Научная статья на тему 'Влияние виртуального пространства на образовательный процесс общества как фактор, формирующий сознание'

Влияние виртуального пространства на образовательный процесс общества как фактор, формирующий сознание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СЕТЬ / NETWORK / ОНЛАЙН-ПРОСТРАНСТВО / ONLINE / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Даулеткериев Арби Русланович

В статье отражается особое положение виртуального пространства в жизни студентов и общества в целом и его влияние на бытие и сознание в разнообразных аспектах как негативных, так и позитивных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of virtual space on the educational process of society as a factor that forms consciousness

The article reflects the special position of the virtual space in the lives of students and society as a whole and its impact on being and consciousness in various aspects, both negative and positive.

Текст научной работы на тему «Влияние виртуального пространства на образовательный процесс общества как фактор, формирующий сознание»

лозунга он усматривал в том числе и в формальных аспектах законодательства последних двенадцати лет, плохо влияющих на реальную социальную практику.

Против возрождающейся реакции Градов-ский занимал решительную бескомпромиссную позицию. Будучи с 1861 по 1879 гг. самым горячим приверженцем реформ, он теперь уже не мог ясно определить пути развития России. Именно подобная неопределенность открывала и двери, и окна социалистическим учениям, предлагавшим "цельное мировоззрение", поскольку, как справедливо полагал Гра-довский, человек устроен таким образом, что он желает ясно видеть исходные и конечные цели своего существования. Только при этом условии жизнь представляется ему наполненной содержанием и смыслом; только тогда он ощущает себя смелым, счастливым и готовым к работе [18,480]. Рассуждая таким образом, Гра-довский исходил из уже давно сложившегося у него убеждения в политической ценности духовного и морального идеала, обретающего гарантии только в развитой общественности. Важнейшим результатом проводимых с 1861 г. реформ было для Градовского признание человеческого достоинства, т.е. основы для любого мирного и законосообразного развития, за представителем каждого сословия в России. И всежедаже образованные слои общества по-прежнему пребывали в состоянии смятения, постоянно ощущая бесцельность существования. Спасение Градовский видел только в повороте к практической деятельности на почве многообразных общественных задач, а также в возможности опираться на уже имеющиеся законы. Он совершенно справедливо отмечал, что социализм не может стать слабее до тех пор, пока это движение представляется единственной инициативной силой в обществе. По его мнению, если дальнейшая практическая работа по решению указанных выше задач будет продолжена, социализм в России потеряет девять десятых своих приверженцев. Толь-

ко создание основанного на праве общества, в котором реальные социальные задачи решаются законным путем, сформирует в конечном итоге основу для позитивного преодоления социализма и насилия, независимо от любой соблазнительной формы, в которую они могут облекаться.

Примечания:

1. Рецензия Градовского А.Д. на "Историю социальных систем от древности до наших дней. Соч. Д.Щеглова. Т.1. СПб.,1870" // Заря. - Май, 1870. - С. 173-184.

2. Там же. - С. 184.

3. Г.Шмоллер высказал мнение в 1866 году, что посредством этой книги Л.Штейн уже в юные годы приобрел европейскую известность. См.: Schmidt W. Lorenz von Stein. Ein Beitrag zur Biographie, zur Geschichte Schleswig-Holsteins und zur Geistesgeschichte des XIX Jahrhunderts. -Eckernfoerde. 1956. - S.31. - Через некоторое время Л.Штейн переработал эту книгу в трехтомное произведение "История социального движения ' во Франции с 1789 по настоящее время", которое появилось ы 1850 году и надолго стало подлинным учебником об идейном мире раннего социализма.

4. Градовский А.Д. Социализм на западе Европы и в России / А.Д. Градовский. Собр. соч. - Т.З - СПб., 1899.-С. 377-492.

5. Там же. - С.379.

6. См.: Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichts - und Staatsphilosophiecles Mittelalters und der politischen Renaissanse. Darmstadt. - 1962. - S. 43.

7. Градовский А.Д. Социализм на западе Европы и в России / А.Д.Градовский. Собр. соч. - Т.З - СПб., 1899.-С. 381.

