Научная статья на тему 'Влияние водной дисперсии наноуглерода шунгита на гематологические и биохимические показатели норок'

Влияние водной дисперсии наноуглерода шунгита на гематологические и биохимические показатели норок Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
160
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по агробиотехнологии , автор научной работы — Н Н. Тютюнник, А Р. Унжаков, Л Б. Узенбаева, А Г. Кижина, В А. Илюха

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF SHUNGITE NANOCARBON AQUEOUS DISPERSION ON THE HEMATOLOGICAL AND BIOCHEMICAL PARAMETERS OF MINKS

It was shown that the treatment of experimental minks with stable aqueous dispersion of shungite carbon nanoparticles has caused some changes in the generation and quenching of ROS and activity of digestive enzymes. Further studies are planned to clarify the biocompatibility of nanocarbon shungite with the animal organism, as well as methods of administration.

Текст научной работы на тему «Влияние водной дисперсии наноуглерода шунгита на гематологические и биохимические показатели норок»

ВЛИЯНИЕ ВОДНОЙ ДИСПЕРСИИ НАНОУГЛЕРОДА ШУНГИТА НА ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НОРОК

Н.Н. Тютюнник1, А.Р. Унжаков 1, Л.Б. Узенбаева 1,А.Г. Кижина 1, В.А. Илюха 1, С.Н. Сергина 1, Т.Н. Ильина 1, И.В. Баишникова 1, Е.Б. Свечкина 1, Н.Н. Рожкова 2

1Институт биологии Карельского НЦ РАН, Петрозаводск, [email protected]; 2Институт геологии Карельского НЦ РАН, Петрозаводск

Изучение влияния частиц нанометровых размеров на биологические объекты является актуальной задачей современности. Для оценки возможных биологических рисков воздействия наноматериалов на различные функциональные системы организма в настоящее время проводятся многочисленные исследования, которые в основном выполняются in vitro. Ранее показано, что шунгито-вые углеродные наночастицы способны значительно модифицировать состояние эритроцитов человека и норки, причем проявление этого действия зависит от концентрации частиц (Горюнов и др., 2009). Для комплексного изучения влияния наночастиц на физиологическое состояние организма млекопитающих in vivo удобной экспериментальной моделью является разводимая в неволе американская норка.

В качестве объектов исследования использовались стандартные темно-коричневые норки (Mustela vison Schr). Для изучения влияния водной нанодисперсии шунгитового углерода на физиологическое состояние животных было сформировано 3 группы зверей по 6 особей в каждой (контрольная и две подопытных). Животные всех групп содержались на хозяйственном рационе. Подопытным норкам однократно проводили внутримышечную инъекцию препарата: группе №1 в количестве 1 мл водной дисперсии шунгита с дозой наночастиц 0.1 мг/животное, а группе №2 с дозой - 1.0 мг/животное. Стабильные водные дисперсии наночастиц шунгитового углерода (ШУ) получали методом сонолиза порошка шунгита в воде с последующей фильтрацией и центрифугированием (Рожкова, 2006, 2011).

Биологический материал

(кровь, органы) был получен в период планового забоя животных. Определение количества эритроцитов и лейкоцитов, состав лейко-формулы, содержания гемоглобина, общего белка, активности щелочной фосфатазы (ЩФ) в лейкоцитах, активности трипсина, амилазы и липазы, электрофоретиче-

ское разделение белков и изоферментов лактатдегдрогеназы (ЛДГ) проводили согласно описанным ранее методам (Берестов, 1981; Методические подходы..., 1987; Олейник и др., 1999). Для исследования интегрального состояния систем генерации и тушения активных форм кислорода (АФК) проводился хемилюминесцентный (ХМЛ) анализ (Klinger et al., 1996), спектрофотометрически измеряли активность ключевых ферментов антиоксидантной защиты - супероксиддисмутазы (СОД) (Misra, Fridovich, 1972) и каталазы (Bears, Sizes, 1952). Концентрацию а-токоферола в сыворотке крови и гомогенатах органов определяли методом высокоэффективной жидкостной хроматографии (Скурихин, Двинская, 1989).

