Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ДЕФОРМИРОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА ПСЕВДО-β-ТИТАНОВОГО СПЛАВА МОРСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ДЕФОРМИРОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА ПСЕВДО-β-ТИТАНОВОГО СПЛАВА МОРСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
титановые сплавы / условия деформирования / упрочняющая термическая обработка / фазовый состав / структура / механические свойства / titanium alloys / deformation conditions / strengthening heat treatment / phase composition / structure / mechanical properties

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Евгений Васильевич Чудаков, Наталья Валерьевна Иванникова, Вера Петровна Кулик, Виталий Анатольевич Духтанов

Представлены результаты влияния условий деформирования на структуру и свойства опытных поковок из высокопрочного псевдо-β-титанового сплава композиции Ti–Al–Mo–V–Cr–Fe. Исследованы стандартные механические свойства и характеристики работоспособности сплава в условиях эксплуатации изделий морского назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Евгений Васильевич Чудаков, Наталья Валерьевна Иванникова, Вера Петровна Кулик, Виталий Анатольевич Духтанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infl uence of Deformation Conditions on the Structure and Properties of PseudobTitanium Alloy Intended for Marine Use

Results of research of deformation conditions on the structure and properties of trial forgings made from Ti–Al–Mo–V–Cr–Fe high-strength pseudo-β-titanium alloy are presented. Standard mechanical properties and performance characteristics as applied to the operation conditions of the marine engineering products are investigated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ДЕФОРМИРОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА ПСЕВДО-β-ТИТАНОВОГО СПЛАВА МОРСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

УДК 669.295:621.73

DOI: 10.24412/0321-4664-2022-3-41-48

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ДЕФОРМИРОВАНИЯ НА СТРУКТУРУ И СВОЙСТВА ПСЕВДО-р-ТИТАНОВОГО СПЛАВА МОРСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Евгений Васильевич Чудаков1, канд. техн. наук, Наталья Валерьевна Иванникова1, Вера Петровна Кулик1, канд. техн. наук, Виталий Анатольевич Духтанов2

1 НИЦ «Курчатовский институт»-ЦНИИ КМ «Прометей», Санкт-Петербург, Россия,

VLeonov@crism.ru

2 Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», Верхняя Салда, Россия, info@vsmpo-avisma.ru

Аннотация. Представлены результаты влияния условий деформирования на структуру и свойства опытных поковок из высокопрочного псевдо-р-титанового сплава композиции Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe. Исследованы стандартные механические свойства и характеристики работоспособности сплава в условиях эксплуатации изделий морского назначения.

Ключевые слова: титановые сплавы, условия деформирования, упрочняющая термическая обработка, фазовый состав, структура, механические свойства

Influence of Deformation Conditions on the Structure and Properties of Pseudo-p-Titanium Alloy Intended for Marine Use. Cand. of Sci. (Eng.) Evgeniy V. Chuda-kov1, Natalya V. Ivannikova1, Cand. of Sci. (Eng.) Vera P. Kulik1, Vitaly A. Dukhtanov2

1NRC «Kurchatov Institute» - «Prometey», St. Petersburg, Russia, VLeonov@crism.ru 2PSC VSMPO-AVISMA Corporation, Verkhnaya Salda, Russia, info@vsmpo-avisma.ru

Abstract. Results of research of deformation conditions on the structure and properties of trial forgings made from Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe high-strength pseudo-p-titanium alloy are presented. Standard mechanical properties and performance characteristics as applied to the operation conditions of the marine engineering products are investigated.

Key words: titanium alloys, deformation conditions, strengthening heat treatment, phase composition, structure, mechanical properties

Введение

Псевдо-р-сплавы обладают отличным потенциалом как конструкционный материал, имея привлекательное сочетание прочности, ударной вязкости и сопротивления усталостному разрушению в деформированных полуфабрикатах больших сечений. Однако в прошлом их использование было ограничено, главным образом, из-за повышенной стоимости и сложности механической обработки. Несмотря на указанные недостатки, в последнее время сфера применения как существующих псевдо-р-сплавов, так и вновь разработанных, расши-

ряется. Высокая удельная прочность и коррозионная стойкость способствуют использованию сплавов данного класса для изготовления элементов конструкций морской техники [1-5].

