Научная статья на тему 'Влияние уровня и качества профессиональной подготовки специалистов на развитие рынка труда'

Влияние уровня и качества профессиональной подготовки специалистов на развитие рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКА / LEVEL OF VOCATIONAL EDUCATION OF EMPLOYEE / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / ИЗМЕНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ / CHANGE IN QUALIFICATION STRUCTURE OF SPECIALISTS / ЕДИНЫЙ БАНК ВАКАНСИЙ / UNITED JOB BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Р.Р., Павлюченко Е.И.

В статье анализируются отдельные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, среди которых: качество предоставляемых услуг в сфере профессионального образования, процесс приобретения специальных реально востребованных на рынке труда профессиональных знаний, разработка макроэкономических прогнозов развития социально-трудовой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Level and Quality of Professional Training on the Development of Labor Market

T he article examines some aspects of the interaction of the labor market and the education services market. Among these aspects are the quality of services in vocational education, acquisition of specific skills which are demanded in the labor market, macroeconomic forecasting for the social and labor sectors development.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня и качества профессиональной подготовки специалистов на развитие рынка труда»

профессиональное образование и рынок труда

влияние уровня и качества

профессиональной подготовки специалистов

на развитие рынка труда

_Аннотация

В статье анализируются отдельные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, среди которых: качество предоставляемых услуг в сфере профессионального образования, процесс приобретения специальных реально востребованных на рынке труда профессиональных знаний, разработка макроэкономических прогнозов развития социально-трудовой сферы.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, система профессионального образования, уровень профессионального образования работника, прогнозирование, изменение квалификационной структуры специалистов, единый банк вакансий

Помимо удовлетворения потребностей личности в получении знаний, образование реализует и потребности общества в квалифицированных кадрах. В качестве одного из основных показателей эффективности образования следует рассматривать его соответствие потребностям рынка труда. Обеспечение данного соответствия возможно при условии серьезной работы по приведению в соответствие количества и качества выпускников системы профессионального образования потребностям рынка труда с учетом горизонтальной и вертикальной мобильности квалифицированных кадров.

Алиева Р.Р.

канд. экон. наук, доцент,

зам. начальника отдела образования, культуры и науки Администрации Президента и Правительства Республики Дагестан, г. Махачкала rr2803@mail.ru

Павлюченко Е.И.

канд. экон. наук, декан инженерно-экономического факультета ГОУВПО <Дагестанский государственный технический университет»

.одним

из основных

факторов,

влияющих

на уровень оплаты, является уровень профессионального

образования

работника

ок

Профессиональное образование и занятость

Исторически специфика развития российского рынка труда во многом связана с жестко регламентируемыми трудовыми отношениями в период функционирования плановой экономики. Государство являлось практически единственным работодателем и полностью контролировало рынок труда. С конца 80 - начала 90-х годов на рынке труда стали возникать новые субъекты трудовых отношений, экономически обособленных и самостоятельных собственников рабочей силы. В последующем по мере отмены большей части административных ограничений в сфере труда была ликвидирована гарантированная занятость, трудовая деятельность утратила принудительно-обязательный характер и в стране появилась официально признанная безработица.

Сформировался реально действующий рынок труда, дополненный занятостью в частном секторе, что создало условия для расширения выбора сферы занятости. Возможности данного сектора рынка являются более привлекательными при условии определения взаимовыгодной для работодателя и наемного работника оплаты труда. При этом одним из основных факторов, влияющих на уровень оплаты, является уровень профессионального образования работника. Преимущества государственного сектора занятости связаны с обеспечением гарантированных условий оплаты вне зависимости от результатов рыночной деятельности.

Перепись населения 2002 показала увеличение профессионального уровня занятости, по сравнению с 1989 годом, в расчете на тысячу человек населения лиц с высшим образованием, включая неполное и послевузовское, а также имеющих среднее профессиональное образование. Произошло увеличение почти в полтора раза при снижении относительной величины тех, кто имеет среднее профессиональное образование [1].

Низкая квалификация работников и теневой сектор

Следует отметить сокращение удельного веса не имеющих профессионального образования, что говорит о востребованном экономикой повышенном уровне образования. При этом прослеживается тенденция усиливающейся поляризации работников, имеющих профессиональное образование. Уровень и качество полученного образования становится одним из основных факторов, влияющих на положение работника на рынке труда. Более высокий образовательный уровень повышает вероятность его трудоустройства и снижает риск потери им работы.

Увеличение удельного веса работников, имеющих высшее образование, частично можно обосновать возрастанием спроса на профессии, требующие высшей квалификации, однако, учитывая, что структура российской экономики не претерпела кардинального изменения (хотя появились рыночно ориентированные отрасли, такие как финансы, кредитование, страхование) при сохранившемся низком уровне состояния основных фондов и производительности труда, получение высшего образования в ряде случаев не является следствием реальной потребности именно в данном виде образования. В реальном секторе экономики доля низкоквалифицированного и низко производительного труда составляет от 20 до 40% [2]. До 40% выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений работают не по специальности, 50% находятся в поиске работы, лишь 10% выпускников готовы работать на производстве [4]. Данные цифры свидетельствуют о проблемах в профессиональной ориентации и трудоустройстве выпускников. При этом отмечается и стремление выпускников различных уровней профессионального образования трудоустраиваться в сфере неформальной занятости. Степень вовлеченности в неформальную трудовую деятельность является еще одним немаловажным аспектом соотношения уровня образования и элементов рынка труда. В связи с тем, что низкий уровень образования снижа-

...получение высшего образования в ряде случаев не является следствием реальной потребности именно в данном виде образования

_ А

_рыноктруда

ет конкурентные позиции работника на открытом рынке труда, специалисты с более низкой квалификацией предпочитают работать в теневом секторе экономики. Наличие значительной доли теневого сектора на рынке труда серьезно влияет на экономическую безопасность государства, хозяйствующие субъекты, работающие на открытом сегменте рынка, несут в результате потери из-за снижения их конкурентоспособности, кроме того это свидетельствует об имеющихся проблемах государственной политики в области взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.

