Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ СИМПАТИКО-АДРЕНАЛОВОЙ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ '

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ СИМПАТИКО-АДРЕНАЛОВОЙ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ф.И. Гришка, А.Н. Ратушная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF INTELLECTUAL WORK OF DIFFERENT INTENSITY ON THE STATE OF THE SYMPATHICOADRENALINE AND HAEMODYNAMIC SYSTEMS IN SCHOOL-CHILDREN

Examination of school-children showed that the fulfillment of intellectual work accompanied by psycho-emotional strain caused considerable strain of the sympathico-adrenaline and haemodynamic systems. These changes were more pronounced in older and middle-age groups of school-children.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ СИМПАТИКО-АДРЕНАЛОВОЙ И ГЕМОДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ »

Выводы

1. Силициды переходных металлов (TiSi2, MoSi2, WSi2) обладают повышенным фиброгенным действием, а также вызывают дистрофические изменения в паренхиматозных органах, главным образом в печени и почках. Выраженность биологической активности убывает от силицида титана к силициду молибдена и далее к силициду вольфрама.

2. В целях профилактики профессиональных заболеваний на предприятиях должны быть приняты меры cai итарно-технического и технологического порядка, направленные на снижение концентрации пыли силицидов в воздухе рабочей зоны. Предельно допустимые концентрации силицида титана рекомендуются на уровне 2 .мг/лг3, силицида молибдена — 4 мг/м3 и силицида вольфрама — 6 мг/мя.

3. Установлена корреляция между токсическими свойствами силицидов, уровнем образования стабильных электронных конфигураций и степенью симметрии кристаллической решетки. Токсическое действие силицидов повышается с увеличением статистического Ееса нелокализован-ных электронов, образующихся при взаимодействии атомов металла и кремния, а также с понижением степени симметрии кристаллической решетки .

ЛИТЕРАТУРА

БрахноваИ. Т. В кн.: Материалы научной сессии Донецк, ин-та гигиены труда и профзаболеваний. Донецк, 1965, с. 13. — Б р а х н о в а И. Т., Самсонов Г. В. Порошковая металлургия, 1966, № 9, с. 97. — Мезенцева Н. В. В кн.: Новые данные по токсикологии редких металлов и их соединений. М., 1967, с. 172. — Могилев-ска я О. Я. Гиг. труда,1965, № 7, с. 27. — О н а ж е. В кн.: Новые данные по токсикологии редких металлов и их соединений. М., 1967, с. 175. — Самсонов Г. В. Силициды и их использование в технике. Киев, 1958. — Он же. Тугоплавкие соединения. М., 1963. — О н ж е. Укр. хим. ж., 1965, № 12, с. 1233. -Слуцкий Л. И., Шелеке-тина И. И. Вопр. мед. химии, 1959, в. 6, с. 466. — В г i с h Т. W., Harris L. I., R а у S. N.. Biochem. J., 1933, v. 27, p. 590.

Поступила 23/X11 1968 г.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF THE EFFECT PRODUCED ON THE BODY BY SILIC1DES OF THE TRANSITION METALS

I. T. Brakhnova, G. V. Samsonov

A high fibrogenic activity and dystrophic changes were detected in the parenchyma tous organs of albino rats under the action of disilicides of titanium, molybdenum and tungsten. Their maximum permissible concentrations are recommended. The toxicity proved to diminish starting from titanium silicide to molybdenum and tungsten silicides; it was inversely related to the increase of static weight of stable electronic d6- and Sp3-configurations formed in the interaction of silicon atoms and transitory metal; and besides it depended on the symmetry of crystallic lattice.

УДК 612.89 +612.45 +612.13 ЮВ:612.825.8-053.5

ВЛИЯНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТЫ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ СИМПАТИКО-АДРЕНАЛОЕОЙ И ЕЕМОДИ НАМИ ЧЕСКОЙ СИСТЕМ ШКОЛЬНИКОВ

Ф. И. Гришко, А. Н. Ратушная Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний

Известно, что продолжительная умственная работа вызывает значительное напряжение различных систем организма. При предъявлении ему повышенных требований важную роль в осуществлении, приспособитель-

ных реакций играет симпатико-адреналовая система, одним из показателей состояния которой является экскреция катехоламинов.