Исследования свидетельствуют, что в конце эксперимента содержание эритроцитов, уровень гемоглобина и концентрация общего белка у подопытных зверей были в пределах доверительных границ нормы (табл.). Под влиянием дисперсии шунгитовых наночастиц во фракционном составе белка в сыворотке крови у зверей подопытной группы №2 снизился уровень гамма-глобулинов.

Препарат в дозе 0.1 и 1.0 мг/животное не оказало влияния на количество эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина и активность ЩФ лейкоцитов. Изменения некоторых показателей, в частности, снижение общего количества лейкоцитов и повышение относительного содержания базо-филов статистически не значимы и представлены в виде тенденции. Морфологических изменений клеток крови у подопытных животных на светомикроскопическом уровне не обнаружено (табл).

Таблица.

Влияние наночастиц шунгитового углерода на гематологические и биохимические показатели крови норок, M± m

Показатели Г руппы

Контрольная Подопытная №1 Подопытная №2

Эритроциты, 1012 9,0±0,1 9,4±0,3 8,3±0,2

Лейкоциты, 109/л 8,04±1.41 7,70±1.44 5,35±0.82

Гемоглобин, г/л 169,3±2,5 183,1 ±3,2 162,4±5,5

Общий белок, г/л 91,5±0,2 81,2±2,8 83,2±2,6

Альбумины, % 44,6±1,6 42,9±2,0 41,0±6,2

Альфа- глобулины,%: 17,8±1,4 17,4± 1,6 23,8±7,2

Бета- глобулины,%: 16,6± 1,2 19,0±2,6 19,0±0,6

Гамма- глобулины,%: 21,0± 1,8 20,7±1,7 16,2±2,1

Трипсин, Е/час/мл 27,14 ± 2,72 42,14 ± 9,40 35,00 ± 1,33*

Амилаза, мг/час/мл 17,09 ± 1,67 21,76 ± 9,87 13,71 ± 1,52

Липаза, мкмоль/час/мл 7,89 ± 2,35 4,80 ± 1,54 2,31 ± 0,57*

Более чувствительными к влиянию разных концентраций дисперсии шунгита оказались пищеварительные ферменты - трипсин, липаза и амилаза (табл). Активность трипсина в сыворотке крови у норок 1-ой подопытной группы была на 55%, а у животных 2-ой - на 29% выше (р<0,05), чем в контроле (табл.). Амилолитическая активность у животных 1-ой группы увеличилась на 27%, а липолитическая, наоборот, снизилась у норок 1-й группы - в 1,6 раза, 2-й - в 3,4 раза (р<0,05).

Наибольшее влияние препарат (особенно в более высокой концентрации вещества) оказал на показатели антиоксидантной системы (АОС) и системы генерации АФК в почках животных. В этом органе отмечалось

усиление работы ферментов, генерирующих АФК, снижение активностей антиоксидантных ферментов, в частности СОД, что, по всей вероятности, вызвало уменьшение соотношения СОД/каталаза. Такие изменения могут быть результатом как повышенной генерации активных форм кислорода в данном органе, так и «отравления» фермента при усиленном неконтролируемом синтезе перекиси водорода, к которой СОД является очень чувствительной (Зенков и др., 2001). В печени более высокая доза препарата привела к уменьшению удельной активности каталазы, а обе дозы - к ослаблению работы неферментативного звена системы генерации АФК. Таким образом, функционирование систем генерации и тушения АФК в печени и почках под действием препарата можно охарактеризовать как неспецифическую реакцию на введение в организм чужеродного вещества.

Исследование содержания витамина Е (а-токоферол) в печени норок, получавших инъекцию дисперсии шунгита показало, что его концентрация в печени норок 1 и 2 групп было разнонаправленным. Если в группе 1 (доза 0,1 мг) наметилась достаточно выраженная тенденция к снижению, то во 2 группе содержание витамина не изменилось по отношению к контролю. Сопоставление действия двух доз препарата продемонстрировало, что меньшая концентрация приводят к снижению содержания токоферола в печени, изменения отсутствуют при более высокой дозе.

