Научная статья на тему 'Влияние внешних факторов на формирование целостности мировоззрения человека'

Влияние внешних факторов на формирование целостности мировоззрения человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2207
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ИСКУССТВО / ОБЩЕСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / CREATIVE ACTIVITY / PERSONALITY'S INTEGRITY / ART / SOCIETY / CONSUMPTION / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Киреева Наталья Юрьевна

В статье исследуется проблема целостности личности, которая формируется благодаря гармоничному развитию интеллектуального и интуитивного начал. Подлинное искусство является самым главным инструментом раскрытия духовного потенциала личности и обретения целостности. Однако сегодня можно заметить, что целостность человека образуется за счет внешних симулятивных атрибутов, обладание которыми не только не возвышает чувства человека, но приводит к психологическому кризису и потере чувства реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON THE FORMATION OF INTEGRITY OF THE HUMAN BEING’S WORLD OUTLOOK

The article examines the problem of the personality’s integrity, which is formed through harmonious development of intellectual and intuitive fundamentals. True art is the most important tool for disclosure of the personality’s spiritual potential and acquisition of integrity. Today, however, one can notice that the personality’s integrity is formed by external simulative attributes, the possession of which does not elevate human senses and leads to a psychological crisis and loss of sense of reality.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних факторов на формирование целостности мировоззрения человека»

Киреева Наталья Юрьевна

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В статье исследуется проблема целостности личности, которая формируется благодаря гармоничному развитию интеллектуального и интуитивного начал. Подлинное искусство является самым главным инструментом раскрытия духовного потенциала личности и обретения целостности. Однако сегодня можно заметить, что целостность человека образуется за счет внешних симулятивных атрибутов, обладание которыми не только не возвышает чувства человека, но приводит к психологическому кризису и потере чувства реальности. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -2732.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 124-127. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 7; 7.011 Искусствоведение

В статье исследуется проблема целостности личности, которая формируется благодаря гармоничному развитию интеллектуального и интуитивного начал. Подлинное искусство является самым главным инструментом раскрытия духовного потенциала личности и обретения целостности. Однако сегодня можно заметить, что целостность человека образуется за счет внешних симулятивных атрибутов, обладание которыми не только не возвышает чувства человека, но приводит к психологическому кризису и потере чувства реальности.

Ключевые слова и фразы: творческая деятельность; целостность личности; искусство; общество; потребление; коммуникация.

Киреева Наталья Юрьевна, к. искусствоведения

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова sanatal 004@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Общество сегодня имеет все признаки вполне благополучной модели объединения людей, над созданием которой работали предыдущие поколения. Вместе с тем такое благополучие является лишь внешней оболочкой, скрывающей глубокий психологический кризис человека, имеющий причиной потерю целостности, укоренённости самого себя. Современная социокультурная ситуация диктует свои способы обретения целостности, которые зачастую идут вразрез с подлинным онтологическим ощущением себя в момент пребывания на Земле. Так, целью данной статьи является исследование внешних факторов, которые тем или иным образом влияют на формирование целостности мировосприятия личности, а также изучение причин, по которым искусство, будучи главным «чувственным стабилизатором», перестало играть сегодня первостепенную роль в духовном развитии.

