Научная статья на тему 'Влияние внешнего загрязнения радиатора в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление блока «Радиатор-вентилятор» системы охлаждения двигателя автомобиля'

Влияние внешнего загрязнения радиатора в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление блока «Радиатор-вентилятор» системы охлаждения двигателя автомобиля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
807
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / РАДИАТОР / ВЕНТИЛЯТОР / АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / CAR / ENGINE COOLING SYSTEM / OPERATION / POLLUTION / RADIATOR / FAN / AERODYNAMIC RESISTANCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Верховодов Антон Анатольевич

В данной статье проведены теоретические и экспериментальные исследования по определению влияния внешнего загрязнения алюминиевых радиаторов сборной конструкции систем охлаждения двигателей автомобилей в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление как радиатора, так и блока «радиатор-вентилятор» в целом. Теоретически получено выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля с учетом влияния параметров его конструкции, а также образовавшихся загрязнений на поверхности в процессе эксплуатации. Экспериментальным путем исследовано влияние внешних загрязнений радиатора на его аэродинамическое сопротивление ΔР 2. Результаты исследований показали, что аэродинамическое сопротивление в процессе эксплуатации вследствие загрязнения радиатора увеличивается на 70…80%. В параметрической и критериальной формах получены зависимости для аэродинамического сопротивления алюминиевых радиаторов сборной конструкции трубчато-пластинчатого типа с учетом влияния срока эксплуатации, а именно пробега радиатора на автомобиле. Экспериментально получены аэродинамические характеристики блоков «радиатор-вентилятор» автомобилей ЗАЗ («Таврия» и «Славута»), которые эксплуатировались на протяжении 220 тыс. км. Полученные зависимости и характеристики позволяют дополнить математическую модель энергетического расчета системы охлаждения двигателя автомобиля и учесть влияние внешнего загрязнения радиатора на работу как радиатора, так и блока «радиатор-вентилятор» в целом, что позволит получить наиболее правильные значения расхода воздуха, который должен обеспечить вентилятор, и затрат мощности на его привод, а также прогнозировать периодичность обслуживания радиатора, не давая уменьшаться эффективности работы всей системы, в том числе с учетом работы вентиляторной установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXTERNAL POLLUTION OF A RADIATOR IN USE ON THE AERODYNAMIC RESISTANCE OF THE RADIATOR FAN BLOCK OF THE COOLING SYSTEM OF THE ENGINE OF THE CAR

In this article theoretical and pilot researches by definition of influence of external pollution of aluminum radiators of a combined design of cooling systems of engines of cars in use on aerodynamic resistance as radiator, and radiator fan block in general are conducted. Expression for coefficient of aerodynamic resistance of a radiator of the cooling system of the engine of the car taking into account influence of parameters of its design, and also the formed pollution on surfaces in use is theoretically received. Influence of external pollution of a radiator on its aerodynamic resistance ΔР2 is experimentally studied. Results of researches showed that aerodynamic resistance in use owing to pollution of a radiator increases on 70…80%. In parametrical and criteria forms dependences for the aerodynamic resistance of aluminum radiators of a combined design of tubular and lamellar type taking into account influence of term of operation, namely run of a radiator on the car are received. Aerodynamic characteristics of radiator fan blocks of ZAZ cars («Tavriya» and «Slavuta») which were operated throughout 220 thousand km are experimentally received. The received dependences and characteristics allow to add mathematical model of power calculation of the cooling system of the engine of the car and to consider influence of external pollution of a radiator on work as radiator, and radiator fan block in general that will allow to receive the most correct values of a consumption of air which has to provide the fan, and power costs of its drive, and also to predict frequency of service of a radiator, without allowing to decrease overall performance of all system, including taking into account work of fan installation.

Текст научной работы на тему «Влияние внешнего загрязнения радиатора в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление блока «Радиатор-вентилятор» системы охлаждения двигателя автомобиля»

УДК 629.113

Верховодов А.А.

