УДК 316. 354:351/354
DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-178-182
ШЕСТЕРНИН Егор Евгеньевич Тюменский индустриальный университет г. Тюмень, Россия [email protected]
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЭКСКЛЮЗИЮ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная эксклюзия представляет собой исключение индивида из сети социальных контактов, вплоть до полной социальной изоляции. В социальных науках анализируются различные типы факторов, приводящих к социальной экс-клюзии: материальные (экономические), личностные (психологические), социальные, технологические. Опыт экономически развитых стран, таких как Япония, показывает, что материальное благополучие и высокоразвитая сфера информационных технологий могут формировать предпосылки роста социальной эксклю-зии. Потеря работы и низкий социальный статус в высокоразвитом обществе становятся важным фактором, стимулирующим выбор стратегии изоляции индивидами. Наиболее остро эта проблема стоит среди уязвимых слоев населения: безработных, сирот, инвалидов и др. Отсутствие эффективных институтов и механизмов социальной адаптации оказывает усиливающий эффект на изначально невыгодное положение представителей таких групп в системе социальных отношений. Современные представления о комплексном характере социальной эксклюзии требуют и взаимосвязанной системы мер ее профилактики и компенсации. Такая система мер должна включать в себя не просто повышение материального благополучия, но и вовлечение в новые социальные связи, в том числе за счет новых форм трудоустройства и программ социальной адаптации отдельных социальных групп (сирот, безработной молодежи и др.).
Ключевые слова: социальная эксклюзия, социальная дискриминация, социальная интеграция
Egor E. SHESTERNIN Tyumen Industrial University Tyumen, Russia [email protected]
INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON SOCIAL EXCLUSION IN MODERN SOCIETY
Social exclusion is a process leading to exclusion of individuals from social groups and relationships. In its most extreme form, it can result in complete social isolation. Social sciences study various types of factors leading to social exclusion: economical (income and quality of life), psychological (personality traits, attitudes, values), social (effectiveness of social support institutions, group cohesion, etc.), and technological (e.g. information and communication technologies available for people). Practices of economically developed countries (e.g. Japan) show that high level of economic well-being and advanced information technologies can lead to increased risks of social exclusion. For example, losing a job or holding a low social status is a more important factor of social exclusion in highly developed countries. The problem of social exclusion is especially risky for disadvantaged social groups such as unemployed, orphans, people with disabilities, and others. The absence of effective social institutes and mechanisms enforce preexisting inequalities and disadvantaged position of such groups in the system of social relations. To compensate and counter-balance such positive-feedback-based mechanisms, complex system targeting different aspects of exclusion are needed. Contemporary views on complicated and multifaceted nature of social exclusion and external factors imply the corresponding set of compensation and prevention tools. Such a system should include not simply increased economic position but also involvement into new social groups and networks. Establishing new forms of employment and adaptation programs targeted at particular disadvan-taged and/or discriminated groups (e.g. unemployed youth, orphans) are some examples of such tools.
Keywords: social exclusion, social discrimination, social integration
Под социальной эксклюзией в современной науке принято понимать исключение индивида из социальных групп и системы социальных связей. Широкое понимание термина «социальная эксклюзия» в научном сообществе зависит во многом от области изучения проявления данного феномена. Исследования с экономическим уклоном стремятся проанализировать материальную сторону, психологи стремятся рассмотреть личностные проявления эксклюзии, социологи исследуют социальную сторону данной проблемы. Это свидетельствует о важности изучения разных аспектов данного явления комплексными и даже междисциплинарными методами. Необходимость и актуальность данной проблемы ставит также вопрос о классификации типов социальных эксклюзий отечественными и зарубежными исследователями, так как на сегодняшний день нет единой классификации факторов проявления данного явления.
Социальная эксклюзия - это процесс, и исследовать факторы ее проявления необходимо в динамике. Проявления эксклюзии анализировались в работах Ф.М. Бородкина,
Л.Е. Курмышовой, Н.Е. Тихоновой, П. Таунсенда, В.Р. Шмитд, П.А. Чукреева, Е.А. Демьянова, Л^. Корель, З.И. Калугиной, О.И. Шкаратан, С.В. Ярошенко и др. [1-6]. Определяя эксклю-зию как процесс, мы знаем, что исследовать можно как ситуацию, так и состояние социальной эксклюзии. Особый интерес представляет комплексное исследование процесса эксклюзии как последовательности состояний социальной депривированности. Научный дискурс в отношении данного явления сводится к единому мнению - социальная эксклю-зия как понятие указывает на новые аспекты старых проблем, раскрывает их с иной социологической парадигмы и состояния культурных сфер текущего общества, но, как и любое новое научное понятие, эксклюзия не имеет общепринятой классификации.