При сравнении изоферментных спектров ЛДГ органов у подопытных и контрольных зверей установлено, что дисперсия наночастиц шунгитового углерода не оказала достоверного влияния на изоферментные спектры ЛДГ печени и почек. Наблюдаемое незначительное повышение относительного содержания ЛДГ-5 в печени у норок из подопытной группы №2 по сравнению с контрольной может свидетельствовать о тенденции стимуляции анаэробных путей обмена.

Таким образом, установлено, что введение стабильных водных дисперсий наночастиц шунгитового

углерода в организм подопытных животных не оказало однозначного влияния на ряд морфологических и биохимических показателей крови и исследованных органов. Выявленные изменения со стороны ферментов АОС свидетельствуют о том, что применявшийся способ введения препарата, возможно, вызывает неспецифическую реакцию, сходную с аллергическими процессами (Зенков и др.,2001). Исследования, направленные на поиск оптимальных доз и способов введения наночастиц шун-гитового углерода планируется продолжить.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минэкономразвития республики Карелия (Гос. контракт № 29-07).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берестов В. А. Лабораторные методы оценки состояния пушных зверей. Петрозаводск, 1981. 151 с.

Морфология и агрегация эритроцитов в нанодисперсиях углерода / А. С. Г орюнов, А. Г. Борисова [и др.] // Т руды КарНЦ РАН. 2009. № 3. С. 118126.

Зенков Н. К., Ланкин В. З., Меньщикова Е. Б. Окислительный стресс. Биохимический и патофизиологический аспекты. М. : МАИК

Наука/Интерпериодика. 2001. 343 с.

Калинин Ю. К. Экологический потенциал шунгита // Шунгиты и безопасность жизнедеятельности человека : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 2007. С. 5-10.

Методические подходы к изучению физиологии пушных зверей. Петрозаводск, 1987. 144 с.

Олейник В.М., Свечкина Е.Б., Тютюнник Н.Н. Методические рекомендации по контролю за состоянием пищеварительной системы у хищных пушных зверей. Петрозаводск, 1999. 15 с.

Модельная система адресной доставки лекарственных веществ на основе наноалмазов / К. В. Пуртов [и др.] // Российские нанотехнологии. 2011. Т. 6, № 3-4. С. 97-102.

Рожкова Н. Н. Стабилизация водных дисперсий нанокластеров шунгито-вого углерода // Фуллерены и фуллереноподобные структуры в конденсированных средах. Минск, 2006. С. 63-68.

Рожкова Н. Н. Наноуглерод шунгитов. Петрозаводск : КарНЦ РАН, 2011. 100 с.

Скурихин В. Н., Двинская Л. М. Определение а-токоферола и ретинола в плазме крови сельскохозяйственных животных методом микроколо-ночной высокоэффективной жидкостной хроматографии // Сельскохозяйственная биология. 1989. № 4. С. 127-129.

Bears R. F., Sizes I. N. A spectral method for measuring the breakdown of hydrogen peroxide by catalase // J. Biol. Chem. 1952. Vol. 195, № 1. P. 133-140.

Klinger W., Karge E., Kretzschmar M., Rost M., Schulze H. P., Dargel R., Reinemann C., Rein H. Luminol-and lucigenin-amplified chemilumines-cence with rat liver microsomes. Kinetics and influence of ascorbic acid, glutathione, dimethylsulfoxide, N-t-butyl-a-phenyl-nitrone, copper-ions and a copper complex, catalase, superoxide dismutase, hexobarbital and aniline // Exp. Toxicol. Pathol. 1996. Vol. 48, № 5. Р. 447-460.

Misra H.P., Fridovich F. The role of superoxide anion in the autoxidation of epinephrine and a simple assay for superoxide dismutase // J. Biol. Chem. 1972. Vol. 247, № 10. Р. 3170-3175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.