Научная статья на тему 'Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности'

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
47
Поделиться
Ключевые слова
личностная тревожность / вокальный тренинг / вокалотерапия / personality anxiety / vocal training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салова Наталья Сергеевна

Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность. Исследована специфика модификации коррекционного тренинга с использованием вокального творчества для изменения высокой личностной тревожности, причём правильное голосообразование в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Салова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The researches on specific of correction vocal training modifications for changing high personality anxiety have been carried out. Correct voiceforming in this method is considered as logical model of creative process, which leads to personality changes

Текст научной работы на тему «Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности»

ВЛИЯНИЕ ВОКАЛЬНОГО ТРЕНИНГА НА УРОВЕНЬ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

© Н. С. Садова

Рассматривается проблема психического свойства — личностная тревожность. Исслелована специфика мо-лификации коррекционного тренинга с использованием вокального творчества лля изменения высокой личностной тревожности, причем правильное голосообразование в этом метоле рассматривается как логическая молель творческого процесса, приволяшего к личностным изменениям.

Ключевые слова: личностная тревожность, вокальный тренинг, вокалотерапия.

Садова

Наталья Сергеевна

психолог, директор кадрово- консалтингового центра «Тайм Консалт» г. Самара

Ситуация повышения психологической напряженности у общества, которую рождают терроризм, экологические бедствия, социальные катаклизмы, ставит перед медико-психологической службой в качестве требующей немедленного разрешения задачу разработки мер профилактики и коррекции психического здоровья населения [5]. Социально-гигиенические мероприятия, предусматривающие оздоровляющие воздействия на природную и социальную среду, сопряжены со значительными временными и финансовыми затратами [10], мы предлагаем совершенствование существующих и создание новых, более эффективных средств профилактики, направленных на человека.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в лечебно-профилактической медицине, так и в психологической коррекции достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы [2].

Задумавшись над этим вопросом, мы решили направить созидательную энергию музыки и единственный музыкальный инструмент, данный нам с рождением, — голос на коррекцию личностной тревожности.

Мы опирались на традиционное понимание личностной тревожности, определяя её как

относительно устойчивое индивидуальное различие в склонности индивида испытывать состояние тревоги [3]. В современной психологии принято различать понятия «тревога» и «тревожность», подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства [7].

Опираясь на взаимосвязь и взаимозависимость голоса и личностных особенностей человека, мы утверждаем, что голос есть функция личности, а личность может быть зависима от голоса [8].

Иллюстрацией данному предположению служит проведённое нами исследование, в ходе которого было установлено влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности.

Поэтому при реализации цели исследования — разработка и исследование влияния вокального тренинга на коррекцию личностной тревожности — основными задачами мы видели разработку вокального тренинга и установление факта влияния вокального тренинга на снижение уровня личностной тревожности, объектом исследования явилась личностная тревожность. В данной работе мы предполагали, что на снижение высокого уровня личностной тревожности влияет коррекционная работа через расширение вокального потенциала, посредством приобретения певческого умения, развитие способности управления своими ресурсами, самоконтроля и саморегуляции, что увеличивает творческое начало личности и приводит к личностным изменениям.

Методика проведения исследования

Общий объём выборки составил 60 человек в возрасте от 19 до 53 лет. Все испытуемые обладали высоким уровнем личностной тревожности, 30 человек составили две экспериментальные группы (группу участников тренинга с музыкальным образованием и группу участников, не обладающих музыкальным слухом). Остальные 30 человек, разделённые по тому же принципу, вошли в две контрольные группы.

В качестве методов сбора данных мы использовали следующие методики: методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина; методика личностного дифференциала Ч. Осгуда. Все методики предъявлялись испытуемым всех четырёх групп в два этапа в процессе предтренинговой и посттренинговой диагностики.

В ходе статистической обработки результатов тестирования были использованы методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ «81а18о1:1 81а1лз11са 6.0»: и — критерий Манна-Уитни, Т — критерий Вилкоксона. Гипотеза НО отвергалась при р< 0.05 мы говорили о наличии тенденции.