При изучении материалов исследований становится понятно, что наиболее глубокая проработка проблемы социальной эксклюзии характерна для исследований отдельных социальных проблем, таких как сфера медицинского обслуживания и поддержка малоимущих. Однако такой узкоспециальный подход не способен решить задачи комплексного изучения социальной эксклюзии, так как данное явление может проявляться во всех сферах жизнедеятельности человека и перетекать из одной сферы в другую, усиливая факторы эксклюзии. Для изучения общей картины необходимо определить все возможные области проявления социальной эксклюзии человека.
Рассматривая социальную эксклюзию через призму системного подхода, необходимо обозначить все элементы жизнедеятельности человека, в которой данное явление может проявляться как в конечной, так и в начальной форме. В современном информационном обществе огромную роль в социализации человека играет система взглядов и ценностей и способы их приобретения. В совокупности то, как ведет себя человек, как зарабатывает на жизнь, чем занимается в свободное время, и есть система индикаторов, которые позволяют понять, кем он является. Но в мире современных технологий, которые генерируют массу информации ежеминутно, этого может оказаться недостаточно. Если раньше по виду человека можно было сказать, кем он является, то сегодня на первый план выходит его образ мыслей и взглядов, которых он придерживается. Парадокс современных средств коммуникации в том, что люди теряют навык личного общения, что приводит к социальной изоляции и множеству сопутствующих личностных проблем.
Особенно ярко данное явление проявляется в странах, наиболее развитых в плане современных технологий. Крупнейшая экономика мира после США и ния - ежегодно теряет более 4 млрд долларов из-за социальных проблем японцев, вызванных совокупностью культурных особенностей и развитием информационных технологий. По данным World Health Observatory, Япония входит в тройку стран-лидеров по числу самоубийств [7]. Социальной проблемой федерального масштаба является социальная изоляция, вызванная сбоями в социальной адаптации японцев.
Невозможность и неумение обсудить свои проблемы и переживания с другими людьми обостряет проблему социальной эксклюзии. У некоторых японцев страх контакта с внешним миром доходит до полной социальной изоляции. По данным разных исследований, количество социально-изолированных японцев варьируется от 0,5 до 1 млн человек, составляя 1,6% населения всей страны [7].
Данный пример наиболее ярко демонстрирует последствия и проявления социальной эксклюзии в системе социальных отношений и показывает перспективы развития данной проблемы в условиях современной России. Несмотря на то, что в России устроиться на работу проще, чем в Японии, ситуация социальной изоляции может проявить себя в полной мере с развитием современных технологий [8-13]. В данном контексте задача современных социологов - не препятствовать развитию современных технологий, а разработать более гибкие механики социальной интеграции, которые позволили бы снизить уровень потенциальной эксклюзии среди россиян.
Согласно общепринятым принципам социальной интеграции, важную роль будущей социальной интеграции играет воспитание ребенка. В последние годы общество все чаще интересуется темой социального сиротства (рис. 1).
Рис. 1. Динамика интереса к теме «Сирота» Fig. 1. Dynamics of interest in the topic "Orphan"
Источник: по данным GoogleTrends [14]. Source: according to GoogleTrends [14].
По данным статистики поисковых систем, тема сиротства актуальна и вызывает повышенный интерес людей последние 3-4 года. Тема сиротства актуальна и для современных социологов; социализация и развитие детей, выросших без родителей, является достаточно популярной научной темой в социологии и педагогике [15]. Как показывают статистические данные, в последние годы количество детей-сирот постепенно сокращается (рис. 2).
Рис. 2. Динамика количества детей, воспитываемых в детских домах Fig. 2. Dynamics of the number of children brought up in orphanages
Источник: Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/1/ (дата обращения: 16.04.2018).
Source: Internet project of the Russian Ministry of Education and Science. Department of State Policy in the field of protection of children's rights [electronic resource]. Access mode: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/1/ (date of addressed: 04.16.2018).
