Научная статья на тему 'Влияние условий образования признаков на их идентификационную значимость (к вопросу об идентификации личности по материально-фиксированным отображениям навыков)'

Влияние условий образования признаков на их идентификационную значимость (к вопросу об идентификации личности по материально-фиксированным отображениям навыков) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРИЗНАКА / ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ПО ОТОБРАЖЕНИЯМ НАВЫКОВ / PERSON' IDENTITY / IDENTIFYING INDICATOR SIGNIFICANCE / IDENTIFYING BY MEANS OF SKILL REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чулахов Владислав Николаевич

Раскрывается механизм формирования индивидуальности навыков как определенных личностных свойств человека. Анализируются субъективные и объективные причины их индивидуализации. Особое внимание уделяется внешним обстоятельствам формирования навыка, оказывающим влияние на идентификационную значимость его признаков. Одинаковые условия формирования навыка, один и тот же вид профессиональной деятельности способствуют тому, что многие действия и движения людей оказываются схожими по своим признакам, что следует учитывать при идентификации лица по материально-фиксированным отображениям его навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чулахов Владислав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of forming indicator conditions on their identification significance (to the problem of the person’s identification by means of skill materially fixed reflection)

The article reveals the mechanism of forming individual skills as particular personal properties, subjective and objective reasons for their identification being revealed. Special attention is drawn to external circumstances of developing skills which impact on the identity value of these indicators. Similar conditions of skill formation as well as the same kind of professional activities contribute to the fact that ways of action and motion manner of people prove to be similar in their characteristics that should be taken into consideration while establishing a person’s materially fixed application of their skills.

Текст научной работы на тему «Влияние условий образования признаков на их идентификационную значимость (к вопросу об идентификации личности по материально-фиксированным отображениям навыков)»

УДК34 ББК 67

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ НА ИХ ИДЕНТИФИКАЦИОННУЮ ЗНАЧИМОСТЬ (К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПО МАТЕРИАЛЬНО-ФИКСИРОВАННЫМ ОТОБРАЖЕНИЯМ НАВЫКОВ)

ВЛАДИСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ ЧУЛАХОВ,

доктор юридических наук, доцент начальник кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

E-mail: [email protected],

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрывается механизм формирования индивидуальности навыков как определенных личностных свойств человека. Анализируются субъективные и объективные причины их индивидуализации. Особое внимание уделяется внешним обстоятельствам формирования навыка, оказывающим влияние на идентификационную значимость его признаков. Одинаковые условия формирования навыка, один и тот же вид профессиональной деятельности способствуют тому, что многие действия и движения людей оказываются схожими по своим признакам, что следует учитывать при идентификации лица по материально-фиксированным отображениям его навыков.

Ключевые слова: отождествление личности, идентификационная значимость признака, отождествление по отображениям навыков.

Annotation. The article reveals the mechanism of forming individual skills as particular personal properties, subjective and objective reasons for their identification being revealed. Special attention is drawn to external circumstances of developing skills which impact on the identity value of these indicators. Similar conditions of skill formation as well as the same kind of professional activities contribute to the fact that ways of action and motion manner of people prove to be similar in their characteristics that should be taken into consideration while establishing a person's materially fixed application of their skills.

Keywords: person' identity, identifying indicator significance, identifying by means of skill reflection.

Одной из причин экспертных ошибок является неверная оценка экспертом совпадающих и различающихся признаков исследуемых объектов, на основе которых он формирует свои выводы. Отчасти это происходит из-за того, что не учитываются все обстоятельства формирования свойств идентифицируемых объектов, которые определяют идентификационную значимость признаков. Особенно, если эти обстоятельства касаются формирования навыков человека.

Чтобы уметь правильно оценивать идентификационную значимость признака необходимо хорошо понимать сущность индивидуализации того предмета, явления или личностного свойства, отображением качеств которого он является. Индивидуальность свойственна многим объектам и явлениям материального мира, в том числе и навыкам. Один и тот же навык в зависимости от физических, психических и иных свойств индивида формируется, а затем и проявляется по-разному. Два специалиста, одинаково хорошо выполняющие работу, все же будут различаться между собой по отдель-

ным приемам ее исполнения. Поэтому в деталях любой навык у каждого человека неповторим, так как по своей физиологической природе он относится к рефлексам, которые приобретаются в процессе индивидуального развития личности на основе жизненного опыта.

Процесс формирования индивидуальности навыка имеет свои особенности. Общую предпосылку индивидуализации движений в навыке составляют нервно-мышечные механизмы собственного тела, которые для лица не являются объектом сознания и планомерного воздействия. Такие механизмы могут сложиться лишь в итоге случайного сочетания центральных возбуждений путем проб и ошибок, проверяемых по результатам вызванных движений. Только после того как движения случайно возникнут, будут отобраны и закреплены, они смогут в дальнейшем воспроизводиться через установившиеся условно-рефлекторные связи.

Причины индивидуальности навыков коренятся в своеобразном сочетании большого количества факторов, влияющих на их формирование. Условно их мож-

но разделить на две группы — факторы объективного и субъективного характера.

