Научная статья на тему 'Влияние вегетативной дисфункции на когнитивную адаптацию у детей школьного возраста'

Влияние вегетативной дисфункции на когнитивную адаптацию у детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Степанова Е.Ю., Радаева Т.М., Борисов В.И., Трушина И.А., Береснева Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние вегетативной дисфункции на когнитивную адаптацию у детей школьного возраста»

Раздел 2 Педиатрия

бенностей болезниУнферрихта-Лундборга является актуальной проблемой современной неврологии. Цель исследования. Выявить клинические особенности течения болезни Унферрихта-Лундборга по данным Самарского областного противоэпилептического центра. Материалы и методы. В Самарском Областном противоэпидемическом центре в период с 1994г. по 2014г. наблюдалось 6 больных БУЛ. Среди них 3 —лица женского пола и 3 — мужского пола. Возраст дебюта эпилепсии составил 11-12 лет, отмечалось постепенное прогрессирование заболевания с учащением миокло-ний, появлением стато-координаторных нарушений. В подростковом возрасте пациенты наблюдались с диагнозом юношеская миоклоническая эпилепсия, и лишь спустя 5-8 лет был вирифицирован верный диагноз. В 2 случаях наблюдалось тяжелое течение заболевания с быстрым прогрессированием симптоматики и потерей трудоспособности в молодом возрасте, в 1 случае — легкое течение с отсутствием прогрессиро-вания симптомов, в 3 случаях — среднетяжелый вариант течения с умеренным нарастанием симптомов. Интересен семейный случай болезни Унферрихта-Лундборга. Нами наблюдались два пациента — родные брат и сестра. Отмечался одинаковый возраст дебюта эпилепсии, умеренные темпы прогрессирования симптомов с появлением очаговой неврологической симптоматики в течение 6 лет. Наблюдался драматический эффект от терапии вальпроатами в виде значительного урежения приступов. Сестра перенесла стереотаксическую таламотомию на кафедре неврологии и нейрохирургии СамГМУ, в настоящее время получает вальпроаты и бриварацетам (в рамках клинического исследования). Проживает с матерью, возраст пациентки — 54 года. Ее брат умер во время эпилептического статуса, от проведения стереотаксической операции мать пациента отказалась. Заключение. Выделены различные варианты течения болезнь Унферрихта-Лундборга в зависимости от темпов прогрессирования симптоматики. Наиболее характерен среднетяжелый вариант течения заболевания с умеренным нарастанием симптомов.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНФЕКЦИОННОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В НЕОНА-ТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ.

Сергеева О.Н., Миронова Ю.Г, Бибик А.С. ГБОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия, Минздрава России, г. Кемерово

МБУЗ Детская городская клиническая больница №5 г. Кемерово

Введение. Нервно-психическое развитие ребенка -сложный процесс, в основе которого лежит генетическая программа, которая реализуется в условиях постоянной смены средовых факторов. Инфекционные заболевания нервной системы в неонатальном периоде составляют значительный удельный вес в структуре