Результаты исследования и их обсуждение

До воздействия вокального тренинга испытуемые во всех четырёх группах показали высокий уровень личностной тревожности. Они демонстрировали неуверенность, тревожное поведение, волнение и замешательство. Показатели личностного дифференциала по Осгуду отражают заниженную самооценку испытуемых, шкала силы свидетельствует о высокой тревожности испытуемых [11]. У 66% испытуемых в первой экспериментальной группе выявлена заниженная самооценка, 93% опрошенных имеют высокие показатели личностной тревожности; во второй экспериментальной группе 86% испытуемых с низкой самооценкой и 100% — с высоким уровнем личностной тревожности (табл. 1).

Таблица 1

Количество испытуемых с высокой тревожностью (по показателям личностного дифференциала)

показатели до воздействия тренинга показатели после воздействия тренинга

О С А О С А

Эксп.гр.1 10 14 10 4 4 10

(66%) (93%) (66%) (26%) (26%) (66%)

Эксп.гр.2 13 15 8 7 6 8

(86%) (100%) (53%) (46%) (40%) (53%)

Конт.гр.1 10 15 9 9 12 9

(66%) (100%) (60%) (60%) (80%) (60%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конт.гр.2 13 15 11 13 14 11

(86%) (100%) (73%) (86%) (93%) (73%)

15

10 5

0 эксп.гр.1 эксп.гр.2 контр.1 контр.2

| □ до тренинга ■ после □ |

Методика личностного дифференциала Ч. Осгуда подтвердила наличие тревожности у испытуемых и показала, что существуют соответствия в данных по оценке себя испытуемыми и близкой им песне. До тренинга испытуемые выбирали песни, в которых музыкальная основа представляла собой некую тревожность, например: диссонирующие интервалы, постоянные модуляции, доминирующее стаккато, прерванный ритм, экспрессивная вокальная партия и т.д.

В экспериментальных группах, ощутивших на себе действие вокального тренинга, уровень личностной тревожности значительно снизился: в экспериментальной группе № 1 высокую личностную тревожность демонстрировали только 27% испытуемых, а в экспериментальной группе № 2 — 51% испытуемых (табл. 2).

Испытуемые выбирали на данном этапе другие песни, соответствующие по своему стилю актуальному состоянию испытуемых. Музыкальные произведения по своему характеру оказались более спокойными, оптимистичными, мажорными, лейтмотив тревоги исчез (табл. 3).

С помощью Ц-критерия Манна-Уитни мы сравнили полученные четыре группы по уровню личностной тревожности: первая констатирующая серия показала отсутствие статистически значимых отличий в уровне личностной тревожности между группами, второй констатирующей серией мы выявили, что статистически достоверные различия в уровне личностной тревожности есть.

Является ли достоверным тот сдвиг в уровне личностной тревожности, который мы получили в экспериментальных группах после прохождения вокального тренинга, мы проверяли Т-критерием Вилкоксона. Сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает в том случае, если Тэмп < Ткр Н0 отвергается. Интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня личностной тревожности в экспериментальной группе № 1 превышает интенсивность сдвигов в сторону ее

Таблица 2

Количество испытуемых, имеющих высокий уровень личностной тревожности

(по Ч. Спилбергу, Ю. Ханину)

Экспер.гр.1 Экспер.гр.2 Контр.гр.1 Контр.гр.2

показатели до 15 15 15 15

тренинга (100%) (100%) (100%) (100%)

показатели после 4 6 12 14

тренинга (27%) (51%) (80%) (93%)

15

10

и п.

эксп.гр.1 эксп.гр.2 контр.1 контр.2

□ до тренинга ■ после тренинга □

Таблица 3

Количество испытуемых, изменивших отношение к выбранной ранее песне

показатели до воздействия тренинга показатели после воздействия тренинга

О С А О С А

Эксп.гр.1 15 10 14 5 5 11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(100%) (66%) (93%) (33%) (33%) (73%)

Эксп.гр.2 15 15 12 4 6 10

(100%) (100%) (80%) (26%) (40%) (66%)

Конт.гр.1 15 15 11 12 12 9

(100%) (100%) (73%) (80%) (80%) (60%)

Конт.гр.2 15 15 9 14 14 10

(100%) (100%) (60%) (93%) (93%) (66%)

эксп.гр.1

контр.гр.1

□ отн. до ■ отн. после □

увеличения. Таким образом, мы можем говорить о статистически достоверном снижении уровня личностной тревожности в экспериментальной группе № 1 под воздействием вокального тренинга.