ООО «ТД Лузар», г Санкт-Петербург E-mail: science@carville.ru

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ РАДИАТОРА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ БЛОКА «РАДИАТОР-ВЕНТИЛЯТОР» СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

В данной статье проведены теоретические и экспериментальные исследования по определению влияния внешнего загрязнения алюминиевых радиаторов сборной конструкции систем охлаждения двигателей автомобилей в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление как радиатора, так и блока «радиатор-вентилятор» в целом.

Теоретически получено выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля с учетом влияния параметров его конструкции, а также образовавшихся загрязнений на поверхности в процессе эксплуатации. Экспериментальным путем исследовано влияние внешних загрязнений радиатора на его аэродинамическое сопротивление ДР2.

Результаты исследований показали, что аэродинамическое сопротивление в процессе эксплуатации вследствие загрязнения радиатора увеличивается на 70...80%. В параметрической и критериальной формах получены зависимости для аэродинамического сопротивления алюминиевых радиаторов сборной конструкции трубчато-пластинчатого типа с учетом влияния срока эксплуатации, а именно пробега радиатора на автомобиле. Экспериментально получены аэродинамические характеристики блоков «радиатор-вентилятор» автомобилей ЗАЗ («Таврия» и «Славута»), которые эксплуатировались на протяжении 220 тыс. км.

Полученные зависимости и характеристики позволяют дополнить математическую модель энергетического расчета системы охлаждения двигателя автомобиля и учесть влияние внешнего загрязнения радиатора на работу как радиатора, так и блока «радиатор-вентилятор» в целом, что позволит получить наиболее правильные значения расхода воздуха, который должен обеспечить вентилятор, и затрат мощности на его привод, а также прогнозировать периодичность обслуживания радиатора, не давая уменьшаться эффективности работы всей системы, в том числе с учетом работы вентиляторной установки.

Ключевые слова: автомобиль, система охлаждения двигателя, эксплуатация, загрязнение, радиатор, вентилятор, аэродинамическое сопротивление.

С целью определения влияния загрязнения радиатора в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление воздушного тракта автомобиля необходимо исследовать влияние изменения сопротивления всего аэродинамического тракта на характеристики вентилятора, в том числе на его производительность.

Определение сопротивления воздушного тракта (рисунок 1) системы охлаждения является довольно сложной задачей в связи с тем, что он не имеет четко обозначенных стенок, ограничивающих воздушный поток, который, в свою очередь, не всегда имеет явно выраженное направленное течение [1]. Аэродинамическое сопротивление воздушного тракта определяет рабочую точку на характеристике вентилятора, что позволяет установить расход воздуха, проходящего через радиатор. Образование загрязнений на поверхности радиатора увеличивает не только аэродинамическое сопротивление радиатора, но и всего воздушного тракта системы охлаждения [2]. Внешнее загрязнение радиа-

тора уменьшает площадь воздушных каналов, что влияет на количество воздуха, проходящего через них, а также на работу вентилятора, вследствие чего расположение рабочей точки

Рисунок 1. Схема воздушного тракта системы охлаждения двигателя автомобиля: 1 - облицовочная решетка радиатора; 2 - бампер; 3 - радиатор; 4 - диффузор; 5 - кожух вентилятора; 6 - крыльчатка вентилятора

0002020100020002010002000201010053

на характеристике вентилятора будет изменять свое положение.

Аэродинамическое (сопротивление воздушного тракта системы охлаждения автомобиля определяется как сумма потерь энергии на каждом из его элементов (рис. 1) [3], [4]:

Р V

ДР I

+ а„

Р 2 ■ V а

2 2 ,(1) где у2 - скорость воздуха в сечении, обметаемого лопастями вентилятора, м/с;

аом - коэффициент Кориолиса воздушного потока, отнесенный к скорости воздуха в сечении, обметаемого лопастями вентилятора; Уа - скорость движения автомобиля, м/с; р'2 - плотность воздуха на выходе из радиатора, кг/м3;

р' - плотность воздуха на входе в радиатор, кг/м3.

Потери на каждом элементе воздушного тракта описываются выражением [5]:

С| ■ Р| ■ V'2

Др, =■

2

(2)

где ^ - коэффициент аэродинамического сопротивления ¡-того элемента воздушного тракта;

р, - плотность воздуха в ¡-том сечении, кг/м3;

V, - скорость воздуха в ¡-том сечении, м/с.

