Научная статья на тему 'Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь'

Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9215
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ / МОЛОДЕЖЬ / ОБУЧЕНИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SOCIAL NETWORKS / INTERNET / YOUNG PEOPLE / EDUCATION / VIRTUAL REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якоба Ирина Александровна

Рассматриваются виртуальные социальные сети как площадки для общения, обучения и бизнеса, их положительное и отрицательное влияние на молодежь. Социальные сети успешно привлекают все больше пользователей, при этом для молодежи общение в виртуальных социальных сетях это значимая часть социализации. Становится все более популярным использование социальных сетей для накопления и передачи знаний в процессе обучения и самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF VIRTUAL SOCIAL NETWORKS ON YOUNG PEOPLE

The article considers virtual social networks as a place for communication, education and business, and examines their positive and negative influence on young people as well. Social networks successfully attract greater amounts of users, while communication in virtual social networks is a significant part of socialization for young people. It is becoming more popular to use social networks for the accumulation and transfer of knowledge in learning and self-education.

Текст научной работы на тему «Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь»

ного вмешательства в политику помнят, наверное, все. Но то был исключительный случай; Наверное, это как раз тот самый случай, когда «на истце шапка горит»; В качестве доказательства он привел случай с рукописью своей книги [9].

Таким образом, слово «случай» имеет нейтральную коннотацию и может номинировать как неприятные, так и радостные моменты жизни человека. Случай является личностно локализованным. В отличие от события, возвышающегося над действительностью, и происшествия, нарушающего течение жизни, случай включен в жизненный поток, не выбивается из него. К основным значениям имени случай относятся значения непредвиденности, неожиданности, непред-

намеренности. В поле данного концепта также входят семы «стечение обстоятельств», «возможность». В речи случай может приводиться в качестве примера, выполняя функцию пояснения, доказательства.

Итак, имена концептов «событие», «происшествие», «случай» имеют общие событийные признаки:

1) номинируют сферу человеческой жизни;

2) связаны с действием, процессом, изменением;

3) локализованы и завершены в прошлом;

4) имеют пространственную локализацию;

5) влияют на человека и на действительность. Помимо общих, каждый из синонимов имеет свои

отличительные признаки.

ческий список

1. Алексанрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1993. 495 с.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

3. Афанасьева-Медведева Г. В. Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири. СПб.: Наука, 2007. Т. 1. 576 с.

4. Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-Пресс книга, 2005. 864 с.

5. Горбачевич К.С. Русский Синонимический словарь. СПб.: РАН, Институт лингвистических исследований. 1996. 512 с.

6. Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка. СПб.: Норинт, 2001. 224 с.

7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2008. 736 с.

8. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М.: АСТ-Пресс книга, 2002. 592 с.

9. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]: http://search.ruscorpora.ru

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Изд-во ООО «ИТИ Технологии», 2003. 944 с.

11. Первый толковый большой энциклопедический словарь. СПб., М.: Изд-во ЗАО «Норинт», 2006. 2144 с.

12. Русский ассоциативный словарь. Кн. 5. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч. III / Ю. Н. Караулов, Е. Ф. Тарасов, Н. В. Уфимцева, Г. А. Черкасова. М.: РАН, Институт русского языка, 1998. 204 с.

13. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгенье-вой. М.: Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. 2990 с.

14. Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Астрель, 2002. 656 с.

15. Словарь сочетаемости слов русского языка / П. Н. Денисов [и др.]. М.: Астрель, 2005. 811 с.

16. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Прогресс, 1986. 576 с.

УДК 316.472.4

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МОЛОДЕЖЬ И. А. Якоба1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются виртуальные социальные сети как площадки для общения, обучения и бизнеса, их положительное и отрицательное влияние на молодежь. Социальные сети успешно привлекают все больше пользователей, при этом для молодежи общение в виртуальных социальных сетях - это значимая часть социализации. Становится все более популярным использование социальных сетей для накопления и передачи знаний в процессе обучения и самообразования. Библиогр. 19 назв.