Применение титановых сплавов в судостроении требует обеспечения одновременно высоких характеристик прочности, пластичности, ударной вязкости, характеристик работоспособности, в том числе в морской воде. Для того, чтобы достичь оптимального комплекса свойств при производстве р-сплавов,требуется тщательный контроль условий деформации и термической обработки [6-8]. Ключом к раз-

работке оптимизированных сочетаний свойств и выбору технически обоснованных условий производства материалов является установление связи между параметрами обработки, формируемым типом структуры и свойствами.

Настоящее исследование направлено на установление влияния условий заключительной деформации высокопрочного титанового псевдо-р-сплава на получение благоприятного сочетания стандартных механических свойств и характеристик работоспособности.

Материал и методы исследования

Исследования проводили на металле опытных поковок из высоколегированного титанового псевдо-р-сплава системы Ti-Al-Mo-V-Cr-Fe размерами 100^200^250 мм, изготовленных в условиях ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИС-МА» из промышленных слитков. По химическому составу исследуемый в настоящей работе сплав близок к сплавам марок VST 5553 и ВТ22.

Поковки были изготовлены всесторонней ковкой слитков с чередованием деформирования в р- и (а + р)-областях. Для получения металла с различным типом структуры заключительную операцию ковки выполняли либо с нагревов в р-области, либо с нагревов в верхней части (а + р)-области. Известно, что применяя деформацию и термообработку в (а + Р)-области, можно сформировать глобулярную структуру и получить металл с повышенной пластичностью; использование р-ковки или p-термообработки целесообразно для повышения вязкости разрушения за счет огрубления структуры [1, 7, 9-13].

Упрочняющую термическую обработку, обеспечивающую предел текучести более 1000 МПа, выполняли по двухстадийному режиму нагрева и охлаждения: I стадия - обработка на твердый раствор при температуре ниже температуры полиморфного превращения Тпп на 30 °С с последующим охлаждением с печью до более низкой температуры, выдержкой при этой температуре и охлаждением на воздухе; II стадия - старение при температуре 580 °С с последующим охлаждением на воздухе. Данная схема упрочняющей термической обработки позволяет получить частицы упрочняющей а-фазы различной дисперсности [14].

Испытания опытного металла проводили в два этапа.

На первом этапе проводили механические испытания металла поковок обоих типов на образцах, вырезанных в продольном направлении, на растяжение и ударный изгиб по стандартным методикам - ГОСТ 1497 и ГОСТ 9454 соответственно. На растяжение было испытано от каждой поковки по 6 образцов с диаметром рабочей части 5 мм; на ударный изгиб испытано также по 6 образцов от каждой поковки. При помощи испытаний компактных образцов толщиной 40 мм с прямым надрезом на вне-центренное растяжение определяли вязкость разрушения (ГОСТ 25.506, ОСТ 1 90215).

Металл с более благоприятным комплексом свойств подвергали второму этапу всесторонних исследований: оценке хладноломкости, ползучести, длительной прочности, малоцикловой долговечности и вязкости разрушения (статическая трещиностойкость).

Оценку хладноломкости выполняли в интервале температур от -60 до +60 °С построением сериальных кривых по результатам испытаний образцов с и- и У-образным надрезом на ударный изгиб. Испытания на ползучесть проводили при комнатной температуре на цилиндрических образцах диаметром 5 мм по ГОСТ 3248. Длительную прочность исследовали на цилиндрических образцах двух типов: гладких и с надрезом (коэффициент концентрации напряжений в надрезе Ка = 4,8), база испытаний составляла 500 ч, испытания проводили по ГОСТ 10145. Малоцикловую долговечность испытывали при отнулевом растяжении образцов с острым надрезом (Ка = 4,8) по ГОСТ 25.502. Вязкость разрушения определяли по схеме трехточечного изгиба на призматических образцах сечением 35x50 мм с шевронным надрезом, боковыми канавками и предварительно нанесенной усталостной трещиной с ориентацией ¿-Б по ГОСТ 25.506. Для выявления чувствительности к коррозионной среде испытания на длительную прочность, малоцикловую долговечность и вязкость разрушения проводили не только на воздухе, но и в синтетической морской воде (3,5 %-м водном растворе Ыа01).