К факторам объективного характера относятся: условия и методика обучения навыку; профессиональная подготовка и степень мастерства наставника (учителя, мастера производственного обучения, инструктора, тренера и др.); обстановка, в которой человек упражняется в процессе освоения навыка; наличие и особенности орудий и инструментов, с помощью которых осуществляются навыковые действия; свойства материала предмета, на который направлены навыковые действия; характер условий, в которых навык совершенствуется, и др.

Объективные факторы, как правило, обусловливают появление в навыке типологических черт, свойственных определенной группе людей. Однако влияние внешних факторов на формирование навыков различных лиц редко бывает одинаковым (даже при условии одновременного и одинакового обучения), так как они по-разному воспринимаются людьми в зависимости от психических и физиологических качеств последних. Любое действие совершается человеком с учетом собственных индивидуальных возможностей. В ходе упражнений человек как бы приспосабливает действия к имеющимся у него свойствам, так как стиль наставника, которому следуют ученики, не всегда соответствует индивидуальным возможностям и способностям обучающихся и рано или поздно потребует некоторой перестройки.

Наиболее важную роль в индивидуализации навыков играют факторы субъективного характера, от которых, в конечном счете, зависит индивидуальность выработанных действий. Совпадение объективных факторов в процессе формирования навыков у разных людей принципиально возможно, субъективных же — полностью исключается. Субъективные факторы отличаются значительным своеобразием: их в свою очередь условно можно разделить на две группы — сознательные и бессознательные. К сознательным факторам относятся личностное отношение к процессу овладения навыком, которое накладывает отпечаток на весь ход их формирования. Это выражается во внимании, стремлении выполнить то или иное движение правильно, достичь сходства с эталоном мастерства или даже внести элементы своеобразия в выполнение.

Бессознательными субъективными факторами являются психофизиологические свойства личности (особенности восприятия, представления, воспроизведения, памяти), анатомическая и биомеханическая характеристики двигательного аппарата, типологические особенности нервной системы. Особенности навыков, обусловленные этими субъективными факторами, возникают помимо воли и желания лица.

В отличие от внешних факторов, которые могут изменяться в период формирования навыка, анатомические, психические и физиологические свойства личности — факторы относительно устойчивые. Однако пределы их влияния на индивидуализацию навыков различны. Например, у людей с различными типами нервной системы отмечается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской сторон деятельности.

Лица со спокойным типом нервной системы, характеризующейся большой силой нервных процессов, но малой их подвижностью, достигают больших успехов в подражании. Умение фиксировать свое внимание на деталях и медленными точными движениями воспроизводить нужные действия ведет к выработке простых, ровных и точных движений. Наоборот, неуравновешенные лица с преобладанием процесса возбуждения над торможением неспособны сосредоточить внимание на восприятии действий. Поэтому образ движения во всех его деталях запоминается ими плохо, эти лица не в состоянии воспроизвести в памяти все признаки заученного, не могут точно выполнить их. Для таких людей характерна поспешность в выполнении действий, в некоторых случаях у них наблюдается большое количество лишних движений.

Среди особенностей анатомического строения человека, влияющих на формирование характерных черт навыка, следует отметить размеры частей тела (главным образом, конечностей), степень развития и силу мышц, подвижность суставов, состояние зрения, слуха. Уже в процессе обучения ученики начинают различаться координацией движений, что находит отражение в характере производимых ими действий.

Индивидуализация навыков происходит и за счет отличий в строении физиологического аппарата человека, основу которого составляет система условных рефлексов. У каждого индивида в коре больших полушарий головного мозга они возникают по-особому и полностью обусловливаются собственной материальной основой — различной совокупностью нервных клеток головного мозга, участвующих в создании соответствующего динамического стереотипа.

Происхождение признаков в навыке у конкретных лиц носит относительно случайный характер, то есть зависит не от одной, а от многих различных причин. Факторы, влияющие на формирование навыковых действий, как правило, неоднозначны. Чаще всего бывает невозможно назвать причину проявления того или иного признака. Чем больше количество факторов, тем «случайнее» происхождение признака и выше степень его индивидуальности.

Вместе с тем навыкам одного и того же вида, но проявляющимся у разных лиц, присущи общие черты. В частности, это объясняется совпадением или схожестью некоторых объективных и субъективных причин формирования навыковых действий. Например, одинаковые условия обучения навыку, один и тот же вид профессиональной деятельности способствуют тому, что многие действия и движения у людей получаются более схожими по своим признакам, что нельзя не учитывать при идентификации лица по материально-фиксированным отображениям его навыков. Однако сходство навыков никогда не исключает их своеобразия.

Степень индивидуальности разных навыков неодинакова. Она зависит от типа и вида усваиваемых действий и индивидуальных особенностей человека. Чем сложнее динамическая структура навыковых действий, чем сильнее влияние личностного начала, тем заметнее различия между людьми. Например, свободное связное, без линовки написание текста свидетель-

ствует о большей индивидуальности, чем письмо по линейкам или чертежное письмо. Из практики криминалистических исследований в качестве примера можно привести письменно-двигательный навык и навык ходьбы. Если идентификация лица по почерку возможна даже при малом количестве графического материала, то по дорожке следов ног — только при резком отличии анатомического строения ног человека.