Ключевые слова: социальные сети; Интернет; молодежь; обучение; виртуальная реальность.

INFLUENCE OF VIRTUAL SOCIAL NETWORKS ON YOUNG PEOPLE I.A. Yakoba

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article considers virtual social networks as a place for communication, education and business, and examines their positive and negative influence on young people as well. Social networks successfully attract greater amounts of users,

1Якоба Ирина Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры английского языка, тел.: 89025699620, e-mail: [email protected]

Yakoba Irina, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of English Language, tel.: 89025699620, e-mail: [email protected]

while communication in virtual social networks is a significant part of socialization for young people. It is becoming more popular to use social networks for the accumulation and transfer of knowledge in learning and self-education. 19 sources.

Key words: social networks; Internet; young people; education; virtual reality.

За последнее время популярность социальных сетей заметно возросла среди молодежи. Каждый может найти себе сеть по вкусу: есть сети по интересам, для родителей, книголюбов, шопоголиков и т. д. В Интернете социальная сеть - это программный сервис, площадка для взаимодействия людей в группе или в группах. Теоретически в качестве подобия социальной сети можно рассматривать любое онлайновое (online) сообщество, члены которого участвуют, например, в обсуждениях на форуме. Социальная сеть также образуется читателями тематического сообщества, созданного на любом сервисе блогов. Многие профессиональные сообщества превратились в инструмент поиска людей, рекомендации сотрудников и поиска работы. Социальные сети в их современном виде имеют целый ряд дополнительных возможностей, по сравнению с существовавшими ранее инструментами общения [1], чем все более привлекают внимание молодых пользователей, открывая им неизвестные и интересные горизонты для общения, обучения и бизнеса.

Интернет сегодня захватил молодежь: согласно данным TNS Web Index, собранным в сентябре 2009 г., самыми активными пользователями сети оказались мужчины 18-34 лет (28 % от общего числа) и женщины того же возраста (26 %) [7]. Исследователи холдинга «Ромир» составили свой портрет пользователя социальной сети Интернета - это девушка 18-24 лет, посещающая сайт Odnoklassniki.ru ради общения с друзьями, проверяющая сайт один раз в день. В опросе «Ромира» участвовали 1300 активных пользователей Интернета старше 18 лет. Самой популярной социальной сетью, по данным исследования, является «Одноклассники.ру». На втором и третьем месте «В контакте» и «Мой мир». И только 12 % опрошенных вообще не пользуются подобными ресурсами [19]. Опрос CNN в начале 2010 г. показывает, что 17,95 % детей, пристрастились к Интернету [9]. Поэтому становится очень важным вопрос влияния социальных сетей, в частности, и Интернета, в целом, на молодежь.

Универсум виртуальных миров [2] в Интернете увеличивается с течением времени быстрыми темпами. В этой связи аналитики компании Gartner [3] говорят о возникновении и растущем влиянии за рубежом "Generation V" (Virtual) - виртуального поколения, которое характеризуется соответствующими установками и интересами в виртуальной и реальной жизни. В частности, высокой значимостью виртуальной реальности для самореализации, достижений, коммуникации, получения и создания новой информации, бизнеса и покупательского поведения, создания анонимных виртуальных персонажей для функционирования в различных виртуальных онлайн-сообществах и т.д. "Generation V" оказывает влияние на виртуальную реальность, на сферы реальной жизни общества:

культуру, образование, бизнес, досуг и т.д. Крупные международные корпорации, университеты, исследовательские центры, библиотеки, музеи, выставочные галереи, магазины и т.д., стали использовать возможности виртуальных миров в своей деятельности для большего привлечения молодых пользователей как возможных реальных клиентов. Ежегодно проводятся международные научные конференции, например, "Virtual Worlds Expo", "The International Conference on Virtual Systems and Multimedia" и т.д., на которых обсуждаются различные аспекты виртуальной социальной реальности, издается международный онлайн научный журнал "Journal of Virtual Worlds Research". В нем публикуются результаты эмпирических исследований виртуальной социальной реальности [4].