Первой и существенной преградой на пути эволюции современного общества является кризис идеологии. Это крайне негативным образом сказывается на внутреннем балансе личности. Так, в детстве ребёнок растёт под наставничеством родителей, которые в определённой степени оказывают влияние на становление мировоззрения ребенка, невольно олицетворяющего родителей с созидающей силой. В лучшем случае, когда сформированы правильные отношения между самими родителями, а также между родителями и детьми, то, находясь в пубертатном периоде, ребёнок не ищет новых авторитетов, а сознательно выбирает покровительство родителей. С взрослением человек становится относительно самостоятельным, он способен сам принимать решения и нести ответственность за свою жизнь. В этот момент, если подросток не имеет достаточно близких отношений с родителями, позволяющих сохранять целостность своего мироощущения, он утрачивает опору и вынужден искать её вовне. В большинстве своём родители теряют близкие отношения с детьми, что связано, прежде всего, с нехваткой физических и моральных сил после работы, на которую они вынуждены тратить практически всё своё время, чтобы посредством скромного заработка удовлетворить самые необходимые для существования потребности семьи. И получается так, что родители вроде бы и находятся рядом, но по-настоящему их нет - тем самым в семейных отношениях создаётся эффект эмоционального дефицита, что предопределяет в дальнейшем отклонение в развитии сознания человека. Степень индивидуализма и даже агрессивности обратно пропорциональна степени близости и теплоты отношений между людьми в самом раннем возрасте. Биологические особенности организма детерминированы социальной и психологической средой. Психиатр и исследователь Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Дэниел Дж. Сигел сформулировал и разработал понятие «межличностная нейробиология»: в основе её лежит принцип, согласно которому работа нашей нервной системы напрямую зависит от личных взаимоотношений. Самое сильное влияние оказывают близкие отношения - те люди, с которыми человек проводит больше всего времени, далее - социальное окружение, и затем собственная природа, а также формирующаяся культура личности. Очевидно, с самого рождения детёныш человека нуждается в большой опеке взрослого, а также в различных видах общения: «эти формы коммуникации не только порождают чувство близости и единства, но и приводят наш разум в состояние равновесия и гармонии; наше чувство "я" во многом зависит от того, насколько мы ощущаем себя частью некоего "мы"» [Цит. по: 1, с. 14]. Всё это даёт человеку чувство защищённости, при отсутствии коего создаётся необходимость в поиске внешних наставников и авторитетов.

Очень удобным в неразрешившейся ситуации оказывается обращение к тому или иному виду религии, обеспечивающей основой, что необходимо человеку для дальнейшего в некоторой мере устойчивого существования, помогающее даже в определённых случаях избавляться от отягощающей ответственности. Однако проблема взаимоотношений «религия-общество» сегодня весьма неоднозначна. Слово Бог, например, стало закрытой концепцией и не даёт современному человеку того представления или даже ощущения, которые были вложены в это понятие изначально. Нередко оно отождествляется с белобородым старцем. Это то, что существует вне самого человека. Построена ограниченная концепция, в которой центральная подмена заключается в том, что Бог понимается как внележащее существо, а не само внутринаходящееся Сущее, изначальное,

бесконечное и вечное, Оно модифицировалось в умозрительного идола, требующего поклонения. Тем самым создаётся некая дисфункция: человек - это одно, а Бог - иное. «Образы Бога», созданные церковью, таким путём отдаляют человека от самого себя, дискредитируя саму систему вероисповедания. К тому же существует ряд трансформаций, которые были вызваны интерпретацией в переизданиях священного писания последующими поколениями, что вызывает сегодня некоторый скепсис относительно дошедшего до нас оригинала основ существующих религий. Таким образом, создаётся лишь представление, а не укоренённое ощущение самого себя. И чем больше человек начинает «верить в Бога», тем больше он становится системой убеждений, которая далека от настоящего духовного измерения. «Все религии одинаково ложны и одинаково истинны в зависимости от того, как ими пользоваться, - подчёркивает немецкий писатель Экхарт Толле. -Их можно поставить на службу эго или на службу Истине. Если вы видите Истину лишь в своей религии, вы ставите её на службу эго <.. .> Законы, заповеди, правила, предписания нужны лишь тем, кто отрезан от своей истинной сути, от внутренней Истины» [5, с. 85-86]. Рождаются конфликты и рознь, появляется мнимое чувство превосходства. И лишь немногим за этими социальными наслоениями в религии удаётся докопаться до необходимых Истин. Для большинства людей принадлежность к одной из религий является лишь средством снятия ответственности, способом ухода от реальности и возможностью выделиться из общей массы. Самым первым показателем описываемого мироощущения можно считать неутолимое желание всем доказать, что лишь определённый путь является единственно правильным. Возможно, что «подлинное богопознание наших дней будет заключаться в познании божественного отсутствия, в познании нетости Бога, осуществляемом вопреки всем существующим ныне иллюзиям божественного присутствия и наполненности Богом», -подчеркивает известный композитор и исследователь Владимир Мартынов [4, с. 22]. Тем не менее, если человек находит в религии именно то, что восстанавливает его собственную целостность, он не ждёт от мира содействия и сопереживания, он находится в самодостаточном смиренном состоянии, с благодарностью принимает случившиеся события и справляется с любой возникающей вокруг него ситуацией.

