Научная статья на тему 'Влияние валютного кризиса 2014 года на динамику доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации'

Влияние валютного кризиса 2014 года на динамику доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / бюджетный анализ / бюджетные доходы / бюджетные расходы / финансовый кризис. / federal budget / budget analysis / budget revenues / budget expenditures / financial crisis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. Д. Чеченев, E. В. Вылегжанина

В данной статье рассматривается влияние финансового кризиса 2014 года на динамику доходов и расходов федерального бюджета России на основании данных Министерства финансов Российской Федерации, проводится анализ структуры и динамики доходов и расходов бюджета за 2014-2018 гг., отмечаются соответствующие тенденции по отдельным балансовым показателям, а также их приросты, дефицит и профицит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE 2014 CURRENCY CRISIS ON THE DYNAMICS OF INCOME AND EXPENSES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article examines the impact of the 2014 financial crisis on the dynamics of revenues and expenditures of the federal budget of Russia based on data from the Ministry of Finance of the Russian Federation, analyzes the structure and dynamics of budget revenues and expenditures for 2014-2018, notes the corresponding trends in individual balance indicators, and also their gains, deficits and surpluses.

Текст научной работы на тему «Влияние валютного кризиса 2014 года на динамику доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации»

ВЛИЯНИЕ ВАЛЮТНОГО КРИЗИСА 2014 ГОДА НА ДИНАМИКУ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.Д. Чеченев, студент

Е.В. Вылегжанина, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11271

Аннотация. В данной статье рассматривается влияние финансового кризиса 2014 года на динамику доходов и расходов федерального бюджета России на основании данных Министерства финансов Российской Федерации, проводится анализ структуры и динамики доходов и расходов бюджета за 2014-2018 гг., отмечаются соответствующие тенденции по отдельным балансовым показателям, а также их приросты, дефицит и профицит.

Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджетный анализ, бюджетные доходы, бюджетные расходы, финансовый кризис.

Как известно, в 2014 году Россия столкнулась с финансовым кризисом, который серьезно повлиял на экономику страны: в частности, были резко снижены цены на энергоресурсы, реализация которых составляет основную часть доходов бюджета, помимо этого значительно увеличилась инфляция, которая отрицательного сказалась на развитии российских отраслей экономики и реальных доходах населения [2]. Нельзя не отметить тот факт, что финансовый кризис привел к оттоку капитала из страны, а также к истощению фондовых рынков [3]. В результате взаимодействия этих и многих других последствий российский бизнес столкнулся с рядом проблем в областях финансирования, инвестирования, экспорта продукции, кредитования и т.д. Государство на своем федеральном, региональном, местном и муниципальном уровнях столкнулось с проблемами, которые были связаны с распределением, формированием, перераспределением, контролем, использованием финансовых ресурсов [1].

Таблица 1 и рисунок 1 демонстрируют тенденцию стремительного сокращения доходов бюджета после кризиса в 2014 году. Если на конец 2014 года они составляли 14496,9 млрд руб., то в 2015 году -13659,2 млрд руб., в 2016 году - 13460,0 млрд руб. Финансовый кризис привел к тому, что доходы федерального бюджета

снизились за 2 года на 1036,9 млрд руб. или на 7,15%. На третий год экономика страны начала восстанавливаться, и в 2017 году доходы бюджета уже составляли 15088,9 млрд руб. В сравнении с 2014 годом прирост составил 592 млрд руб. или 4,08%. В течение 2014-2017 гг. в федеральном бюджете наблюдался дефицит. Это связано в первую очередь с тем, что расходы в период кризиса значительно росли. Как видно из таблицы 1 и графика 1, если расходы в 2014 году составляли 14831,6 млрд руб., то в 2015 году - 15620,3 млрд руб., в 2016 году - 16416,4 млрд руб. В 2017 году они уже составляли 16420,3 млрд руб., что свидетельствует о переходном состоянии в стабилизации финансового механизма. Такое оживление во многом связано с ростом цен на нефть и увеличением налоговых поступлений.

В течение 2014-2017 гг. федеральный бюджет испытывал дефицит ввиду превышения расходов над доходами. Однако ситуация изменилась в 2018 году с возникновением профицита в размере 2745,5 млрд. руб. По сравнению с 2014 годом на конец 2018 года доходы выросли на 4957,8 млрд. руб. или на 34,2%, а расходы - на 1877,7 млрд руб. или на 12,66%. Профицит был обусловлен благоприятными условиями для роста бюджетных доходов в 2018 году. Как уже было отмечено, финансовый.