Исходя из уравнения (2) аэродинамическое сопротивление радиатора можно представить в виде:

Др^ =

^рад. ■ Р2

• V,,

2

(3)

где ^рад - коэффициент аэродинамического сопротивления радиатора;

Р2 - средняя плотность воздуха в радиаторе, кг/м3;

v 2фр - скорость воздуха перед фронтом радиатора, м/с.

Условно приняв поверхность радиатора за решетку из утолщенных реек (ребер) (рисунок 2) коэффициент аэродинамического сопротивления радиатора можно представить в виде [5]:

_ 2 ■ Д р 2рад.

С рад. _

Р2

(0,5 + тл/Т-7 )■( - f )+( - f )2

+X ■

1

(

Со + X ■ -

(4)

где - коэффициент сопротивления живого сечения радиатора;

X - коэффициент сопротивления трения; 1 - глубина радиатора, м; 4 ■ /о

Пп

эквивалентный диаметр канала

для прохода воздуха, м;

f - площадь одного отверстия (см. рис. 2),

м

П0 - смачиваемый периметр отверстия, м;

/ _ ^

X /о

- коэффициент живого се-

чения радиатора (см. рис. 2);

Б0 - площадь живого сечения радиатора, м2; Б, - площадь радиатора, м2; т - коэффициент, учитывающий влияние формы входной кромки отверстия и условия протекания потока через отверстие.

Таким образом, внешнее загрязнение радиатора в процессе эксплуатации приводит к уменьшению площади живого сечения F что, согласно уравнению (4), приводит к значительному росту коэффициента аэродинамического сопротивления всего радиатора. Следовательно, коэффициент аэродинамического загрязнения можно представить в виде отношения площади живого сечения загрязненного в процессе экс-

Рисунок 2. Расчетная схема течения воздуха через радиатор

2

Р 2 ^ 2

ом

фр

2

а

э

плуатации радиатора (К ) к площади живо-

0загр.

го сечения нового незагрязненного радиатора

аэр.загр.

(5)

Подставив (5) в уравнение (4) получим выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления загрязненного радиатора:

1,5 + тл 1 - с V '

• Г + я •

I

С

( У

2,5 + тл 1 - с

Ф

• /

• /

+1

(6)

В связи с тем, что теоретически определить значение коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора достаточно сложно, он определяется экспериментальным путем. Значение коэффициента аэродинамического загрязнения и коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора будет увеличиваться с увеличением срока эксплуатации радиатора, т. е. пробега автомобиля.

Коэффициент аэродинамического сопротивления радиатора ^рад обычно определяется экспериментальным путем и для каждого типа радиатора устанавливается зависимость в критериальной форме:

Еи2 = ■

&Р2

С

рад. 2

= С • Яе"2', (7)

Р2 • у2

Г 2ср 2фр

в том числе с учетом влияния пробега автомобиля L

АР?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еи2 = ■

С рад. 2

= С2 • Яе"22 • П"2, (8)

где Еи2 - критерий Эйлера по воздуху;

Re2 - критерий Рейнольдса по воздуху;

L - пробег радиатора на автомобиле, км;

С1, С2, п1, п2, т2 - коэффициенты, определяемые экспериментально.

Для удобства проведения расчетов используются уравнения в параметрической форме для аэродинамического сопротивления радиатора ^р2рад . С учетом влияния срока эксплуатации радиатора, а именно пробега автомобиля L, уравнение можно представить в виде:

Ар^ = С3

и

^фр

Ь

V ЬТО-2 J

(9)

где и

массовая скорость воздуха перед 2фр Кг

фронтом радиатора, —2— .

м • с

Lто_2 - периодичность проведения работ

по ТО-2, км;

С5, п5, т5 - коэффициенты, определяемые экспериментально.

Таким образом, в результате проведения экс периментальных исследований необходимо по лучить уравнения в параметрической и критериальной формах для аэродинамического сопротивления радиатора Ар2 и коэффициента

2рад.