Ж

_40% выпускников

_начальных

_и средних

профессиональных учебных заведений

_работают

_не по специаль-

_ности,

_50% находятся

в поиске работы,

_лишь 10%

выпускников .готовы работать „на производстве

Слабая связь рынка труда и рынка образовательных услуг

Проблемы в данном сегменте государственного регулирования связаны и с качеством предоставляемых услуг в сфере профессионального образования. Среди причин можно назвать отсутствие ориентации профессионального образования на получение прикладных знаний, игнорирование реальных потребностей рынка труда. Акцент делается на жесткое соблюдение образовательных стандартов, овладение академической информацией, которая на практике не является востребованной. Еще одним фактором, влияющим на слабую связь рынка труда и рынка образовательных услуг, является недостаточная достоверность макроэкономических прогнозов развития социально-трудовой сферы. Анализ показывает, что специалистов с высшим образованием в полтора раза больше, чем требуется на рынке труда, при этом качественно рынок удовлетворяется лишь на 83%. В результате все чаще специалисты с высшим образованием либо вообще не заняты на рынке труда, либо их работа не соответствует по своей сложности приобретенному им уровню образования. Высшее образование зачастую становится лишь показателем обладания определенного социального статуса, а не процессом приобретения специальных реально востребованных профессиональных знаний. Количественно спрос работодателей на специалистов с начальным профессиональ-

ным образованием покрываются на 85-86%, со средним профессиональным - на 60% [3]. Данная тенденция в последующем может привести к значительному дефициту в работниках со средней и начальной профессиональной подготовкой, при том, что специалисты с высшим образованием не будут востребованы на рынке, что либо вынудит их выполнять менее квалифицированную работу, либо они останутся без работы.

Задачи органов государственной власти

Требования рынка повышают значимость образования, отдача от вложений в высшее образование на сегодня оценивается в пределах 7-8%, заработная плата специалиста с высшим образованием выше зарплаты специалиста со средним образованием на 60-70%. В этих условиях перед государственными структурами стоит задача определения комплекса мер, направленного на максимальное сближение позиций рынка труда и рынка образовательных услуг. Сюда можно отнести деятельность органов исполнительной власти по долгосрочному прогнозированию изменений квалификационной структуры рабочих и специалистов в отраслях народного хозяйства, а также потребностей в рабочих и специалистах, обеспечению доступности информации о востребованных профессиях и специальностях на региональном и межрегиональном рынках труда, уровне оплаты труда, рынке образовательных услуг. Реализовать задачи, стоящие перед государством в данной сфере, невозможно без разработки соответствующей нормативной правовой базы, которая в том числе включает в себя и вопросы обеспечения благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования. В регионах необходимо создавать единый банк имеющихся вакансий, региональные центры сертификации профессиональных квалификаций.

Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг должна опираться на действенные

...заработная плата специалиста с высшим образованием выше зарплаты специалиста со средним образованием на 60-70%

_^Уй V

рыноктруда

. поддержание

прибыльности

деятельности ТНК

возможно лишь

за счет

привлечения

новых рынков

и, следовательно,

.развития прямых

_иностранных

_инвестиций

механизмы социальной и экономической поддержки лиц, осваивающих наиболее востребованные рабочие профессии и направления подготовки, а также меры по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений, разработка которых должна стать одной из задач органов государственной власти.

Литература

1. Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных структур в субъектах Российской Федерации - М.: Техносфера, 2007.- с.71.

2. Кувалин Д.Б. Российские предприятия: качество ресурсов и качество роста // Проблемы прогнозирования. - 2004.- № 2. - с.50.

3. Кузьминов Я.И. Проблемы отечественного образования // Конкурентоспособность и модернизация экономики. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2001. - с. 116.

4. Рынок труда сегодня. - М.: Профиздат, 2004.-с.34, 45.

Alieva R.R.

Cand. of Econ. Sci, Associate professor, Deputy Head of the Department of Education, Culture and Science of the President's Administration and Government of the Republic of Daghestan, Makhachkala

Pavlyuchenko E.I.

Cand. of Econ. Sci, Dean of Department of Engineering and Economics, SEI HPT Daghestan State Technical University

Influence of Level and Quality of Professional Training on the Development of Labor Market

Abstract

The article examines some aspects of the interaction of the labor market and the education services market. Among these aspects are the quality of services in vocational education, acquisition of specific skills which are demanded in the labor market, macroeconomic forecasting for the social and labor sectors development.

Keywords: labor market, market of educational services, system of vocational education, level of vocational education of employee, forecasting, change in qualification structure of specialists, united job bank

р -

россий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.