Более 84% детей стали сиротами при живых родителях, по статистике лишь 10% детей-сирот могут в полной мере использовать механизмы социальной интеграции и стать полноценными членами общества. Данный пример показывает также, насколько важна социальная адаптация в системе социальных отношений и к чему приводит исключение механизмов социальной адаптации ребенка во взрослой жизни. Социальное исключение детей-сирот из жизни общества является наглядным примером проявления социальной эксклюзии в системе социальных отношений.
Резюмируя, можно сказать, что изменения в системе социальной интеграции людей могут вызвать проявления социальной эксклюзии. Как мы выяснили, внешние факторы оказывают большое влияние на жизнедеятельность и социальную жизнь как отдельных индивидов, так и целых социальных слоев. Социальная эксклюзия не всегда вызвана недостатком материальных ресурсов и на деле оказывается гораздо более сложным и многомерным явлением, которое может проявляться постепенно, вне зависимости от уровня жизни человека, и имеет накопительный отрицательный эффект, вызванный рядом внешних и внутренних факторов.
Воздействие внешних факторов на социальное поведение человека отличается кардинальным образом от воздействия внутренних факторов. Внешние факторы не являются системными и могут возникать с разной периодичностью, соответственно, человек будет предпринимать другие социальные действия для решения проблем и использовать иные социальные механизмы для предотвращения эксклюзии. С одной стороны, внешние факторы могут оказывать кардинальное влияние на группы индивидов, вызывая необратимые и неожиданные последствия в жизни общества, с другой стороны, реакция человека на внешние социальные явления и его социальные действия могут оказать положительный эффект в борьбе с проявлениями социальной эксклюзии под действием независимых внешних факторов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. - 2000. - № 3/4.
2. Курмышева Л.К. Эксклюзия как феномен жизни общества / / Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 3.
3. Townsend P. The international analysis of poverty. - New York: Harvester Wheatsceaf, 1993.
4. Шмидт В.Р. Междисциплинарный подход к проблеме социальной эксклюзии / / Журнал исследований социальной политики. - 2004. - № 4.
5. Тихонова Н.Е. Феномен социальной эксклюзии в условиях России / / Мир России. - 2003. - Т. XII. - № 1. - С. 36-84.
6. Чукреев П.А. Социальная эксклюзия: теоретические и прикладные аспекты исследования // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 6.
7. Global Health Observatory [электронный ресурс] - URL: http://www.who.int/gho/en/ (дата обращения: 16.04.2018).
8. Ежова Р.А. Социально-экономические последствия интеллектуализации общества и производства / / Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 4.
9. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? / / Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - №2 (3). - С. 220-236.
10. Сапа А.В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС / / Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 2. - С. 24-30.
11. Славко Д.А., Козлова В.П., Агалакова А.В. Безработица: проблема трудоустройства выпускников / / Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2010. - № 6. - С. 57-58.
12. Черников Б.В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 385. - С. 153158.
13. Елина Е.Г. Развитие гуманитарного образования и проблемы трудоустройства выпускников гуманитарных факультетов // Universum: Вестник Герценовского
та. - 2011. - № 11. - С. 51-55.
14. Электронная база Google trends [электронный ресурс] - URL: https://trends.google.ru/trends (дата обращения: 16.04.2018).
15. Спирина М.Л. Социально-педагогическая защита детей-сирот в России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. - 2008.- № 5.
16. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [электронный ресурс] - URL: http://www.usynovite.rU/statistics/2014/1/ (дата обращения: 16.04.2018).
REFERENCES
1. Borodkin F.M. Sotsial'nye eksklyuzii. [Social exclusions]. Sotsiologicheskiy zhurnal. 2000. No. 3/4.(In Russian).
2. Kurmysheva L.K. Eksklyuziya kak fenomen zhizni obshchestva. [Exclusion as a phenomenon of social life]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2015. No. 3. (In Russian).
3. Townsend P. The international analysis of poverty. New York: Harvester Wheatsceaf, 1993.
4. Shmidt V.R. Mezhdistsiplinarnyy podkhod k probleme sotsial'noy eksklyuzii. [Interdisciplinary approach to a problem of social exclusion]. Zhurnal issledovaniy sotsial'noy politiki. 2 004. No. 4. (In Russian).
5. Tikhonova N.E. Fenomen sotsial'noy eksklyuzii v usloviyakh Rossii. [Phenomenon of social exclusion in Russia]. Mir Rossii. 2003. T. XII. No. 1. Pp. 36-84. (In Russian).
6. Chukreev P.A. Sotsial'naya eksklyuziya: teoreticheskie i prikladnye aspekty issledovaniya. [Socuial exclusion: Theoretical and practical aspects]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universi-teta. 2010. No. 6. (In Russian).
