Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИИ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЕГО ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИИ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЕГО ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ИНТЕРНЕТ-СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / SOCIALIZATION / VIRTUAL PERSONALITY / REFLECTION / INTERNET SOCIALIZATION / INTERNET USER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арабаджи А.Р.

В данной работе представлен теоретический анализ литературы по проблеме влияния уровня рефлексии реальной личности на его виртуальный образ интернет -пользователя. Рассматриваются общие особенности интернет-социализации личности. В статье проводится анализ характеристик социализации в виртуальном киберпространстве и социализации в реальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REFLECTION LEVEL OF REAL PERSONALITY ON ITS VIRTUAL IMAGE OF INTERNET-USER

In this paper, a theoretical analysis of the literature on the problem of the influence of the level of reflection of a real person on his virtual image of the Internet user. The general features of Internet socialization of the person are considered. The article analyzes the characteristics of socialization in virtual cyberspace and socialization in the real world.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИИ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЕГО ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ»

УДК 159. 9

Арабаджи А.Р. студент 3 курса факультет «Психолого-педагогический» Крымский Инженерно-Педагогический Университет научный руководитель: ЗекерьяевР.И.

преподаватель кафедра психологии Россия, г. Симферополь

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РЕФЛЕКСИИ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ НА ЕГО ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Аннотация. В данной работе представлен теоретический анализ литературы по проблеме влияния уровня рефлексии реальной личности на его виртуальный образ интернет -пользователя. Рассматриваются общие особенности интернет-социализации личности. В статье проводится анализ характеристик социализации в виртуальном киберпространстве и социализации в реальном мире.

Ключевые слова: социализация, виртуальная личность рефлексия, интернет-социализация, интернет-пользователь.

Arabadji A.R. student 3 year, Faculty of Psychological and Pedagogical Crimean Engineering and Pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific supervisor: Zekeriaev R.I.

Lecturer of the chair of Psychology

INFLUENCE OF REFLECTION LEVEL OF REAL PERSONALITY ON ITS VIRTUAL IMAGE OF INTERNET-USER

Annotation. In this paper, a theoretical analysis of the literature on the problem of the influence of the level of reflection of a real person on his virtual image of the Internet user. The general features of Internet socialization of the person are considered. The article analyzes the characteristics of socialization in virtual cyberspace and socialization in the real world.

Key words: socialization, virtual personality, reflection, Internet socialization, Internet user.

Постановка проблемы. В современном мире интернет, прочно вошедший в нашу жизнь, является одним из самых значимых процессов перехода к информационному обществу. Информатизация и компьютеризация современного социума принимает огромные масштабы. Широкое продвижение информационных технологий в жизнь человека имеет, как и положительное так и отрицательное влияние. Динамичное развитие ИКТ и Интернета оказывают огромное влияние на психологическую реальность личности. Увеличение информационных

потоков приводит к глобальной информатизации, одним из проявлений которой является создание виртуальной личности в интернет-пространстве.

Также, в силу новизны и минимального количества литературы, почти не исследовано влияние виртуального образа интернет-пользователя на уровень рефлексии его реальной личности ,не смотря на то рефлексия есть процесс, благодаря которому происходит любое развитие: системы мышления, деятельности, личности и ее взаимодействия с социумом. Как следствие этого происходит возникновение новых исследовательских моделей социального пространства. Все это, свидетельствует о том, что требуется содержательное научное исследование проблемы влияния рефлексии реальной личности на ее виртуальный образ.

Целью исследования является выявление психологических особенностей и влияния уровня рефлексии реальной личности на ее виртуальный образ.

Основное изложение материала. В ХХ-ХХ1 вв Интернет стал тем пространством, которое направлено на решение проблем и вопросов общества, которое наиболее активно влияет на наполнение Интернета социальным смыслом и содержанием. Именно появление Интернета привело к возникновению социальной реальности. В условиях, когда инновационно -технологические инновации обладают высокими возможностями проникновения в социальный и жизненный мир человека и общества, которое, по мнению ряда исследователей, характеризуется ослаблением социальных связей и ростом индивидуализации. В таких условиях Интернет становится альтернативным пространством, в котором человек ищет и находит себя.

Социализация - это процесс формирования личности, усваивания ее социального опыта, посредством чего формируются устойчивые черты личности.

Социализация выступает как процесс, в котором личность формирует личность, подобную себе, которая функционирует как неотъемлемый элемент общества. Она воспроизводит в себе его признаки, передает накопленный социальный опыт, обеспечивает сохранение себя и выживание как члена этого общества, а также самого общества как коллективного целого.