Исходя из того что умственная работа служит основным компонентом трудовой деятельности подростков и детей школьного возраста, а также учитывая раннее появление нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы (В. И. Засухина и др.), мы сочли важным определить влияние умственной работы различной интенсивности на функциональное состояние сим-патико-адреналовой и гемодинамической систем подростков и детей школьного возраста. С этой целью обследовали ЗЭ школьников (мальчики) 3 возрастных групп (8—9, 11—12 и 15—16 лет) до и после обычного урока, после контрольной работы и в период экзаменов (180 исследований), 30 подростков 18—19 лет и 20 работниц вычислительного центра в возрасте 18—20 лет (50 исследований) при различной плотности рабочего дня (48,8 и 80,5%). У всех обследуемых определяли экскрецию адреналина и норадреналина с мочой по методике В. О. Осинской в модификации А. М. Бару (на приборе Ф-ЗМ, усовершенствованном Д. О. Головым). Мочу собирали до и после нагрузки (обычного урока, контрольной работы и экзаменов) в одно и то же время и за одинаковый промежуток времени. Расчет содержания адреналина и норадреналина производили в нонограммах за 1 мин. Измеряли артериальное давление по Короткозу — Яновскому и подсчитывали частоту пульса до и после нагрузки. Полученные данные обрабатывали статистическим методом.

Исследование позволило установить, что с возрастом экскреция катехоламинов повышается, главным образом за счет норадреналина; однако достоверные различия выявлены только между 18-летними школьниками и школьниками младшего возраста. Выделение адреналина с мочой у учащихся 8—9, 11—12 и 15—¡6 лет составляло 8—10 нг/мин и норадреналина — 9,6—12,4 нг/мин. Различия в этих возрастных группах были несущественны, имелась лишь тенденция к увеличению экскреции норадреналина в 15—16-летнем возрасте. У лицже 18—Шлет уровень экскреции адреналина составлял 12,6 нг/мин (Р<0,05), а норадреналина — 25,8 нг/мин (Р<;0,001), т. е. в 2 раза большэ, чем в младших возрастных группах. Таким образом, к 18-летнему возрасту экскреция катехоламинов достигала уровня ее у взрослых.

Показатели гемодинамики (артериальное давление и частота сердечных сокращений) соответствовали возрастным нормативам. По мере увеличения возраста сердечные сокращения становились реже, а артериальное давление повышалось. Что касается реакции симпатико-адреналовой и гемодинамической систем учащихся на умственную работу различной интенсивности, то выявлено следующее. Обычный урок, как видно из табл.1, существенных изменений в экскреции адреналина и норадреналина не вызывал во всех возрастных группах (прирост не превышал ±3,3 нг/мин). Выполнение контрольной работы сопровождалось резкими сдвигами в экскреции адреналина и норадреналина, однако характер их не всегда был одинаковым. Так, наибольшие изменения экскреции адреналина были у 11—12-летних школьников (-|-12,8±4,5; Р<0,001), а наименьшие — у 8—9-летних (+4,9±2,4; Р<0,05).

Экскреция норадреналина при выполнении контрольной работы у детей 8—9 лет не изменялась. Совсем иная картина наблюдалась у учащихся 11—12 и 15—16 лет. После контрольной работы отмечено достоверное увеличение определения норадреналина, более выражзнное у учащихся 15— 16 лет (+10,0±3,3; Р<0,0Э1).

Следовательно, большие изменения в экскреции катехоламинов имеются у учащихся старших классов.