По данным аналитической компании Strategy Analytics в ближайшие пять лет различными социальными сайтами будет пользоваться около 1 млрд человек, по данным Symantec - примерно 50 % подростков по всему миру (в США до 76 %) в возрасте от 13 до 17 лет проводят свое время в общественных сетях. По результатам исследования "Never Ending Friending", новое поколение, привлеченное возможностью декларировать свои интересы и разделять их с окружающими, строить отношения с другими людьми, явно предпочитает порталы Facebook и MySpace телевизору. В России наиболее популярны следующие социальные порталы: Odnoklassniki, V kontakte, Livejournal, Liveinternet. Впрочем, западные сервисы стремительно обзаводятся поддержкой русского языка и вступают в жесткую конкуренцию за пользователей [5].

По материалам приложения к газете «КоммерсантЪ», для большинства понятие социальная сеть ассоциируется сейчас исключительно с "В Контакте", "Фэйсбуком" и прочими "Одноклассниками"...[6] . Однако, прежде чем стать достоянием масс, понятие "социальные сети" заинтересовало психологов и социологов, и произошло это задолго до появления интернета - сразу после окончания Первой мировой войны. Изначально социальные сети (математики используют для их визуализации графы) представляют собой социальную структуру, которая состоит из социальных объектов (людей или организаций) и связей между ними (социальных отношений).

Сейчас анализ социальных сетей популярная тема для исследований на стыке антропологии, биологии, теории информации, теории организаций, экономики, географии, социальной психологии и социолингвистики. При этом в своих исканиях исследователи часто выходят за пределы "социального" контекста. Некоторые отказываются от идеи того, что группы являются основой построения общества и исследуют связи в географически распределенных сообществах. Кто-то игнорирует людей и организации, образующие сети, изучая только саму систему связей и то, как ее структура влияет на составляющие элементы. От-

страненный взгляд аналитиков социальных сетей игнорирует привычные для социальных исследований атрибуты личности: ум, дружелюбность, общительность - личные качества исследователей не интересуют.

Результатом множества работ в этой области стал вывод, что индивидуальные качества заметно меньше влияют на успех в сравнении со структурой связей с прочими участниками сети и их количеством. Тягу к чистому знанию подкрепляет здоровый коммерческий интерес к исследованиям в этой области. Связано это с тем, что социальные сети, в привычном для пользователей интернета понимании, привлекают миллионные инвестиции [6].

Сетевая свобода - фактор, особенно привлекающий молодых людей, возможность высказывать свое мнение (анонимно или публично) многомиллионной аудитории. Случаи интернет-пиара кружат голову молодым, талантливым и амбициозным. Основная борьба за умы разворачивается в социальных сетях, лентах комментариев, живых журналах. Активность молодежи напрямую зависит от смыслов, которые вбрасываются в интернет-пространство, поэтому для того, чтобы направить молодежь в русло созидательной активности, невозможно пренебрегать таким информационным (позиционным) каналом, как Интернет. Сегодня, говоря о культуре и молодежи, следует признать, что работники культуры пока недостаточно эффективно используют такой инструмент, как Интернет, особенно в регионах [7].

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом; внутренней иерархией; набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры; определенными этическими нормами; достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей и осуществляющих в них идейное предводительство. Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы людей, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные стороны [8]. Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например - чаты, ICQ).

Неумение пользоваться электронными сетями, непонимание булевой логики означает невозможность добыть ту или иную необходимую информацию. Все современные технологии направлены лишь на то, чтобы максимально быстро передать данные (текст, изображение, звук) из одной точки земного шара в другую.

Компьютер занимает далеко не последнюю роль в современном образовании. Уже сейчас гораздо слож-

нее найти работу тем, кто не владеет компьютерной грамотностью, поэтому человек должен с малых лет учиться работать с компьютером. Обучающие программы нацелены на то, чтобы у ребенка появилось понимание процесса работы компьютера, исчез страх перед новыми технологиями. Помимо получения любой информации, Интернет все больше привлекает молодежь возможностью общаться. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии.

Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии. Важным элементом общения-опНпе является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. ОпНпе-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода опНпе-клубами по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.

В настоящее время все больше людей различного возраста, особенно молодежи, общаются в социальных сетях, все большее число подростков вступает в интернет-сообщества. Известно, что образ Я у подростков еще не сформирован полностью, и именно в сети, примеряя на себя разные роли, подросток ищет себя и свой путь социализации. Создание своего виртуального мира и своей виртуальной роли, отличных от "реала", на мой взгляд, связано с некоторыми особенностями психики молодого человека. С одной стороны, это могут быть проблемы при живом общении, неспособность или неумение самопрезентации. С другой, это может быть активным поиском своего Я. Примеряя на себя различные роли, молодой человек старается понять, кто он есть на самом деле. Это можно объяснить тем что, во-первых, каждый может позволить себе анонимность (не представляться или стать вымышленным персонажем, создать иллюзию); во-вторых, каждый в электронной сети имеет возможность высказать свою точку зрения, найти единомышленников, пообщаться на любые темы, поделиться опытом, научить других, представить свои фото, видео, прокомментировать чьи-то фото и видео; в-третьих, можно завести новые знакомства (раньше чаще с целью встречи и продолжения общения в реале через некоторое время, сейчас все больше как спо-

соб самоутверждения в среде сетевых друзей и презентации себя как коммуникабельного человека); в-четвертых, можно найти своих знакомых и друзей, контакты с которыми давно потеряны, но хочется узнать, как они живут, оставаясь при этом незнакомцем. Таким образом, общение посредством Интернета позволяет стать тем, кем человек хотел быть, или повысить свою значимость и самооценку, или просто восполнить нехватку друзей и пообщаться.

Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств Интернета, как средства коммуникации.

Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных характерологических и иных особенностей, стимулируют развитие ин-тернет-аддикции (патологической зависимости), особенно среди молодежи. Кстати, ученые обнаружили, что зависимость от интерактивных сетей намного выше, чем от компьютерных игр [9]. Имеется мнение, что аддикты плохо адаптируются в социуме, и из-за этого проводят больше времени у компьютера, а эта зависимость, в свою очередь, вызывает социальную дезадаптацию. Наиболее вероятно предположить, что тревожность усиливается под влиянием длительного и регулярного нахождения в виртуальной реальности. Рост уровня тревожности отражает усиление дезадаптации молодого человека, что в целом опровергает представления некоторых исследователей компьютерных игр об их благотворном влиянии на уровень адаптации. Повышение адаптации возможно лишь в случае, если человек играет достаточно мало, для того чтобы снять напряжение и т.д. Здесь можно привести аналогии с алкоголем (минимальные дозы алкоголя полезны - антисклеротическое, радиопротекторное действие) [10].

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. То есть вместо решения проблемы "здесь и сейчас" молодой человек выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.). Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого молодой человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Психологической положительной стороной этого негативного

явления можно назвать тот факт, что благодаря общению в Интернете молодые люди, склонные к созданию зависимостей, компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности [10].

Молодые люди ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Анонимный мир киберпространст-ва способен стать тем местом, где человек может дать выход своим эмоциям [11]. Онлайновая активность выражает личную потребность подростка выйти за пределы пространственных границ своего социального мира. Свобода выбора виртуальных друзей -способ преодолеть давление взрослых. Но внутри подросткового сетевого сообщества существует такая же жесткая иерархия, борьба за статус и популярность, как в школе или классе. Если ты не создашь удачный блог или не присоединишься к известной сети, тебя будут считать (и ты фактически станешь) изгоем. Казалось бы, глупый вопрос «Сколько у тебя (сетевых) друзей?» - кто же не знает, что «настоящих друзей» много не бывает? - может оборачиваться мучительным чувством социальной и личной неполноценности [12].

Онлайновые социальные сети, помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами, в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления и ареной информационного противоборства. В недалеком будущем они неизбежно станут существенным инструментом информационного влияния, в том числе в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом, а также, наверное, полем информационных войн [9].