8. Там же. - С.410.

9. Там же. - С.414.

10. Там же. - С. 422.

11. Градовский А.Д. Общество и государство / А.Д. Градовский. Собр. соч. - Т.З - СПб., 1899. - С. 371.

12. Градовский А.Д. Социализм на западе Европы и в России /А.Д. Градовский. Собр. соч.-Т.З - СПб., 1899.-С. 427.

13. Там же. - С.428.

14. Там же. - С. 433.

15. См.: Philipp W. Russlands - Aufstieg zur Weltmacht 1815-1917. - S. 212-213.

16. Там же. - С. 454.

17. Там же. - С. 479.

18. Там же. - С. 480.

00 1-Н

О си

-О X

2

г-

CU

си

s

171

THE INFLUENCE OF VIRTUAL SPACE ON THE EDUCATIONAL PROCESS OF SOCIETY AS A FACTOR THAT FORMS CONSCIOUSNESS

Dauletkeriev Arbi Ruslanovich, PhD of Philosophical science, Grozny State Technological University named after Acad. M.D. Millionshchikov, Grozny

The article reflects the special position of the virtual space in the lives of students and society as a whole and its impact on being and consciousness in various aspects, both negative and positive.

Keywords: educational environment; internet; students; network; online; space; consciousness.

УДК 336.221 ВАК РФ 09.00.08

© Даулеткериев А.Р., 2018

ш

о

е

о о о с

* *

172

ДАУЛЕТКЕРИЕВ Арби Русланович, кандидат философских наук, доцент, кафедра Философии, Грозненский государственный технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Грозный

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ СОЗНАНИЕ

В статье отражается особое положение виртуального пространства в жизни студентов и общества в целом и его влияние на бытие и сознание в разнообразных аспектах как негативных, так и позитивных.

Ключевые слова: образовательная среда; Интернет; студенчество; сеть; онлайн-пространство; сознание.

I

Среди факторов, приобретающих существенное значение в жизни общества, особо можно обозначить Интернет-технологии. Они стали неотделимой частью жизни людей, в частности, студентов. Студенчество представляет собой самостоятельную социальную группу, занимающуюся накоплением и усвоением научных знаний и овладением азами будущей профессии, обладающую коммуникабельностью к адаптации динамично изменяющимся социальным контекстам.

С философской точки зрения, виртуальная реальность также обладает рядом специфических черт: "она порождена внешней реальностью, актуальна только в процессе ее активного порождения, автономна во времени и пространстве и интерактивна, то есть обладает возможностью взаимодействия с другими реальностями" [2]. В связи с этим понятие "виртуальная реальность" может быть рассмотрено как соединение одновременно реального и идеального. Согласно "Философскому словарю", идеальное - "субъективный образ объективной реальности, возникающий в целесообразной деятельности человека, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" [3]. Антагонизм "идеального" и "реального" определяет суть бытия человека, что имеет исторически сложившуюся традицию в развитии философии. Мир бестелесных идей, или идеальных сущностей, согласно Платону, называется бытием, истинным бытием. Идет сравнение мира чувственных вещей, или небытия, инобытия, которое и является по своей сути материей. По Платону, духовное начало и мир идей существуют объективно, вне сознания людей. Следуя учению Платона, мы находим, что мир идей - это не затемненная инобытием, завершенная реальность. Реальные вещи природы, или неполный мир, есть лишь тени, "след образа" (термин Платона), подобие мира идей; чувственные вещи, предметы могут возникать и погибать, изменяться, появляться и исчезать. Другими словами, чувственный, или, в нашем понимании, виртуальный, неполный мир из-за своего несовершенства находится в постоянном стремлении, совершенствовании, становлении для того, чтобы приблизиться к идеям[2].

Виртуальная реальность является неким информационным пространством, человек получает к нему доступ, используя компьютер или иной вид техники, чаще всего, коль речь идет о молодом поколении, это мобильные гаджеты. Медиапространство состоит из различных текстовых, графических файлов, программ, видеороликов, мультимедиа. Оказываясь в этом пространстве, субъект может перемещаться по нему, искать необходимую информацию, данные, а также создавать свои новые.

