Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИБРАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ЛИПИДНОГО И МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА У РАБОТАЮЩИХ'

ВЛИЯНИЕ ВИБРАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ЛИПИДНОГО И МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА У РАБОТАЮЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Д. Цветков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИБРАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ЛИПИДНОГО И МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА У РАБОТАЮЩИХ»

За рубежом

k

Д. ЦВЕТКОВ, 1991

УДК 613.644-07: [616.153.915 + 616.152

4

*

Д. Цветков

ВЛИЯНИЕ ВИБРАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ЛИПИДНОГО И МИНЕРАЛЬНОГО ОБМЕНА

У РАБОТАЮЩИХ

Научный институт гигиены и профессиональных заболеваний при Болгарской Медицинской Академии, София (НРБ)

Вибрационный фактор в современных условиях научно-технического прогресса — одна из ведущих вредностей рабочей среды. Многочисленны и многообразны производства и профессии, связанные с воздействием на рабочих общих, локальных (или смешанных) вибраций. Вибрация вызывает генерализованные повреждения организма со специфической симптоматикой, указывающей на поражение сердечно-сосудистой, нервно-сенсорной и костно-суставной систем, а также и с разнообразными другими неспецифическими проявлениями в виде нарушений функций и структуры паренхиматозных органов, изменений обменных процессов, иммунологической реактивности и нерв-но-гормональной регуляции.

Разные авторы [9, И, 12, 14] проводили исследования влияния вибраций (самостоятельно или в комбинации с другими факторами) на липидный метаболизм.

Имеются данные и о влиянии вибраций на отдельные показатели минерального обмена — электролиты и микроэлементы [5—8, 14]. Известна роль кальция, фосфора, стронция, фтора и других элементов в образовании костной структуры и развитии костно-суставных заболеваний; магния, цинка, кобальта, марганца, железа, натрия, калия и др. в регуляции липидного обмена и развитии сердечно-сосудистых заболеваний [3, 10].

Цель настоящего исследования — изучить основные показатели липидного обмена и широкий спектр электролитов и микроэлементов у рабочих, занятых в производствах с интенсивными воздействиями вибраций, и больных вибрационной бо-ленью (ВБ) в различной стадии заболевания, оценив при этом наличие, частоту, уровень и характер изменений, их связь между собой, а также с трудовым стажем, возрастом и некоторыми специфическими и неспецифическими показателями вибровоздействия.

Обследованы 290 рабочих (мужчин), средний возраст которых 43±9,5 года, средний трудовой стаж в профессии 13,6±8,3 года, занятых на производствах с интенсивными источниками локальных вибраций (горняки, вибробетонщики), общих вибраций (крановщики, машинисты) и смешанных вибраций (водители, бульдозеристы и экскаваторщики) .

В клинических условиях были обследованы 102 больных ВБ, вызванной локальными и смешанными вибрациями, средний возраст которых 46±7 лет, а средний трудовой стаж в профессии 17,4+7 лет (почти исключительно мужчины, только 5 женщин). Больные были различных профессий, прежде всего горняки (45 %), водители (16 %), крановщики (10 %), трактористы (10 %). Большая часть из них имели I—II (39 %) или II стадию (50 %) заболевания.

Обследованные лица были разбиты на 4 группы по возрасту и 4 группы по стажу: до 30, 31—40,

41 —50, 51 —60 лет и до 5, 6— 10, 11 —20, 21 —30 лет.

Утром натощак (до начала рабочей смены) у рабочих было проведено разовое исследование содержания липидов в крови: триглицеридов, фосфо-липидов, общего, HDL-, LDL- и VLDL-холестерола; электролитов и микроэлементов в сыворотке крови и натрия, калия, кальция, фосфора, хлоридов, магния, железа, меди, цинка, марганца, кобальта в крови.

Показатели липидного и минерального обмена сопоставляли с некоторыми специфическими физиологическими показателями вибровоздействия: вибрационной чувствительностью, результатами холодовой пробы и калорийной проб, кровоснабжением кисти и пальцев (допплер-ультразвуковая сонометрия), термоасимметрией, а также с возрастом и трудовым стажем.

Статистическую обработку данных проводили методами вариационного, дисперсионного, корреляционного и факторного анализа с помощью компьютерной программы SPSS фирмы "Superiority Performing Softuer Systems" (США). Было проанализировано также распределение случаев со значениями исследованных показателей в пределах референтных (нормальных) величин для населения Болгарии в возрасте 20—60 лет (с возрастной коррекцией или без нее).

Рабочие вредных по вибрации профессий подвергались воздействию локальных вибраций при среднем уровне превышения нормы — К (среднем для отдельных октавных частот) в 2—4,6 раза и экспозиции 2,5 ч за рабочую смену. При общих вибрациях (экспозиция свыше 4 ч) К в 5,3— 11,1 раза превышал норму, а при смешанных вибрациях (экспозиция 6—8 ч и более) — в 2,3—

4

65

3,5 раза. Эквивалентный уровень шума составлял

80—104 дБ А.