заболеваемости и детской смертности, нарушая нормальный ход физического и психического развития, и, приводя к частичной или полной инвалидности. Цель исследования — оценить нервно-психическое развитие (НПР) детей в возрасте 1 месяца, перенесших инфекционное поражение центральной нервной системы (ЦНС) в неонатальном периоде. Материалы и методы. Под наблюдением находились 29 доношенных детей в возрасте 1 месяца, на базе отделения патологии новорожденных МБУЗ ДГКБ № 5 г. Кемерово. Выделены 2 группы детей: 1-я — с инфекционным поражением ЦНС (13 детей (44,8%)) и 2-я — с перинатальным поражением ЦНС гипоксиче-ски-ишемического генеза (ППЦНС) (16 детей (55,2%)). Проанализированы анамнестические, клинические и лабораторно-иструментальные данные. Оценка НПР проведена по методике А.Ю. Панасюка, Л.А. Бударевой. Результаты. В результате исследования в 1-й группе у 2 детей (15,4%) выявлено пограничное снижение коэффициента психического развития (КПР), у 11 детей (84,6%) — грубая задержка НПР. Во 2-й группе нормальный диапазон КПР выявлен у 1 ребенка (6,3%), пограничное снижение КПР — у 10 детей (62,5%), грубая задержка психического развития — у 5 детей (31,2%). КПР в группе детей, перенесших инфекционное поражение ЦНС (30,9±7,38%) статистически ниже, чем в группе детей с ППЦНС (68,44%±3,7) (р=0,0003). В структуре параметров НПР в группе детей, перенесших инфекционное поражение ЦНС задержка НПР проявилась главным образом нарушением речевого развития и индивидуально-социального поведения, тогда как адаптация и грубая моторика страдала менее значительно. Наиболее чувствительными к гипоксическому повреждению оказались также индивидуально-социальное поведение и речь, менее нарушились сферы грубой моторики и адаптации. Заключение. Инфекционные поражения ЦНС, перенесенные в неонатальном периоде, способствуют грубой задержке НПР у детей в возрасте 1 месяца, которая проявляется нарушением всех сфер НПР с преобладанием в отставании речевого развития и индивидуально-социального поведения.

ВЛИЯНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ НА КОГНИТИВНУЮ АДАПТАЦИЮ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Степанова Е.Ю., Радаева Т.М., Борисов В.И., Трушина И.А., Береснева Е.Е.

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Нижний Новгород

Введение. Когнитивная адаптация в детском возрасте остается одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем современной медицины. Дисфункция психоневрологического развития отмечается у 30-56% школьников. Нарушение когнитивной адаптации часто связано с состоянием вегетативной нервной системы, нарушения в ее работе служат диагностической базой

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2015

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

уровня глубины любого когнитивного расстройства. Цель исследования: оценить влияние вегетативной дисфункции на когнитивную адаптацию у детей школьного возраста.

Материалы и методы. Нами наблюдался 31 ребенок (18 мальчиков, 13 девочек) 10-16 лет (средний возраст 13,3) с вегетативной дисфункцией. Основные жалобы были на головные боли, головокружения, сложности в обучении, снижение памяти и концентрации внимания, нарушение поведения и работоспособности. В неврологическом статусе — очаговая микросимптоматика, признаки вегетативной дизрегуляции. Все пациенты получали стандартную фармакотерапию пирацетамом с витаминами группы В инъекционно в комбинации с физиотерапевтическим лечением. Объективизация вегетативного статуса произведена методом нейрокар-диоинтервалографии (НКИГ). Когнитивная адаптация оценивалась с помощью анкетирования детей и родителей; нейропсихологического исследования (НПИ) — методика А.Р. Лурия адаптированная к детскому возрасту. При первичном исследовании с помощью НКИГ больше половины имели ваготонию — 51,6%, 22,6% — симпатикотонию, 25,8% — эйтонию. По данным НПИ нарушение когнитивных функций в различной степени наблюдались у всех детей. Снижение памяти отмечено у 71%, изменение ассоциативного мышления — у 65%, устойчивости внимания — у 61%, врабатываемости — у 50%, эффективности работоспособности — 10%. Результаты. На фоне проводимого лечения у всей группы обследуемых наблюдалась положительная клиническая динамика. По результатам НКИГ в группе детей с ваготонией отмечалась более выраженная и устойчивая динамика в виде нормализации вегетативного тонуса у 19,4%, чем в группе с симпатотонией — всего 9,7%. При оценке НПИ улучшение когнитивных функций — лишь у 29%.

