.

Пусть А^ — интенсивность отказа /-го блока (или самостоятельного агрегата), выполняющего /-ю функцию системы. Коэффициенты весов можно определить из соотношения [8]

Л,

г= Л . (6>

к

где Л = ^Л/ — общая интенсивность отказа всей системы.

г=1

Тогда допустимое время простоя всей системы определится по формуле к к л.

=ХГгТЫ . (7)

г=1 г=1 Л

В случае, когда не удается добиться существенного увеличения вероятности восстановления работоспособности за счёт уменьшения параметра Тв, весьма эффективным оказывается путь резервирования (дублирования) системы в целом [8]. При этом допустимое время простоя тд для каждой отдельной системы резко возрастает, так как имеется возможность использовать время безотказной работы одной системы для восстановления второй [2, 7, 12].

Пусть, например, одновременно работают две одинаковые ИКС (одна основная, вторая в «горячем» резерве) для выполнения одних и тех же задач. Пренебрегая величиной вероятности одновременного отказа сразу двух систем по сравнению с вероятностью отказа только одной системы, определим допустимое время тдс для отказавшей системы. Если одна из систем оказалась неработоспособной (из-за технического отказа, кибератаки, теракта и т.п.), а вторая работает исправно, то допустимое время восстановления тдс для отказавшей системы будет слагаться из времени тд и времени тд(То), в течение которого имеется большая вероятность того, что вторая система будет продолжать выполнять задачи, т.е.

Тдс = Тд + Тд(То). (8)

Зададимся теперь некоторым фиксированным значениемр* вероятности безаварийного отказа (см. формулу (5)), которая будет означать уровень гарантии того, что время и, равное Тд(То), действительно является допустимым по условию безаварийного отказа ИКС:

1" V Т ),

Р (t ,V ) = exp

Т

-t

= p * . (9)

Решая уравнение (9) относительно и, находим Тд(То), при котором обеспечивается восстановление работоспособности ИКС с заданной гарантийной вероятностью р* (при средней наработке до отказа, равной То):

г = тд(То)=- 10 , 1пр*. (10)

1 - ^ (тд)

С учетом выражений (7) и (10) формула (8) принимает вид

к

Л T

*дс = ХЛ^а ^ ,Л >Р*. (п)

i=1 Л 1 - V (га)

Для случая, когда тд<<тд(То) и тд<<Тв , формулу (11) можно упростить и записать в виде приближенного равенства:

гас - T0|lnp * . (12)

Принимая во внимание, что в большинстве случаев практический интерес представляют уровни гарантии порядка р*= 0,8—1, то для вычисления тас рекомендуется пользоваться приближенной формулой:

гдс - 1,11То (1 - р *. (13)

Допустимое время простоя та может быть использовано не только для устранения отказов, но также и для других целей обслуживания системы. Например, при определении времени срабатывания устройств, подключающих резервные элементы взамен отказавших, или при определении времени, отводимого на профилактику одной из двух систем, работающих по графику.

Приведенные соотношения (3—13) показывают принципиальную возможность существенного повышения средней продолжительности времени доступности сотрудников ОВД к информационным ресурсам ИКС за счёт обеспечения оперативной восстанавливаемости после отказа ИКС. Однако следует заметить, что стоимость владения ИКС в случае дублирования систем практически возрастает в два раза. Эффективным путём решения данной проблемы предлагается применение современных систем виртуализации.

3. Применение современных систем виртуализации в целях обеспечения оперативной восстанавливаемости ИКС. В современных реалиях практики эксплуатации ИКС сокращение времени простоя достигается не только посредством дублирования аппаратных средств (применения кластерных систем), тем самым исключением единых точек отказа. Для этих целей активно применяются технологии виртуализации. Нюансом применения технологий виртуализации является сокращение избыточности серверного оборудования за счёт возможности свободной миграции виртуальных машин между всеми аппаратными серверами, объединенными в пул виртуализации.

Кроме того, избыточные аппаратные серверы применяются в процессе управления вычислительными мощностями для купирования пиковых нагрузок наиболее

нагруженных серверов. Развертывание дополнительных виртуальных машин и балансировка нагрузки между серверами с однотипными серверными ролями (функционирующих для решения одной задачи) происходит в считанные минуты. При снятии сверхнормативной нагрузки серверы, задействованные под данную задачу, высвобождаются и могут быть задействованы под другие задачи, в том числе и для восстановления работоспособности ИКС при отказах аппаратных средств.

В случае применения технологии виртуализации процент избыточности аппаратных средств существенно снижается по сравнению с кластерными системами (с избыточностью 100%) и составляет обычно не более 30%. При этом, однако, не отменяется необходимость дублирования основных компонентов самих аппаратных серверов. Все вторичные источники питания, накопители информации, сетевые и HBA-адаптеры, входящие в состав аппаратных серверов должны устанавливаться с соблюдением принципа избыточности. Иные технические средства — сетевые коммутаторы, коммутаторы сети хранения данных, а также сами системы хранения данных подключаются к серверам, содержащих пул виртуальных машин, с соблюдением принципа исключения единой точки отказа.

