УДК 378.172+338.124 + 574.3
ВЛИЯНИЕ условий СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ
© 2009 г. Е. Г. Блинова
Омская государственная медицинская академия, г. Омск
Методами описательной статистики, расчета относительных показателей оценивалось влияние условий жизнедеятельности на заболеваемость студентов в период обучения в вузе. Исследование показало, что уровень болезней органов пищеварения, дыхания, общей заболеваемости по обращаемости студентов (п = 2 160) к завершающему периоду обучения имели тенденцию роста на 49,3, 62,9 и 64,8 % соответственно. Установлены достоверные различия уровней распространенности болезней нервной системы на начальном и завершающем этапах обучения (X2 = 8,26; р = 0,041). С помощью корреляционно-регрессионного анализа установлены переменные, определяющие потери здоровья студентов. Вывод: социальноэкономические преобразования, неблагоприятная экологическая среда жизнедеятельности в условиях промышленного мегаполиса негативно отразились на уровне жизни и заболеваемости студентов; интенсивность учебной подготовки способствовала повышению уровня общей заболеваемости, болезней нервной системы.
Ключевые слова: условия жизнедеятельности, студенты высшей школы, заболеваемость.
Период с 2001 по 2005 год — время социально-экономических преобразований, интеграции высшего образования России в мировую систему, роста численности студентов и вузов, появления внебюджетных форм и многоуровневого высшего образования (бакалавриата и магистратуры). Комплекс сложившихся условий жизнедеятельности отразился на здоровье студенчества России.
Вместе с тем установление причин потерь здоровья в период подготовки специалистов позволит научно обосновать основные направления профилактической деятельности для сохранения здоровья студенческой молодежи. Большой вклад в изучение основ университетской гигиены внесли отечественные ученые Н. А. Агаджанян, В. Г. Маймулов, Т. Ш. Минибаев и другие [1, 4, 5]. Однако в имеющихся работах мы не встретили данных о комплексной оценке причин, формирующих потери здоровья студентов.
Цель работы — оценить влияние условий жизнедеятельности на заболеваемость студентов в период обучения в высшей школе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: определить уровень общей заболеваемости студентов в динамике обучения; собрать данные для социально-экономической, антропотехногенной и учебной характеристики условий среды жизнедеятельности в период подготовки специалистов высшей школы; установить вклад показателей, влияющих на формирование потерь здоровья молодежи.
Методы
Объектом исследования было здоровье студентов очной формы обучения (п = 2 160) трех государственных учреждений высшего образования медицинского, педагогического и сервисного профессионального направлений. Наблюдение проводилось, персонифицировано с 2001 по 2005 год.
Необходимый объем выборки определен согласно К. А. Буштуевой, И. С. Случанко [2] по формуле бесповторного отбора с учетом общей численности приема студентов на очную форму обучения в государственные вузы города Омска в 2001 году (19 800 человек) и их заболеваемости по обращаемости (при р < 0,05 с мощностью 0,8).
Гигиеническая характеристика влияния среды обитания и социальноэкономических условий на здоровье студенческого населения дана с использованием информации о техногенном загрязнении атмосферного воздуха, воды, почвы из «Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Омской области» за 1998—2006 годы [3, 4, 7].
Оценка уровня жизни населения производилась по данным Омского областного статистического ежегодника Территориального органа
Федеральной службы государственной статистики по Омской области [7].
В исследованиях применялись методы описательной статистики, расчет относительных показателей (уровень, структура), коэффициентов роста (К базисный рассчитан по отношению к начальному периоду обучения (2001 г.); К цепной рассчитан по отношению к каждому предыдущему периоду обучения); анализ динамических рядов, сравнение показателей с помощью непараметрических методов статистического анализа (X2), корреляционно-регрессионный анализ [7].
Результаты
Уровень общей заболеваемости (по обращаемости) студентов рассматривался персонифицировано за весь период обучения. Исследование показало, что уровень болезней органов пищеварения, дыхания, общей заболеваемости по обращаемости студентов (п = 2 160) к завершающему периоду обучения имели тенденцию роста на 49,3, 62,9 и 64,8 % соответственно. В результате анализа динамики болезней нервной системы установлены достоверные различия уровней распространенности данной нозологии на завершающем этапе в сравнении с начальным периодом обучения (х2 = 8,26; р = 0,041).
С помощью корреляционно-регрессионного анализа определены переменные, формирующие потери здоровья студентов.