Вместе с тем, если восстановления целостности личности при помощи духовной практики не происходит, то срабатывает механизм замещения: одни способности человека за ненадобностью атрофируются, начинают развиваться и доминировать другие. Так, например, место духовных основ вытесняют материальные, гипертрофируясь, они делают людей своими заложниками. Социальные ценности сводятся к бездумному потреблению и искусственному материализму, образуя своего рода социальную патологию. Можно даже сказать, что сегодня рыночная экономическая система подобна своеобразной псевдорелигии, где есть невидимая управляющая сила и стороннее поклонение.

Природа одарила человека всеми необходимыми способностями для гармоничного существования, однако мы используем их не по назначению. Так, введённое политическим философом Джоном Локком в XVII веке понятие частной собственности и разработанная им экономическая система в «Двух трактатах о правлении» (которые и по сей день внимательно изучают, и которые до сих пор являются основой юридических, экономических, политических понятий) имеют крайне негативные последствия. С одной стороны, в них разработано всё для того, чтобы экономика функционировала надлежащим образом: должно оставаться достаточное количество земли для всех нуждающихся людей, она не должна простаивать, в землю необходимо вкладывать свой труд, - всё верно: трудясь во благо мира, люди пожинают плоды - если собственности хватает на всех, если земля не портится и если урожай не пропадает на поле. Но, с другой стороны, как только была введена система денежного обращения (с молчаливого согласия людей), то всё изменилось и дало впоследствии обратный результат. Теперь земля не заслуживается своим трудом, а труд покупается за деньги; теперь не имеет особого значения, хватает ли собственности на всех - всё измеряется денежным эквивалентом. Это, безусловно, уже изначально было выгодно лишь владельцам капитала. Про запуске такой системы мгновенно актуализируется проблема баланса спроса и предложения - ключевое в системе экономики, - каким образом они могут быть уравновешены? Дж. Локк говорит о том, что эта данность заложена самой Природой: нет предела накоплению, инвестированию, количеству покупаемой рабочей силы - всё дано свыше [7]. Но это a priori не может быть верным в условиях ограниченной планеты. Далее один из последователей - также основоположник существующей экономической теории - Адам Смит как бы добавляет к вышесказанному Дж. Локком: невидимая рука рынка управляет процессами равновесия спроса и предложения. Так, он присоединил к существующей системе своего рода религию, и сама система стала «Богом». Но при этом А. Смит пишет: «В цивилизованном обществе недостаток средств существования будет негативно сказываться на малообеспеченных семьях, что выльется в итоге в уничтожение большого количества детей» [9]. То есть изначально строилась система, в которой уже была заложена возможность своеобразного «экогеноцида» при худших условиях ее развития.

Однако при всём при этом вряд ли ранние философы-экономисты могли предположить, что последствием их доктрин станет арена финансового, инвестиционного трейдинга, где деньги воспроизводят сами себя в нескончаемой игре, суть которой - нулевая польза для социума. Деньги делаются не только средством обмена, но и товаром, где денежные отношения становятся отделенными от самого производства. Система денежного обращения со своей «материальной мотивацией» окончательно потеряла связь с фундаментальными основами жизни. К тому же человек с течением времени обретает отягощающего рода зависимость от наживы. Но быть зависимым от дохода современным обществом поощряется больше, чем какие-либо другие зависимости; демонстрация своей материальной состоятельности вызывает колоссальное уважение, и не имеет особого значения, какой ценой достигается такое благополучие (изготовление и реклама табака, алкоголя, оружия или другой губительной продукции).

Большая конкуренция потребительской системы способствует созданию индивидуалистического общества, где нет места близким, высокодуховным отношениям, где стремление достичь лучшего результата и во что бы то ни стало быть первым на корню уничтожает побуждения к альтруизму и взаимопомощи. Но личность нуждается в дружбе и глубоких привязанностях, настоящем признании - мы нуждаемся в том, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. Сущность реализации природы человека состоит в достижении сбалансированного проявления материального и духовного начал, а не в ограничении грубыми физиологическими потребностями. Если этого не происходит, то человек ищет другие пути обретения равновесия.