7. Global Health Observatory. URL: http://www.who.int/gho/en/ (date of access: 03.04.2018).
8. Ezhova R.A. Sotsial'no-ekonomicheskie posledstviya intellektualizatsii obshchestva i proizvod-stva. [Socioeconomic consequences of the intellectualization of society and industry]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy. 2010. No. 4. (In Russian).
9. Zaytseva N.A. Teoriya pokoleniy: my raznye ili odinakovye? [Generation theory: Are we similar or different?]. Rossiyskie regiony: vzglyad v budushchee. 2015. No. 2 (3). Pp. 220-236. (In Russian).
10. Sapa A.V. Pokolenie Z — pokolenie epokhi FGOS. [Generation Z - a FROS epoch generation]. Inno-vatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2014. No. 2. Pp. 24-30. (In Russian).
11. Slavko D.A., Kozlova V.P., Agalakova A.V. Bezrabotitsa: problema trudoustroystva vypusknikov. [Unemployment: the problem of graduates' employment]. Aktual'nye problemy aviatsii i kos-monavtiki. 2010. No. 6. Pp. 57-58. (In Russian).
12. Chernikov B.V. Differentsiatsiya trudovykh tsennostey sredi pokoleniy sovremennykh rabotnikov. [Labor values differentiation among the generation of contemporary employees]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 385. Pp. 153-158. (In Russian).
13. Elina E.G. Razvitie gumanitarnogo obrazovaniya i problemy trudoustroystva vypusknikov gumanitarnykh fakul'tetov. [Development of education in humanities and employment of humanities departments' graduates]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta. 2011. No. 11. Pp. 5155. (In Russian).
14. Google trends database. URL: https://trends.google.ru/trends (date of access: 03.04.2018).
15. Spirina M.L. Sotsial'no-pedagogicheskaya zashchita detey-sirot v Rossii. [Sociopedagogical protection of orphan children in Russia]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya. 2008. No. 5. (In Russian).
16. Internet-proekt Ministerstva obrazovanija i nauki Rf. Departament gosudarstvennoj politiki v sfere zashhity prav detej. URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/!/ (data obrashhenija: 03.04.2018).
Информация об авторе:
Шестернин Егор Евгеньевич, аспирант, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия [email protected]
Получена: 04.04.2018
Для цитирования: Шестернин Е.Е. Влияние внешних факторов на социальную эксклюзию в системе социальных отношений. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 2-2. с.178-182.
10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-178-182.
Information about the author:
Egor E. Shesternin, Postgraduate Student, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia [email protected]
Received: 04.04.2018
For citation: Shesternin E.E. Shesternin E.E. Influence of external factors on social exclusion in modern society. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.2-2. Pp. 178-182. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-178-182. (in Russ)
В 2018 году исполняется 160 лет включения Северного Приамурья и 158 лет вхождения Уссурийского края в состав Российской империи, а 20 октября этого же года - 80 лет со дня образования Хабаровского и Приморского краев. Однако не только юбилейные даты, но и современное развитие российского Дальнего Востока как одна из приоритетных национальных задач находятся в центре внимания представителей разных научных направлений и практиков-экспертов. К числу важнейших сегодняшних проблем относятся поиски ответа на вопрос как обеспечить развитие территории во благо всей России и дальневосточников. В современной познавательной ситуации важны не только оценка экономического, демографического, культурного потенциалов и возможностей страны с точки зрения реализации амбициозных целей и задач, но и адекватная оценка роли и места в этом процессе основных его участников, историографического осмысления, а также последствий принятых программ для населения. Наступило время подвести некоторые итоги осмысления дальневосточной проблематики.
На страницах третьего номера научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» за 2018 г. в формате специального раздела «Дальний Восток в российской истории: конец XX - начало XXI вв.» предлагается обсудить следующие теоретико-методологические и прикладные проблемы:
- научные концепции, особенности, участники разработки стратегии развития Дальнего Востока;
- подходы к оценкам ее реализации в научном и экспертном сообществе;
- отражение последствий радикально-рыночных реформ и результатов осуществления планов развития региона в публицистике и др.
По всем вопросам можно обращаться по электронному адресу: [email protected].
Приглашаются к публикации оригинальных текстов аспиранты, соискатели, преподаватели вузов, научная общественность. Редакция будет благодарена Вам за распространение данной информации среди заинтересованных персон.
