Научная статья на тему 'Влияние уровня образования на степень неформальной занятости отдельных категорий лиц'

Влияние уровня образования на степень неформальной занятости отдельных категорий лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / INFORMAL EMPLOYMENT / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / LEVEL OF EDUCATION / СТАТУСНАЯ ПОЗИЦИЯ / ASCRIBED STATUS / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Евгений Александрович

Статья посвящена определению корреляционной зависимости между уровнем образования и неформальной занятостью. Основное внимание уделено лицам с высшим образованием и работникам, имеющим неформальные трудовые контакты в объеме дополнительных видов деятельности. Выводы, предложенные в рамках работы, строятся на основе результатов социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of educational level on the informal employment degree of certain categories of individuals

The article is devoted to the definition of correlation between level of education and informal employment. The emphasis is placed on those with higher education and workers with informal employment contacts to the extent of additional activities. The conclusions proposed in the scope of the study are based on the results of sociological research.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня образования на степень неформальной занятости отдельных категорий лиц»

Е.А. БЕЛОВ кандидат социологических наук, доцент Казанского юридического института МВД России'

Влияние уровня образования на степень неформальной занятости отдельных категорий лиц

Неформальный сегмент рынка труда переориентирует на себя существенные государственные ресурсы и деформирует трудовые отношения. Причем неформальность как отклонение от официально установленного порядка может существовать во всех без исключения формах занятости в разной степени и в разных проявлениях1. На сегодняшний день имеется масса стереотипов относительно обусловленности вовлечения работников в неформальные трудовые отношения. Так, неформальную занятость объясняют отсутствием у претендентов на работу должного образования, опыта работы, необходимых знаний и умений, достижение предельного работоспособного возраста и т. п. Мы рассмотрим вопрос привлекательности неформальной занятости для лиц с различным уровнем образования.

Перед тем как приступить к анализу статистических данных, необходимо дать некоторые пояснения. Эмпирическую базу составляют три социологических исследования, проведенные в составе или с помощью Центра аналитических исследований и разработок (г. Казань). Первое было проведено в период октября-ноября 2005 г. Выборочная совокупность - 1484 человека. Метод сбора первичной информации - интервьюирование. Ошибка выборки - 5%. Второе конкретно-социологическое исследование проведено в г. Казани в третьем квартале 2013 года. Объем выборочной совокупности - 350 человек (основываясь на расчетах В.И. Паниотто). Метод исследования - интервью (индивидуаль-

* Белов Евгений Александрович, e-mail: evgeniybelov@inbox.ru

1 См.: Клямкин И.М. Теневая Россия. М., 2000.

ное, не формализованное). Ошибка выборки - 5%. Третье исследование основано на использовании качественных методов, а именно трех фокус-групп по восемь человек в каждой, проведенных с лицами, которые по результатам предыдущего интервьюирования были отнесены к категории неформально занятых. В исследованиях, проведенных автором1, под неформальной занятостью населения понимается любая деятельность по производству легальных (разрешенных для реализации) товаров или услуг лицами, не учтенными в качестве занятых в неформальном секторе экономики и не имеющими надлежащего права (трудовой договор, служебный контракт, лицензия и т. п.) на осуществление данного вида деятельности. При этом исследовательская база Федеральной службы государственной статистики (ФСГС)2 строится на основании того, что население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты по меньшей мере в одной из производственных единиц неформального сектора независимо от их статуса и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной. Предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица3. Соответственно, генеральная и выборочная совокупность проведенных нами исследований и исследований ФСГС несколько отличаются. При проведении исследований практически не были учтены иностранные граждане и лица без гражданства, с которыми надлежащим образом не оформлены трудовые отношения. Причем их расчетная численность варьируется в пределах 14

1 Белов Е.А. Население в сфере теневой занятости: социально-правовой аспект исследования. Казань, 2006, с. 47-69; Он же Организационно-правовые способы предупреждения деформации трудовых отношений. Казань, 2014, с. 61 -78.

2 См.: Официальный сайт ФСГС. Трудовые ресурсы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru /wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/-statistics/wages/labour_force/ (дата обращения: 03.07.2014).

3 Об утверждении методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости см.: Приказ Росстата N 452 от 21.12.2010.

млн. человек . Безусловно, данные положения снижают качество проводимого анализа. Однако, на наш взгляд, они не являются базисными и не оказывают сколь-нибудь существенного влияния на общую картину. Хотя в будущем их необходимо будет учесть и нивелировать.

Согласно результатам проведенного нами исследования, более трети неформально занятых имеют среднее (полное) образование. Фактически те же данные о распределении неформально занятых по уровню образования предложены Федеральной службой государственной статистики2. Вторую по численности группу составляют лица с начальным профессиональным образованием (21,6%). Получается, что более половины неформально занятых - это лица со средним и начальным профессиональным образованием. Это обусловлено рядом факторов. Во-первых, представители данных групп не могут претендовать на высокооплачиваемые и умеренно комфортные рабочие места в сфере формальных трудовых отношений. Во-вторых, достаточно большое количество лиц со средним образованием не ориентированы на получение среднего специального или высшего образования в ближайшее время и не желают выстраивать карьеру на дальнюю перспективу, что объясняет их выбор сиюминутной выгоды в ущерб будущим гарантиям. В-третьих, данного рода работники в основном относятся к периферийным группам занятых с непродолжительным либо прерывающимся периодом трудоустройства и не представляют интереса для работодателя, кроме как в качестве дешевой и непритязательной рабочей силы.