аэродинамического сопротивления радиатора ^рад с учетом влияния пробега автомобиля L для исследуемых типов радиаторов.

Целью стендовых испытаний являлось исследование срока эксплуатации, а именно пробега на автомобиле и режимов работы на аэродинамическое сопротивление радиатора АР2. Исследования натурных образцов радиаторов проводились на специализированном стенде [4] в лаборатории «Системы теплоэнергетических установок транспортных машин» кафедры «Автомобили» Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Стенд имитирует температурные и массово-скоростные режимы течения теплоносителей в радиаторе системы охлаждения, как при работе на автомобиле.

Для определения влияния на аэродинамическое сопротивление автомобильных радиаторов срока их эксплуатации на автомобиле на стенде для теплотехнических испытаний моделей и натурных образцов радиаторов было экспериментально исследовано по три радиатора с различным пробегом (новый; 60 тыс. км; 100 тыс. км; 160 тыс. км; 200 тыс. км). Это позволило определить аэродинамическое сопротивление для данных радиаторов как в параметрической, так и в критериальной формах (рисунки 3 и 4).

Как видно из рисунков 3 и 4 срок эксплуатации радиатора (его пробег на автомобиле) оказывает значительное влияние на его энергетические характеристики, в том числе и на аэродинамическое сопротивление. После пробега радиатора L=60 тыс. км аэродинамическое сопротивление возрастает в среднем на 28%.

т

3

Т

2

с

с

2

Р2_ ^

фр

При дальнейшей эксплуатации радиатора до L=100 тыс. км аэродинамическое сопротивление увеличивается незначительно, в среднем на 8%. При пробеге от 100 до 200 тыс. км аэродинамическое сопротивление начинает резко возрастать, увеличиваясь в среднем на 34%.

Таким образом, аэродинамическое сопротивление увеличивается равномерно на протяжении всего срока эксплуатации радиатора и к 200 тыс. км пробега на автомобиле увеличивается на 70...80% (рис. 3).

При обработке результатов экспериментальных исследований получены зависимости в параметрической и критериальной форме аэродина-

мического сопротивления от массовой скорости воздуха перед фронтом радиатора для радиаторов с различными пробегами на автомобиле:

- для нового (не бывшего в эксплуатации) радиатора:

АР, = 9,1565 • и!'6163;

2 7 2фр 7

ЕЫ2 = 45,951 • Re

-0,3357 .

2 ' 2 ' (10)

- для радиатора с пробегом 60 тыс. км:

АР = 12,623 • и2'5343 ;

2 2фр

Ей2 = 106,08 • Re

-0,4212 . 2 ;

(11)

- для радиатора с пробегом 100 тыс. км:

1000

рр2,

100

д новь I й радиат ы с км гы с .км ор

□ 60 т

о 100

Ж 160 О 200 гы с км ты с .км

Рисунок 3. Зависимость аэродинамического сопротивления Р2 от массовой скорости воздуха перед фронтом

радиатора ^^^ для различных пробегов L

10 -,

Еи2

1 -

д Новый радиатор □ 60 ты скм ф 100 ты с .км X 160 ты с км О 2 00 ты с км

Ке2

Рисунок 4. Зависимость критерия Эйлера Еu2 от критерия Рейнольдса Re2 для различных пробегов L

10 и2фр'КГА2с

1

100

1000

10000

АР2 = 11,023 • и?

2 7 2ф

-0,3237 ; (12) - для радиатора с пробегом 160 тыс. км:

Еи2 = 56,43 • Яе-

АР2 = 13,882 • и;

2 2фр

Еи2 = 80,227 • Яе2

0,361 .

(13)

- для радиатора с пробегом 200 тыс. км: АР2 = 14,195 • и2'6068 ;

2 2фр

Еи2 = 92,367 • Яе-0,363. (14) Уравнения (10).. .(14) справедливы при значениях массовой скорости воздуха перед фронтом

радиатора и2 = 4.. .11

кг

м2 • с

, значениях крите-

рия Рейнольдса Яе2 = 600. 1800 и постоянном расходе горячего теплоносителя У1 = 5,5 м3/ч.

