Научная статья на тему 'Влияние ультрафиолетового облучения лимфоцитов крови на синдром полинейропатии при множественной миеломе'

Влияние ультрафиолетового облучения лимфоцитов крови на синдром полинейропатии при множественной миеломе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
221
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Кильдюшевский А. В., Голенков А. К., Дудина Г. А., Карзанов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние ультрафиолетового облучения лимфоцитов крови на синдром полинейропатии при множественной миеломе»

снижены дозы калимина на 68%, преднизолона на 59%, а у двух больных гормональная терапия была отменена. После курса ДПА наблюдалось снижение уровня иммуноглобулинов: 1§ А на 17,45%, М на 18,2%, ^ в на 18,5%, нормализовались показатели высокомолекулярных и низкомолекулярных ЦИК. Показатели клеточного иммунитета и фагоцитарная активность нейтрофилов и моноцитов существенно не изменились.

Все больные были выписаны с улучшением состояния, компенсацией миастенических нарушений на фоне гормональной терапии и антихолинэстеразных препаратах.

Однако эффективность ДПА при обострении заболевания у больных была кратковременной от 6 месяцев до 1 года ( в среднем 9 месяцев), что потребовало поиска новых методов лечения данного заболевания.

У 8 детей с генерализованной формой миастении через 1 год после тимэктомии в связи с ухудшением состояния и у 2 больных с глазной формой заболевания был применен антилимфолина-Кз (АЛКз).

Доза препарата подбиралась индивидуально для каждого больного методом титрования с сывороткой крови больного и составляла в среднем 4 мг/кг. Количество вливаний зависело от изменений показателей морфологического состава крови и клинического течения заболевания и составляло на курс 2 - 4 с интервалом в 3 суток. Для оценки эффективности применения АЛКз при обострении заболевания после тимэктомии определялись изменения симптомов заболевания и мышечной силы до и через 7 суток после инфузии.

В результате исследования было выявлено уменьшение птоза в 1,3 раза, слабости смыкания век в 1,1 раза, слабости мышц шеи в 1,3 раза, слабости мышц нижних конечностей в 1,4 раза, слабости мышц верхних конечностей в 1,5 раза, нарушения фонации в 1,27 раза и дизартрии в 1,1 раз.

В связи с применением антилимфолина-Кз был исследован морфологический состав периферической крови до его применения, через 5 часов после внутривенного введения и через 1 сутки.

Проведенное исследование показало, что сразу после введения АЛКз происходит снижение общего количества лимфоцитов в 2,6 раза по сравнению с исходными данными. Через 1 сутки после применения АЛКз число лимфоцитов остается сниженным по сравнению с исходными данными в 1,64 раза.

В связи с тем, что антилимфолин-Кз является иммуномодулятором проведено исследование изменений клеточного и гуморального иммунитета до и через 1 сутки после его введения. Было выявлено снижение общего числа лимфоцитов, Т-РОК.-лимфоцитов, Т-РОК.-активных лимфоцитов и иммуноглобулинов О.

Проведенное исследование показало, что после применения антилимфолина-Кз при обострении заболевания после тимэктомии улучшение состояния наблюдалось у 43% больных им были снижены дозы АХЭ препаратов в 1,1 раза. У остальных 57% больных состояние после применения АЛКз стабилизировалось. Дозы антихолинэстеразных и гормональных препаратов после применения АЛКз у данной группы больных не изменялись. Эффективность от применения АЛКз у них мы расценивали как незначительное, так как симптомы заболевания и мышечная сила изменялись статистически не достоверно.

Таким образом, применение дискретного плазмафереза и антилимфолина-Кз при неэффективности тимэктомии открывает новые возможности в лечении данной патологии у детей.

ВЛИЯНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ОБЛУЧЕНИЯ ЛИМФОЦИТОВ КРОВИ НА СИНДРОМ ПОЛИНЕЙРОПАТИИ ПРИ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМЕ А.В. Кильдюшевский, А.К. Голенков, Г.А. Дудина, В.Н. Карзанов

Московский областной научно-исследовательский клинический институт

Поражение периферической нервной системы, обусловленное моноклональной гаммапатией часто встречается у больных множественной миеломой (ММ), макроглобулинемией Вальденстрема и В-клеточной лимфомой.