-Динамика доходов федерального бюджета, млрд руб.

-Динамика расходов федерального бюджета, млрд руб.

20000

13659-2 13460

12000

2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации 2014-2018 гг.,

млрд руб. [4]

Таблица 1. Фактические значения доходов и расходов федерального бюджета Россий-

ской Федерации за 2014-2018 гг., млрд руб.

2014 2015 2016 2017 2018

Раздел I. Доходы

Доходы, всего 14 496,9 13 659,2 13 460,0 15 088,9 19 454,7

Нефтегазовые доходы 7 433,8 5 862,7 4 844,0 5 971,9 9 017,8

Ненефтегазовые доходы 7 063,1 7 796,6 8 616,0 9 117,0 10 437,0

Связанные с внутренним производством 3 113,6 3 467,6 3 780,6 4 741,9 5 430,9

НДС (внутренний) 2 181,4 2 448,3 2 657,4 3 069,9 3 574,6

Акцизы 520,8 527,9 632,2 909,6 860,7

Налог на прибыль 411,3 491,4 491,0 762,4 995,5

Связанные с импортом 2 474,3 2 404,4 2 539,6 2 728,6 3 204,2

НДС на ввозимые товары 1 750,2 1 785,2 1 913,6 2 067,2 2 442,1

Акцизы на ввозимые товары 71,6 54,0 62,1 78,2 96,3

Ввозные пошлины 652,5 565,2 563,9 583,2 665,8

Прочие 1 475,2 1 924,6 2 295,8 1 646,5 1 801,9

Раздел II. Расходы

Расходы, всего 14 831,6 15 620,3 16 416,4 16 420,3 16 709,3

Общегосударственные вопросы 935,7 1 117,6 1 095,6 1 162,4 1 254,6

Национальная оборона 2 479,1 3 181,4 3 775,3 2 852,3 2 826,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 086,2 1 965,6 1 898,7 1 918,0 1 971,0

Национальная экономика 3 062,9 2 324,2 2 302,1 2 460,1 2 402,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 119,6 144,1 72,2 119,5 148,8

Охрана окружающей среды 46,4 49,7 63,1 92,4 116,0

Образование 638,3 610,6 597,8 615,0 722,6

Культура, кинематография 97,8 89,9 87,3 89,7 94,8

Здравоохранение 535,5 516,0 506,3 439,8 537,3

Социальная политика 3 452,4 4 265,3 4 588,5 4 992,0 4 582,1

Физическая культура и спорт 71,2 73,0 59,6 96,1 63,9

Средства массовой информации 74,8 82,1 76,6 83,2 88,4

Обслуживание государственного и муниципального долга 415,6 518,7 621,3 709,2 806,0

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 816,1 682,0 672,0 790,7 1 095,4

РАЗДЕЛ III

Дефицит (-)/Профицит (+) -334,7 -1 961,0 -2 956,4 -1 331,4 2 745,5

Примечание: составлено на основании данных Министерства финансов Российской Федерации [4]

Кризис привел к снижению цен на энергоресурсы, что соответственно привело к тому, что приносимые ими доходы также сократились

Анализируя данные таблицы 1, то можно заметить, что нефтегазовые доходы на конец 2014 года составляли 7433,8 млрд руб. или 51,3% от текущих доходов, а на конец 2015 года - 5862,7 млрд руб. или 42,9%, в 2016 году - 4844,0 млрд. руб. или

36,0%. Это наглядно показывает, что финансовый кризис сказался на бюджете России. В течение двух лет нефтегазовые доходы стремительно падали и достигли своего пика в 2016 году, когда их снижение по сравнению с 2014 годом составило 2589,8 млрд руб. или 34,84%. В 20172018 гг. ситуация начала стабилизироваться и в 2017 году нефтегазовые доходы составили 5971,9 млрд руб., а в 2018 - 9017,8

млрд руб. В целом прирост за 2018 год по сравнению с 2014 годом составил 1584 млрд руб. или 21,3%.