Значения показателей минерального обмена у обследованных выходили за пределы референтных величин в 12—85 % случаев. При исключении из анализа содержания меди, калия и магния частота выхода исследованных показателей за пределы нормы составила 44—85 %. Как правило показатели были выше референтных. При анализе содержания магния и меди в крови пониженные и повышенные значения имели одинаковую частоту, а при изучении содержания цинка преобладали более низкие, чем референтные, значёния (60 % всех результатов). ...

У больных ВБ также преобладали повышенные значения исследованных показателей, только при анализе содержания меди и кобальта чаще отмечались более низкие значения по сравнению с нормой, а при исследовании содержания цинка пониженные и повышенные значения. Наибольший процент значений вне норм установлен при исследовании содержания марганца (70), осмолалитета (66), кобальта (57), кальция .(67), фосфора (45), цинка (45), магния (43).

Дисперсионный анализ позволил установить влияние возраста и трудового стажа на показатели минерального обмена у рабочих. Положительная корреляция отмечена между возрастом и трудовым стажем (г=0,61). С увеличением времени экспозиции и возраста наблюдается повышение содержания кобальта и натрия и понижение уровня хлора, фосфора, меди, цинка, марганца и осмолалитета. Подобные зависимости выявлены и при корреляционном анализе. При этом одновременно были обнаружены и некоторые достоверные связи со специфическими показателями вибровоздействия: 1) холодовая проба (время восстановления) — положительная корреляция с содержанием железа и отрицательная с содержанием меди, цинка и марганца {г—0,22 и —0,37); 2) вибрационная чувствительность — положительная корреляция с содержанием меди, цинка, марганца и осмолалитета и отрицательная с содержанием железа и кобальта (г=—0,21—0,44); 3) кровоснабжение кисти и пальцев — положительная корреляция с содержанием хлора, натрия и цинка (г=—0,22— 0,26); 4) калорийная проба (длительность вестибулярной реакции) — положительная корреляция с содержанием кобальта и отрицательная с содержанием натрия, хлоридов, осмолалитета, меди, цинка и марганца (г=—0,30—0,70).

Если у 50—98 % рабочих результаты первых трех проб выходят за пределы референтных значений, то при калорийной пробе, наоборот, 95 % полученных данных находятся в пределах нормы.

У больных ВБ в отличие от рабочих без выраженных клинических признаков ВБ не выявлено достоверных корреляций показателей минерального обмена с возрастом и трудовым стажем, так же как и со специфическими физиологическими

показателями вибрационного повреждения (установлены только достоверные связи между физиоло-логическими показателями и содержанием отдельных элементов).

Дисперсионный анализ обнаружил слабое влияние возраста на содержание калия, трудового стажа на содержание фосфора. Отмечена также тенденция к снижению содержания калия и кобальта при действии только локальных вибраций по сравнению с уровнем их при смешанных вибрациях. Во всех случаях здесь различия незначительны, средние значения в отдельных сопоставляемых группах находятся в референтных пределах и выявленные зависимости статистически недостовер-. ны. ' 1

Значения показателей липидного обмен'а (кроме фосфолипидов) более чем у 50 % рабочих выходят за пределы референтных величин. • •

Содержание триглицеридов у 42—62 % обследованных отличалось от нормальных значений, причем в большинстве случаев их содержание превышало или было близко к верхнему пределу нормы для соответствующей возрастной группы. Содержание общего холестерола было повышено в 32—50 % случаев. Следует отметить, что наиболее часто эти изменения регистрировались у молодых рабочих.

Уровень HDL-холестерола был снижен у 19— 44 % обследованных.

Повышение содержания LDL-холестерола наблюдалось в 54—73 % случаев, низкое содержание VLDL-холестерола — у 56—90 % обследованных.1 • .

Аналогичные изменения содержания липидов в сыворотке крови у больных ВБ: свыше 50 % результатов находились вне референтных значений. Повышенное содержание триглицеридов имело место в 21—41 % случаев; общего и LDL-холестерола — соответственно в 14—32 и 27—53 %. Содержание HDL-холестерола было снижено у 32—49 % обследованных больных.

При дисперсионном и корреляционном анализе установлено влияние возраста и трудового стажа рабочих на содержание липидов в сыворотке крови. Выявлена достоверная положительная корреляция трудового стажа с содержанием триглицеридов, фосфолипидов, уровнем общего LDL- и VLDL-холестерола (г=— 0,21—0,36).

Установлены также корреляционные связи между содержанием липидов в сыворотке крови и специфическими физиологическими показателями вибровоздействия: холодовая проба (температура пальцев после вибровоздействия) — отрицательная корреляция с уровнем общего и LDL-холестерола (г——0,15—0,19); вибрационная чувствительность (порог для частоты 50 и 100 Гц) — отрицательная корреляция с содержанием общего и LDL-холестерола (г——0,22- 0,28) и положительная с уровнем HDL-холестерола (г=0,15—0,23). Не были выявлены достоверные корреляции между

содержанием липидов и показателями кровоснабжения руки и пальцев (Допплер).