Одним из основных факторов в патогенезе полинейропатий при ММ является влияние моноклональ-ного протеина, выступающего в качестве аутоантитела, обладающего специфичностью для углеводных антигенных миелиновых детерминант периферического нерва. Многочисленные данные свидетельствуют о патогенетической роли антител к миелин-ассоциированному гликопротеиду (МАГ) в развитии нейропатических проявлений. Отсутствие при этом острых воспалительных явлений объясняется наличием ингибиторов. Установлено, что аутоантитела анти-МАГ стимулируют прогрессирующую демиелинизирующую полинейропатию, изменяя аксон-швановские клеточные взаимодействия. Помимо МАГ, могут присутствовать и другие антигены типа гликолипидов или ганглиолипидов, представляющие другие антигеновые мишени. Отмеченная при этом коэкспрессия других аутоиммунных явлений интерпретируется в свете перекрестных реакций между аутоанти-телом и подобными тканевыми аутоантигенами. Существенный прогресс был сделан в характеристике деятельности аутоантител и корреляции антигенной специфики с типом нейропатии, в объяснении механизмов исполнительного элемента, ответственного за повреждение нерва.

До сих пор не ясно, каким образом зависит выраженность нейропатии от количества патологического иммуноглобулина и амплитуды моноклонального пика. Коррелирует ли уменьшение неврологических симптомов в процессе лечения со снижением титра парапротеина? В литературе есть данные, свидетельствующие о том, что снижение концентрации М-белка и уменьшение антител к МАГ в процессе иммуносупрессивного лечения коррелирует с клиническим эффектом, что подтверждает патогенетическую роль моноклонального

белка при нейропатии. Однако, есть также сведения о том, что, несмотря на клиническое улучшение, концентрация антител к миелину может увеличиваться, а у некоторых больных в результате лечения титр антител понижается без клинического улучшения. Таким образом, присутствие и количество анти-миелин-ассоциированных антител к гликопротеиду и выраженность нейропатии не может рассматриваться в рамках простых корреляционных взаимоотношений.

Важно также учитывать и другие факторы происхождения нейропатии: обусловлена ли она химиотерапией, нарушением толерантности иммунной системы, присутствием патологических иммуноглобулинов в нерве, амилоидными отложениями, инфильтрацией паренхимы нерва патологическими клетками, или комбинацией этих механизмов. Однако значение аутоиммунного компонента в патогенезе полинейропатии при ММ остается наиболее существенным.

В связи с этим, для купирования нейропатических проявлений, вполне обосновано проведение имму-нотропного лечения. Однако существующие методы иммунотерапии сопряжены со значительными побочными действиями, связанными с выраженной иммунодепрессией и недостаточной эффективностью. В связи с этим, актуальной проблемой является разработка доступных, эффективных и безопасных методов иммунотерапии для коррекции полинейропатических проявлений, обусловленных аутоиммунным компонентом и токсичностью лекарственных препаратов.

Нами было обследовано 65 больных множественной миеломой со II (12 чел. ) и III (53 чел.) стадией заболевания с проявлениями полинейропатии. Среди наблюдаемых было 24 мужчины и 41 женщина в возрасте от 40 до 72 лет.

Диагноз полинейропатического синдрома основывался на характерных данных анамнеза, жалоб больного, подтверждался осмотром невропатолога, методами стимуляционной электромиографии.

