Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОК КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОК КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА / ПЕРЕХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / УТОМЛЯЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волкова Дарья Юрьевна

Длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание этих процессов. Одним из наиболее распространённых таких мероприятий является утренняя гигиеническая гимнастика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE MORNING GYMNASTICS ON THE PERFORMANCE STUDENTS

Long transition from sleep to the waking state is not only convenient in modern life, but is harmful to the health of the body. It is therefore extremely important event to help facilitate these processes. One of the most common of these events is morning hygienic gymnastics.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОК КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2014. № 2. С. 36-39.

УДК 612.1:796.3 ББК 75.1

ВЛИЯНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОК КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Д. Ю. Волкова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание этих процессов. Одним из наиболее распространённых таких мероприятий является утренняя гигиеническая гимнастика.

Ключевые слова: утренняя гимнастика, переходное состояние организма, утомляемость, физическая и умственная работоспособность.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью [3]. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний.

В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.

Здоровый человек — это полноценный член общества, который отличается высоким уровнем физической и умственной работоспособности, хорошим самочувствием, внутренним душевным комфортом [1; 4].

Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гигиеническая гимнастика. В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений утренней гимнастики увеличивает уровень общей физической активности человека [2; 6]. Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при

условии её грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности конкретного человека.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у человека снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма [4].

Длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма, которому после пробуждения предъявляются значительные психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система ещё не готова их воспринять [7]. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после сна.

На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему как из окружающей среды, так и от различных органов организма.

Чем больше этих сигналов и чем выше их интенсивность, тем значительнее активность нервной системы [3; 5].

Таким образом, чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить весёлую ритмичную музыку, яркий свет, открыть форточку, обеспечив поступление в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений для основных мышечных групп, завершив всё водными процедурами. Одна из наиболее распространённых форм применения физкультуры — утренняя гигиеническая гимнастика — зарядка.

Физические упражнения зарядки — простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья — подбираются по определённому плану с учётом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия — на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в лёгкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры — влажное обтирание, обмывание, приём душа, летом — купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения [7]. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья, перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой, важное значение как вспомогательное средство имеет самоконтроль — наблюдение за физическим состоянием (подсчёт пульса, периодическое взвешивание).

Длительность утренней гигиенической гимнастики может быть от нескольких минут (минимально 7-15 мин) до нескольких десятков минут. Это определяется уровнем общей физической подготовленности, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма.

Зарядка не должна приводить к выраженному утомлению организма. Соответственно, не рекомендуется чрезмерное применение в утренней гимнастике силовых упражнений и упражнений на выносливость.

Основная цель зарядки — повысить тонус нервной системы, активизировать деятельность других органов, увеличив тем самым умственную и физическую работоспособность организма. Исходя из этой цели и следует подбирать нагрузку утренней гимнастики.

Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после зарядки. Если в результате выполнения комплекса упражнений человек ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

Комплекс упражнений утренней гимнастики следует начинать с малоинтенсивных движений (упражнения на потягивание, ходьба), постепенно увеличивая нагрузку на организм. Упражнения комплекса должны включать в деятельность все основные мышечные группы.

Больший эффект для пробуждения оказывают упражнения, выполняемые под весёлую ритмичную музыку.

Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни.

Цель нашей исследовательской работы — показать влияние утренней гигиенической гимнастики на утомляемость, уровень тревожности первокурсников.

Материалы и методы исследования. Мы обследовали 20 девушек первого курса: 10 из них ежедневно выполняли комплекс утренней гимнастики (основная группа), а 10 девушек — пренебрегали физическими упражнениями (контрольная группа). В течение трёх месяцев девушки основной группы чётко выполняли разработанные нами рекомендации и комплекс утренней гимнастики.

Проводили следующие исследования: тест САН, анализировали уровень утомляемости и тревожности.