Что касается показателей гемодинамики, то у учащихся 8—9 лет, выполнявших контрольную работу, не было каких-либо изменений уровня артериального давления и частоты пульса. У учащихся 11—12 лет перед контрольной работой отмечалось достоверное учащение пульса (Р<0,001)

Таблица I

Реакция симпатико-адреналовон системы учащихся различного возраста при выполнении ими контрольной работы

V Адреналин (в нг/мин) Норадреналнн (в нг/мин)

Обследуемая группа и ё* обычный урок контрольная работа обычный урок контрольная работа

до после < До после < ДО после | ДО после *

11 М±т 1—2 М±т 3-4 М±т 1П М ±т 7-8

Учащиеся 8—9 лет .1 25 10,3±2,0 +3,3+4,4 0,7 Я>0,5 10,4+1,4 4,9+2,4 2,0 Я<0,5 10,5±1,8 +0,9 0 12,1 + 1,76 0

Учащиеся 11-12 лет ш 25 8,7+1,14 —0,9" 9,8+1,1 + 12,8+4,5 2,8 Р <0,01 9,6±1,7 + 1,8 11,0+1,5 +6,9±3,0 2,3 Р<0,05

Учащиеся 15— 16 лет 25 8,1 + 1,4 + 1,8 1,7 Я>0,05 9,0±1,6 + 10,3+2,7 3 8 Р<0,001 12,4±1,97 -0,2 0 13,0+1,9 + 10,0±3,3 3,0 Р<0,001

Таблица 2

Изменение уровня артериального давления (в мм) у учащихся различного возраста при выполнении умственной работы

различной интенсивности

Обследуемая группа Статистический показатель Систолическое Давление Диастолическое давление

до уроков до контрольной < 1-2 перед экзаменом / 1-3 после экзамена < 3-4 до уроков до контрольной < 5-6 перед экзаменами / 5-7 после экзамена < 7-8

Учащиеся 11 —12 лет п М+т Р 30 88,7±1,9 30 96,1+2,1 2,6 <0,02 9 108,8+2,7 6,09 <0,001 9 101,1+3,5 1,7 >0,1 ЗЭ 46,8+1,7 30 54,6+1,6 3,1 <0,001 9 68,8+3,5 5,9 <0,001 69,4+2,5 0

Учащиеся 15—16 лет п М±т Р 25 Ю7,5±2,2 25 110,9+2,9 1.1 <0,2 8 108,1+2,6 0,29 >0,8 8 100,6+1,7 2,4 <0,5 25 53,0+1,1 25 62,7+1,8 3,9 <0,001 8 56,2+2,4 1,2 <0,1 56,2±1,5 0

са Я £ Ч О ее Н

ч

и

СО - ! ю 2,0 <0,05 2,5 <0,05 2,2 <0,05

после экзме-менов по сравнению с обычным днем 10,8+5,4 ■4« со +1 00 00 + см оо" +1 со оо" +

* са X я ч са X «и сх ч КЗ Си о X ю - 1 -ч- 3,2 <0,02 <0,05

перед экзаменами по сравнению с обычным днем со СО +1 о* + см н ю со см +

обычный День 11,6±2,3 9,9±1,5 25,9+3,2

м - 1 5,2 <0,001 3,4 <0,02 2,3 <0,05

3 * после экзаменов по сравнению с обычным днем + 15,7+3,0 о со +1 см о" + со ю" +1 ю ем" +

X са X 5 С4 ~ 1 1,7 >0,1 1,6 >0,1

са X <и О. 5 перед экзаменами по сравнению с обычным Днем 6,2±3,6 о 00 +1 те со" +

обычный день 8±1 8,8+1,5 12,5+1,5

Статистический показатель Б ■На. 6 -Но, В -На.

Чи :ло исследуемых о ОО о эт

к

Обследуем группа Учащиеся 11 — 12 лет Учащиеся 15—16 лет Подростки 18-19 лет

по сравнению с частотой его в обычные дни. Систолическое давление, как видно из табл. 2, повышалось с 88,7 мм в обычные дни до 96, 61 мм перед контрольной работой (Я<0,02), а диастоличес-кое — с 46,8 до 54,6 мм (РС 0,001). Выполнение контрольной работы у учащихся 15-провождалось повышением ного более

16 лет со-некоторым артериаль-давления, причем выраженным было

изменение диастолического давления. Частота пульса у них не изменялась.