Нейропатический синдром у большинства больных характеризовался перифическим типом с преимущественно сенсорными, дистальными симметричными проявлениями. Больные отмечали слабость в ногах. Жаловались на онемение, покалывание, жжение, зябкость в пальцах стоп и кистях. Эти проявления переходили на подошвенную и тыльную поверхность, нижнюю треть голени и предплечье. При этом отмечалось симметричное снижение болевой, температурной, тактильной, вибрационной и глубокой чувствительности по типу «носков» и «перчаток». Вибрационная чувствительность определялась с помощью аппарата «Bio-Thesiometr» и была достоверно снижена у 86% больных. По данным электромиаграфического исследования выявлено значительное снижение скорости проведения импульса по двигательным волокнам срединного и большеберцово-го нерва в среднем до 40м/с у 66 % больных. Повреждение нерва, носило преимущественно демиелинизи-рующий характер с нарушением сенсорно-двигательной активности.

Следует отметить, что все больные характеризовались резистентностью к проводимым курсам полихимиотерапии. У 8 из них проявления полинейропатии были обусловлены токсичностью химиопрепаратов. Известно, что винка-алкалоиды усиливают периферическую нейропатию и повреждают мышечную ткань. Молекулярное обоснование этой нейротоксичности полностью не объяснено, но возможная роль нейрофиб-риллярного поражения ранее сообщалась. В результате того, что винкристин часто вызывает нейротоксичность у больных ММ, врачи вынуждены сокращать его дозу. Это обуславливает более короткую ремиссию и выживаемость.

Из наблюдаемых нами 65 больных, тридцати двум было проведено УФО лимфоцитов крови с последующим проведением программной полихимиотерапии. 33 человека составили контрольную группу, которой проводилась обычная плановая програмная полихимиотерапия (ПХТ) - М-2, CSVP. Больные отбирались с отсутствием эффекта на 3-4 курса ПХТ.

Методика проведения процедуры заключалась в следующем: эксфузировали 500,0 крови в полимерный контейнер, который затем центрифугировали в течение 5 мин при 2600 об/мин. Затем, надосадочную плазму, обогащенную лейкоцитарными клетками переводили в спаренный контейнер и повторно центрифугировали в течение 15 мин при 3000 об/мин. Эритроциты ресуспендировали в физиологическом растворе и переливали больному. Полученную плазму после вторичного центрифугирования переводили во второй спаренный контейнер и реинфузировали. Выделенные лимфоциты взвешивали в 200,0 физиологического раствора, тщательно перемешивали и подвергали УФ облучению в течение 20 мин с последующей реинфузией. Спектральный диапазон излучения - 280 - 330 нм, мощность УФ-излучателя - 16 Вт, плотность мощности излучения 15 мВт/см2. Оптимальная доза облучения составляет 100 Дж/см2. Процедуру проводили через 1-2 дня, на курс 2-4 сеанса.

После проведения УФО у всех больных отмечен положительный клинический ответ, который выражался в восстановлении нарушенных функций. Значительно улучшалось общее состояние, уменьшалась выраженность парестезии, нарушения походки, восстанавливалась тактильная и глубокая чувствительность в онемевших конечностях. Длительность ремиссии составляла от 3 до 12 месяцев. Клинический эффект был достигнут и у 8 больных ММ, полинейропатия которых была обусловлена токсическим действием винкристина. Все это позволило провести этим больным полноценную базисную химиотерапию, которая способствовала пролонгированию достигнутого эффекта.

Клинические данные подтверждались положительными изменениями неврологического статуса: восстановлением поверхностной и глубокой чувствительности. Так вибрационная чувствительность возрастала в среднем на 45% у 27 больных. Отсутсвие эффекта у 5 больных, вероятнее всего, объясняется более выражен-

ными дегенеративными изменениями нервного волокна, сопровождающиеся повреждением аксона. Данные стимуляционной ЭМГ коррелировали с уменьшением неврологического дефицита. По результатам электромиографического исследования скорость проведения импульса по двигательным волокнам увеличилась до 56 м/с.

В контрольной группе отмечалось некоторое уменьшение полинейропатических жалоб во время проведения курса ПХТ, но имелась определенная тенденция к увеличению полинейропатических проявлений к окончанию межкурсового периода. В неврологическом статусе закономерно отмечено снижение всех видов поверхностной и глубокой чувствительности с их ухудшением не смотря на проводимое лечение.