Ещё одним способом ухода от внутреннего «я» и поиска своей целостности является крайне востребованный сегодня шопинг и культ брендовой вещи. Когда человек покупает вещь, он как бы добавляет что-то к себе, тем самым дополняя себя; но это лишь кратковременное удовольствие, заменяющее Настоящее и обеспечивающее внешнюю радость, потому как находится вне самого человека, и в данном случае мы радуемся не самой вещи, а лишь тому факту, что её приобрели. Зачастую в подобных ситуациях больше привлекает не содержание, а лишь форма. Таким образом человек ещё больше привязывается к внешнему миру, ещё больше отождествляется с ним. То же отчасти происходит сегодня и с искусством, где утрачивается художественное содержание, внутренняя трансцендентность и гипертрофируются вторичные функции: «эстетика симулякра отличается внешней "сделанностью", поверхностным конструированием непрозрачного, самоочевидного артефакта, лишенного отражательной функции; количественными критериями оценки; антииерархичностью» - пишет исследователь современного искусства Н. Б. Маньковская [3, с. 100]. Если человек ориентирован на форму, то сегодня она может принести ему радость, а завтра причинит ему боль, так как жизнь форм очень непостоянна и изменчива. Это лишь временно укрепляет идентичность личности, сохраняя внешне упорядоченную структуру ума. Именно неукоренённость человека в самом себе даёт возможность деятелям рекламной индустрии манипулировать людьми. Рекламные агенты пользуются этой возможностью и убеждают в том, что купив ту или иную вещь, которую, например, носит известный актёр, человек путём акта присвоения выделится из общей массы людей, возвысившись, он станет ещё больше самим собой. Такой «усилитель самовосприятия» эготипического ума - бездонная яма, которую невозможно заполнить, а сам процесс наполнения приносит совсем кратковременное успокоение с последующим этапом разочарования. В такой ситуации человек перестаёт ценить вещи, в которых также имеется жизненная энергия. Тем самым обесцениваются не только вещи, но и сам человеческий труд.

Система производства и потребления не могла не оказать влияния на развитие отношений в художественном творчестве - одном из самых главных инструментов обретения целостности и раскрытия духовного потенциала личности. Ретроспективный взгляд на изначальный статус человека в «искусстве» позволяет определить его как «онтологическое пребывание» в сакральном пространстве. Далее этот статус сменяется следующим, основу которого составляет утверждение принципа выражения, обозначившего пространство собственно художественного искусства. Со временем и этот статус искусства меняется на «пространство производства и потребления». Сочинение теперь лишается своего центрального назначения: выражать, изображать или представлять внеположную реальность; основным становится спектр манипуляций вокруг произведения: для того, чтобы произведение оказалось должным образом реализовано, необходимым становится решение проблемы обеспечения этого продвижения - создаются учебные заведения, филармонии, рекламные агентства, издательства, СМИ, критика и публика.

Так, «произведение начинает цениться и быть значимым не потому, что оно представляет некую реальность, а потому, что оно обозначает место, занимаемое им среди Других произведений - орш'ов, образующих систему производства и потребления, - пишет В. И. Мартынов. - Симуляция становится фундаментальным принципом пространства производства и потребления, в результате чего произведения, образующие это пространство, перестают уже быть произведениями в полном смысле этого слова и превращаются в симулякры, берущие на себя функцию, которую раньше выполняли произведения искусства» [4, с. 16-17]. На этом этапе важным становится вопрос осознания произошедших перемен для последующего преодоления эффекта симуляции пространства искусства и иллюзии его существования. Данный момент является кульминационной точкой «отчуждения от реальности», что служит необходимым условием обретения нового состояния пребывания в реальности.

Одним из способов возвращения к реальности является временный отказ от денежных отношений. Существует один эксперимент жительницы Германии Швермер Хайдемари, которая, вырастив двоих детей и достигнув некоторых успешных результатов в жизни (квартира и неплохой заработок, профессия - учитель, психолог), решила раздать всё своё имущество и начать жить без денег. Её эксперимент зафиксирован в документальном фильме «Жизнь без денег» режиссёра Лине Халлорсен. Хайдемари не считает, что деньги абсолютное зло, но она убеждена, что за тем значительным, что создала денежная экономика, кроется и много плохого, а именно то, что деньги становятся первым мерилом остальных ценностей, а нередко и самого достоинства человека, и его жизни. Хайдемари не призывает расстаться с деньгами совсем, но предлагает попробовать какое-то время пожить без них. Это расширяет границы человеческого сознания посредством практической реализации желаний естественного обмена и безвозмездного дара. Это может изменить человека, избавить его от иррациональных страхов и исправить ту деформацию, что произошла в системе ценностей капиталистического общества. Она убеждена, что, живя с постоянным желанием накапливать, люди разучились отдавать и жертвовать. Ведь когда человек отдаёт какую-либо вещь, он на самом деле делится не столько вещью или хлебом, он делится самим Сущим посредством данного предмета. Землёй дарованы все условия для полноценного гармоничного существования каждого её сына, но, к сожалению, мы забываем об этом.