Экспериментальные исследования радиаторов с различным пробегом на автомобиле позволили получить комплексные уравнения в параметрической и критериальной формах для аэродинамического сопротивления, учитывающие режим течения холодного теплоносителя (воздуха) и срок эксплуатации радиатора (пробег на автомобиле): ^ ^0,0256

АР = 12,2346 • и

1,5925

V ЬТО-2 У

(15)

о

с ) "Г )

0,01 0,1 1 |_,|_то.2 10

Рисунок 5. Зависимость аэродинамического сопротивления Р2 холодного теплоносителя от отношения пробега радиатора на автомобиле L к периодичности проведения работ по ТО-2 ЬТО-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

>

0,01 0,1 1 ы.,0-, ю

Рисунок 6. Зависимость критерия Эйлера Еи2 холодного теплоносителя от отношения пробега радиатора на автомобиле Ь к периодичности проведения работ по ТО-2 ЬТО 2

Еи2 = 75,0469 • Re-

Ь

V ЬТО-2 у

(16)

На рисунках 5 и 6 в графической форме представлены результаты экспериментальных исследований в соответствии с уравнениями

(15) и (16).

Уравнения (15) и (16) справедливы при значениях критерия Рейнольдса Яе2 = 600...1800, массовой скорости воздуха перед фронтом ра-

кг

диатора и2 = 4.11

Ь

Лфр

м2 • с

значениях сим-

плекса

Ь

= 0,01.10 и постоянном расходе

ТО -2

горячего теплоносителя У1 = 5,5 м3/ч.

Близкое расположение радиатора оказывает значительное влияние на работу вентилятора, в результате чего ухудшаются его аэродинамические характеристики, а при внешнем загрязнении сердцевины радиатора в процессе эксплуатации, характеристики ухудшаются значительнее. Для определения этого влияния на стенде «Аэродинамическая камера» [4] экспериментально были исследованы вентиляторные установки автомобилей ЗАЗ («Таврия» и «Славута») в блоке с радиаторами, которые находились в эксплуатации 60, 100 и 220 тыс. км. Вентиляторная установка включает в себя кожух вместе с элементами крепления электропривода, крыльчатку и электродвигатель вентилятора. Испытания проводились по методике ЦАГИ [4], [6], [7].

Как видно из рисунков 7-10, загрязнение сердцевины радиатора в процессе эксплуатации оказывает значительное влияние на работу вентилятора, что, в свою очередь, негативно отражается не только на работе блока «радиатор-вентилятор», но и системы охлаждения в целом. При использовании радиатора, пробег которого составляет до 100 тыс. км, аэродинамические характеристики практически не изменяются. Заметное ухудшение как напорно-расходной характеристики, так и КПД вентиляторной установки наблюдается при пробеге 220 тыс. км.

Результаты аэродинамических испытаний данных установок представлены на рисунках 7-10.

Сравнив аэродинамические характеристики вентиляторной установки автомобиля «Таврия», испытанного с новым радиатором и радиатором, эксплуатировавшимся на протяжении 220 тыс. км, можно сказать, что напор вентилятора снижается в среднем на 20.25 %, обеспечиваемый расход воздуха - на 10.15 %, а максимальный КПД - в 1,22 раза.

Практически такое же ухудшение аэродинамических характеристик можно наблюдать и у вентиляторной установки автомобиля «Славута» (рисунки 9 и 10): напор вентилятора снижается в среднем на 20.25 %, обеспечиваемый расход воздуха - на 15.17 %, а максимальный КПД - в 1,25 раз.