У больных ВБ дисперсионный анализ показал достоверное влияние трудового стажа на содержание триглицеридов — их уровень возрастает в группах с трудовым стажем до 5 и 6—10 лет. Не обнаружено статистически значимого влияния возраста или вида вибраций (локальных или смешанных) на содержание липидов в сыворотке крови.

Корреляционный анализ не выявил достоверных связей между возрастом, трудовым стажем, а также содержанием липидов в сыворотке крови и специфическими физиологическими показателями вибровоздействия. Вместе с тем обнаружена достоверная корреляция между отдельными специфическими показателями (г==0,65—0,97). Дисперсионный анализ при более низкой степени достоверности (р=0,05) показал влияние трудового стажа и вида вибраций на виброчувствительность — понижение виброчувствительности с увеличением трудового стажа и при локальных вибрациях.

При факторном анализе совокупности полученных данных было выявлено 7 фагоцитов, учитывающих 20 показателей и объясняющих в общей сложности 82 % наблюдавшихся изменений.

У больных ВБ была получена модель с 11 факторами (включающими 22 показателя), объясняющими в общей сложности 84 % изменений.

У обследованного нами контингента лиц (рабочие и больные ВБ) выявлен большей частью ряд отклонений в содержании липидов в сыворотке крови. Дислипопротеинемия, как правило, отмечалась в возрастных группах до 30 лет и 31—40 лет. Показатели липидного обмена имеют достоверные положительные корреляции с трудовым стажем и некоторыми специфическими показателями вибровоздействия у рабочих, тогда как у больных ВБ такой корреляции не наблюдалось. Это указывает на известную стабилизацию изменений в липидном обмене. Характер вибраций (локальных или смешанных) не оказывал заметного влияния на содержание липидов, что подчеркивает значение вибраций как неспецифического, стрессового фактора, нарушающего нервно-гормональную регуляцию обменных процессов.

Как показали полученные результаты, неспецифические изменения в липидном и минеральном обмене наблюдаются как у рабочих, подвергавшихся воздействию вибраций, так и у больных ВБ.

В результате экспериментальных исследований на подопытных животных [7, 8, 11, 12, 14] выявлены аналогичные изменения. Разумеется, состояния дислипопротеинемии и изменения в электролитах и микроэлементах могут быть вызваны и разнообразными, генетически обусловленными, алиментарными, бытовыми и другими факторами, но с полным основанием можно считать, что и вибрационное воздействие является фактором риска возникновения таких метаболитных нарушений. Это можно объяснить повреждающим действием вибраций на регулирующие липидный и минеральный обмен механизмы — почки и печень [1], нервно-гормональную регуляцию [2], эпителий кишечника [4], процессы биологического окисления в органах и тканях [13] и т. д.

В то же время изменения в содержании липидов сыворотки, электролитов и микроэлементов могут создавать повышенный риск развития сердечно-сосудистых и других заболеваний и патологических состояний у лиц, подвергавшихся действию вибраций.

Л итература

1. Дьшник В. И., Прилипский Ю. В., Кривицкая Г. Л. // Гиг. труда.— 1975.—№ 9.—С. 32—36.

2. Кускова Л. В., Зейгелыиефер Б. Л. // Вибрация, шум и здоровье человека.— Л1988.— С. 111 —116.

3. Лукаилева И. Л. // Биологическая роль микроэлементов.— Л., 1972.—С. 211—214.

4. ЛюбченкоН. П. //Гиг. труда.— 1988.— № П.— С. 36—40.

5. Налча И. Ф. // Там же.— 1970.—№ 7.—С. 47—48.

6. Grether W. F., Harris С. S., Uhlbaum М. et al. // Aerospace Med.— 1972.—Vol. 43, N 6.— P. 641—645.

7. JankovichJ. P. / / J. Biochem.— 1972.—Vol. 5.— P.241—250.

8. Kosmakos F. C., Keller E. C., Collins W. E. // Avial. Space environ. Med.— 1975.—Vol. 46.—N 11.—P. 1363—1367.

9. Okada A., Itiaba R., Furino T. // Brit. J. industr. Med.— 1987.— Vol. 44.— P. 470—475.

10. Pietinen P. /., Wong O., Altschul A. U. // Amer. J. clin. Nutr.— 1979.—Vol. 32.— P. 997—1005.

11. Stanosek /., Lewandowska A., Gregorczyk J., Krzaska K. // Med. .Pracy.— 1965.— Vol. 16, N 6.—P. 434—437.

12. Szamosi T. // Experientia (Basel).— 1971.—Vol. 27.—

P. 628—629.

13. Tzvetkov D., Hadjieva J., Kalburova F., Gueorguieva J. // Int. Arch, occup. environ. Hlth.— 1975.— Vol. 35.— P. 265— 277.

14. Tzvetkov D., Razboinikova F.f Burkova T. et al. // Mat. COPISEE II Reg. Symp. on Noise and Vibr.— Thessaloniki, 1978.— P. 67—72.

Поступила 18.10.89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.