Всемирная паутина предоставляет огромные возможности для его пользователей, в том числе безопасное общение, хотя и несет в

себе потенциальную опасность в форме различных вирусов, краж персональных данных и т.д. Поиск и приобретение новых друзей, возможность высказать свое мнение и увидеть реакцию окружающих о нем, принимать активное участие в обсуждении интересных тем, задавать вопросы и получать на них ответы. При этом Интернет-пространство позволяет поддерживать анонимность, реализовать себя в другом амплуа, варьировать при общении свой возраст, принадлежность пола, свой статус в обществе, страну или город и так далее, что позволяет преодолеть границы общественной действительности, раскрепоститься и перейти по-новому к самореализации.

Практически постоянно находясь в Интернете, соцсетях, люди обретают там комфортную среду обитания, виртуальных товарищей, знакомых и сообщество сторонников и, как результат, "переносят" туда значительную часть своей жизни.

Появление Интернета и современных средств связи принесло в бытие общества искусственную реальность - "альтернативный" мир. Самоощущения людей во время трудового процесса, отдыха, общения, возможность быстрого поиска и доступность информации в Интернете, эффекты взаимодействия человека с виртуальной средой являются еще одним поводом к изучению феномена, называемого в научной литературе "эффектом присутствия".

Всемирная паутина для людей является важной частью жизни: Интернет-пространство помогает в работе, образовательном процессе, в развлечении, оказании различного рода услуг, совершении покупок в Интернет-магазинах. Огромное виртуальное пространство привлекает к себе большое количество людей, и этот интерес с каждым днем только возрастает, так как идет омоложение Интернет-общества. Частым гостем Интернет-сети в современных реалиях является молодое поколение, которое отдает свое предпочтение разнообразным социальным сайтам, онлайн-дневни-кам, чатам, играм и поисковым системам. Виртуальный мир обладает массой преимуществ: привносит разнообразие и насыщенность в жизнь человека. Благодаря современным Интернет-ресурсам каждодневное общение и передача данных стали выполняться быстрее. Необходимо отметить, что Интернет определенно может сближать людей на мировом уровне: его используют для создания и развития торговли, мировой торговли, досуга и коммуникации. Благодаря Интернету появились ранее не существовавшие профессии, появилась

возможность работать, так сказать, не выходя из дома при достаточно гибком графике работы. Это одно из достоинств Интернета.

Особенно уникальным Интернет делают следующие качества: 1) доступность Интернет-ресурсов: создается иллюзия анонимного общения, то есть люди могут общаться друг с другом без имени, пользуясь условным "логином", присвоенным при регистрации; 2) возможность создания новых образцов "Я", невозможных в обычном мире; 3) возможность поиска нового собеседника, который соответствует внутреннему ожиданию и потребности, при минимальных издержках времени и средств; 4) безграничная возможность выбора и отбора виртуального локального мира. Несмотря на безусловную пользу и удобство Интернета, недостатки здесь тоже имеются и немалые. Мы не должны забывать, что польза определяется, только если идет преобладание баланса, причем значительно в сторону пользы, а не вреда. Попадая в виртуальный мир, молодежь лихорадочно "блуждает" по сети, зачастую забывая о ежедневных делах, учебе и работе, о взятых на себя обязательствах, полностью "растворяясь" в манящих и красочных сайтах. В подобных случаях речь идет об Интернет-зависимости, или так называемой Интернет-ад-дикции. Интернет-аддикция- это непреодолимое желание подключиться к Интернету в режиме офф-лайн и неспособность завершить сеанс, находясь в режиме онлайн [1 ]. Большинство молодых людей, находясь в социальных сетях, не замечают, как быстро проходит время, и насколько они привязаны к потоку информации, поступающей ежеминутно, насколько тяжело выключить компьютер или смартфон и вернуться в окружающую реальность, обратить свой взор на реальные предметы. По мнению психолога М. И. Дрепы, существуют несколько видов зависимости от Всемирной паутины: 1) навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) - бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации; 2) пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам -большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыток знакомых и друзей в сети; 3) игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми в сети; 4) финансовая потребность - азартные игры в сети, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянное участие в Интернет-аукционах [4].

