Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
680
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕНТРАЦИЯ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / ВЛИЯНИЕ / CONCENTRATION / ATTENTION / MEMORY / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богатырева Луиза Ахметовна, Ногерова Марьям Татуевна

Аргументирована актуальность изучения воздействия уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Проанализирована психолого-педагогическая литература по этому вопросу. Установлен уровень концентрации внимания и его воздействие на произвольную память старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богатырева Луиза Ахметовна, Ногерова Марьям Татуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF ATTENTION FOR ARBITRARY MEMORY OF OLDER PRESCHOOLERS

The urgency of studying the influence of the level of development of attention concentration on the voluntary memory of older preschoolers is argued. Psychological and pedagogical literature on this issue is analyzed. The level of concentration of attention and its effect on the voluntary memory of older preschoolers have been established.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ НА ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших

дошкольников

The influence of the level of development of attention for arbitrary memory of older

preschoolers

Богатырева Луиза Ахметовна

Студентка 4 курса

Института психологии, педагогики и физкультурно-спортивного образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Российская Федерация, Кабардино-Балкарская Республика.

e-mail: luizagold8@gmail.com

Bogatyreva Luiza Akhmetovna

Student 4 term

Institute of education, psychology and sport and sport education Kabardino-Balkarian State University Named After H.M. Berbekov The Russian Federation, Kabardino-Balkar Republic.

e-mail: luizagold8@gmail. com

Ногерова Марьям Татуевна

Кандидат наук

Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Nogerova Maryam

Kabardino-Balkarian State University Named After H.M. Berbekov The Russian Federation, Kabardino-Balkar Republic.

Аннотация.

Аргументирована актуальность изучения воздействия уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Проанализирована психо лого-педагогическая литература по этому вопросу. Установлен уровень концентрации внимания и его воздействие на произвольную память старших дошкольников.

Annotation.

The urgency of studying the influence of the level of development of attention concentration on the voluntary memory of older preschoolers is argued. Psychological and pedagogical literature on this issue is analyzed. The level of concentration of attention and its effect on the voluntary memory of older preschoolers have been established.

Ключевые слова: концентрация, внимание, память, влияние.

Key words: concentration, attention, memory, influence.

Проблема изучения внимания и памяти как психических познавательных процессов является весьма актуальной. Феномены памяти и внимания исследовались еще с давних времен, однако до сих пор изучены неполностью, в частности механизмы памяти. Изучением данных процессов занимались такие ученые как К. Бюллер, Г.Э. Мюллер, Г. Эббингауз, Д.Н. Гальперин, А.А. Смирнов, А. Бине, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, Н.Ф. Добрынин, И.П. Павлов и другие. В психологии можно выделить направления изучением памяти: бихевиоризм, гештальт-психология, смысловая теория, ассоциативная, психоанализ, и другие.

Проведя исследование литературы по данной проблеме, можно сделать вывод, что такие познавательные процессы, как внимание и память достаточно хорошо изучены, их свойства, типы, механизмы, однако проблема влияния внимания на произвольную память исследована недостаточно.

Дошкольный период, по мнению А.Н. Леонтьева, — это часть жизни, когда перед ребенком постепенно раскрывается окружающий мир человеческой деятельности. В этот период дети приобщаются к духовной и материальной культуре и главным моментом в данном процессе выступает память.

В дошкольном возрасте происходят значительные изменения в развитии памяти человека. Эмоции, впечатления, мысли, которые испытывает ребёнок оставляют неизгладимый след, сохраняются, фиксируются и при надобности и возможности - воспроизводятся.

Объект исследования - произвольная память старших дошкольников

Предмет исследования - влияние уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников

Цель исследования - выявить как влияет уровень развития концентрации внимания старших дошкольников на их произвольную память.

Задачи исследования:

1. Установить степень разработанности проблемы развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

2. Определить основные подходы к решению вопроса развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

3.Выявить уровень развития концентрации внимания и произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

4.Установить особенности влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память.