Полученные характеристики сравнивали с аналогичными данными для высокопрочных

титановых сплавов псевдо-а-класса, которые успешно используются в морской технике.

Микроструктуру изучали на оптическом микроскопе при увеличении в 100, 500 и 1000 крат. При помощи растровой электронной микроскопии с увеличением 20 000 крат изучали вторичную мелкодисперсную а-фазу. Экспериментальные исследования структуры проведены на оборудовании Центра коллективного пользования «Состав, структура и свойства конструкционных и функциональных материалов» НИЦ «Курчатовский институт» -ЦНИИ КМ «Прометей».

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ макроструктуры поковок показал отсутствие каких-либо металлургических и технологических дефектов (химической неоднородности, нарушений сплошности) металла. Макроструктура металла после (а + р)-ковки была более дисперсная и имела матовую тональность, присущую структурам с высокой степенью глобуляризации а-фазы.

Микроструктура поковок после (а + р)-ковки и последующей упрочняющей термообработки представлена глобулярными частицами первичной а-фазы размерами от 1,5 до 5,7 мкм, объемная доля которых в среднем составляет 45 %, и превращенной р-фазой. При оптических увеличениях превращенная р-фаза выглядит как темный, практически черный фон (рис. 1, а), который при больших увеличениях в растровом

электронном микроскопе представляет собой высокодисперсные пластинчатые выделения вторичной а-фазы в р-матрице (рис. 1, б).

Микроструктура поковок после р-ковки и упрочняющей термообработки представлена рекристаллизованным р-зерном со средним размером 300 мкм (рис. 2, а), пластинами а-фазы, сплошной оторочкой а-фазы по границам р-зерен и превращенной р-фазой. Пластины толщиной 0,3-0,5 мкм в основном разори-ентированы по отношению друг к другу, в то же время наблюдаются пластинчатые структуры пакетного типа толщиной 0,5-2,0 мкм, сформировавшиеся на границах отдельных р-зерен (рис. 2, б). При увеличении в 20 000 крат можно наблюдать высокодисперсные пластинчатые выделения вторичной а-фазы (рис. 2, в).

Результаты определения стандартных механических свойств металла поковок (минимальные, максимальные и средние значения характеристик) представлены в табл. 1.

Сравнение свойств металла, полученного ковкой по различным схемам, показывает, что после упрочняющей термической обработки он имеет практически одинаковый предел текучести -1050 МПа; предел прочности при этом несколько выше у металла с пластинчатой структурой. Ударная вязкость ниже у металла с пластинчатой структурой, но незначительно.

Использование р-ковки на заключительной стадии деформации привело к повышению вязкости разрушения на 40 %. Это обусловлено тем, что трещина в пластинчатой структуре проходит более извилистый путь и ветвится,

а б

Рис. 1. Микроструктура металла поковок после (а + р)-ковки и упрочняющей термообработки

Таблица 1 Физико-механические свойства металла поковок после ковки по различным схемам и стандартной упрочняющей термообработки

Характеристика Область обработки давлением

а + р в

т1п тах среднее тт тах среднее

ст02, МПа 1052 1113 1084 1051 1097 1080

ств, МПа 1074 1179 1126 1163 1189 1179

5, % 10,0 18,7 14,3 4,8 14,0 8,9

V, % 41,2 57,5 52,4 8,6 28,9 17,0

КСи, Дж/см2 27,3 49,2 38,6 25,4 43,5 33,5

К1с, МПа^м (ориентация Т-1) 45,0 46,7 45,9 77,4 78,2 77,8

К1с, МПа-у/м (ориентация Т) 44,2 45,6 44,9 74,7 74,9 74,8

в то время как в глобулярной структуре трещина распространяется почти без ветвления [13]. При заключительной р-деформации заметно ниже характеристики пластичности: минимальные значения относительного удлинения у металла с пластинчатой а-фазой в 2 раза меньше, чем у металла с глобулярной а-фазой. Наиболее чувствительным к структуре оказалось относительное сужение, минимальные значения которого меньше у металла с пластинчатой структурой более чем в 4 раза (см. табл. 1). Средние значения прочностных характеристик и ударной вязкости при различных схемах ковки остались близки между собой, при этом закономерности их изменения сохранены.

