Влияние вида субъекта Российской Федерации на политико-правовой статус главы
российского региона
Influence of the type of the subject of the Russian Federation on the political and legal status
of the head of the russian region
Пестрецов Иван Олегович
Студент 4 курса Институт Истории, Права и Общественных наук Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
398020, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42
e-mail: [email protected]
Pestretsov Ivan Olegovich
Student 4 term
Institute of History, Law and Social Sciences Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky
398020, Lipetsk region, Lipetsk, st. Lenin, 42 e-mail: [email protected]
Научный руководитель Гречушкина Наталья Валерьевна
кандидат филологических наук
доцент кафедры философии, социологии и теологии; доцент кафедры русского языка и литературы Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
398020, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42
e-mail: [email protected]
Scientific adviser Grechushkina Natalia Valerievna
Candidate of Philology
Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Theology; Associate Professor of the
Department of Russian Language and Literature Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky
398020, Lipetsk region, Lipetsk, st. Lenin, 42 e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье показано, что правовой статус главы субъекта России напрямую зависит от вида субъекта Российской Федерации, которая представляет собой структуру органов государственной власти субъекта, а также дополнительные полномочия, которые имеют главы некоторых субъектов.
Annotation.
This article shows that the legal status of the head of a constituent entity of Russia directly depends on the type of constituent entity of the Russian Federation, which is the structure of the state authorities of the constituent entity, as well as additional powers that the heads of some constituent entities have.
Ключевые слова: вид субъекта Российской Федерации, глава субъекта России, республика, область, край, город федерального значения, автономный округ, автономная область.
Key words: type of a constituent entity of the Russian Federation, head of a constituent entity of Russia, republic, region, territory, city of federal significance, autonomous district, autonomous region.
Особенность административно-территориального устройства Российской Федерации заключается во многом в том, что, то устройство, которое мы видим сейчас - это наследие Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, т.е. России, входящей ранее в состав Советского Союза. Это связано с тем, что со дня принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года действовала
Конституция РСФСР 1978 года. И, по сути, тот федерализм, который существует в России - это реформированный советский федерализм.
В наше время административно-территориальное устройство Российской Федерации сохраняет следующие признаки: этничность (многие российские субъекты имеют этническое происхождение); не договорный (подписание Федеративного договора Центра с субъектами означало не создание договорного (или союзного) государство, он помог разграничить полномочия исключительного ведения России и совместного ведения государства и федеральных субъектов).
Согласно ст.5 Конституции России «Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации» [1]. Всего 85 федеральных субъектов - 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Несмотря на равноправие всех федеральных субъектов, всё же есть некоторые различия между ними. Правовой вид субъекта Российской Федерации является важной составляющей при определении организационно-правовой жизни субъекта. Политико-правовой статус главы субъекта России - это положение руководителя федерального субъекта, совокупность его прав и обязанностей, установленные нормативно -правовыми актами.
Кроме того, с 90-х годов до наших дней федеративное устройство нашего государства претерпевало несколько волн реформирования. Это связано во многом, во-первых, с созданием демократического устройства, а как отмечала Гречушкина Н.В. «демократия должна была базироваться на парламентском политическом устройстве, частной собственности, рыночных отношениях, на народовластии» [6, С.19], а кроме того можно говорить и о федерализме, а также с коллизиями нормативно-правовых актов, а те в свою очередь с тем, что отдельные субъекты российского государства наделяются особым статусом, что создает своеобразную неоправданную асимметрию федерации, несмотря на равноправие всех форм субъектов российского государства.[7] Нельзя не согласиться с юристами в области конституционного права Добрынином Н.В., Солодухином Ю.Н., Виноградовым Т.В., что в ст.5 Основного закона можно увидеть некоторую коллизию.
Глава субъекта Российской Федерации - это высшее должностное лицо федерального субъекта. Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2]. Однако стоит отметить, что реформа укрепления вертикали государственной власти поставила глав регионов в непосредственную субординацию по отношению к Президенту России. Он может наделить лицо полномочиями высшего должностного лица федерального субъекта по согласованию с региональным законодательным собранием, а в случае двоекратного ветирования президентской кандидатуры законодательный либо представительный орган субъекта Российской Федерации может быть распущен, а это подрывает самостоятельность федеральных субъектов.
Как уже было указано выше, в России существуют 5 организационно-правовых видов субъектов, зафиксированных Конституцией страны и основными законами федеральных субъектов. Рассмотрим каждый из них.
Республика - это одна из самых противоречивых видов субъектов Российской Федерации. В Конституции России закреплено, что республика - это государство в составе российского государства. Она имеет свою конституцию и законодательство. Может также иметь свою государственную символику. Порядок формирования органов государственной власти в республиках определяется законом. Интересно, что глава республики может возглавлять исполнительную власть (Чеченская Республика) либо быть отдельным органом государственной власти (Республика Татарстан).
До 2010 года высшим должностным лицам регионов было разрешено именоваться Президентами. После внесенных поправок в 184 Федеральный закон «наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента Российской Федерации» [2]. На сегодняшний день существуют различные наименования главы республики (глава, губернатор), творчество государственных органов субъекта России никто не ограничивает, кроме тех ограничений, которые были указаны выше - наименование главы региона не может содержать слов и словосочетаний, связанных с наименованием главы России - Президент Российской Федерации. Однако единственный федеральный субъект оставил у себя Президента. Так, в соответствии со ст.89 Конституции Республики Татарстан высшим должностным лицом является Президент Республики [3].