Как видно из таблицы 1, финансовый кризис повлиял на получение доходов от ввозных пошлин и акцизов на ввозимые товары. Если на конец 2014 года первые составляли 652,5 млрд руб., то на конец 2017 года уменьшились до 563,9 млрд руб. В 2018 году ситуация вернулась к первоначальной и доходы от ввозных пошлин составили 665,8 млрд руб., что составляет 102,04% от 2014 года. Доходы от акцизов на ввозимые товары в 2014 году составляли 71,6 млрд руб., и в течение года снижались, и в 2015 году оказались равны 54,0 млрд руб. В 2018 году они уже составляли 96,3 млрд руб., что по сравнению с 2014 годом составляет 134,5%. Прирост соответственно был равен 24,7 млрд руб. Такой итог обусловлен «налоговым маневром», который позволил повысить нагрузку на налог по добыче полезных ископаемых и сократить нагрузку на уплате ввозных пошлин для нефтегазодобывающих компаний.

Ненефтегазовые доходы представляю собой остальные доходы, которые не относятся к реализации нефти, нефтепродуктов и газа на внешнем и внутреннем рынках. Сюда относят налоговые и неналоговые доходы. Финансовый кризис привел к тому, что государство было вынуждено увеличить налоговую нагрузку на страну. Если посмотреть на доходы, которые были принесены налогом на прибыль, то можно увидеть ежегодную положительную динамику их роста. Если в 2014 году они составили 411,3 млрд руб., то на конец 2018 года - 995,5 млрд руб., что составляет 242,04% по сравнению с 2014 годом, а прирост составил 584,2 млрд руб. или 142,04%.

Очевидно, что в стране в условиях экономического упадка было необходимо искать другие пути доходных поступлений, не связанных с продажей нефти и газа. Иначе говоря, было необходимо развивать внутреннее производство. Это положительное последствие кризиса, который позволил увеличить доходы государства в результате развития национальной эконо-

мики. Так, если доходы, связанные с внутренним производством, составляли на конец 2014 года 3113,6 млрд руб., то на конец 2018 года уже 5430,9 млрд руб., что составляет 174,4% по сравнению с 2014 годом. Прирост соответственно оказался равен 2317,3 млрд руб. или 74,4%.

Развитие внутренней экономики способствовало росту сборов по налогу на добавленную стоимость. Так, в 2014 году доходы, которые приносил внутренний НДС составили 2181,4 млрд руб., а на конец 2018 года - 3574,6 млрд руб., что составляет 163,9%. Прирост соответственно был равен 1393,2 млрд руб. или 63,87%. Такая динамика обусловлена в первую очередь инфляцией: уровень цен повысился и со-ответсвенно выросли сборы по НДС, который уплачивается с цены на товары и услуги. В 2018 году государство решило повысить такой налог до 20%, однако позитивный эффект от такого решения будет недолгим ввиду ускорения инфляции. Однако, если государство удастся на полученные в короткие сроки средства направить на перспективные проекты, то рост налоговой ставки принесет пользу.

Структура доходов под влиянием финансового кризиса также изменилась.

Выросли расходы, связанные с общегосударственными вопросами. Если в 2014 году они составляли 935,7 млрд руб., то на конец 2018 года уже 1254,6 млрд руб., что составляет 134,08%. Прирост оказался равен 318,9 млрд руб.

В период кризиса государство решило увеличить расходы на национальную оборону, что было обусловлено возможностью начала войны (из-за возвращения Крыма России) и ослабления национальной экономики. Так, в 2014 года расходы составляли 2479,1 млрд руб., а на конец 2016 года - 3775,3 млрд. руб. Прирост расходов за 2 года оказался равен 1296,2 млрд руб. или 52,29%. В дальнейшем, когда ситуация в политическом и экономическом масштабе стабилизировалось, расходы на национальную оборону на конец 2018 уменьшились и уже составили 2826,3 млрд руб., что по сравнению с 2016 годом составляет 74,86%.

Расходы на национальную экономику пришлось сократить, если в 2014 году они составляли 3062,9 млрд руб., то на конец 2018 года уже 2826,3 млрд руб. Были также сокращены расходы на образование, которые уменьшались в течение 2 лет и в 2016 году составили 597,8 млрд руб. В дальнейшем они росли и на конец 2018 года оказались равны 722,6 млрд. руб., что в сравнении с 2014 годом составляет 113,2%. Снижение расходов на национальную экономику и правоохранительную деятельность обусловлено в первую очередь тем, что государство хочет снизить бюджетный дефицит за счет сокращения расходов, что поможет экономике перейти на уровень равновесия и создать условия для последующего роста.