Суждение относительно того, что достаточно большое количество людей со средним и начальным профессиональным образованием не склонен к повышению своего социального статуса, мы получили на основании результатов исследования. Так, 36,4% опрашиваемых в настоящее время не предпринимает никаких шагов к улучшению своих статусных позиций и не планирует в будущем каких-либо кардинальных изменений. С целью уточнить причину этого явления были проведены три фокус-групповые дис-

1 См.: Белов Е.А. Организационно-правовые способы предупреждения деформации трудовых отношений, с. 79-80.

2 См.: Обследование населения по проблемам занятости [Электронный ресурс]. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_30/Main.htm(дата обращения: 09.05.2014).

куссии по восемь человек в каждой группе. Наиболее распространенное суждение варьировалось в пределах идеи о нецелесообразности тратить различные ресурсы (время, физические и психологические усилия, материальные средства и т. п.) сейчас, так как в будущем это не даст никаких дивидендов и абсолютно бесперспективно в плане накопления нужных бонусов для перехода в плоскость формальных трудовых отношений между работником и работодателем. Фактически эти лица уже потеряны для прописанных законодателем правил поведения на рынке труда. И если в начале их выбор обусловлен собственным желанием и самостоятельным видением ситуации на рынке труда, то со временем они утверждаются в своей правоте на основе суждений их ближнего неформально занятого окружения. В конечном итоге эти лица плоскостью свяжут себя с неформальной занятостью и будут пропагандировать ее привлекательность.

Отдельно нами были рассмотрены вопросы трудовой деятельности молодых людей, обучающихся на последних курсах вузов и ссузов. Данные лица преимущественно трудоустраиваются на основании устной договоренности, договора подряда или ученического договора. Эти формы соглашений существенно отличаются от трудового договора или служебного контракта. Фактически молодым людям прививают практику трудоустройства вне четко определенного, формализованного поля трудового договора. При заключении вышеотмеченных договоренностей между работником и работодателем последний имеет заведомо преимущественное положение, которым пользуется при определении заработной платы и условий труда. В свою очередь, работник старается минимизировать свои издержки путем фальсификации результатов труда, невысоким качеством работы и др.

Основная часть опрошенных отдает себе отчет в том, что работодатель не будет перечислять государству подоходный налог и иные выплаты, не создаст требуемые условия труда,' может уволить работника без объяснения причин и выплаты полагающейся заработной платы и т. п. Однако это считается пусть не приятным для работника, но вполне допустимым. Более того, примерно треть представителей этих групп (31,8%) в той или иной степени согласны заниматься такой деятельностью, как продажа

запрещенных товаров, реализация просроченной продукции, утаивание части выручки, социальное мошенничество и т.п. Деньги в данном случае превалируют над понятием «труд». Причем это характерно для большой части молодежной когорты независимо от уровня образования.

Возможно, помимо изменения ценностных и культурных установок, определенную роль в формировании такого поведения играет отношение молодых людей к жизни. Так, если в советский период только 4% опрошенных указали на низкое качество жизни , то сейчас - 32%. Вполне логично, что личностное восприятие своих возможностей, устремлений, желаний обусловливает отношение к жизни. Результаты исследования показывают, что одна треть современной молодежи абсолютно не удовлетворена своим нынешним положением. Эта неудовлетворенность порождает апатию, неуверенность в себе, формирование позиции самоустранения в борьбе за более высокие статусные позиции. Таким образом, само социальное пространство формирует предпосылки для неформальной занятости молодежи независимо от уровня образования.

Чрезвычайно интересными являются результаты проведенного нами исследования по уровню образования вторично неформально занятых, т. е. тех, для кого данный вид занятости является дополнительным. Установлено, что основную часть этой группы составляют лица с высшим образованием. В частности, 37,2% респондентов указали на наличие у них высшего образования, а 11,7% - на причастность к системе послевузовского профессионального образования. С учетом того, что пятую часть всех неформально занятых составляют люди с высшим образованием, получаем информацию о вовлеченности в сферу неформальных трудовых отношений порядка 70% лиц, имеющих высшее образование. Около половины из них получили бюджетное образование, т. е. из государственного бюджета оплачивалась подготовка высококлассных специалистов, которые в будущем стали неформально занятыми.

Показательным является то, что лица, имеющие ученые степени (послевузовское профессиональное образование), практически не представлены в системе неформальных трудовых отношений в качестве постоянных работников.

1 См.: Титма М.Х. Жизненные пути одного поколения. М., 1992, с. 156.