Приобретая Интернет-зависимость, люди, особенно студенты, значительная часть которых, надо отметить, по своей сути достаточно

пассионарна, поглощенные своим "альтернативным" миром, перестают искать свой профессиональный путь, откладывая на "завтра" свои дела, замедляя тем самым свое личное и общественное развитие. Негативно влияет виртуальное пространство как на физиологическом, так и на психическом уровне. Доступность Интернета практически отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с реальным обществом. Важно подчеркнуть, что благодаря Интернету значительно увеличивается то недопонимание между поколениями родителей и детей. Хотя можно и возразить, что каждое старшее поколение людей недовольно молодым поколением, и так было исторически. Человеческое сознание всегда воспринимает новое с некой опаской и постепенно. Часть представителей молодого поколения, копируя материальную западную культуру, которая массово пропагандируется и в СМИ, и в Интернете, предпочитают отказаться от создания семьи, жертвуя семейными многовековыми традициями в угоду личной комфортной виртуальной жизни.

В настоящее время появившиеся современные гаджеты и Интернет в жизни молодого поколения и их притягательность привело к тому, что оно мало времени проводит в кругу своей семьи, родственников. Проводя свое свободное время в соцсетях, рядом с виртуальными людьми, чувствуя ложное спасение и безопасность, комфортность. Все эти факторы приводят к ослаблению человека как личности.

Современная реальность такова, что, не обладая культурой пользования Интернет-ресурсами, люди получают психологическую зависимость, иногда эта зависимость переходит в патологию. Попадая во Всемирную паутину, человек постепенно избавляется от своих комплексов, страхов. Чувство анонимности и вседозволенности приводит к тому, что человек показывает свою сущность, нравственность, культурность или отсутствие таковых. Но в виртуальном мире общество сталкивается с проблемами из реального мира, например, в различных играх, чтобы достичь определенного статуса, необходимы материальные средства. Не всегда удается компенсировать свои недостатки, неудачи из реального мира в виртуальном. Все эти моменты приносят людям стресс, душевные страдания, а в некоторых случаях и психическое и физиологическое отклонение. Особенно хотелось бы подчеркнуть негативное влияние на психику так называемых онлайн-игр, в которых играющие теряют

ту грань между реальным и виртуальным миром, и пытаются решать свои реальные трудности, конфликты с помощью "кулачного права", как они это делают в играх. Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой и сознанием, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. Виртуальный мир снижает способности психики человека отражения.

Грань между пользой и вредом Интернета в любом их проявлении очень тонкая. Огромной части молодого мирового сообщества присуще скрытое "Интернет-рабство", лишь небольшая часть этого общества способна контролировать Интернет-зависимость. Конечно, следуетучитывать и то, что поведение человека в значительной степени зависит от состояния его нервной системы, характера и сознания.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписываемых обществом. Но общество должно оградить подрастающее поколение от того пагубного влияния Интернета, которое мешает интеллектуальному и духовному росту человека.

И наконец, сталкиваясь с социальными проблемами из реальности, молодое поколение не обладает способностью (стойкостью) противостоять, решать жизненные вопросы. Многие ученые доказали, что те субъекты, которые чрезмерно пользуются Интернетом, меньше уверены в себе и уступают в интеллектуальном развитии ровесникам. Таким образом, Интернет приносит пользу только в том случае, если человек его использует для познания и контролирует время пребывания в нем.

Литература:

1. Влияние Интернета на сознание людей/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://book-science.ru/humanities/psychology/vlijanie-interneta-na-soznanie-ljudej.html (дата обращения: 15.04.15)

2. Методологические основания понятия "виртуальное пространство" (на материале эпопеи Дж. P.P. Толкиена "Властелин колец") / [Электронный ресурс]. - Режим flocTyna:superinf.ru/view_ helpstud.php?id=4776

3.Философский словарь. - 1994. - С. 123.

4.Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центрально-европейского региона России : дис. ... канд. психол. наук. - Арзамас, 2003. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.