Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УПРОЩЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ УПРОЩЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / УПРОЩЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОН / КОАП РФ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агеев Никита Алексеевич

Данная статья посвящена влиянию упрощения законодательства на эффективность работы в области государственного управления. Отмечается существенный рост количества нормативно-правовых актов, регулирующих административно-правовые отношения, а также иные отрасли права. Вместе с тем, принятия и таких нормативно-правовых актов и необходимость их применения не всегда оправданы. Автор приходит к выводу, что упрощение законодательства считается одним из наиболее эффективных способов решения проблемы избыточности правового регулирования посредством сокращения количества нормативно-правовых актов с параллельным повышением их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SIMPLIFICATION OF LEGISLATION ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION

This article is devoted to the impact of simplification of legislation on the effectiveness of work in the field of public administration. There is a significant increase in the number of regulatory legal acts regulating administrative and legal relations, as well as other branches of law. At the same time, the adoption of such regulatory legal acts and the need for their application are not always justified. The author comes to the conclusion that simplification of legislation is considered one of the most effective ways to solve the problem of redundancy of legal regulation by reducing

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УПРОЩЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Столыпинский вестник №3/2022

Научная статья Original article УДК 351.00.0

Êt

Столыпинский вестник

ВЛИЯНИЕ УПРОЩЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

THE IMPACT OF SIMPLIFICATION OF LEGISLATION ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION

Агеев Никита Алексеевич, студент, 4 курс, бакалавриат, ФГБОУВО ДВФ «Российский государственный университет правосудия» (Россия, г. Хабаровск, ул. Восточное шоссе 49), тел. 8 (4212) 91-03-30, nikita.coll29@mail.ru

Ageev Nikita Alexeyevich, 4th year student, Bachelor's degree, Federal State Educational Institution of the Russian Federation "Russian State University of Justice" (Russia, Khabarovsk, 49 Vostochnoye shosse str.), tel. 8 (4212) 91-03-30, nikita.coll29@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена влиянию упрощения законодательства на эффективность работы в области государственного управления. Отмечается существенный рост количества нормативно-правовых актов, регулирующих административно-правовые отношения, а также иные отрасли права. Вместе с тем, принятия и таких нормативно-правовых актов и необходимость их

1630

применения не всегда оправданы. Автор приходит к выводу, что упрощение законодательства считается одним из наиболее эффективных способов решения проблемы избыточности правового регулирования посредством сокращения количества нормативно-правовых актов с параллельным повышением их качества.

Abstract. This article is devoted to the impact of simplification of legislation on the effectiveness of work in the field of public administration. There is a significant increase in the number of regulatory legal acts regulating administrative and legal relations, as well as other branches of law. At the same time, the adoption of such regulatory legal acts and the need for their application are not always justified. The author comes to the conclusion that simplification of legislation is considered one of the most effective ways to solve the problem of redundancy of legal regulation by reducing

Ключевые слова: административное право; упрощение законодательства; нормативно-правовой акт; закон; КоАП РФ; государственное управление; государственный орган.

Keywords: administrative law; simplification of legislation; regulatory legal act; law; Administrative Code of the Russian Federation; public administration; public authority.

Административное право на сегодняшний день является одной из наиболее стремительно развивающихся отраслей, а административные правоотношения, по праву признаются одними из наиболее регулируемыми государством. В данной сфере правоотношений принимается наибольшее количество подзаконных и нормативно-правовых актов. При этом на органы власти, призванных контролировать и реализовывать принимаемые нормы, создается все большая нагрузка. Данные факторы поднимают вопрос о необходимости повышения эффективности деятельности государственных органов и государственного управления в целом посредством упрощения

1631

законодательства. Прежде всего, следует разобраться, что представляет из себя упрощение законодательства. На мой взгляд, упрощением законодательства являются факторы сокращения нормативно-правовой базы и применение способов унификации законодательства в целом. Ключевая проблема кроется в том, что из-за большого количества принятых нормативно правовых актов, не изменяется качество и эффективность реализаций этих норм в обществе. То есть, положительного эффекта от подобных действий нет, а правовая база нагружается, что препятствует функционированию общественной жизни. Всё это подводит к тому, что законодательство нуждается в ином подходе.

В России постоянно увеличивается количество новых законодательных актов. Большинство из них вносят поправки в уже существующие и действующие законы, кодексы, и иные нормативные правовые акты [6]. Например, с момента вступления в силу КоАП РФ в него было внесено около 3 000 изменений и дополнений [1, ст. 1]. Частота изменений Федеральных законов и введения их в действие с момента опубликования не оставляют времени на приведение в соответствие с ними законов субъектов РФ. Таким образом, законодатель изменяет правовое поле, тем самым часто затрудняя действие субъектов правоотношений в российском праве. Вероятно, такое активное законотворчество объясняется тем что, что многие правотворческие субъекты полагают, что малое количество актов в какой-либо области — это показатель плохой системы, а любые правовые пробелы и коллизии можно разрешить только путем создания новых нормативно-правовых актов [7]. Я же считаю, что такой подход является, скорее всего, следствием узкопозитивисткого сознания, и должен быть признан ошибочным и неэффективным.