Необходимо отметить, что исследования проводились в период социально-экономических преобразований (2001—2005 гг.). Социально-экономическая ситуация внесла вклад в потери здоровья студентов в период подготовки специалистов в высшей школе. Характеризовали данную ситуацию следующие переменные: среднемесячная реальная заработанная плата, покупательная способность основных продуктов, численность населения с низким прожиточным уровнем, среднедушевые доходы населения, достаточность жилой площади, численность врачей всех специальностей, обеспечивающих оказание медицинской помощи.
Переменными, определяющими неблагоприятную
антропотехногенную ситуацию, были показатели загрязнения воздушной и водной среды крупного промышленного центра, в котором проходило обучение студентов вузов.
Основными переменными, отражающими интенсивность учебной нагрузки в период подготовки специалистов, служили объем учебной нагрузки и количество различных форм контроля.
Обсуждение результатов
В результате анализа структуры заболеваемости студентов в динамике подготовки установлено, что к завершающему периоду подготовки в большей степени повысился уровень распространенности среди студентов болезней нервной системы (БНС). Так, на начальном этапе обучения в вузе данная нозологическая форма занимала шестой ранг в структуре заболеваемости, а к завершающему периоду — пятый. Коэффициент роста БНС на базисном основании к завершающему периоду составляет 5,1, а средний цепной коэффициент роста БНС — 1,8.
Структура болезней нервной системы представлена: дистонией (024) от 52 % в начальном периоде и 88 % на завершающем; эпизодическими и пароксизмальными расстройствами, в т. ч. сна, мигренями, сосудистыми мозговыми синдромами (G40—G47) от 31 до 2 %; поражениями отдельных нервов, нервных корешков, сплетений и другими нарушениями нервной системы (G50—G99) от 30 до 10 % соответственно (таблица).
Корреляционный анализ позволил установить значимые связи между переменными, характеризующими социально-экономические показатели, техногенные и учебные нагрузки, действующие на студентов.
Для характеристики меняющейся социальноэкономической ситуации с 2001 по 2005 год была собрана группа индикаторов уровня жизни (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области). За данный период по мере увеличения среднемесячной номинальной начисленной заработанной платы (в рублях) снижалась численность населения с денежными
Динамика распространенности болезней нервной системы среди омских студентов за период получения высшего образования
(2001-2005 гг.) (на 100 000 соответствующего населения)
Болезни нервной системы (БНС, Класс VI, G00 1 О СО )
Период по годам Общая заболе- ваемость БНС Дистонии (024) Эпизодические и пароксизмальные расстройства, в т. ч. сна, мигрень, сосудистые мозговые синдромы (040-047) Поражения отдельных нервов, нервных корешков, сплетений и др. нарушения нервной системы (050 - 099)
Всего К, Всего к. Кб Всего К„ Кб Всего К„ Кб
2001 40727,3 934,3 - - 484,5 - - 240,8 - - 209,0 - -
2002 46668,1 847,1 0,7 0,7 161,4 0,3 0,3 405,0 1,7 1,7 79,3 0,4 0,4
2003 70477,4 1762,8 2,7 1,9 688,4 4,3 1,4 547,8 1,4 2,3 526,5 6,6 2,5
2004 73359,0 4952,3 2,8 5,3 4349,2 6,3 9,0 269,8 0,5 1,1 333,3 0,6 1,6
2005 67462,3 4806,7 1,0 5,1 4219,6 1,0 8,7 111,1 0,4 0,5 476,0 1,4 2,3
Примечание. К - коэффициент базисный; К, - коэффициент цепной.
доходами ниже величины прожиточного минимума. Вместе с тем реальные покупательные способности населения не возрастали, на что указывает снижение процента среднемесячной реальной заработной платы к предыдущему году в сравнении с 2001 годом (рисунок).
130,7 А 133,1 112,7 112,8 115,3
* А
5482,5 7124,3 ~~
3452,9 4426,9
2294,8 —-о= 24тЗ □ 2-1 т- □ 1-7т8 г- □ 16,3 ~
к Среднемесячная номинальная начисленная ;араоо| ап пая плата. рубаем
Ч
О
--1— Численность населения с денежными доходами ниже ирожт очно! о минимума. 14 % от общей численности населения А - средняя месячная реальная заработанная плата, % к предыдущему году
Изменение некоторых социально-экономических индикаторов уровня жизни населения за период с 2001 по 2005 г. (по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области [7])
Корреляционный анализ установил наиболее значимые переменные, такие как покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения по основным продуктам. Зависимость между покупательной способностью говядины, рыбы, молока и общей заболеваемостью студентов в динамике подготовки составила г = —0,98; р = 0,002; г б = —0,96;
говядина ’ ’ г ’ ’ рыба ’ ’
р = 0,008; гмолоко = —0,95; р = 0,012. Отрицательная зависимость свидетельствует о негативном влиянии низкой покупательной способности населения на общую заболеваемость студентов. И наоборот, при повышении покупательной способности населения возможно снижение заболеваемости. Недостаточные среднедушевые доходы имели значимую обратную связь с общей заболеваемостью (гд = —0,94; р = 0,019). Характеристика жилья относительно площади на одного жителя также имела значимую отрицательную связь с общей заболеваемостью студентов (гж = —0,90; р = 0,03). Управляемые переменные необходимо учитывать в профилактических программах.
