Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПЕРСОНАЛ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОИЗВОДСТВО / ENTERPRISE / STRATEGY / PERSONNEL / LABOR RESOURCES / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева И.К., Акифьев И.В.

Современная экономика, сохраняя вектор общей направленности развития, определяет новые условия для дальнейшего роста предприятий строительного комплекса. В силу усложнения хозяйственных задач, появления новых форм организации и методов управления, а также усиления значимости стратегического планирования предъявляются особые требования к изучению вопросов адаптации предприятий в современной экономической ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT ON THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

The modern economy, while maintaining the vector of the general direction of development, defines new conditions for the further growth of enterprises of the construction complex. Due to the increasing complexity of business tasks, the emergence of new forms of organization and management methods, as well as the increasing importance of strategic planning, special requirements are placed on the study of the adaptation of enterprises in the current economic situation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 331.1

Пономарева И.К., к. э.н.

доцент

кафедра ««Экономика и управление» Пензенский государственный технологический университет

Акифьев И.В., к. э.н.

доцент

кафедра «Землеустройство и геодезия» Пензенский государственный университет архитектуры и строительства Россия, г. Пенза

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: Современная экономика, сохраняя вектор общей направленности развития, определяет новые условия для дальнейшего роста предприятий строительного комплекса. В силу усложнения хозяйственных задач, появления новых форм организации и методов управления, а также усиления значимости стратегического планирования предъявляются особые требования к изучению вопросов адаптации предприятий в современной экономической ситуации.

Ключевые слова: предприятие, стратегия, персонал, трудовые ресурсы, производство.

Ponomareva I.K., Candidate of Economic Sciences Assistant Professor of the Chair "Economics and Management"

Penza State Technological University

Russia, Penza

Akifiev I. V., candidate of economic sciences

Associate Professor of the Department "Land Management and Geodesy"

Penza State University architecture and construction

Russia, Penza

INFLUENCE OF EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT ON THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISE

Annotation: The modern economy, while maintaining the vector of the general direction of development, defines new conditions for the further growth of enterprises of the construction complex. Due to the increasing complexity of business tasks, the emergence of new forms of organization and management methods, as well as the increasing importance of strategic planning, special requirements are placed on the study of the adaptation of enterprises in the current economic situation.

Key words: enterprise, strategy, personnel, labor resources, production.

В настоящее время каждый регион Российской Федерации пытается реализовать приоритетный национальный проект в области строительства

«Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Основным средством достижения этой цели является формирование стратегии развития строительного комплекса. Стратегия определяет приоритеты, основные проблемы, потенциал, ориентиры развития строительного комплекса субъектов РФ, отдельных отраслей и секторов рынка, информация о которых необходима руководителям предприятий и организаций строительного комплекса для разработки прогнозов и планов социально-экономического развития.

Основной проблемой при реализации стратегии развития строительного комплекса является жесткий дефицит финансовых ресурсов. Поэтому уже на стадии формирования стратегии развития необходимо учитывать ограниченность денежных средств.

Целями стратегии строительного предприятия являются:

1. Развитие всего строительного предприятия в целом как важного звена в общеэкономическом процессе развития государства. И, как следствие, максимальное повышение конкурентоспособности и эффективности предприятий строительного комплекса и смежных отраслей.

2. Удовлетворение возросших потребностей населения области на жилье различной степени комфортности. Повышение уровня обеспеченности современными объектами обслуживания социальной и инженерной инфраструктуры.

3. Мобилизация средств из различных источников финансирования на разработку и реализацию строительных проектов.

Зачастую при выборе стратегии развития ориентируются на третью цель, однако подобный подход к процессу формирования стратегии развития вряд ли является верным, так как основные функции строительного комплекса - создание новых производственных и непроизводственных фондов, осуществление технологической реконструкции народного хозяйства, развитие и реконструкция социальной инфраструктуры - отходит на второй план.

