Научная статья на тему 'Влияние ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками ГТД'

Влияние ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками ГТД Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Айсин Алексей Кафисович

Представлены результаты экспериментальных исследований влияния ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под двумя воздухозаборниками ГТД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Айсин Алексей Кафисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками ГТД»

С учетом разности расходов воздуха через верхнюю и нижнюю части входного сечения ВУ формулу для V

Уг ~т

' AUV

Р* 2q(X)(F-AF)D:

л/Г 20,1 Н2

где Л^ - разность между верхней и нижней площадью сечения ВУ относительно горизонтальной линии, проведенной через геометрический центр; д(Я) - относительная плотность тока в канале ВУ.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование несимметричных ВУ может значительно снизить интенсивность вихревых шнуров, и, следовательно, уменьшить попадание посторонних предметов в канал ГТД.

Библиографический список

1. Пахомов С,В„ Сафарбаков A.M., Федотов М.М. Причины вихреобразования потока перед воздухозаборниками реактивных самолетов при работе двигателей на аэродроме. Решетневские чтения. - Красноярск: СибГАУ, 2003, - 20 с.

А.К.Айсин

Влияние ветровых возмущений на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками ГТД

Незащищенность газотурбинных двигателей от возможного повреждения посторонними предметами, попавшими в тракт в результате вихревого воздействия, возникающего между поверхностью аэродрома и входом в воздухозаборный канал, приводит к досрочному съему большого количества двигателей в эксплуатации, Параметром, отражающим интенсивность вихревых шнуров, может служить величина максимальной горизонтальной скорости Уг у поверхности аэродрома

[1], которая зависит от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов:

уГт -/(я.о.л.ААю).

где Н - высота расположения воздухозаборника; Он • расход воздуха через воздухозаборник; Ув - скорость набегающего потока; ¡5 - угол набегающего потока; Вэкв - эквивалентный диаметр входа в воздухозаборный канал,

Используемые в настоящее время способы и средства защиты ГТД от попадания ПП становятся малоэффективны при воздействии ветровых возмущений [Р УЛ действующих под воздухозаборными каналами самолета.

Исследования влияния направления и скорости ветра на интенсивность вихреобразования под воздухозаборниками проводились при помощи микропроцессорного термоанемометра ТТМ-2 с соблюдением кинематического, динамического и геометрического подобий, За нулевое направление ветра принято встречное направление, Замеры Уг выполнялись вдоль средней линии каждого воздухозаборника на поверхности аэро-

дрома на расстоянии 3 О0К(. от среза воздухозаборника с интервалом 0,2 Оэкв. Результаты показали, что: 1. Вихрь начинает сдуваться набегающим потоком, Уа > 6м/с.

I |

\

\ \ т

■....... — —

-----— ----------- -

Рис. 1. Изменение Vг¡-. под правым воздухозаборником

i - - " " -1 |

с-' : \

1 \ ! 1

s JV 4. !

-------" " ■

| I----"

i 1 i i

Рис. 2. Изменение У г vv П0А левым воздухозаборником

6D

Рис. 3

2. При ¡3 - 30° -г 60° образуется один вихрь под левым воздухозаборником с подветренной стороны и наоборот (рис, 1, 2).

3. Значительное увеличение интенсивности вихре-образования наблюдается при направлении /? = 30 60°. Это объясняется тем, что угол входа Ау основной

части воздушных масс с передней полусферы приблизительно равен 40° ч- 60° и совпадает с Ve (рис, 3).

Библиографический список

1. Пахомов С,В., Сафарбаков A.M., Федотов М.М. Причины вихреобразования потока перед воздухозаборниками реактивных самолетов при работе двигателей на аэродроме. Решетневские чтения. - Красноярск: СибГАУ, 2003, - 20 с.

А.А.Ашурков

Математическое моделирование теплового и структурно-фазового превращения рабочих поверхностей ствольных сталей

Современные газодинамические импульсные устройства получили широкое распространение как в военном деле, так и в различных отраслях народного хозяйства. Авиационное артиллерийское оружие (ААО) относится к импульсным тепловым машинам, которые хотя и не являются однократного применения, но имеют значительные ограничения по режимам применения в связи с ограничениями по износу ствола.

Анализ структурно-фазовых превращений и установление их связи с повреждением поверхности канала ствола требует обязательного учета этих превращений при рассмотрении работоспособности ствола при стрельбе. Узловым этапом при этом является определение напряжений и деформаций поверхностного слоя в условиях его термопластического деформирования с учетом как тепловых эффектов структурно-фазовых превращений, так и зависимостей теплофизических и механических характеристик металла от структурного состояния и нагрева [1].

Расчет тепловых полей в зонах может быть произведен с помощью нелинейного уравнения теплопроводности типа

ср(Т)

дТ дт

]_д г дг

ИТ)

дТ_ дг

+

a

dz

ЦТ)

дТ

dz

+

Ясф

(1)

В общем случае теплоемкость с, плотность р, теплопроводность Я и сток тепла при структурно-фазовых превращениях - функции температуры Т и теплофизическое свойство структурно измененного металла дсф,

Концентрацию углерода, азота и водорода в поверхностный слой металла артиллерийского ствола определяем из уравнения диффузии Фика [2]:

дс dt

or

Г дСл D-— дг

(2)

где С - концентрация вещества; Э • коэффициент диффузии; г1 - время; г - координата.

Температурная зависимость коэффициента диффузии в общем виде обычно описывается уравнением Аррениуса

[2].

£> = £>0хехРСУятЬ (3)

где Д) - температурно-независимый предэкспоненциальный множитель; Е - энергия активации диффузии; Я - газовая постоянная.

Рассмотренные вопросы тепловых и структурных изменений, а также диффузии химических элементов порохового газа 8 поверхность канала ствола показывают возможность достаточно полного их учета в металле ствола в течение выстрела, что позволит повысить точность определения температуры поверхностного слоя и как следствие более точно оценить живучесть ствола.

Библиографический список

1. Ашурков АЛ, Лазовик И.Н., Никитенко Ю.В. Исследование процесса износа стволов импульсных тепловых машин комплексов авиационного вооружения, Материалы XII НТК ИВАИИ. - Иркутск, 2003,

2. Арзамасов Б.Н, Материаловедение. - М.: МПУ им, Баумана, 2003,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.