Социальные сети являются неотъемлемой частью Web 2.0 [13], и их дальнейшее развитие в значительной степени определяет и перспективы развития самого Интернета. В феврале 2009 г. сайт ^метрика сообщал о дальнейшем росте числа пользователей социальных сетей в Европе и России. На конец 2008 г. их было зарегистрировано 211 млн и 18,4 млн пользователей, соответственно. По этому показателю Россия вышла на четвертое место в Европе, уступив Великобритании, Германии и Франции [14]. Социальные сети являются одной из самых динамичных информационных систем, создаваемых в настоящее время. Прежде всего, социальные сети в качестве вэб-сервисов оцениваются по функциональности, а также по составу используемого инструментария. У Gartner [15,16] само

определение социальной сети дано посредством перечисления минимального набора требований по функциональности и инструментарию, с превышением которого сеть включается в рассмотрение в качестве перспективной. Кроме того, нужно учитывать специализацию сетей, при которой они выступают в качестве некоторой распределенной системы обработки знаний: исследовательская, сеть обучения, сеть интересов и т.д. В отношении специализации некоторые сети позиционируют себя как среда для поддержания общения пользователей, другие специализируются на решении разного рода задач обработки знаний - генерация идей, принятие решений и т. д. [17].

Социальные сети являют собой большое разнообразие как в областях применения, так и в принципах построения и работы. Часто одна и та же сеть может выступать в разных качествах. Так, популярная Second Life первоначально была задумана как развлекательная сеть, созданная для ведения коллективных игр и выступлений популярных исполнителей. Однако постепенно она стала предоставлять своё виртуальное пространство для поддержки деятельности крупных компаний, организации продаж и обучения. Известный микроблог Twitter, стартовавший в качестве инструмента для наблюдения за друзьями и близкими, с момента подключения к нему коммерческих компаний стал сетью, продвигающей инновации и обновления продуктов, о которых эти компании сообщают отслеживающим их участниками. Это приобщает популярный сервис к другому качеству - сеть поддержки продаж и сопровождения промышленного продукта.

Социальное программное обеспечение по управлению человеческим капиталом охватывает широкий спектр инструментов: от блогов и wiki до социальных сетей и социальных электронных закладок (social bookmarking). Социальное ПО все больше используется для управления человеческим капиталом, особенно с целью оценки эффективности деятельности работников или же с образовательной целью. Согласно последним исследованиям, мировой рынок образовательных социальных сетей уже к 2010 г. может достигнуть объема $ 6 трлн [18]. Именно молодежь, по данным многих социологических исследований, является самым активным пользователем образовательных услуг в сети, как легко доступном ресурсе, в отличие от библиотек, в которые еще нужно пойти, записаться и найти нужную информацию, и различных образовательных учреждений, в которые нужно поступить, заплатить за обучение и посещать занятия по предложенному графику и т.д.. В настоящее время почти у каждого молодого человека есть возможность доступа к компьютеру и подключению к Интернету.

Стремительные изменения современной подготовки кадров подтверждают, что информационные технологии в сфере образования будут пользоваться все большим спросом. При этом конкуренция на данном рынке будет все больше стимулировать применение самых последний технологий, включая виртуализацию образования. Общий рынок электронного обу-

чения (как региональный, так и международный), по оценкам экспертов, увеличится от 15 до 30%. На сегодняшний день США являются лидерами на этом рынке (доля США - 60%). Европа является вторым по масштабу рынком - 15% [17]. Рынок дистанционного обучения становится крайне насыщенным. Такие сайты, как ЫуеМосИа, РгерМе или ТесИСгипс!"!, появляются крайне быстро [17].

Считается, что развитие, совершенствование и модернизацию надо начинать с себя, а значит, с собственного сознания. Президент Дмитрий Медведев сделал Рунет, (российский Интернет) государственной величиной. Сегодня проблемы и успехи российской сети обсуждаются на самом высоком уровне, а сам президент ведет собственный Живой Журнал. Слова президента о том, что у любого цивилизованного человека на столе должен стоять компьютер, являются не просто выражением мнения, но прямым руководством к действию, к самомодернизации [7].