Для достижения поставленных целей необходимо:

> Обеспечение роста инвестиций, посредством использования механизмов ипотечного кредитования.

> Совершенствование системы взаимоотношений с государством, поиск и использование программ по его налоговой политике, стимулирующей финансирование строительства жилья.

> Внедрение новых более экономичных технологий строительства, производства строительных материалов.

> Обеспечение роста темпов нового строительства и реконструкции жилья. Приведение в соответствие структуры, качества и технических характеристик жилья спросу и потребностям населения, а также развитие малоэтажного строительства.

> Внедрение экономических и административных рычагов, обеспечивающих сокращение сроков подготовки исходных материалов и

технических условий для разработки проектной документации.

> Продажа незавершенных строительных объектов (долгостроя) другим застройщикам (кризисная ситуация).

> Реализация областной целевой программы «Жилище», подпрограмм «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда», «Обеспечение жильем молодых семей».

> Привлечение средств федерального бюджета, выделяемых на строительство жилья для льготных категорий граждан в рамках целевых федеральных программ.

В настоящее время существующие и используемые способы преодоления сложившейся ситуации, сводятся, в основном, лишь к увеличению финансирования, а не к оптимизации имеющихся затрат. Увеличение идет либо за счет средств бюджетов всех уровней, либо с помощью привлечения внешних инвестиций. Однако, позволить себе увеличить затраты на проблемы строительного комплекса может лишь незначительное количество регионов РФ, в то время, как предприятия в дотационных и депрессивных областях и краях вынуждены искать другие методы решения поставленных задач.

При более детальном анализе накопленного опыта регионов России можно выделить в развитии строительного комплекса несколько этапов, что определяет «горизонтальное развитие» строительного комплекса: поставщики, строительная индустрия, строительство, реализация и реконструкция.

Кроме этого, региональный строительный комплекс имеет «вертикальное развитие» с различными уровнями управления: территориальный, отраслевой, предприятий и процессный, что, в комплексе, образует сложную внешнюю среду, в которой развивается региональная экономическая система.

Исходя из этой классификации, в процессе развития строительного комплекса можно выделить зоны деятельности строительных предприятий. Они образуются из-за того, что существующие центры добычи и переработки минеральных ресурсов размещены неравномерно.

В то же время необходимо учитывать, что минерально-сырьевые ресурсы могут использоваться не только в строительной деятельности, но и в других отраслях народного хозяйства в других регионах России.

Формирование зон деятельности осуществляется следующим образом:

Первое направление (Вариант В1) - формирование стратегии развития, ориентируясь на застройку больших населенных пунктах с расположением в них предприятий строительного комплекса. В основе застройки -многоэтажные жилые комплексы. Используя такой подход, мы достигаем снижение трудовых и информационных затрат вследствие близости к потребителю. Однако, повышаются транспортные затраты и существенно увеличиваются издержки, связанные с обеспечением земельными участками под застройку (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Формирование стратегии развития строительного комплекса, с привязкой к потребителю (вариант В1)

Отрыв строительных предприятий и потребителей строительной продукции от сырьевых ресурсов негативно влияет на развитие местной промышленности строительных материалов вследствие увеличения импорта из других регионов. В конечном итоге цены на жилье вырастают.

Такая ситуация в строительном комплексе приводит к проблемам социального характера, таким как демографический спад, миграция и безработица.

Второе направление (Вариант В2) - развитие предприятий строительного комплекса, с привязкой к источникам минерального сырья. Позитивной тенденцией данного направления является уменьшение издержек связанных с использованием минерально-сырьевых ресурсов, но в тоже время происходит увеличение затрат на обеспечение остальных ресурсов. Ориентация на малоэтажную застройку позволяет снизить конечную цену жилья за счёт экономии на стоимости земли под застройку (Рисунок 2).