Глава республики по согласованию с региональным законодательным собранием имеет право устанавливать на ровне с русским второй государственный язык, а также республиканское гражданство. Кроме этого, главы республик имеют право создавать на территориях отдельных субъектов и даже иностранных государств по предметам ведения республик республиканские представительства.
Края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа имеют свои уставы и законодательство. Они, также как и республики, имеют право на установление своей символики. В большинстве преимущественно такого вида регионов высшие должностные лица возглавляют исполнительную власть федерального субъекта. Главы таких видов субъектов не могут по согласованию с региональным парламентом утверждать гражданство и устанавливать второй государственный язык, а также открывать свои представительства.
Область - самый распространённый вид субъектов в России. По правовому характеру края близки к области, но особенность образования ряда краёв состоит в том, что они создавались путём объединения нескольких федеральных субъектов. Главы областей и краёв могут управлять регионами по предметам ведения, не относящимся к предмету ведения Российской Федерации.
Автономные округа представляют собой территориальные образования внутри каких-либо субъектов России, созданных во многом по этническому признаку. Например, согласно абзацу 2 ч.1 ст.4 Устава Архангельской области «В состав Архангельской области входит Ненецкий
автономный округ государственно - территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области [4]. Губернаторы автономных округов избираются региональными законодательными собраниями по предложению Президента Российской Федерации. Главы такого вида федеральных субъектов координируют свою деятельность с главами тех регионов, в составе которых они находятся. Исключением является Чукотский автономный округ, пожалуй, единственный автономный округ, не входящих в состав какого-либо региона. Глава Чукотки работает по такому же принципу, что и главы областей.
Интересен факт, что несмотря на такой способ организации по Конституции страны автономные округа равны с другими видами регионов российского государства.
Еврейская автономная область - это единственный субъект Российской Федерации с таким особенным организационно-правовым видом. Кроме того, стоит отметить, что автономная область как и автономный округ был создан по этническим соображениям. Хотя существование такого региона подтверждает, что евреям выделили территорию не только в Израиле, но и в России. Глава же избирается также в областях и краях, имеет сходные полномочия.
Рассмотрим политико-правовой статус Главы администрации Липецкой области. Так, основным законом Липецкой области является её Устав. В соответствии с 184 Федеральным законом и Уставом Липецкой области к полномочиям органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, зафиксированных ст.72 Конституции Российской Федерации. [5]
Глава администрации Липецкой области - это высшее должностное лицо липецкого региона, возглавляющее высший исполнительный орган федерального субъекта - администрацию.
Должность губернатора Липецкой области была учреждена в 1991 году, а ровно через 7 лет (в 1998) высшее должностное лицо стало именовать так, как мы его знаем сегодня.
Согласно ст.40 Устава Липецкой области Глава администрации области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. [5]
Глава региона избирается на пять лет и не может замещать данную должность более двух сроков подряд. Кроме того, он при вступлении в должность должен принести присягу.
Глава администрации Липецкой области представляет отчеты Совету депутатов Липецкой области о положении дел в регионе, о бюджете области и т.д., формирует администрацию региона, подписывает и обнародует законы Липецкой области, вправе участвовать в работе областного Совета депутатов и вправе требовать его внеочередного собрания, представляет регион перед федеральными органами власти, учреждает моральные стимулы в виде почетных грамот и иных благодарностей, а также может принимать постановления в пределах своей компетенции.
Анализируя основные права и обязанности Главы администрации Липецкой области, можно сказать, что они особо не отличаются от полномочий главы областей, краев. Основное отличие заключается в том, что в силу того, что Липецкая область не является автономной, то глава липецкого региона координирует свою работу только с федеральным центром напрямую, а также так как Липецкая область не республика - не может принимать Конституцию области, утверждать второе гражданство, второй государственный язык. Хотя это несмотря на то, что Липецкая область считается таким же равноправным субъектом Российской Федерации, как и другие 84 федеральных субъекта.
На основании всего выше написанного, можно сказать, что организационно-правовой вид субъекта Российской Федерации влияет на политико-правовой статус высшего регионального должностного лица. Во многом, эти различия проявляются в связи с выделением республик и особенности автономии в Ненецком, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО. Поэтому несмотря на то, что в Конституции российского государства утверждается равноправие всех форм федеральных субъектов и в то же время республикам дается особый статус государств.
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ от 12 дек. 1993 г. // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // "Российская газета" от 19 октября 1999 г.
3. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (с изм. и доп. от 14.03.2005У/ Республика Татарстан.-2002.-№87-88. 42.
4. Устав Архангельской области // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва, 2001, № 4, а 4-34.
5. Устав Липецкой области. Правовая система Гарант. Режим доступа: https://constitution. garant.ru/region/ustav_lipetsk/
6. Гречушкина Н.В. Национальная идея в трудах русских религиозных мыслителей, военно-исторической прозе русского зарубежья и романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»: монография/Н.В. Гречушкина. 2-е изд. - Липецк: ЛГПУ, 2017. - 205 с.
7. Марков Р.С. Основные направления реформирования правового статуса республик в составе Российской Федерации. Интернет-статья. Режим доступа: https://cyberlemnka.ш/artide/n/osnovnye-napravleniya-reformiшvaniya-pravovogo-statusa-respuЫik-v-sostave-шssiyskoy-federatsii