Научная статья на тему 'Влияние тюремной субкультуры на воспитание осужденных к лишению свободы'

Влияние тюремной субкультуры на воспитание осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / СУБКУЛЬТУРА / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / EDUCATIONAL IMPACT / CONVICTED / SUBCULTURE / DEPRIVATION OF LIBERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Митрохова Ольга Олеговна

Статья посвящена анализу влияния тюремной субкультуры на воспитание осужденных к лишению свободы и причин распространения этого явления. Дается переченьфакторов, способствующих минимизациитакого влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние тюремной субкультуры на воспитание осужденных к лишению свободы»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Влияние тюремной субкультуры на воспитание осужденных к лишению свободы Митрохова О. О.

Митрохова Ольга Олеговна /Mitrohova Olga Olegovna - магистрант, кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул

Аннотация: статья посвящена анализу влияния тюремной субкультуры на воспитание осужденных к лишению свободы и причин распространения этого явления. Дается перечень факторов, способствующих минимизации такого влияния. Abstract: article is devoted to analysis of the impact of the prison subculture on education sentenced to deprivation of liberty and reasons for the spread of this phenomenon. Given a list of factors contributing to minimize such impact.

Ключевые слова: воспитательное воздействие, осужденные, субкультура, лишение свободы.

Keywords: educational impact, convicted, subculture, deprivation of liberty.

Воспитательному воздействию на осужденных к лишению свободы посвящена целая глава Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Глава 15 УИК РФ характеризует воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы как воспитательную работу, которая, согласно статье 109 «направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня» [1]. Однако следует понимать, что данное воздействие на осужденных не ограничивается только этим понятием, а значит, и не регламентируется только нормами этой главы. Мы должны понимать, что как воспитание осужденных выступает также режим в исправительных учреждениях совместно со средствами его обеспечения (например, применение к осужденным мер поощрения и взыскания), привлечение к труду осужденных, условия отбывания наказания в исправительных учреждениях и др. Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю - одно из крупнейших структур региона. Оно включает в себя четыре следственных изолятора, три лечебных учреждения, семь исправительных колоний, в том числе две женских, одна воспитательная колония и две колонии-поселения. Всего содержится около 12 тысяч осужденных подозреваемых и обвиняемых [3]. На территории города Барнаула расположена одна исправительная колония строгого режима, одно лечебно -исправительное учреждение, Краевая Туберкулезная Больница, уголовно -исполнительная инспекция, два следственных изолятора, что, несомненно, подтверждает актуальность рассматриваемой темы.

Юридическая литература знакомит нас с основными направлениями воспитательной работы: нравственным, правовым, трудовым, физическим, патриотическим воспитанием.

Для более эффективного применения вышеперечисленных направлений в воспитании осужденных необходимо учитывать массу особенностей, присущих данному контингенту лиц, в том числе такое распространенное для мест лишения свободы явление, как тюремная субкультура, которое занимает определенное место в системе человеческих ценностей.

Для начала определимся, что означает термин «тюремная субкультура». Анализируя ряд источников, приходим к выводу, что тюремная субкультура представляет собой некий определенный образ жизнедеятельности лиц, объединенных в криминальные группы и придерживающихся определенных традиций, законов, правил поведения. Само собой разумеется, что данные лица характеризуются такими признаками, как аморальность, жестокость, утрата сострадания, жалости, гуманности. Соблюдение неформальных норм и порядков обязательны для членов криминальных групп.

В структуре тюремной субкультуры можно выделить следующие составные части:

- «табель о рангах», которая закрепляет определенное положение члена преступной группы;

- поведенческая составляющая, с помощью которой регулируются взаимоотношения в криминальном сообществе;

- коммуникативная составляющая (уголовный жаргон, жесты, татуировки - как средства общения);

- материальная составляющая (например, финансовая помощь семьям криминальных авторитетов, подкуп сотрудников прокуратуры и т.д.);

- сексуальные ценности (особенности интимных отношений с лицами как противоположного, так и своего пола);

- тюремная лирика (стихи и песни).

Какова же взаимосвязь между тюремной субкультурой и воспитательным воздействием, применяемым в отношении осужденных к лишению свободы? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью утверждать - прямая. Более того, соотношение данных понятий на практике дает нам полное право судить о том, что существует масса проблем, возникающих при столкновении этих понятий в реальности. Происходит так называемый «конфликт интересов». Так, членство в активе является компрометирующим обстоятельством новичка, проходящего процедуру «прописки», являющейся неотъемлемым атрибутом тюремной субкультуры, и влияет на определение его положения в криминальном сообществе не лучшим образом, в то время как со стороны работников исправительного учреждения членство в активе будет приветствоваться.

Положение осужденного в криминальном сообществе приходится учитывать и администрации исправительного учреждения. Так, непредсказуемыми окажутся последствия, если в камеру, где сидят «обиженные», посадить «блатного». Поэтому зачастую камеру, в которой предстоит сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (за исключением случаев, когда администрация имеет своей целью сломить то или иное лицо).

В процессе воспитания осужденного немаловажную роль играет нравственное воспитание, которому способствует участие в художественной самодеятельности, выпуск стенгазет, чтение религиозной литературы. Однако, вместо того, чтобы вести нормальный образ жизни и идти по пути исправления, осужденный целенаправленно ведет себя противоправно, что приводит к водворению его в штрафной изолятор, что вызывает уважение и почет со стороны членов криминального сообщества, поднимает его престиж.