Рисунок 2. Формирование стратегии развития строительного комплекса, с привязкой к минеральной базе (вариант В2) Себестоимость жилья уменьшается, однако данное направление не учитывает процесс урбанизации. Возводимое жилье будет мало востребованным, а цены на рынке вторичного жилья существенно вырастут. Необходимо уделить значительное внимание мобильности рабочей силы, так как она, в данном случае, будет несколько оторвана от производства.

Третье направление (Вариант В3) - попытка учесть оба предыдущих направления, сочетая их между собой. Данный подход ориентирован на минимизацию затрат при горизонтальном развитии строительного комплекса. Это направление располагает предприятия строительного комплекса с точки зрения максимальной выгоды (Рисунок 3).

Рисунок 3. Комбинированное формирование стратегии развития строительного комплекса (вариант В3)

У всех трех направлений есть рациональные зоны использования. Варьируя ими между собой можно решить многие стратегические задачи.

Таким образом, при слабом финансировании стратегии развития строительного комплекса необходимо применять инновации, чтобы дефицит средств не повлиял на положение дел во всех отраслях в целом.

Использование метода зон эффективной деятельности строительных предприятий позволяет успешно развивать строительный комплекс как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.

Отличия в методах формирования стратегии развития в основном определяются выбранным акцентом на одном из представленных направлений:

1. Инвестиции.

2. Инновации.

3. Внутрифирменная стратегия развития.

4. Региональное развитие.

Предполагается, что выбор стратегии развития каждое предприятие строительного комплекса производит осознанно, на основании чего можно сказать, что, определив внешние и внутренние факторы, воздействующие на предприятие, можно предложить предприятию наиболее устраивающую его стратегию развития. Каждое предприятие (в той или иной мере) выбирает стратегию своего развития, исходя из воздействия факторов внешней и внутренней среды.

В зависимости от степени влияния внешней среды строительное предприятие может находиться в четырех экономических ситуациях по степени их экономической устойчивости.

Деятельность строительных предприятий в современном экономическом пространстве можно качественно охарактеризовать уровнем соответствия или несоответствия внешней и внутренней среды производства, в которой находится это строительное предприятие. Когда внешняя среда достаточно стабильна, а степень влияния негативных факторов в ней невелика, то издержки во внутренней среде практически отсутствуют или находятся на незначительном уровне. Деятельность предприятия в этих условиях характеризуется стабильностью производственной ситуации, высокой степенью использования потенциала предприятия строительного комплекса, минимальными дополнительными издержками производства и качества выпускаемой продукции, высокой прибылью.

В ходе увеличения воздействия негативных факторов внешней среды предприятие выходит из условий функционирования свойственных ситуации,

при этом создаются предпосылки для существенного увеличения производственных издержек. Границам этой ситуации свойственен рост дополнительных издержек и уменьшение прибыли, полученной строительным предприятием от ввода жилья (реализации своей конечной продукции).

При дальнейшем существенном увеличении негативного влияния внешней среды ситуация становится нестабильной в производственной и социальной ситуации в строительстве, которую можно охарактеризовать наличием в системе большого количества сбоев и отказов; низким использованием потенциала строительного предприятия, низким уровнем качества выпускаемой продукции и параметров строительства.

Использованные источники:

1. Механизмы развития стратегической системы управления мотивацией трудовой деятельности руководителей организаций. Пономарева И.К. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2010

2. Пономарева И.К., Левина С.Ш. Приоритеты управления трудовой мотивацией. // Экономист. 2010. № 2. С. 81-85.

3. Акифьев И.В., Пономарева И.К. Мотивация как один из основных факторов управления персоналом. // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 104.

4. Резник Г.А., Акифьев И.В. Влияние культуры на формирование национального благосостояния. // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 5 (91). С. 85-89.

5. Молькин А.Н., Акифьев И.В. Управление процессом организации выставок и ярмарок // Маркетинг в России и за Рубежом. 2014. № 4 С. 61-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.