Сопоставление диаграмм растяжения образцов с различной структурой показало, что значения равномерной компоненты относительного удлинения отличаются незначительно; значение сосредоточенной компоненты заметно меньше у метала с пластинчатой структурой.

Изменение формы а-частиц от глобулярной до вытянутой приводит к снижению пластичности сплава за счет более грубого локализованного характера скольжения дислокаций в а-фазе, что обусловливает более раннее зарождение микропустот. Плоские межфазные границы раздела в сплаве с пластинчатой структурой облегчают рост микропустот, существенно увеличивая скорость их распространения [1, 15, 16].

По результатам оценки стандартных механических свойств для всесторонних исследований выбран металл с глобулярной структурой, полученный ковкой в верхней части двухфазной (а + р)-области. Результаты испытаний приведены на рис. 3-6.

Оценка хладноломкости в интервале температур от -60 до +60 °С показала плавное уменьшение характеристик ударной вязкости КСи и КСУ при понижении температуры (рис. 3).

Испытания на ползучесть показали, что металл исследуемых поковок обладает высоким сопротивлением ползучести (рис. 4). Предел ползучести, определенный на базе 500 ч, при допуске на остаточную деформацию 0,2 % равен 978 МПа, что составляет 0,9 от предела текучести. Для сравнения отметим, что предел ползучести псевдо-а-сплавов морского назначения составляет (0,65-0,70)ст02 [13].

Исследования на длительную прочность показали, что среда практически не влияет на ее величину (рис. 5). Соотношение длительной и кратковременной прочности на воздухе при комнатной температуре для гладких об-

50

гч

1 40 й 30

0

1

а 20

м

10

>>

о

♦ кси ▲ КСУ

< ► < < > < ►

< ► < ►

А --з к *

к—4 1-- к

-80 -60 -40 -20 0 20 40 60 80 Температура, "С

Рис. 3. Зависимость ударной вязкости от температуры

и.*

975 МПа / 950 МПа

• 978 МПа

990 МПа

ОД 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 Деформация за 500 ч, %

Рис. 4. Зависимость деформации ползучести от испытательного напряжения

1450

10 100 Время, ч

1000

Рис. 5. Зависимость длительной прочности от испытательного напряжения

1 1 1 1 1

♦ воздух • синтетическая морская вода

О 200 400 600 800 1000 1200 Число циклов до разрушения

Рис. 6. Зависимость малоцикловой

долговечности металла поковок от максимального напряжения цикла

разцов составило 0,95, для образцов с надрезом 0,85.

Зависимость числа циклов до разрушения металла поковок от максимального напряжения цикла, полученная при испытаниях на малоцикловую долговечность, представлена на рис. 6. Аналогичный характер зависимости малоцикловой долговечности от максимального напряжения цикла ранее установлен для псевдо-а-сплавов морского назначения [13].

Из полученных данных следует, что циклическая долговечность металла поковок существенно зависит от уровня испытательных напряжений. Число циклов до разрушения металла, испытанного на воздухе и в синтетической морской воде, сопоставимо. Лишь при высоких напряжениях цикла, равных 0,8 и более в долях от предела текучести, проявляется некоторая чувствительность к коррозионной среде: отношение числа циклов до разрушения в морской воде к числу циклов до разрушения на воздухе равно 0,76.

При испытаниях на вязкость разрушения оценивали статическую трещиностойкость

в коррозионной среде и на воздухе по величине порогового коэффициента интенсивности напряжений К^ (KqCC) и K,c (KQ).

Результаты определения коэффициентов интенсивности напряжений представлены в табл. 2, где PQ - расчетная нагрузка, определенная по 95 %-й секущей; РС - максимальная нагрузка; Кс - коэффициент интенсивности напряжений в точке, соответствующей максимуму нагрузки; а0 - длина трещины; Да0 - статический подрост трещины в изломе. Соотношение К13СС/К1с, равное единице, свидетельствует об отсутствии чувствительности металла к морской воде.