Таким образом, можно сделать вывод: потеря целостности влечёт за собой глобальные изменения в сознании человека, сказывающиеся впоследствии на его внутреннем мироощущении и внешней деятельности. Отказ

от своей природы побуждает индивида искать стабильность при помощи привлечения формальных атрибутов. Так в человеке происходит симулятивное замещение внешними вторичными качествами сбалансированного развития естественных природных способностей. Он утрачивает связь с самим собой и становится малоспособным к творческой деятельности, с трудом может принимать неординарные решения, требующие творческого подхода. Соответственным образом теряется интерес и к восприятию высокодуховных произведений и традиций. Возвращение на новом уровне развития цивилизации к естественному образу жизни и равномерное развитие интеллектуального и интуитивного начал в человеке позволят сформировать гармонично развитое общество, в котором проявится более глубокий уровень осознанности и взаимодействия людей между собой.

Список литературы

1. Боффо В. Преподавание как забота о себе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (99). C. 10-19.

2. Камалиева И. Р. Социальные нормы в условиях современных рисков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (71). С. 73-75.

3. Маньковская Н. Б. Париж со змеями (введение в эстетику постмодернизма). М.: ИФРАН, 1995. 220 с.

4. Мартынов В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. М.: Классика-XXI, 2005. 288 с.

5. Толле Э. Сила момента сейчас / пер. с англ. Н. Н. Лаврентьева. М.: АО «Первая образцовая типография», 2015. 272 с.

6. Черепанов И. В. Проблема бытия сознания как субъективной целостности в объективно существующем мире // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. 1. С. 195-201.

7. Locke J. Second Treatise of Government [Электронный ресурс]. URL: http://www.earlymoderntexts.com/assets/pdfs/ locke1689a.pdf (дата обращения: 26.09.2016).

8. Palme P. Ware werden und werdende Ware. Cyborgs und Akkumulation // SYN künstlich. Ambivalenzen des Artefakts. 2015. № 11. S. 25-34.

9. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations [Электронный ресурс]. URL: http://www.econlib. org/library/Smith/smWN3.html (дата обращения: 26.09.2016).

INFLUENCE OF EXTERNAL FACTORS ON THE FORMATION OF INTEGRITY OF THE HUMAN BEING'S WORLD OUTLOOK

Kireeva Natal'ya Yur'evna, Ph. D. in Art Criticism Sobinov Saratov State Conservatory sanata1004@yandex.ru

The article examines the problem of the personality's integrity, which is formed through harmonious development of intellectual and intuitive fundamentals. True art is the most important tool for disclosure of the personality's spiritual potential and acquisition of integrity. Today, however, one can notice that the personality's integrity is formed by external simulative attributes, the possession of which does not elevate human senses and leads to a psychological crisis and loss of sense of reality.

Key words and phrases: creative activity; personality's integrity; art; society; consumption; communication.

УДК 7.072.2 Искусствоведение

Статья посвящена бахианству - одному из распространенных явлений культуры современности. Автор рассматривает эволюцию бахианства, его форм и особенностей проявления в контексте культурно-исторических периодов. В работе представлены авторское определение бахианства, а также систематизация форм его проявлений, основанная на культурологическом и историческом видах анализа.

Ключевые слова и фразы: Иоганн Себастьян Бах; великий кантор; бахианство; баховедение; тема ВАСН.

Колягина Анна Евгеньевна

Дальневосточный государственный институт искусств Aek509666@yandex.ru

ФЕНОМЕН БАХИАНСТВА В СВЕТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩИХ ДНЕЙ

Жизнь современного общества стремительна и изменчива. Окруженный огромным количеством доступной информации, человек XXI века, казалось бы, должен все дальше уходить от истоков, всецело устремляясь к инновациям будущего. Но никакие технологии не могут заменить художественные достижения прошлых столетий. Именно поэтому духовное начало человека наших дней обращено к гениям Древней Греции, Возрождения, Барокко...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.