Выраженные изменения экскреции адреналина регистрировались у 11 — 12-летних детей и норадреналина — у 15 — 16-летних до экзаменов и у 18— 19-летних после экзаменов (табл. 3).

Исследование гемоди-намической системы позволило установить, что у учащихся 11 — 12 лет перед экзаменами значительно повышалось систолическое давление (см. табл. 2). Диастолическое давление и частота пульса оставались неизмененными. У школьников 15 — 16 лет существенных изменений систолического давления и частоты пульса не выявлено. Значение психоэмоционального компонента в степени реакций при умственной нагрузке отчетливо видно при сравнении изучаемых показателей с результатами наблюдений за работницами, выполняющими привычные обязанности различной интенсивности. В дни с разной интенсивностью работы (48,5 и 80,5%, по хронометражу О. В. Чебано-вой) экскреция адреналина

составляла у них 7,4 нг/мин, а норадреналина — 12,7 нг/мин. Показатели гемодинамики у большинства работниц также не изменялись. По-видимому, выполняемая ими работа не вызывала значительного напряжения.

« Исследования позволяют заключить, что с возрастом реактивность

симпатико-адреналовой системы изменяется. Выраженные сдвиги при напряженной умственной работе обнаружены у детей среднего и старшего школьного возраста. Однако не все показатели изменялись одинаково. Так, у 11—12-летних школьников при выполнении контрольной работы и на экзаменах более выраженные изменения наблюдались в экскреции адреналина и систолическом давлении, а у 15—16-летних — в экскреции норадреналина и диастолическом давлении. Это может быть объяснено различным действием на систему кровообращения адреналина и норадреналина: первый, увеличивая сердечный выброс, больше действует на систолическое давление, а второй, действуя на артериолы, изменяет тонус сосудов и оказывает большее влияние на диастол и чес кое давление. Функция же медиаторного звена, как известно, связана в основном с действием норадреналина. Отсутствие изменений в медиаторном звене симпатико-адреналовой системы и незначительные изменения в гормональном звене у 8—9-летних школьников, связаны, по-видимому, с тем, что эти дети ^ не могут еще оценить важности выполняемой или работы и она не сопровождается эмоциональным эффектом; возможно также, что причина здесь в меньшей трудности контрольных работ в начальных классах. Существенные изменения в состоянии симпатико-адреналовой гемодинамической системы возникают только при умственной деятельности, связанной со значительным психоэмоциональным напряжением. По-видимому, эти изменения определяются не столько интенсивностью работы, сколько наличием или отсутствием в ней психоэмоционального компонента.

ЛИТЕРАТУРА

Б а р у А. М. Биохимия, 1962, т. 27, с. 260. — Г о л о в Д. О. и др. Ф1з1ол. ж., 1964, т. 10, с. 681. — 3 а с у х и н а В. И. Вопр. охр. мат., 1957, № 2, с. 63. — О с и н-с к а я В. О. Биохимия, 1957, т. 22, с. 537.

Поступила 21/11 1969 г.

* EFFECT OF INTELLECTUAL WORK OF DIFFERENT

INTENSITY ON THE STATE OF THE SYMPATHICOADRENALINE AND HAEMODYNAMIC SYSTEMS IN SCHOOL-CHILDREN

F. I. Grishko, A. N. Ratushnaya

Examination of school-children showed that the fulfillment of intellectual work accompanied by psycho-emotional strain caused considerable strain of the sympathicoadre-naline and haemodynamic systems. These changes were more pronounced in older and middle-age groups of school-children.

УДК 371.62:628.9

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КЛАССОВ НОВЫХ ТИПОВ

Архитектор Н. С. Придонова

Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования учебных зданий

Возникшее противоречие между требованиями к знаниям учащихся и способами их передачи привело к отмене традиционных методов обучения в школе. Однако развитие новых направлений в педагогике нередко тор-

4

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.