Однако эти высококвалифицированные специалисты составляют десятую часть неформально занятых, имеющих регулярную дополнительную работу. Эту цифру нельзя оставить без внимания, так как наблюдается серьезная заинтересованность кандидатов и докторов наук к неформальной трудовой деятельности. Учитывая, что в среднем на данный вид занятости одного человека в неделю приходится порядка 14 часов, можно судить о достаточно большом расходовании высокого профессионального потенциала вне интересов формальных работодателей преимущественно государственных организаций. Необходимо выявить причины данного явления и выработать механизмы предупреждения ухода большого числа работников с послевузовским профессиональным образованием в сферу дополнительной неформальной занятости.

Обращает на себя внимание тот факт, что неформально занятые в большинстве своем учились по гуманитарным специальностям. Это обусловлено тем, что невозможность найти работу по специальности чаще всего приводит к отказу от формальных правил в пользу получения заработка любой ценой. Лица, которые уходят из профессии, за короткий период времени теряют надлежащие знания, умения, навыки и, соответственно, привлекательность как специалисты. При этом работа по специальности, полученной в учебном заведении, является залогом формальной занятости. Однако отмечается, что на сегодняшний день в России 60% жителей трудятся не по специальности . Это еще раз свидетельствует о необходимости серьезных шагов в реформировании системы образования и увязки ее с системой занятости и трудоустройства. Возможно, переориентация бюджетных средств на подготовку инженерно-

технических кадров, которая планируется со следующего

2

года, вполне оправдана .

Несколько противоречивыми являются результаты исследования относительно того, что 37,2% респондентов с

1 60% жителей страны трудятся сегодня не по специальности [Электронный ресурс]. иР1_:11Пр://пе\\8!ап<±сот/пе\\8/<е1а1!/1</1016192/ (дата обращения: 09.05.2014).

2 Подготовка инженерно-технических кадров будет финансироваться за счет сокращения бюджетного набора на гуманитарные специальности [Электронный ресурс]. иР1_:11Пр://Ь<а-ехре|1.сот(дата обращения: 09.05.2014).

высшим образованием имели регулярную дополнительную работу без заключения соответствующих договоров между работником и работодателем. Основную массу этих людей составили те, кто после окончания средней школы определенный период времени были неформально заняты. Преимущественно данного рода занятость носила для них временный или эпизодический характер. Возможно, определенную роль в этом явлении играет допустимость для личности неформальных трудовых отношений. Причем именно такое отношение к труду фактически не зависит от уровня образования, а определяется предыдущим трудовым опытом. Так, для работников, ранее не вовлеченных в сферу неформальных трудовых отношений, независимо от их образовательного потенциала не характерна смена сегментов рынка труда.

Полученные в ходе исследования данные несколько противоречат устоявшемуся мнению относительно того, что на неформальном рынке труда в основном присутствуют лица со средним образованием, а уровень образования напрямую связан с предрасположенностью и ориентацией работника на неформальные трудовые отношения. В рамках проведенного нами исследования было установлено, что порядка 70% лиц, имеющих высшее образование, в той или иной степени вовлечены в сферу неформальной трудовой деятельности. Кроме того, неформальный сегмент рынка труда вобрал в себя представителей всех уровней образования в определенной пропорции. Причем, не установлено корреляционной зависимости между уровнем образования и какой-либо позицией в структуре неформальной занятости. Выявлена несколько иная закономерность, а именно связь между первым трудовым опытом и сегментом рынка труда. Так лица, впервые трудоустраивающиеся на основании трудового договора (служебного контракта и т.п.) преимущественно так и остаются в плоскости формальных трудовых контактов между работником и работодателем на протяжении всего трудоспособного периода жизни. При этом те, кто изначально работает на основе устной договоренности, без надлежащей формализации трудовых отношений, в основной своей массе закрепляют за собой позиции в границах неформальной занятости. Поэтому в рамках государственной политики необходимо обратить пристальное внимание на профилактику неформальной

занятости на стадии первых трудовых контактов между работником и работодателем, а также на разработку государственных программ стимулирования формальной занятости образованных и опытных сотрудников с целью предупреждения их интереса к переориентации на иные формы трудовых отношений.

Белов Е.А. Влияние уровня образования на степень неформальной занятости отдельных категорий лиц. Статья посвящена определению корреляционной зависимости между уровнем образования и неформальной занятостью. Основное внимание уделено лицам с высшим образованием и работникам, имеющим неформальные трудовые контакты в объеме дополнительных видов деятельности. Выводы, предложенные в рамках работы, строятся на основе результатов социологических исследований.

Ключевые слова: неформальная занятость, уровень образования, статусная позиция, рынок труда, ценностная ориентация.

Belov E.A. Influence of educational level on the informal employment degree of certain categories of individuals. The article is devoted to the definition of correlation between level of education and informal employment. The emphasis is placed on those with higher education and workers with informal employment contacts to the extent of additional activities. The conclusions proposed in the scope of the study are based on the results of sociological research.

Key words: informal employment, level of education, ascribed status, labour market, value orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.