Несмотря на отсутствие чувствительности к коррозионной среде металла при данном виде испытаний, следует отметить невысокие абсолютные значения параметров вязкости разрушения относительно псевдо-а-сплавов морского применения, для которых коэффициент интенсивности напряжений К1с имеет значения свыше 100 МПаТм на воздухе и свыше 48 МПал/M в синтетической морской воде [13, 17, 18]. Полученные значения К1с отвечают критериям достоверности определения истиной вязкости разрушения. Значения К1с хорошо укладываются на кривую зависимости К1с от ст0,2 для различных титановых сплавов [4, 13] и подтверждают снижение вязкости разрушения титановых сплавов с ростом их прочности.

В материалах с таким уровнем трещи-ностойкости, как в исследуемом псевдо-р-сплаве, зародышевые трещины и относительно низкие напряжения (в упругой области) достаточны для начала разрушения в условиях плоской деформации. Поэтому при изготовлении изделий из таких материалов должны быть приняты все меры по предотвращению появления трещин и уменьшению концентрации напряжений [10, 19].

Таблица 2 Результаты определения коэффициентов интенсивности напряжений

Среда испытания PQ Pe KQ - К1с Кс Pc/PQ а0 Да0

без учета подроста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кН МПа VM мм

Воздух 30,5 32,0 49,9 52,4 1,05 25,4 1,36

3,5 % NaCl 28,5 30,0 50,4 53,1 1,05 24,0 1,27

Выводы

1. Установлен характер влияния режимов горячей пластической деформации и упрочняющей термической обработки на тип структуры и свойства металла опытных поковок из высокопрочного псевдо-р-сплава системы легирования Т1-Д!-Мо-У-0г-Ре.

2. На металле, деформированном на заключительной стадии ковки в (а + р)-области, достигнут следующий комплекс свойств: предел текучести а0,2 1 1050 МПа, относительное удлинение 5 1 10 %, ударная вязкость КСи 1 27 Дж/см2, коэффициент интенсивности напряжений К1с 1 44 МПаТм (на компактных образцах). Для металла, деформированного в р-области, следующий комплекс свойств: а0,2 1 1050 МПа, 5 1 5 %, КСи 1 25 Дж/см2, К1с 1 75 МПа л/м . При разных схемах ковки по-

лучены примерно одинаковые прочностные характеристики, однако металл с пластинчатой структурой, полученный заключительной деформацией в р-области, обладает более пониженными значениями пластических характеристик при заметно большем значении К1с.

3. Выявлено значительно большее сопротивление ползучести исследуемого псевдо-р-сплава по сравнению с псевдо-а-сплавами морского назначения с ст0,2 = 750^850 МПа.

4. Металл поковок, деформированных на заключительной стадии в верхней части (а + р)-области, обладает слабой чувствительностью к морской воде в условиях воздействия длительных статических и циклических нагрузок, имеет высокое сопротивление ползучести, нехладноломок и может рассматриваться как перспективный материал для применения в морской технике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Terlinde G., Fischer G. Beta Titanium Alloys / Titanium' 95: Science and Technology. Proc. of the 8th World Conf. on Titanium. UK. Birmingham, 1995. Vol. 2. Р. 2177-2194.

2. Полькин И.С., Ишунькина Т.В., Родионов В.Л., Коробов О.С., Долгов В.В. Основные закономерности фазовых превращений и оптимизация структуры и свойств высокопрочных титановых сплавов // Титан. 1993. № 2. С. 13-19.

3. Arrazola P.-J., Garay A., Iriarte L.-M., Armendia M., Marya S., Maitre F. Machinability of Titanium Alloys (Ti6Al4V and Ti555.3) // J. of Materials Processing Technology. 2009. 209. Р. 2223-2230.

4. Ильин A.A., Колачев Б.А., Полькин И.С. Титановые сплавы. Состав, структура, свойства. Справ. М.: ВИЛС-МАТИ, 2009. 520 с.

5. Ишунькина T.B. Бета-титановые сплавы // Технология легких сплавов. 1990. № 10. С. 56-70.