Вместе с тем на восстанавливаемость ИКС оказывает влияние фактор использования специфичных программных продуктов, предназначенных для самодиагностики аппаратных компонентов и выполнения сервисных процедур. Ввиду применения указанной категории для удобства обслуживания сложных и разнородных ИКС, включающих в свой состав сервисные процессоры и специальные консоли управления аппаратными средствами, на первый план выходит проблема «выравнивания» версий про-шивок/ микрокодов.

Так, на примере программно-технического комплекса производства IBM в случае одновременного отказа сервисного процессора в одном из аппаратных серверов 9117-570 и программном сбое управляющего программного обеспечения, не позволяющего задействовать резервный сервисный процессор в другом аппаратном сервере, возможна ситуация старта кластера ограниченной функциональности. В самом тяжёлом случае для восстановления работоспособности кластера может потребоваться обновление микрокодов сервисных процессоров совместно с проведением обновления прошивки аппаратной консоли. При этом потребуется руководствоваться таблицей совместимости указанных прошивок между собой, а также дорожной картой апгрейда самих прошивок (возможно, для обновления на последнюю версию прошивки потребуются промежуточные шаги).

Следует учитывать, что новые версии прошивок могут иметь различный уровень стабильности их работы, но исправлять известные недочёты предыдущих версий, а также добавлять новые возможности по управлению системой. В то же время прошивки для определенных аппаратных компонентов также имеют конечный жизненный цикл, по завершении которого обновления производителем больше не выпускаются. В случае продолжения эксплуатации составляющих (как аппаратных, так и программных) ИКС после окончания их жизненного цикла возможно возникновение отказов, не поддающихся диагностированию и не имеющих описанных процедур разрешения. В итоге можно получить полностью нерабочую ИКС или ИКС с неполной функциональностью без поддержки со стороны производителя и видимых путей восстановления системы, даже в случае резервирования аппаратных средств.

Выводы.

1. Обеспечение оперативной восстанавливаемости работоспособности ИКС и применение технологий виртуализации являются эффективными путями повышения качества информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации и сокращения стоимости владения эксплуатируемыми ИКС.

2. Выполнение комплекса мероприятий по поддержанию и восстановлению работоспособности ИКС, направленных на увеличение среднего времени наработки до аварийного отказа инфокоммуникационных систем и увеличения вероятности безаварийного отказа, является необходимым (но не достаточным) условием повышения качества информационного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Разработанная математическая модель оценивания величины средней наработки до аварийного отказа и вероятности безаварийного отказа ИКС (формулы 3—5), выступает инструментом для оценки эффективности мероприятий по поддержанию и восстановлению работоспособности инфокоммуникационных систем, а также количественному обоснованию целесообразности дублирования систем.

4. Использование современных систем виртуализации позволяет снизить процент совокупной стоимости владения инфокоммуникационными системами, приходящийся на обеспечение восстанавливаемости ИКС, при сохранении приемлемого уровня отказоустойчивости и одновременном добавлении функциональности управления вычислительными мощностями.

5. Вероятность восстановления работоспособности инфокоммуникационных систем может стремиться к нулю при эксплуатации их компонентов после окончания жизненного цикла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапкин А. В., Кубасов И. А. Основные направления дальнейшего развития ИСОД МВД России на период с 2020 по 2024 годы // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы : сборник статей международной научно-практической конференции / отв. за выпуск В. О. Лапин. — М., 2019. — С. 254—259.

2. Белокуров С. В., Корчагина Е. В., Сидельников А. П. Моделирование процессов обработки информации в инфокоммуникационных системах органов внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 2. — С. 134—141.

3. Кубасов И. А., Стрельников Ф. И., Лунев Ю. С. Вопросы повышения эффективности использования автоматизированных дактилоскопических учетов при раскрытии и расследовании преступлений // Вестник Воронежского института МВД России. — 2020. — № 2. — С. 231—236.

4. Кубасов И. А. Оценка влияния элемента запаса на приращение безаварийности функционирования инфокоммуникационной системы // Безопасность жизнедеятельности. — 2020. — № 11(239). — С. 19—25.

5. Пьянков О. В., Романов М. С. Имитационное моделирование процессов принятия решений в ситуационных центрах органов внутренних дел : монография [Электронный ресурс] / Воронежский институт МВД Российской Федерации, 2017.

6. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения : Введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2017 г. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июня 2016 г. № 654-ст.

7. Кубасов И. А., Стрельников Ф. И. Методика оптимизации резерва при ограничениях комплекта элементов запаса инфокоммуникационных систем // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2020. — № 2. — С. 98—103.

8. Кубасов И. А., Стрельников Ф. И. Управление ресурсами в целях повышения качества информационного обеспечения органов внутренних дел // Информационные системы и технологии. — 2020. — № 5(121). — С. 58—67.

9. Земцов А. Н. Законы распределения случайных величин в моделировании инфокоммуникационных систем. — Волгоград : ВолгГТУ, 2019.