Результаты исследования и их обсуждение. После проведённой работы мы получили следующие результаты. Анализ результатов теста САН показал, что после ежедневных занятий утренней гимнастикой у девушек основной группы наблюдается хорошее самочувствие и рост активности, по сравнению с данными показателями у девушек контрольной группы. Однако показатель настроения увеличился в большей степени и составил 5,2±0,5, по сравнению с результатом 4,0±0,5

38

Д. Ю. Волкова

Показатели самооценки по тесту САН у девушек основной и контрольной групп

Параметр обследования Показатель

Самочувствие Активность Настроение

Основная группа

Начальное исследование 3,4 ± 0,3 3,3 ± 0,4 3,8 ± 0,3

После 3-месячных занятий 4,0 ± 0,5 4,8 ± 0,5 5,2 ± 0,5

Контрольная группа

Начальное исследование 3,2 ± 0,2 3,4 ± 0,3 3,9± 0,4

Через 3 месяца 3,5 ± 0,4 3,5 ± 0,1 4,0 ± 0,5

данного показателя у девушек контрольной группы (таблица).

Девушки отмечают, что после занятий утренней гимнастикой у них появилась уверенность в себе, прилив сил и энергии, приподнятое настроение.

Анализ показателей теппинг-теста выявил, что утомляемость (разница между количеством точек в первом и четвёртом квадратах) выше у девушек, которые не начинали утро с занятий утренней гимнастикой, поэтому у них отмечается снижение работоспособности.

Таким образом, ежедневное выполнение ком-

плекса утренней гимнастики, разработанного с учётом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.

После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Список литературы

1. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / З. И. Кузнецова. М. : Физкультура и спорт, 1975.

2. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. Ростов н/Д. : Феникс, 2004.

3. Агаджанян, Н. А. Адаптация и резервы организма / Н. А. Агаджанян. М. : Физкультура и спорт, 1993. 176 с.

4. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М. : Педагогика, 2002. 240 с.

5. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. М. : Медицина, 2006.

6. Сальникова, Г. П. Физическое развитие детей / Г. П. Сальникова. М. : Просвещение, 2008.

7. URL: http://zdd.lseprember.m/2006/14/4.htm

Сведения об авторе

Волкова Дарья Юрьевна — студентка факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета, член студенческого научного общества «Олимп» при кафедре физического воспитания и спорта, Челябинск, Россия.

Научный руководитель: Кокорева Елена Геннадьевна — доктор биологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2014. № 2. P. 36-39.

INFLUENCE MORNING GYMNASTICS ON THE PERFORMANCE STUDENTS

D. Yu. Volkova

Student of the Faculty ofEurasia and East of Chelyabinsk State University, Member of the Student Scientific Society "Olimp" at the Department of Physical Education and Sport, Chelyabinsk, Russia

Scientific adviser: E. G. Kokoreva, Doctor of Biology, Associate Professor of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. keg-28@mail.ru

Long transition from sleep to the waking state is not only convenient in modern life, but is harmful to the

health of the body. It is therefore extremely important event to help facilitate these processes. One of the most

common of these events is morning hygienic gymnastics.

Keywords: morning exercise, the transition state of the body, fatigue, physical and mental performance.

References

1. Kuznecova, Z. I. Kriticheskie periodih razvitiya dvigateljnihkh kachestv shkoljnikov [Critical periods of development of motor skills of students] / Z. I. Kuznecova. M. : Fizkuljtura i sport, 1975.

2. Evseev, Yu. I. Fizicheskaya kuljtura [Physical culture] / Yu. I. Evseev. Rostov n/D. : Feniks, 2004.

3. Agadzhanyan, N. A. Adaptaciya i rezervih organizma [Adaptation and body reserves] / N. A. Agadzhan-yan. M. : Fizkuljtura i sport, 1993. 176 s.

4. Adaptaciya organizma uchathikhsya k uchebnoyj i fizicheskoyj nagruzkam [The adaptation of students to the educational and exercise] /pod red. A. G. Khripkovoyj, M. V. Antropovoyj. M. : Pedagogika, 2002. 240 s.

5. Bernshteyjn, N. A. Ocherki po fiziologii dvizheniyj i fiziologii aktivnosti [Essays on the physiology of movements and physiology of activity] / N. A. Bernshteyjn. M.: Medicina, 2006.

6. Saljnikova, G. P. Fizicheskoe razvitie deteyj [Physical development of children] / G. P. Saljnikova. M. : Prosvethenie, 2008.

7. URL: http://zdd.lseprember.ru/2006/14/4.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.