6. Fanning J.C., Boyer R.R. Properties of TIMETAL 555 - A New-Beta Titanium Alloy for Airframe Components / Ti - 2003. Science and Technology. Proc. of the 10th World Conf. on Titanium. Germany. Hamburg. 2003. Vol. 2. Р. 2643-2650.

7. Polkin I.S., Rodionov V.L., Stroshkov A.N., Ishunki-na T.V., Kudryashov V.G., Korobov O.S. Structure and Mechanical Properties of VT22 (а + p) High Strength Titanium Alloy Semiproducts // Titanium' 92. Science and Technology. Proc. of a 7th World Conf. on Titanium. California. San Diego. 1992. Vol. 2. Р 1569-1578.

8. Шевельков В.В. Влияние параметров структуры на трещиностойкость и пластические свойства высокопрочных титановых сплавов // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2015. Т. 1. № 1. С. 1-6.

9. Buscher M., Terlinde G., Wegmann G., Thoben C., Millet Y., Lutjering G., Albrecht J. Forgings from Ti-5Al-5V-5Mo-3Cr with Optimized Fracture Toughness / Ti - 2007. Science and Technology. Proc. of the 11th World Conf. on Titanium. Japan. Kyoto. 2007. Vol. 2. Р. 885-888.

10.

11.

12.

Микляев П.Г., Нешпор Г.С., Кудряшов В.Г. Кинетика разрушения. М.: Металлургия, 1979. 279 с. Zhishou Zhu, Xinnan Wang, Guoqiang Shang, Liwei Zhu. Research and Development of Damage Toleranse Titanium Alloys for Aeronautical Use in China / Ti - 2011. Science and Technology. Proc. of the 12th World Conf. on Titanium. Beijing, China. 2011. Vol. 2. Р. 2000-2004.

Kalienko M.S., Volkov A.V., Kropotov V.A., Ko-novalov M.A., Dukhtanov V.A. Primary а-Phase VST5553 Alloy with Lamellar Structure Properties Effect. / Ti - 2011. Science and Technology. Proc. of the 12th World Conf. on Titanium, China. Beijing. 2011, Vol. 2. Р. 2000-2004.

13. Хесин Ю.Д. Титановые сплавы. Свойства и области применения. Лекции для научных работников и инженеров. СПб.: Изд-во ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», 2010. 180 с.

Полькин И.С. Упрочняющая термическая обработка титановых сплавов. М.: Металлургия, 1984. 96 с. Попов А.А. Структура титановых сплавов. Ч. 1. Процессы формирования структуры. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008. 138 с. Александров В.К., Аношкин Н.Ф., Белозеров А.П. и др. Полуфабрикаты из титановых сплавов. М.: ВИЛС, 1996. 581 с.

Паноцкий Д.С., Кудрявцев А.С. Исследование характеристик вязкости разрушения высокопрочных свариваемых псевдо-а-титановых сплавов применительно к изделиям морской техники // Титан. № 2(28). 2010. С. 21-29.

18. Хесин Ю.Д. Некоторые аспекты формирования коррозионно-механических свойств титановых сплавов в условиях морского применения // Титан. 1995. № 3-4 (7-8). С. 10-11. Колачев Б.А., Ливанов В.А., Буханова А.А. Механические свойства титана и его сплавов. М.: Металлургия, 1974. 544 с.

14.

15.

16.

17.

19.

REFERENCES

1. Terlinde G., Fischer G. Beta Titanium Alloys / Titanium' 95: Science and Technology. Proc. of the 8th World Conf. on Titanium. UK. Birmingham. 1995, Vol. 2. P. 2177-2194.

2. Pol'kin I.S., Ishun'kina T.V., Rodionov V.L., Korob-ov O.S., Dolgov V.V. Osnovnyye zakonomernosti fazovykh prevrashcheniy i optimizatsiya struktury i svoystv vysokoprochnykh titanovykh splavov // Titan. 1993. № 2. S. 13-19.

3. Arrazola P.-J., Garay A., Iriarte L.-M., Armendia M., Marya S., Maitre F. Machinability of Titanium Alloys (Ti6Al4V and Ti555.3) // J. of Materials Processing Technology. 2009. 209. P. 2223-2230.