Механизм положительного влияния УФ света на полинейропатический синдром заключается по-видимому в том, что секреция моноклональных иммуноглобулинов В-кпетками не является автономной, а зависит от Т-клеточной регуляции. В результате воздействия УФ света на лимфоциты крови, происходят качественные изменения, характеризующиеся усилением лиганд-связывающей способности Т-лимфоцитов, приводящее, как уже указывалось, к индукции апоптотической активности и снижению клональной экспансии опухолевых клеток. В результате этого уменьшается инфильтрация ими и патологическим иммуноглобулином пара-неврального пространства, приводящее к восстановлению миелиновой оболочки и регрессу неврологической симптоматики.

ЗНАЧЕНИЕ УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ОБЛУЧЕНИЯ ЛИМФОЦИТОВ КРОВИ В ИНДУКЦИИ АПОПТОЗА У РЕФРАКТЕРНЫХ БОЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОЙ МИЕЛОМОЙ А.К.Голенков, A.B. Кильдюшевский, Г.А. Дудина, Е.Р. Полосухина,

Е.В. Трифонова, Л.Л. Высоцкая, И.В. Буравцова

Московский областной научно-исследовательский клинический институт

Цель: изучение воздействия ультрафиолетового света (УФО) на изменения антигенной структуры клеточной мембраны лимфоцитов у рефрактерных больных множественной миеломой (ММ).

Методы: УФО лимфоцитов проводили на аппарате «Приз»-2 (290-320нм.). Доза облучения составляла ЮОДж/см2. Экспрессию поверхностных антигенов дифференцировки лимфоцитов изучали методом иммуноф-люоресценции на аппарате «FacScan».

Результаты: под наблюдением находилось 27 больных III стадией ММ, резистентные к программной химиотерапии. При иммунофенотипическом обследовании была выявлена повышенная экспрессия онкобелка Вс1-2 (50%±13%), коррелировавшая с низким уровнем CD95+ (Fas/Apo-1) (6,3%±3,2%) и CD/ (21,3%±4,2%). Отмечалась повышенная экспрессия лимфоплазмоцитарного антигена CD3g (72,8±8,8%) и увеличение CD19+ (26,5+5,2%). Под действием экстракорпорального УФО отмечено увеличение экспрессии CD95+, уменьшение экспрессии CD3g и CD|9 с одновременным увеличением CD4+. Это свидетельствует об активации экспрессии Fas\Fas-nHraiwa на Т-лимфоцитах, приводящее к стимуляции процессов апоптоза. Снижение экспрессии Bei-2 не носило статистически значимый характер.

Выводы: таким образом, было установлено, что рефрактерные больные ММ III стадией заболевания характеризуются снижением активности апоптотических процессов за счет высокой экспрессии онкобелка Bcl-2 и уменьшением количества CD95+ клеток, ассоциированных с апоптозом. Под действием УФО лимфоцитов крови происходит индукция апоптотической активности путем FasVFas-nnraHÄHoro взаимодействия и структурно-функциональные изменения со стороны мембранных антигенных маркеров лимфоцитов, носящие регулирующий (нормализующий) характер.

МОТОРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, СВЯЗАННЫЙ С ДВИЖЕНИЕМ, У ПАЦИЕНТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ВЕРХНЕГО МОТОНЕЙРОНА НА РАЗНЫХ

УРОВНЯХ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Е.В.Екушева

Кафедра нервных болезней ФППО Московской Медицинской Академии им. И.М.Сеченова.

Исследование моторных потенциалов является одним из развивающихся и недостаточно изученных нейрофизиологических методов исследования, которое дает возможность изучения центральных механизмов организации двигательных актов и их нарушения при различных заболеваниях центральной нервной системы[1]. Первооткрывателем в этой области был Гринкер, обнаруживший в 1939 году в суммарной записи ЭЭГ с моторной коры «большой» потенциал, связанный с мышечным сокращением. В 1965 году Дик и Корн-хубер выделили в поверхностной ЭЭГ сенсомоторной коры целый комплекс негативно-позитивных колебаний, возникающих при произвольных движениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.