Статьи в разделе «Дальний Восток в российской истории: конец ХХ -начало XXI вв.» будут публиковаться на безвозмездной основе. Авторы статей должны будут оплатить только стоимость журнала (300 руб.), почтовые расходы (200 руб. по России или 750 руб. - страны СНГ и ближнего зарубежья) и заплатить за присвоение DOI (1000 руб.)
С уважением, главный редактор журнала «Историческая и социально-образовательная мысль», доктор исторических наук, профессор
В.А. Штурба
DEAR COLLEAGUES!
160 years of inclusion of the Northern Amur Region and 158 years of the Ussuriisk Region's entry into the Russian Empire will be celebrate in 2018, and on October 20 of the same year will be 80 years from the date of the formation of the Khabarovsk and Primorsky Regions. However, not only the jubilee dates, but also the modern development of the Russian Far East as one of the priority national tasks are at the center of attention of representatives of various scientific trends and experts. Among the most important current problems are the search for an answer to the question of how to ensure the development of the territory for the benefit of all of Russia and the Far East community. In the modern cognitive situation, it is important not only to assess the country's economic, demographic, cultural potential and capabilities from the viewpoint of achieving ambitious goals and objectives, but also to adequately assess the role and place in this process of its main participants, historiographical comprehension, as well as the consequences of the adopted programs for the population. And it is time to sum up some of the results of understanding the Far Eastern issues.
On the pages of the third issue of the journal "Historical and Social-Educational Idea" for 2018 in the format of a special section "The Far East in Russian History: end of the XX - beginning of the XXI centuries". It is proposed to discuss the following theoretical, methodological and applied problems:
- scientific concepts, features, participants in the development of the strategy for the development of the Far East;
- approaches to assessing its implementation in the scientific and expert community;
- reflection of the consequences of radical market reforms and the results of the implementation of plans for the development of the region in columns and notes, etc.
All questions possible to address to: [email protected].
Post-graduate students, candidates of sciences, university professors, representatives of scientific community are invited to publish original texts. The editorial board is committed to free publish materials in the pages of its science journal. The editorial board will be grateful if you would circulate this information among the scientific community.
The articles in the section "The Far East in Russian History: end of the XX - beginning of the XXI centuries" will be published on a free basis. The authors of the articles will have to pay only the cost of the journal (300 rubles), postal expenses (200 rubles for Russia or 750 rubles for the CIS countries and near abroad) and pay for the DOI assignment (1000 rubles).
Sincerely,
Chief Editor of the Academic Journal "Historical and Social-Educational Idea", Doctor of Historical Sciences, Professor
V.A. Shturba
Редакция научного журнала «Историческая и социально-образовательная мысль» приглашает всех желающих опубликовать свои научные статьи в специальном разделе «Фальсификация истории как угроза национальной безопасности России».
Набор статей для раздела осуществляется в течение всего 2018 года.
По всем вопросам можно обращаться по электронному адресу: [email protected].
Приглашаются аспиранты, соискатели, преподаватели вузов, научная общественность. Редакция будет благодарен Вам за распространение данной информации среди заинтересованных персон.
Статьи в разделе разделе «Фальсификация истории как угроза национальной безопасности России» будут публиковаться на безвозмездной основе. Авторы статей должны будут оплатить только стоимость журнала (300 руб.), почтовые расходы (200 руб. - по России или 750 руб. - страны СНГ и ближнего зарубежья) и заплатить за присвоение DOI (1000 руб.)
С уважением, главный редактор журнала «Историческая и социально-образовательная мысль», доктор исторических наук, профессор
В.А. Штурба
DEAR COLLEAGUES!
The editorial board of Academic Journal "Historical and Social-Educational Idea" invites everyone to participate in the special section "Falsification of History as a Threat to Russia's National Security".
A set of articles is carried out during 2018.
All questions possible to address to: [email protected].
Postgraduate students, candidates of sciences, university professors, representatives of scientific community are invited. The editorial board will be grateful if you would circulate this information among the scientific community.
The articles in the section "Falsification of History as a Threat to Russia's National Security" will be published on a free basis. The authors of the articles will have to pay only the cost of the journal (300 rubles), postal expenses (200 rubles for Russia or 750 rubles for the CIS countries and near abroad) and pay for the DOI assignment (1000 rubles).
Sincerely,
Chief Editor of the Academic Journal "Historical and Social-Educational Idea", Doctor of Historical Sciences, Professor
V.A. Shturba