4. Il'in A.A., Kolachev B.A., Pol'kin I.S. Titanovyye splavy. Sostav, struktura, svoystva. Sprav. M.: VlLS-MATI. 2009. 520 s.

5. Ishun'kina T.B. Beta-titanovyye splavy // Tekhnolo-giya lyoegkikh splavov. 1990. № 10. S. 56-70.

6. Fanning J.C., Boyer R.R. Properties of TIMETAL 555 -A New-Beta Titanium Alloy for Airframe Components / Ti -2003. Science and Technology. Proc. of the 10th World Conf. on Titanium. Germany. Hamburg. 2003. Vol. 2. P. 2643-2650.

7. Polkin I.S., Rodionov V.L., Stroshkov A.N., Is-hunkina T.V., Kudryashov V.G., Korobov O.S. Structure and Mechanical Properties of VT22 (a + ß) High Strength Titanium Alloy Semiproducts // Titanium' 92. Science and Technology. Proc. of a 7th World Conf. on Titanium. California. San Diego. 1992. Vol. 2. P. 1569-1578.

8. Shevel'kov V.V. Vliyaniye parametrov struktury na tresh-chinostoykost' i plasticheskiye svoystva vysokoproch-nykh titanovykh splavov // Vestnik nauki i obrazovaniya Severo-Zapada Rossii. 2015. T. 1. № 1. S. 1-6.

9. Buscher M., Terlinde G., Wegmann G., Thoben C., Millet Y., Lutjering G., Albrecht J. Forgings from Ti-5Al-5V-5Mo-3Cr with Optimized Fracture Toughness / Ti - 2007. Science and Technology. Proc. of

the 11th World Conf. on Titanium. Japan. Kyoto. 2007. Vol. 2. P. 885-888.

10. Miklyayev P.G., Neshpor G.S., Kudryashov V.G. Kinetika razrusheniya. M.: Metallurgiya, 1979. 279 s.

11. Zhishou Zhu, Xinnan Wang, Guoqiang Shang, Liwei Zhu. Research and Development of Damage Toleranse Titanium Alloys for Aeronautical Use in China / Ti - 2011. Science and Technology. Proc. of the 12th World Conf. on Titanium. China. Beijing. 2011. Vol. 2. P. 2000-2004.

12. Kalienko M.S., Volkov A.V., Kropotov V.A., Kon-ovalov M.A., Dukhtanov V.A. Primary a-Phase VST5553 Alloy with Lamellar Structure Properties Effect. / Ti - 2011. Science and Technology. Proc. of the 12th World Conf. on Titanium. China. Beijing. 2011, Vol. 2. P 2000-2004.

13. Khesin Yu.D. Titanovyye splavy. Svoystva i oblasti prim-eneniya. Lektsii dlya nauchnykh rabotnikov i inzhenerov. SPb.: Izd-vo FGUP TSNII KM «Prometey», 2010. 180 s.

14. Pol'kin I.S. Uprochnyayushchaya termicheskaya ob-rabotka titanovykh splavov. M.: Metallurgiya, 1984. 96 s.

15. Popov A.A. Struktura titanovykh splavov. Ch. 1. Protsessy formirovaniya struktury. Yekaterinburg: UGTU-UPI, 2008. 138 s.

16. Aleksandrov V.K., Anoshkin N.F., Belozerov A.P. i dr. Polufabrikaty iz titanovykh splavov. M.: VILS, 1996. 581 s.

17. Panotskiy D.S., Kudryavtsev A.S. Issledovaniye kharakteristik vyazkosti razrusheniya vysokoproch-nykh svarivayemykh psevdo-a-titanovykh splavov primenitel'no k izdeliyam morskoy tekhniki // Titan. № 2(28). 2010. S. 21-29.

18. Khesin Yu.D. Nekotoryye aspekty formirovaniya korrozionno-mekhanicheskikh svoystv titanovykh splavov v usloviyakh morskogo primeneniya // Titan. 1995. № 3-4 (7-8). S. 10-11.

19. Kolachev B.A., Livanov V.A., Bukhanova A.A. Mekhanicheskiye svoystva titana i yego splavov. M.: Metallurgiya, 1974. 544 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.