Гипотеза исследования: в случае если внимание является сквозным познавательным процессом, то есть

всеобщим условием познания, то от уровня развития свойств внимания будет зависеть уровень развития произвольной памяти у старших дошкольников.

Методы исследования:

- тестирование;

- теоретический анализ психо лого-педагогической литературы;

- методы математической обработки.

Методический инструментарий:

- методика «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

- методика «Выучи слова»;

- методика «Корректурная проба» (вариант методики Бурдона);

Память является наиважнейшей чертой психической деятельности человека, в связи с этим, проблема памяти - одна из приковывавших к себе внимание и наиболее исследуемая проблема в области психологии [4].

Исследованием данного познавательного процесса в нынешний период времени озадачены представители различных наук. Существует множество теорий памяти: психологические (Герман Эббингауз, К. Левин, П. Жане), физиологические (Выготский Лев Семёнович), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И.М.). Но на данный момент нет ни одной признаваемой всеми теории памяти.

Исследование памяти считается первым пунктом психологии, в котором был использован метод эксперимента: производились попытки измерить объем человеческой памяти, скорость запоминания информации и количество времени удержания этого опыта.

Большой вклад в исследование данной проблемы внесли: Лев Веккер, Лев Выготский, Павел Блонский, С. Л. Рубинштейн, Татьяна Никитина, Леонид Занков, Рада Грановская, Карл Гроос, А. Бэн, Алексей Леонтьев и многие другие. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно предположить, что основателем научной психологии памяти является Герман Эббингауз.

Монография " О памяти" немецкого ученого Германа Эббингауза является одним из существенных трудов по изучению феномена памяти. Он является основоположником экспериментального исследования процессов памяти.

Первым психологом, которым было осуществлено систематическое исследование высших форм памяти детей является Выготский Лев Семёнович. Он считал, что высшие формы памяти выступают сложным проявлением психической деятельности индивидуума и по своему происхождению являются социально обусловленными. Так же Лёв Семёнович проследил основные моменты развития более трудного опосредованного запоминания. [5].

Изучения сложных форм памяти, связанных с процессами мышления, были проведены русскими исследователями А.А.Смирновым и П.И.Зинченко. Они исследовали процессы непроизвольного запоминания и процессы намеренного, осознанного заучивания. А.А.Смирнов и П.И.Зинченко подчеркнули главные способы запоминания трудного материала и установили зависимость запоминания от установленной задачи [1].

До определенного периода память можно было рассматривать как одну из самых разработанных областей психологии. Однако дальнейшее исследование закономерностей памяти в настоящее время сделало ее ключевой проблемой науки. Проблема развития памяти разработана не до конца, особенно память старших дошкольников.

На сегодняшний день существует большое количество подходов к исследованию механизмов памяти. Данные подходы имеют разные уровни, дело в том, что существующие теории памяти, изучающие эту наитруднейшую систему психической деятельности, находятся на биологическом, химическом, физиологическом и психологическом уровнях. Изучения механизмов, закономерностей памяти междисциплинарны, из-за того, что память находит отражение на каждом уровне, этапе человеческой жизни. Стоит заметить, что исследования данного процесса отображают не только процессы сохранения, запоминания и воспроизведения человеческого опыта, но и способы переда ДНК.

На протяжение множества веков создано большое количество теорий (психологических, химических физиологических, и других) о механизмах и закономерностях памяти. Они появились в рамках конкретных направлений психологической науки и решали вопросы с позиций подходящих методологических принципов.

[5].

Все перечисленные труды выдающихся деятелей науки сделали раздел памяти одним из самых исследуемых в психологической науке. На данный момент в мире существует огромное количество подходов, теорий к изучению процессов памяти, механизмов и закономерностей и изучаются на разных уровнях: физиологическом, психологическом, нейронном и на биохимическом. Конечно, существуют и другие теории, который выступают еще в роли гипотез. Но совершенно точно можно сказать, что память — это, несомненно, сложный процесс, который включает в себя деятельность огромного количество механизмов. [3].