Анализ социализации личности с учетом интернет-факторов понимается нами в двух измерениях. Во-первых, это социализация в виртуальном киберпространстве, когда субъект осваивает нормы и ценности, модели поведения в сетевом пространстве, входит в сетевые интернет-сообщества.

Во-вторых, это социализация в реальном мире посредством виртуального измерения, ведь Интернет не только выступает важным фактором вторичной социализации, но и выигрывает конкуренцию у институтов, которые реализуют первичную социализацию.

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-социализация

оказывает влияние на рефлексию личности. Создавая себе различные интернет-образы, человек получает возможность применять на себя различные характеристики, анализировать, в каком образе и как его воспринимают, в каком ему самому более комфортно находится.

Виртуальная личность - это личностная самопрезентация интернет-пользователя в виртуальном пространстве в виде желаемого образа, которая представляет собой симулякр со структурой, состоящей из личностных свойств, определяющих его социальную направленность и поведенческие паттерны.

А.И. Лучинкина в монографии «Психология интернет-социализации личности» определяет виртуальную личность как желаемый образ субъекта, ее создающего. Также она отмечает, что виртуальный образ обладает такими свойствами, как обладание приоритетами, недоступными реальной личности, чрезмерное стремление к репликации образа в интернете или вживание в роль, высокий уровень инструментальной компетентности и чувство принадлежности к сетевой субкультуре. Автор также отмечает, что процесс создания виртуального образа может происходить в результате мотивации репликации себя в новых образах и желании прожить несколько жизней. При этом может возникать эффект множественности, при котором человек одновременно проявляется в разных личностях. Учитывая, что человек в виртуальном мире имеет все возможности для создания любого образа, автор определяет виртуальную личность как желаемый образ, хотя и не имеющий физического тела, но являющийся личностной самопрезентацией.

Виртуальный образ может претерпевать в сети некоторые изменения. А.И. Шипицин в своих исследованиях пришел к выводу, что можно наблюдать отсутствие логической, генетической и тематической связи между информационными фрагментами виртуального пространства. Следствием такой информационной фрагментарности будет является отсутствие целостности виртуального Я-образа, который определяет перманентный характер самопрезентации и самоконструирования в социальных сетях.

Таким образом, виртуальная личность является самопрезентацией реальной личности в виртуальном пространстве. Большинство исследований исходят из того, что в формировании виртуальной личности у пользователя чаще всего возникает желание создать более положительный Я-образ, свести на нет отрицательные характеристики. Можно сделать вывод, что виртуальная личность, в большинстве случаев, представляет собой улучшенный «идеализированный» образ Я-реального.

Вывод: Виртуальное пространство прошло вошло в мир современного человека. Здесь происходит общение, обмен информацией, социализация личности. Посредством интернет-информации и различных интернет-сообществ происходит влияние на личность человека, формируются определенные черты его личности.

В тоже время, для того, чтобы получить возможность общаться в Интернете, каждый человек должен самопрезентовать себя, предоставить о себе определённую информацию, т.е., создать свою виртуальную личность.

В современной психологической науке существует несколько подходов к созданию человеком своего виртуального «двойника». Часть ученых считает, что виртуальный образ практически не несет в себе личностных качеств реального пользователя и связывают это с тем, что такой пользователь боится утечки информации о себе.

Второй подход связан с тем, что интернет-пользователь формирует виртуальный образ, который похож на него в реальной жизни, однако нивелирует в нем все отрицательные качества, старается сделать себя лучше.

Результаты теоретического исследования позволили прийти к выводу, что рефлексия реальной личности напрямую влияет на его виртуальный образ. Чем выше уровень рефлексии у испытуемых ,тем ниже у них виртуальность, которая характеризует степень принятия Интернета как жизненного пространства, тем самым ,можно сказать ,что чем выше уровень рефлексии ,тем ниже потребность в интернет среде; выше вовлеченность и направленность. Соответственно чем ниже уровень рефлексии у испытуемых ,тем выше виртуальность и ниже вовлеченность и направленность.

Использованные источники:

1. Шипицин А.И. Феномен социальных сетей в современной культуре. / А.И. Шипицин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - №3 (57) - с. 36-40.

2. Лучинкина А.И. Модель интернет-социализации личности// Перспективы науки и образования. 2014. № 13 . С. 105-109.

3. Болотов Э. Проблемы информатизации / Э. Болотов // Экономист. 2001

4. Горный Е.А. Виртуальная личность как жанр творчества. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.netslova.ru/gorny/vl.html

5. Зекерьяев Р.И. Виртуальная личность как объект психологического анализа. / Р.И. Зекерьяева // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. - 2016. -№3. - С. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.