В экспериментальной группе № 2 людей без музыкального образования интенсивность сдвигов в сторону уменьшения уровня личностной тревожности также превышает интенсивность сдвигов в сторону ее увеличения. Значение Тэмп в этой группе равно 11. Здесь мы тоже можем говорить о статистически достоверном снижении уровня личностной тревожности под воздействием вокального тренинга. Сдвиг по интенсивности немного меньше, чем в экспериментальной группе № 1, но он достоверен.

В контрольной группе № 1, испытуемые которой имеют музыкальное образование, но не участвовали в вокальном тренинге, значение Тэмп (21) попадает в «зону неопределенности». Это означает, что достоверного сдвига к уменьшению уровня тревожности нет. Однако количество сдвигов в сторону уменьшения уровня личностной тревожности все же больше, чем в сторону увеличения.

В контрольной группе № 2, без музыкального образования и участия в тренинге, значение Тэмп (34) попадает в «зону незначимости». Это означает, что достоверного сдвига к уменьшению уровня тревожности нет.

Таким образом, мы можем говорить о статистически достоверном снижении уровня личностной тревожности в экспериментальных группах под воздействием вокального тренинга.

В результате вокального тренинга участники экспериментальных групп сообщили о значительном и устойчивом улучшении их состояния. В группе испытуемых с музыкальным образованием, не подвергающейся воздействию вокального тренинга, уровень тревожности в целом не изменился, но существуют незначительные сдвиги в сторону уменьшения личностной тревожности. Это можно объяснить тем, что в силу профессиональной деятельности эти люди вынуждены заниматься вокалом, игрой на музыкальных инструментах и в эти моменты они испытывают на себе лечебное воздействие вокального искусства. Чего нельзя сказать про представителей испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности без музыкального образования, у данных испытуемых уровень тревожности остался прежним.

Выводы

Результаты исследования позволили нам сформулировать следующие выводы:

1. Вокальный тренинг является одним из методов коррекционного воздействия на личность.

2. Спецификой разработанной нами модификации коррекционного тренинга является использование вокального творчества для изменения высокой личностной тревожности, причём правильное голосообразование в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.

3. Снижение высокого уровня личностной тревожности в данном тренинге воспитывается через расширение вокального потенциала, посредством приобретения певческого умения, развитие способности управления своими ресурсами, самоконтроля и саморегуляции, что увеличивает творческое начало личности и приводит к личностным изменениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большаков, В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. СПб. : Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. 380 с.

2. Дмитриев,Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 1963. 678 с.

3. Ковпак,Д. В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб. : Наука и техника, 2007. 240 с.

4. Кочнева,И. Вокальный словарь / И. Кочнева, А. Яковлева. Л. : Музыка, 1986.

70 с.

5. Кудрявцева,!!. Н. Тревога как социальная болезнь // Химия и жизнь — XXI

век. 2004. №11. С. 10—14.

6. Куликов, Л. В. Психологическое исследование : методические рекомендации по проведению. СПб. : Речь, 2001. 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. СПб. : Речь, 2006. 248 с.

8. Назарова,Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб. : Речь, 2002. 240 с.

9. Немов, Р. С. Психология: Кн.З : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 640 с.

10. Осипова,А. А. Общая психокоррекция. М. : ТЦ Сфера, 2005. 512 с.

11. Райгородский,Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с.

THE IMPACT OF VOCAL TRAINING ON THE LEVEL OF PERSONALITY ANXIETY N. S. Salova

The researches on specific of correction vocal training modifications for changing high personality anxiety have been carried out. Correct voiceforming in this method is considered as logical model of creative process, which leads to personality changes.

Key words: personality anxiety, vocal training.