На степень индивидуальности во многом влияет характер формирования навыков. Например, самообучению (как методу обучения), психологической основой которого являются подражание и путь проб и ошибок, присущи творческие искания и нахождение наиболее удобных, индивидуальных приемов деятельности. Учащиеся, оставленные без внимательного контроля со стороны преподавателя, сознательно или незаметно для себя нарушают усвоенные ранее правила. При строгом, организованном обучении возможностей для проявления своеобразных особенностей меньше. Степень индивидуальности может зависеть также от объективных требований к результатам деятельности (методических указаний, производственных инструкций, устоявшихся и принятых норм поведения, обычаев, этикета, установок, правил и т.д.). Так, современная система скорописи не предъявляет жестких требований к письму в отличие от старой традиционной школы. Пишущему предоставляется довольно большая свобода в приемах выполнения и начертания письменных знаков. В этих условиях возможности проявления индивидуальных особенностей почерка очень велики.

Значимость понимания сущности индивидуализации навыков для оценки их признаков при материальном отображении подтверждает следующий случай.

Во время очередного рейда по проверке проездных документов в общественном транспорте сотрудники полиции выявили у одного из пассажиров фиктивное удостоверение сотрудника органа внутренних дел. Технико-криминалистическая экспертиза документа показала, что удостоверение было выполнено на подлинном бланке одного из структурных подразделений ОВД, что послужило поводом подозревать в этом преступлении сотрудников отдела кадров этого подразделения, имеющих доступ к бланкам удостоверений.

Наряду с технико-криминалистической экспертизой документа была назначена судебно-почерковедческая экспертиза с целью выявления возможного исполнителя рукописных реквизитов удостоверения. Эксперт-почерковед пришел к категорическому положительному выводу о том, что рукописные записи в удостоверении выполнены одним из сотрудников отдела кадров. Как итог, в отношении него возбудили уголовное дело, также его уволили из органов внутренних дел.

Но подозреваемый сотрудник не признавался в совершении инкриминируемого ему преступления, более того, он категорически утверждал, что не заполнял это удостоверение, а эксперт ошибся в своем выводе. Подозреваемый обратился к специалисту за помощью оценить выводы проведенной судебно-почерковедче-ской экспертизы. Тот, внимательно изучив материалы уголовного дела, содержание и выводы экспертизы,

пришел к совершенно противоположному выводу о том, что рукописные записи в удостоверении выполнены не подозреваемым, а другим лицом.

Свои суждения специалист аргументировал следующими обстоятельствами.

Исследуемый рукописный текст был выполнен буквами, приближенными к нормам прописи, и совпадающие признаки почерка, выявленные экспертом, во многом определялись типовыми конструкциями букв. Специалист нашел этому следующее объяснение.

Подозреваемый продолжительное время проработал в кадровых аппаратах ОВД. И ему, как многим другим сотрудникам таких подразделений, по роду работы постоянно приходилось заполнять различные кадровые документы. А, как известно, к качеству заполнения таких документов предъявляются особые требования, в том числе четкость и разборчивость заполняемых рукописных текстов. Такие требования заставляют человека стараться писать красиво и разборчиво. Письмо становится более внимательным, сосредоточенным, вследствие этого неспешным, внимание пишущего направляется более всего на четкость, читаемость букв и правильность текста.

В результате пишущий невольно приходит к варианту нормативных прописей, по которым обучают писать в начальной школе, и который у каждого, кто прошел такое обучение, является в психофизиологическом плане наиболее закрепленным. В этом случае форму, направление и протяженность движений в рукописи человек старается определять запомненными когда-то в детстве типовыми конструкциями букв в соответствии с нормами прописи. Поэтому такие одинаковые условия обучения, единые требования к заполнению документов приводят к тому, что официально-документальные варианты почерка у сотрудников кадровой службы (не только в ОВД) получаются схожими. Такая закономерность видоизменения почерка под влиянием особенностей профессиональной деятельности отмечается у лиц других профессий, которым по роду своей работы приходится много писать в одинаковых условиях (учителей, врачей и др.).

С учетом этих доводов специалист предложил подозреваемому ходатайствовать перед следователем о назначении повторной комиссионной судебно-почер-коведческой экспертизы с привлечением опытных почерковедов.

Результаты повторной экспертизы полностью подтвердили мнение специалиста.

Таким образом, главной причиной ошибочности вывода эксперта послужило то обстоятельство, что он не учел влияния на идентификационную значимость признаков почерка особенностей профессиональной работы подозреваемого, что в итоге привело к неверной оценке признаков, и как следствие, ложному выводу. Подобная ошибочная оценка признаков может быть свойственна не только для судебно-почерковед-ческой экспертизы, но и для других видов экспертиз, которые проводятся по материально-фиксированным отображениям других навыков (например, судебно-фоноскопической, трасологической и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.