Для оценки связи медико-социальной характеристики была выделена значимая связь между числом врачей всех специальностей и болезнями органов дыхания и пищеварения соответственно (гбод= —0,90; р = 0,033; гбоп = —0,91; р = 0,034). Отрицательная связь свидетельствует о значимости оказания медицинской помощи студентам специалистами, так как при снижении количества специалистов увеличивается заболеваемость по обращаемости студентов.
Для установления значимых связей между влиянием техногенной нагрузки и заболеваемостью студентов высшей школы, обучающихся в промышленно развитом центре, были отобраны переменные, характеризующие загрязнение воздуха, поверхностных вод. Установлена прямая значимая корреляционная связь между загрязнением основного источника водоснабжения города Омска реки Иртыш сульфатами, нитра-
тами и общей заболеваемостью (обз) студенческого населения (г , ,, = 0,99; р = 0,033; г , , =
4 сульфаты/обз ’ ’ г ’ ’ нитраты/обз
0,99; р = 0,022).
Выбросы в атмосферу фенола, аммиака, никеля, углеводородов от стационарных источников, популяционный неканцерогенный риск имели сильную значимую прямую корреляционную связь с общей заболеваемостью и распространенностью среди студентов болезней системы кровообращения, болезней костно-мышечной системы (г, ,, = 0,99; р =
у фенол/обз ’ ’ г
0,031; г /б = 0,90; р = 0,003; г /б = 0,99;
7 7 аммиак/обз 7 7 г ’ ’ никель/бкмс 7 7
р = 0,017; г /б = 0,99; р = 0,009).
г ’ ’ углеводород/бкр ’ ’ г ’ /
Для корреляционного анализа учебной нагрузки были использованы данные учебных отделов. Значимая корреляционная зависимость установлена между суммарными показателями контроля знаний (кз) и общей заболеваемостью, болезнями нервной
системы, болезнями органов дыхания (г
.з/обз
= 0,97;
р = 0,006; г /б = 0,97; р = 0,007; г /б = 0,92;
кз/бнс кз/бод
р = 0,026; гкз/бкмс = 0,95; р = 0,013). Значимая зависимость наблюдалась между численностью студентов и распространенностью среди студентов болезней органов пищеварения и болезней нервной системы (г /б = 0,89; р = 0,043; г /б = 0,89; р =
4 чис ст/боп ’ ’ Г ’ ’ чис .студ/бнс ’ ’ г
0,039). Возможно, при увеличении численности студентов необходимо увеличивать и количество точек общественного питания в вузах.
Регрессионный анализ позволил получить уравнения регрессии, которые объясняют формирование потерь здоровья студентов высшей школы. Влияние интенсивности учебной нагрузки, увеличение различных форм контроля на общую заболеваемость, распространенность нервных болезней и болезней костно-мышечной системы среди студентов характеризуют уравнения регрессии: у = 3,334 + 0,0001
* х1; г2 = 0,917; г = 0,96; р = 0,01; у = 9,1913 + 0,0009 * х3; г2 = 0,843; г = 0,92; р = 0,03 и у = 6,7623 + 0,0009 * х4; г2 = 0,856; г = 0,93; р = 0,02. Вместе с тем снижение объема учебной нагрузки способствует некоторому снижению общей заболеваемости студентов: у = 1394,083 — 0,0014 * х2; г2 = 0,926; г = —0,96; р = 0,01. Неканцерогенный риск и распространенность болезней системы кровообращения среди студентов характеризует уравнение: у = 392,302 + 0,034 * х6; г2 = 0,790; г = 0,89; р = 0,04. Покупательная способность основных продуктов (говядина, рыба, молоко) и площадь жилых помещений отражается на общей заболеваемости студентов: у = 221,687 - 0,0042 * х8; г2 = 0,976; г = -0,98; р = 0,01; у = 481,538 — 0,0096 * х9; г2 = 0,930; г = -0,96; р = 0,01; у = 1433,676 — 0,0268 * х10; г2 =
0,909; г = —0,95; р = 0,01; у = 25,51 — 0,000159
* х11; г2 = 0,815; г = —0,90; р = 0,04.