^ Новый _■_60 ты с. км а 100 ты с км

— 220 т ю. км

0 ,3 0 ,2 0 ,1

-0 2, -0 3 -0 А -о ,5

0 05

0 15

0 ,2

] 0 25

Рисунок 7. Аэродинамические характеристики вентиляторной установки автомобиля «Таврия», испытанной в блоке с радиатором при различных сроках его эксплуатации

0,0321

0,3609

У

0

0

Зная аэродинамические характеристики блока «радиатор-вентилятор» и аэродинамическое сопротивление остальных элементов воздушного тракта системы охлаждения автомобиля с помощью уравнения (1) можно получить рабочие точки на характеристике для различных скоростей движения автомобиля. Это позволит определить действительные значения КПД, расхода и напора вентиляторной установки, а также затрат мощности на привод вентилятора. В связи с тем, что загрязнение сердцевины радиатора приводит к ухудшению данных характеристик, соответственно по ней

будет перемещаться и рабочая точка, определяемая как точка пересечения сети воздушного тракта с аэродинамической характеристикой вентиляторной установки, т. е. это приведет к повышению затрат мощности и снижению расхода воздуха через радиатор.

Поэтому, как показали проведенные экспериментальные исследования, с целью недопущения значительного ухудшения аэродинамических характеристик блока «радиатор-вентилятор», очистку поверхности радиатора необходимо проводить уже при достижении пробега 100.150 тыс. км.

Рисунок 9. Аэродинамические характеристики вентиляторной установки автомобиля «Славута», испытанной в блоке с радиатором при различных сроках его эксплуатации

h 02

0,15

0,1

0,05

0

е—н ■— 60 •—1С 4—22 !)ВЫй тыс 0 ты 0 ты

\

0,02

0,04

006

008

0,1

0,12

0 ,14

0 ,16

0 ,18 J

0 2

Рисунок 10. КПД вентиляторной установки автомобиля «Славута», испытанной в блоке с радиатором при

различных сроках его эксплуатации

0

Выводы

Теоретически получено выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля с учетом влияния параметров его конструкции, а также образовавшихся загрязнений на поверхности в процессе эксплуатации. Экспериментально исследовано влияние внешних и внутренних загрязнений радиатора на его аэродинамическое сопротивление ДР2. Результаты исследований показали, что аэродинамическое сопротивление радиатора в процессе эксплуатации вследствие его загрязнения увеличивается на 70.80 %. Полученные урав-

нения (10)...(16) в параметрической и критериальной формах алюминиевых радиаторов сборной конструкции трубчато-пластинчатого типа позволяют дополнить математическую модель энергетического расчета системы охлаждения двигателя автомобиля и учесть влияние на эффективность работы системы такого эксплуатационного фактора, как загрязнение внешней поверхности радиатора, а также прогнозировать периодичность обслуживания радиатора, не давая уменьшаться эффективности работы всей системы, в том числе с учетом работы вентиляторной установки.

11.03.2015

Список литературы:

1. Кригер, А. М. Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей / А. М. Кригер, М. Е. Дискин, А. Л. Новенников, В. И. Пикус. - М.: Машиностроение, 1985. - 173 с.

2. Бурков, В. В. Эксплуатация автомобильных радиаторов / В. В. Бурков. - М.: Транспорт, 1975. - 80 с.

3. Куликов, Ю. А. Системы охлаждения, вентиляции и отопления автомобилей: монография / Ю. А. Куликов, М. В. Грибини-ченко, А. В. Гончаров. - Луганск: Изд-во ВНУ им. В. Даля, 2006. - 248 с.

4. Куликов, Ю. А. Теплоэнергетические системы транспортных машин / Ю. А. Куликов, В. В. Быкадоров, А. С. Котнов и др.; под ред. Ю. А. Куликова. - Луганск: «Елтон-2», 2009. - 365 с.

5. Идельчик, И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / Идельчик И. Е. - М.: Машиностроение, 1976. - 559 с.

6. Вентиляторы радиальные и осевые. Методы аэродинамических испытаний: ГОСТ 10921-90. - Введ. 1992-01-01. - М.: Гос. комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам, 1991. - 36 с. - (Государственный стандарт Союза ССР).

7. Куликов, Ю. А. Системы охлаждения силовых установок тепловозов / Куликов Ю. А. - М.: Машиностроение, 1988. - 280 с.

Сведения об авторе:

Верховодов Антон Анатольевич, инженер по испытаниям и наладке оборудования ООО «ТД Лузар» 192102, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, 8, тел. (812) 3806480, e-mail: science@carville.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.