Подводя итог всему вышесказанному, на текущий момент можно констатировать, что с одной стороны, социальные сети в качестве новой корпоративной и технологической культуры успешно завоевывают позиции в Интернете, привлекая все больше и больше пользователей, где доминирует молодежь, для которой общение в виртуальных социальных сетях является неотъемлемой существенной частью социализации в современном информационном обществе. При этом важно отметить как положительное, так и отрицательное влияние социальных сетей и Интернета в целом на молодежь. Это и возможность повысить свою значимость и самооценку или просто восполнить нехватку друзей и пообщаться, позволяя высказываться в соответствии со своими взглядами, что дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге, латентно отрабатывая коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Хотя виртуальное общение снимает целый ряд психологических барьеров, но происходит создание зависимостей у плохо адаптирующихся пользователей, компенсирующих свои потребности в общении и чувстве защищенности компенсаторным механизмом, который обуславливает выраженную интернет-зависимость.

С другой стороны, использование социальных сетей среди молодежи в целях, для которых они были изобретены - накопление и передача знаний (обучение) - становится все более популярным. Доминирующее значение приобретает возможность работы в режиме реального времени (проведения теле- видеоконференций и т.д.). При этом сети внедряются на участках процесса обработки знаний - генерации идей и инновационном менеджменте, становятся существенным инструментом информационного влияния, в том числе в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом, а также, полем информационных войн. Поэтому тема влияния виртуальных социальных сетей требует дальнейшей проработки, более пристального внимания и детального изучения со стороны ученых и общественности.

Библиографический список

1. Статьи о социальных сетях (http://galleo.ru/articles/sw202)

2. http ://www.kze ro.co.uk/universe.php#

3. http://www.gartner.eom/it/page.jsp7icN545108

4. Давыдов А. А. "Вторая жизнь" как виртуальная лаборатория социолога: обзор зарубежного опыта // Методы социологических исследований. 2010.

5. Баландин (Игумен Спиридон) Жизнь в социальных сетях: http://www.pravmir.ru/article_3174)

6. Горщарук К. От шести рукопожатий к одному// Приложение к газете "КоммерсантЪ - С-Петербург" . № 51

(4351) 25.03.2010

( http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1341006)

7. Кая И. Культ «интернет» и его влияние на сознание молодежи. (http://www.molgvardia.ru/mg_authors/2010/02/15/14096)

8. Проблема интернет-аддикции // MyTests. 2004. (http://www.mytests.ru/articles/364)

9. Морозова С. Влияние социальных сетей // Психология и жизнь. 18.08.2010: (http://www.psytalk.spb.ru/, http://ourcyberlife.ru/vliyanie-socialnyx-setej)

10. Влияние компьютерных технологий на психику человека: (http://max.1gb.ru/psy/psy-r11_intzav.shtml)

11. Мунтян П. Влияние сети Интернет на развитие человека как психологическая проблема: (http://psynet.carfax.ru)

12. Игорь Кон. От интимного дневника к социальным сетям: http ://www.psyh.ru/rubric/3/articl es/371 /

13. O'Reilly, T. (2005). What Is Web 2.0 - Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software, June 3, 2007.

(http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/wh at-is-web-20.html)

14. Информационный портал Ruметрика [Электронный ресурс]. Число пользователей социальных сервисов неуклонно растёт. (http://rumetrika.rambler.ru/publ/news.html?news=3688)

15. Gartner. Hype Cycle for Social Software, 2008. Publication ID: G00158239

16. Gartner. Magic Quadrant for Social Software. October 2008, ID Number: G00162146.

17. Сорокин А., Ульянова А. Развитие социальных сетей и возможности их использования в энергетике // Информационные ресурсы России. 2009. №5.

(http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2009/numb e r_5/number_5_2/number_5_2975/)

18. Kopf D. e-Learning Market to hit .6B by 2010. July 30, 2007.

19. Гринько Е. Как выглядят пользователи социальных сетей? http://blog.spider.ru/2009/11/23/seti-2/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.