Заключение. Исходные результаты указывают что компенсаторные возможности у детей с вегетативной дисфункцией выражены слабо, характеризуются большой лабильностью вегетативных показателей в сочетании с нарушениями когнитивной адаптации. На фоне проводимого лечения отмечается улучшение вегетативных показателей, при этом исходная вагото-ния эффективно корректируется стандартной терапией. Данные НПИ отмечают улучшение лишь у трети школьников, что требует дополнительных лечебных и нейропсихологических мероприятий.

КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С СИМПТОМАТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ ЭПИЛЕПСИИ.

Темина Л.Б., Кордонская И.С., Новячкова Е.И.,

Заболотняя А.В., Смирнова Т.П.

ГБУЗ СОКБ им. В.Д. Середавина, г. Самара

Цель работы: проанализировать структуру когнитивных нарушений и взаимосвязь с клинико-диагностическими данными у детей с эпилепсией. Материалы и методы: 37 историй болезни (25 мальчиков и 12 девочек) 2013 года детей с эпилепсией от 8 до

16 лет, проходивших лечение в противоэпилептиче-ском центре и направленных на консультации психолога и логопеда по разным показаниям. По форме заболевания у всех диагностирована симптоматическая эпилепсия: 25 человек с фокальной симптоматической и 8 — с криптогенной, 4 ребенка с эпилептической энцефалопатией (симптоматический вариант). Это дети с разными поражениями (генетические заболевания — 8, пороки развития — 3, атрофия гиппокампа -1, нейроинфекции — 2, у остальных — перинатальное поражение разной степени — 14). У большинства по ЭЭГ (62%) эпилептиформная активность локализовалась в лобно-центро-височных отделах в разных соотношениях: преимущественно по типу мультирегионарной и лишь у 10 (27% всех) локально в одной из этих областей. По МРТ более выраженные изменения сочетались с более значимыми нарушениями интеллекта и речи (обширные зоны энцефалома-ляции, атрофии, кистозно-глиозные изменения). У 12 выявлена умственная отсталость, у 22 интеллек-туально-мнестические нарушения (ИМН), у троих детей интеллект был нормальным. У большинства отмечен 3й уровень речевого развития (16 детей — 43%), у 6 — недоразвитие речи 2 уровня; у 3 — 1 го уровня. У 1 не было отклонений. У остальных отмечены дис-графия, дизартрия, дислексия.

По возрасту дебюта эпилепсии выделены 5 групп. На первые две пришлось по 6 детей (по 16%): дебют до 6 месячного возраста и в возрасте с 7 до 11 месяцев; дебют приступов с 1 года до 3 лет отмечен в 11 наблюдениях (30%), с 4 до 6 лет — в 5 (14%), и у 9 больных (24%) — с 7 до 16 лет. У детей с олигофренией отмечено преобладание дебюта в раннем возрасте (9 из 12 детей с олигофренией — 75%), особенно в первом полугодии жизни (6 детей — 50% из них же). При ИМН эпилепсия дебютировала у большинства также на возраст до 3 лет, но в меньшей степени (55%), чем у детей с умственной отсталостью. У всех детей с нормальным интеллектом дебют пришелся на возраст 1 до 3 лет. Вывод. Чем раньше повреждающие факторы воздействуют на развивающийся мозг, приводя к структурным изменениям, тем раньше можно ожидать дебюта симптоматической эпилепсии и тем более значимых когнитивных нарушений. Особенно уязвим в этом отношении возраст до 3 лет.

ХИРУРГИЯ ЭПИЛЕПСИИ ПРИ МНОГООЧАГОВОМ ПОРАЖЕНИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ С ТУБЕРОЗНЫМ СКЛЕРОЗОМ.

Шарков А.А., Воробьев А.Н., Троицкий А.А., Савкина И.С., Дорофеева М.Ю., Меликян А.Г., Головтеев А.Л.

НИКИ педиатрии ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России, г. Москва

Введение. Туберозный склероз относится к редким генетическим заболеваниям с аутосомно-доминант-ным типом наследования. Особенностью данного заболевания являются множественные гамартомы,

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИКПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 4, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.