Одной из первых нерешенных проблем в нашей российской правовой системе является избыточность нормативных актов. Излишняя избыточность актов в правовой базе негативно влияет не только на отдельные сферы

1632

общественной жизни, но и на органы управления, а значит и на государство в целом [5]. Одним из выходов и решением данной проблемы я вижу с одной стороны простую, а в некоторой степени длительную с точки зрения реализации вещь - совершенствование законодательства путем сокращения законодательных актов. На сегодняшний день в России существует большое количество актов, которые либо устарели и не пригодны к использованию, либо никогда не работали и не реализовывались должным образом. К этим законам относятся, например, Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [3, ст. 721], которым определен факт запрета курения в публичных местах; Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», в котором запрещалось использование открытого огня на балконах квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц и т.д. Однако такие нормативные правовые акты не оказывают существенного воздействия на правовую среду, что выражается в многократных нарушениях положений данных законов со стороны граждан и ненаступления для этих лиц неблагоприятных последствий, установленных законом, в частности КоАП РФ.

Также, существуют нормативно-правовые акты, которые не только не реализуются в должной степени, но и создают определенный вред обществу. Например, в политико-правовом пространстве возникают спорные вопросы по поводу таких актов, как Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О связи" и Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [2, ст. 2216], известный как «Закон о суверенном интернете», а также Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [4, ст. 7597 (Часть1)], наиболее

1633

популярный как «Закон Димы Яковлева». Эти нормативно-правовые акты формируют определенные споры и противоречия в обществе, а некоторые правоведы и вовсе именуют их антиконституционными, нарушающими права человека и гражданина.

Во многих работах поднимаются вопросы совершенствования, упрощения законодательства путем конкретизации правовых норм. Так, И.О. Краснова акцентирует внимание на особенности правового регулирования экологических отношений, которые требуют учета естественно-научных, технических и социально-экономических знаний: «Объективно существующая в некоторых случаях неопределенность и неточность этих знаний способна привести к неопределенности правовых норм и снизить общую эффективность правового регулирования» [7, с. 146]. Путем пересмотра актов и должной работы органов исполнительной и законодательной власти в нормативно-правовой базе можно сократить и доработать немалое количество сложных с точки зрения применения и неработающих актов, что значительно уменьшит избыточность и сократит законодательство, а впоследствии возвысит эффективность работы органов управления в государстве.

Таким образом, можно сказать, что упрощение законодательства считается одним из наиболее эффективных способов решения проблемы избыточности правового регулирования посредством сокращения количества нормативно-правовых актов с параллельным повышением их качества. Упрощение законодательства - это устранение лишних норм в консолидированном объеме законодательной базы посредством применения средств законности, соразмерности и необходимости. Упрощение должно представлять собой снятие избыточности нормативно-правового регулирования, простые и рациональные методы в закреплении и реализации структурированных инструментов государственного регулирования в целях повышения эффективности системы законодательства, а также доступности

1634

этой системы для общества и государства. В конечном счете, упрощение

нормативно-правовой базы является одним из важнейших инструментов

повышения эффективности и качества государственного управления в целом.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 2002, №1, ст. 1.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 01.05.2019 N 90-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 2019, № 18, ст. 2216.

3. Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" от 23.02.2013 N 15-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 2013, № 8, ст. 721.

4. Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" от 28.12.2012 N 272-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53, ст. 7597 (Часть 1).

5. Мелехин А.В. Проблемы обеспечения законности в современной России // Управление экономикой и финансами: организационно-правовое исследование. М., РУСАЙНС, 2020. С. 52.

6. Тихомиров Ю. Почему Уголовный кодекс оказался в «лохмотьях», а Административный вырос втрое // Российская газета (Федеральный выпуск), 2020. C. 5.

7. Краснова И.О. Конкретизация как способ совершенствования законодательства // Lex russica, 2016. С. 146.

1635

References

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 N 195-FZ (ed. from 14.07.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 25.07.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2002, No. 1, Article 1.

2. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Communications" and the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection" dated 01.05.2019 N 90-FZ (latest edition) // Collection of Legislation RF, 2019, No. 18, article 2216.

3. Federal Law "On the protection of citizens' health from exposure to ambient tobacco smoke, the consequences of tobacco consumption or consumption of nicotine-containing products" dated 23.02.2013 No. 15-FZ (last edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2013, No. 8, Article 721.

4. Federal Law "On measures of influence on persons involved in violations of fundamental human rights and freedoms, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation" dated 12/28/2012 N 272-FZ (last edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2012, No. 53, Article 7597 (Part 1).

5. Melekhin A.V. Problems of ensuring legality in modern Russia // Management of economics and finance: organizational and legal research. M., RUSAINS, 2020. p. 52.

6. Tikhomirov Yu. Why the Criminal Code turned out to be in "rags", and the Administrative Code tripled // Rossiyskaya Gazeta (Federal Issue), 2020. C. 5.

7. Krasnova I.O. Concretization as a way to improve legislation // Lex russica, 2016. p. 146.

© Агеев Н. А. 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»

№3/2022.

Для цитирования: Агеев Н. А. ВЛИЯНИЕ УПРОЩЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Научный сетевой журнал

«Столыпинский вестник» №3/2022.

1636

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.