Нами была достигнута цель, мы выявили как влияет уровень развития свойств внимания старших дошкольников на их произвольную память.

С целью установить уровень развития свойств внимания и произвольной память старших дошкольников, была проведена их диагностика с помощью методик: методика «Корректурная проба», методика «Запомни рисунки» по Р.С.Немову, методика «Выучи слова».

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКОУ СОШ №32, г. Нальчик, мкр. Долинск, структурное подразделение №78. В ней участвовали 15 детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования уровня развития концентрации внимания позволяет сделать следующий вывод: у 49% воспитанников наблюдается высокий уровень концентрации внимания, 51% испытуемых старших

дошкольников отмечается средний уровень концентрации внимания. У 0% испытуемых низкий уровень концентрации внимания.

Концентрация показывает уровень сосредоточенности внимания на одном процессе или ограниченном круге своих мыслей.

В процессе исследования среди воспитанников старшей группы, участвующих в нашем исследовании, 49% имеют высокий уровень концентрации внимания. Это означает что, приступив к выполнению задания, они не отвлекаются на посторонние раздражители. Они в состоянии выполнить задание от начала до конца.

У 51% старших дошкольников имеют средний уровень концентрации внимания. Это означает что, при выполнении задания они могут отвлечься на сильный раздражитель, но это происходит не часто. Воспитателю не требуется постоянно возвращать их к выполняемому заданию, они сконцентрированы на нем, но иногда все же отвлекаются.

Итоги диагностики объёма памяти и запоминания: а) около 40% воспитанников старшей группы показатель уровня развития памяти располагается выше нормы, то есть дети способны воспринимать достаточное количество предметов, причем одновременно; у 54% наблюдается средний уровень развития памяти, данная группа воспитанников воспринимает меньше предметов, чем группа с высоким уровнем развития; у 6% отмечается низкий уровень развития памяти, это означает, что дети не способны или с затруднениями могут воспринять несколько предметов. б) Около 44% детей уровень развития памяти находится выше нормы, у 66% прослеживается средний уровень развития памяти.

Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе диагностики памяти старших дошкольников, демонстрирует, что по всем пройденным методикам в целом результаты уровня развития памяти у детей находится в норме. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Процентное соотношение старших дошкольников с низким, средним и высоким уровнем развития

памяти

Уровень Низкий Средний Высокий

Свойства~~^^^

Объем 6 54 40

Запоминание 0 66 44

Затем мы провели корреляционный анализ на влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память старших дошкольников. Мы выяснили что в большей зависимости находятся концентрация внимания и быстрота запоминания (0,7), а в меньшей степени зависимости находятся концентрация внимания с объемом памяти (0,6). Таким образом, уровень развития концентрации внимания влияет на произвольную память старших дошкольников. Данные указаны в таблице 2.

Таблица 2. Коэффициенты корреляции уровня развития концентрации внимания на произвольную память

старших дошкольников.

Свойства памяти Свойство внимания Объем Быстрота запоминание

Концентрация 0,6 0,7

Таким образом, уровень развития концентрации внимания влияет на произвольную память воспитанников старшей группы.

В процессе исследования оказалось возможным:

- определить уровень разработанности проблемы развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

- определить основные подходы к решению проблемы развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

- выявить уровень развития концентрации внимания и произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

- установить особенности влияния уровня развития концентрации внимания на произвольную память Гипотеза исследования подтвердилась. Цель исследования достигнута, задачи решены.

Список используемой литературы:

1. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник / П.С. Гуревич. М.: Юрайт, 2013. - 479 стр.

2. Выготский, Лев С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2003год. - 512 стр.

3. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. Учебное пособие. - 3-е изд.-Минск: Амалфея, 2008. - 368с.

4. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика,

200

5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2010. - 511 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.