В формирование потерь здоровья студентов внесли вклад следующие переменные: контроль знаний, низкая покупательная способность, недостаточная площадь жилья, недостаточная обеспеченность медицинской помощью узкими специалистами.
Заключение
Установленная в ходе исследования неблагоприятная динамика распространенности болезней среди студентов позволила определить приоритеты профилактических мероприятий в высших учебных заведениях. В связи с высокими темпами роста к завершающему периоду подготовки специалиста уровней болезней нервной системы, органов пищеварения, органов дыхания, костно-мышечной системы, системы кровообращения необходимы первоочередные мероприятия в плане оптимизации регламентации учебного процесса, организации горячего питания, микроклимата, учебного оборудования, медицинского обеспечения и лечебно-профилактических мероприятий.
С помощью корреляционно-регрессионного анализа определены переменные, формирующие потери здоровья студентов высшей школы.
Напряженная экологическая ситуация промышленного мегаполиса способствовала снижению уровня здоровья студентов. Здоровьесберегающие профилактические программы в вузах, повышение неспецифической резистентности организма, отдых в экологически благоприятной зоне, витаминизация рациона может снизить потери здоровья студентов.
Изменение системы контроля знаний и перераспределение учебного времени в пользу самостоятельной работы может привести к снижению потерь здоровья студентов.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Береснева. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2000. — 204 с.
2. Буштуева К. А. Методы и критерии оценок состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды / К. А. Буштуева, И. С. Случанко. — М. : Медицина, 1979. — 167 с.
3. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области в 2005 году. — Омск : Управление Роспотребнадзора, 2006. — 215 с.
4. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Омской области в 2006 году — Омск : Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области. — Омск : ЗАО «Манифест», 2007. — 288 с.
5. Интенсивные формы обучения и здоровье студентов / Т. Ш. Минибаев [и др.] // Вестн. РАМН. — 2001. — № 12. — С. 42—44.
6. Маймулов В. Г. Основы системного анализа в эколого-гигиенических исследованиях / В. Г. Маймулов, С. В. Нагорный, А. В. Шабров. — СПб. : СПб акад. им. И. И. Мечникова, 2000. - 342 с.
7. Омский областной статистический ежегодник : стат. сб. В 2 ч. Ч. I и II / Омскстат. - Омск, 2006. - 623 с.
8. Социально-гигиенический мониторинг. Инвалидность детей. Сбор, обработка и анализ показателей : методические рекомендации МР ФЦ/3718 от 01.12.2004 : утв. заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации / Ж. В. Гудинова [и др.] — М. : Федеральный центр Госсанэпиднадзора, 2004. — 68 с.
EFFECT OF VITAL ACTIVITY CONDITIONS ON STUDENTS’ MORBIDITY
Ye.G. Blinova
Omsk State Medical Academy
Against the background of varying socio-economic situation, high education reforming and unfavourable ecologic environment the complex evaluation of the conditions developing students’ health loss is necessary. The paper goal: to evaluate the effect of vital activity conditions on students’ morbidity in the process of training. Methods. In the study the descriptive statistics method, computation of relative ratio and correlation-regression analysis were used. Results. Alimentary system and respiratory tract diseases rate and general morbidity according to the students’ medical aid appealability (n = 2160) to the concluding training period had 49,3%, 62,9% and 64,8% growth trend respectively. Significant differences in nervous system diseases prevalence at the initial and final training grade level (x2 = 8,26; p = 0,041) were specified. Aimed with correlation-regression analysis veriables describing students’ health loss were determined. Summary. Socioeconomic transformations, unfavourable ecologic environment in the industrial megalopolis conditions negatively effected students’ quality of life and morbidity. Training intencity contributed to the growth of general morbidity and nervous system diseases prevalence.
Key words: vital activity conditions, higher school students, morbidity.
Контактная информация:
Блинова Елена Геннадьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии
Адрес: 644043, г. Омск, ул. Ленина, д. 12
Тел. (3812) 23-32-89, тел./факс (3812) 23-46-32
E-mail: hvgiene@pochta.ru
Статья поступила 22.04.2009 г.