Расходы на социальную политику ежегодно росли до 2017 года и составили

4992.0 млрд руб., а на конец 2018 года -

4582.1 млрд руб., что в сравнении с 2014 годом равно 132,7%. Такая динамика обусловлена тем, что экономическое положение в стране оказывает влияние на социальные расходы: отрицательные стороны народного хозяйства тормозят процесс развития и расширения объемов выплат по направлениям государственных расходов.

Расходы на здравоохранение также ежегодно уменьшались до 2017 года и составили 439,8 млрд руб., а на конец 2018 года - 537,3 млрд руб., что почти оказалось равно уровню 2014 года, а именно, 100,3%. Несмотря на это расходы на здравоохранение по планам Министерства Финансов будут сокращаться до 2021 года. При этом такое сокращение не объясняется и сильно было критиковано со стороны политических деятелей. Вероятное сокращение вызвано в первую очередь колебанием цен на нефть и одноразовом эффектом от повышения НДС до 20% на начало 2019 года. Государство ищет способы сократить расходы по одним статья, чтобы увеличить их в других.

Расходы на обслуживание муниципального и государственного года ежегодно росли до 2018 года и составили 806,0 млрд руб., что почти в два раза больше в сравнении с 2014 годом. В свою очередь, такая динамика влечет за собой негативные по-

следствия, которые характеризуются оттоком капитала из страны, сокращением национального сбережения, снижем размеров инвестиций и др. Рост расходов на обслуживания муниципального и государственного долга вызван тем, что государство пользуясь заемными средствами покрывает дефицит бюджета, который после валютного кризиса оставался до 2017 года. Нельзя не отметить, что сам рост государственного долго начинается медленно снижаться, соответственно в ближайшем будущем и расходы будут также снижаться, это может привести к благоприятным экономическим последствиям.

Расходы на физическую культуру уменьшались вплоть до 2016 года, затем резко возросли и составили 96,1 млрд руб., а в дальнейшем резко снизились и в 2018 году составили 63,9 млрд руб., что в сравнении с 2014 годом составляет 89,7% а в сравнении с 2017 - 66,5%. Такая тенденция обусловлена проведением чемпионата мира по футболу в России, где государство выделяло большие финансовые средства на строительство стадионов и обеспечение условий проведения мероприятия. В дальнейшем государство планирует сокращать расходы на данную статью, что влечет за собой негативные последствия в виде не хватки средств на обслуживания спортивных сооружений, финансирования секций, спортивных мероприятий и т.д.

Таким образом, структура доходов и расходов после финансового кризиса 2014 года заметно изменилась. Мы видим, рост цифр по собранным в бюджет акцизам, НДС и другим налогам, что является следствием развития бизнеса внутри страны. Одновременно с ростом налоговой базы при прежней налоговой ставке росли и налоговые отчисления. Рост сумм, собранных в бюджет налоговой был связан с совершенствованием налогового администрирования, улучшением собираемости налогов, что активно осуществлялось в последние годы.

В целом, государству удалось одолеть последствия финансового кризиса, многие показатели вернулись к значениям докризисного уровня, другая часть показала положительную динамику.

Библиографический список

1. Бергаль Е.В., Вылегжанина Е.В., Гребенникова В.А., Мамий Е.А., Мирошникова Н.И., Чулков А.С. Государственные и муниципальные финансы. - Краснодар, 2015.

2. Власова О.В. Причины и последствия кризисных явлений в РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/^yberleшnka.m/artide/n/pricЫny-i-posledstviya-krizisnyh-yavleniy-v-rf. (Дата обращения: 10.03.2019)

3. Деревщикова Е.О. Финансовый кризис 2014-2015 гг.: последствия и перспективы для России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovyy-krizis-2014-2015-gg-posledstviya-i-perspektivy-dlya-rossii. (Дата обращения: 10.03.2019)

4. Министерство финансов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим досту-

па:яhttps://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/?id_65=80041&page_id=3847&popup=Y&area_i d=65. (Дата обращения: 10.03.2019)

IMPACT OF THE 2014 CURRENCY CRISIS ON THE DYNAMICS OF INCOME AND EXPENSES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

V.D. Chechenev, student

E.V. Vylegzxanina, candidate of economic sciences, assistant professor Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article examines the impact of the 2014 financial crisis on the dynamics of revenues and expenditures of the federal budget of Russia based on data from the Ministry of Finance of the Russian Federation, analyzes the structure and dynamics of budget revenues and expenditures for 2014-2018, notes the corresponding trends in individual balance indicators, and also their gains, deficits and surpluses.

Keywords: federal budget, budget analysis, budget revenues, budget expenditures, financial crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.