10. Малафеев С. И., Копейкин А. И. Надежность технических систем. Примеры и задачи : учебное пособие. — СПб. : Лань, 2012. — С. 313.

11. Кубасов И. А. Методика расчета требуемого количества элементов запаса инфокоммуникационных систем // Информационные системы и технологии. — 2020. — № 6 (122). — С. 44—51.

12. Кубасов И.А. Методика оценки коэффициента простоя инфокоммуникацион-ных систем // Вестник Воронежского института ФСИН России. — 2020. — № 3. — С. 83—90.

REFERENCES

1. Shapkin A. V., Kubasov I. A. Osnovnyie napravleniya dalneyshego razvitiya ISOD MVD Rossii na period s 2020 po 2024 godyi // Strategicheskoe razvitie sistemyi MVD Rossii: sostoyanie, tendentsii, perspektivyi : sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / otv. za vyipusk V. O. Lapin. — M., 2019. — S. 254—259.

2. Belokurov S. V., Korchagina E. V., Sidelnikov A. P. Modelirovanie protsessov obrabotki informatsii v infokommunikatsionnyih sistemah organov vnutrennih del // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2015. — # 2. — S. 134—141.

3. Kubasov I. A., Strelnikov F. I., Lunev Yu. S. Voprosyi povyisheniya effektivnosti ispolzovaniya avtomatizirovannyih daktiloskopicheskih uchetov pri raskryitii i rassledovanii prestupleniy // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. —2020. — # 2. — S. 231—236.

4. Kubasov I. A. Otsenka vliyaniya elementa zapasa na priraschenie bezavariynosti funktsionirovaniya infokommunikatsionnoy sistemyi // Bezopasnost zhiznedeyatelnosti. — 2020. — # 11(239). — S. 19—25.

5. Pyankov O. V., Romanov M. S. Imitatsionnoe modelirovanie protsessov prinyatiya resheniy v situatsionnyih tsentrah organov vnutrennih del : monografiya [Elektronnyiy resurs] / Voronezhskiy institut MVD Rossiyskoy Federatsii, 2017.

6. GOST 27.002-2015. Nadezhnost v tehnike (SSNT). Terminyi i opredeleniya : Vveden v deystvie v kachestve natsionalnogo standarta Rossiyskoy Federatsii s 1 marta 2017 g. prikazom Federalnogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 21 iyunya 2016 g. # 654-st.

7. Kubasov I. A., Strelnikov F. I. Metodika optimizatsii rezerva pri ogranicheniyah komplekta elementov zapasa infokommunikatsionnyih sistem // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. — 2020. — # 2. — S. 98—103.

8. Kubasov I. A., Strelnikov F. I. Upravlenie resursami v tselyah povyisheniya kachestva informatsionnogo obespecheniya organov vnutrennih del // Informatsionnyie sistemyi i tehnologii. — 2020. — # 5(121). — S. 58—67.

9. Zemtsov A. N. Zakonyi raspredeleniya sluchaynyih velichin v modelirovanii infokommunikatsionnyih sistem. — Volgograd : VolgGTU, 2019.

10. Malafeev S. I., Kopeykin A. I. Nadezhnost tehnicheskih sistem. Primeryi i zadachi : uchebnoe posobie. — SPb. : Lan, 2012. — S. 313.

11. Kubasov I. A. Metodika rascheta trebuemogo kolichestva elementov zapasa in-fokommunikatsionnyih sistem // Informatsionnyie sistemyi i tehnologii. — 2020. — #6 (122). — S. 44—51.

12. Kubasov I.A. Metodika otsenki koeffitsienta prostoya infokommunikatsionnyih sistem // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. — 2020. — # 3. — S. 83—90.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кубасов Игорь Анатольевич. Главный научный сотрудник ФКУ НПО «СТиС» МВД России. Профессор кафедры информационных технологий. Доктор технических наук, доцент. Академия управления МВД России. E-mail: igorak@list.ru

Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. Тел. 8 (916) 157-34-95.

Стрельников Фёдор Иванович. Адъюнкт кафедры информационных технологий. Академия управления МВД России. E-mail: fstrelnikov@mvd.ru

Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. Тел. 8 (926) 537-36-52.

Kubasov Igor Anatolyevich. Chief researcher of the FKU NPO "STIS" of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Professor of the chair of Information Technologies. Doctor of Technical Sciences, Associate Professor. Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: igorak@list.ru

Work address: Russia, 125993, Moscow, Zoe and Alexandra Kocmodemyanskih Str., 8. Tel. 8 (916) 157-34-95.

Strelnikov Fedor Ivanovich. Post-graduate cadet of the chair of Information Technologies. Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: fstrelnikov@mvd.ru

Work address: Russia, 125993, Moscow, Zoe and Alexandra Kocmodemyanskih Str., 8. Тел. 8 (926) 537-36-52.

Ключевые слова: инфокоммуникационые системы; работоспособность; восстанавливаемость; отказ; аварийный отказ; средняя наработка до аварийного отказа; информационное обеспечение.

Key words: infocommunication systems; operability; recoverability; failure; emergency failure; average operating time before an emergency failure; information support.

УДК 004.052.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.