Таким образом, на сегодняшний день тюремная субкультура с ее специфическим набором ценностных ориентаций, норм поведения, сетью устойчивых неформальных взаимосвязей правонарушителей является одним из серьезных препятствий, стоящих на пути исправления в условиях пенитенциарных учреждений. Она предопределяет для осужденных определенный порядок как в психологических, так и в физиологических отношениях. Следовательно, одних это вынуждает скептически относиться к средствам воспитательного воздействия, других - открыто противодействовать усилиям персонала, третьих - мириться со своей участью и полностью поддаваться оказываемому на них воздействию.

16

Достижение максимального результата в воспитательном воздействии наряду с прочим возможно также при условии минимизации негативного влияния тюремной субкультуры, одной из основных важных предпосылок которого является заинтересованность администрации колонии. От того, насколько правильно ориентирован сотрудник колонии в этом направлении, зависит решение проблемы борьбы с тюремной субкультурой. Так, в связи с непрофессионализмом либо с недостаточным стимулированием труда сотрудники выполняют свои обязанности «спустя рукава», что является, как правило, предпосылкой образования обратного процесса: осужденные негативно влияют на сотрудников пенитенциарного учреждения, навязывая им уже свои правила, вследствие чего сотрудники перенимают жаргонные слова и привычки, что, естественно, является аморальным. Повышение морального и культурно - образовательного уровня сотрудников является необходимым условием организации воспитательного процесса. В рамках этого вопроса нельзя забывать и о психологической подготовке сотрудников, которая предполагает формирование профессионально значимых качеств, навыков общения как в коллективе, так и с осужденными, выработку психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.

В процессе воспитания осужденного немаловажно учитывать социальные и педагогические факторы, среди которых необходимо выделить следующие:

1. Социальные факторы:

- бытовой фактор: организация условий быта осужденных в соответствии с нормами бытовой санитарии;

- трудовой фактор: затрагивающий необходимость обеспечения осужденных рабочими местами с учетом их профессиональной подготовки и интересов. В данном случае необходимо строгое соблюдение техники безопасности при осуществлении трудовой деятельности, соответствие заработной платы выполняемой работе;

- досуговый фактор: организация свободного времени, включающая в себя спортивную деятельность, посещение библиотек, комнат отдыха;

- валеологический фактор: качественное медицинское обслуживание, работа с психологами;

- постпенитенциарный фактор: организация социальной деятельности, поддерживающей осужденных, освободившихся из мест лишения свободы. Данная деятельность также предполагает психологическую помощь осужденным, но уже освобожденных из пенитенциарных учреждений, помощь в трудовом устройстве. Наиболее оптимальной формой организации такой деятельности является создание центров социальной реабилитации.

2. Педагогические факторы:

- правовой: определяет правопорядок пенитенциарного учреждения на основе строгого соблюдения уголовно - исполнительного законодательства;

- образовательно - воспитательный: предусматривает привлечение к воспитательной и образовательной работе с осужденными преподавателей колледжей, вузов, разработка моделей воспитательной работы. Образование, по мнению многих исследователей, является самым эффективным средством исправления осужденных.

Немаловажным фактором воспитательного воздействие и искоренения тюремной субкультуры является религиозное воспитание осужденных. Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в рамках воскресных школ, библейских курсов,

17

во время совершения обрядов крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия. Религиозные убеждения могут распространяться и во время демонстрации фильмов на религиозные темы, проведения радиобесед, культовых праздников и т.д.

Полноценное осуществление индивидуального подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных основано на знании не только их индивидуальных особенностей, но и социально - психологических закономерностей тюремной среды.

В условиях исправительных учреждений могут возникать и более крупные по размерам, но «размытые» в плане разделяемых ценностей и норм общности осужденных, которые в специальной литературе называют «землячествами». Надо отметить, что «воры в законе» в своих «воровских прогонах» высказываются против такого явления, как «землячество». Считается, что администрация пенитенциарных учреждений должна использовать такое явление, как «землячество», в своих целях, т.е. при поступлении осужденных в пенитенциарное учреждение помещать его в отряды, где содержатся другие осужденные либо из того же региона, или той же веры, или схожие по каким-то другим критериям. Тем самым они будут объединяться в свои небольшие группы, и «авторитетам» будет труднее навязать им свою волю. Именно поэтому «воры» и стараются пресечь данное явление, они видят в нем серьезную угрозу своему «авторитету» [2].

Именно поэтому администрация должна поддерживать веру в душе осужденного в то, что он не одинок и что все завит только от него, т.е. чем быстрее он исправится, тем быстрее вернется к обычной жизни, к родным и близким. И в этом деле администрации учреждения должна активно содействовать церковь и ее служители, и от того, как они справятся с поставленной задачей, во многом зависит дальнейшая жизнь осужденного или подследственного, попадет ли он под негативное влияние тюремной субкультуры или нет. Использование религиозного фактора является одним из эффективных способов нейтрализации негативного влияния тюремной субкультуры на ее представителей. Нельзя не отметить то обстоятельство, что как только человек попадает в пенитенциарное учреждение, он сразу обращается к Богу с просьбой о помощи. Сразу же человек обзаводится церковной утварью, такой, как крестики, четки, иконы, сборники с текстами молитв. А в тех пенитенциарных учреждениях, где есть молитвенные комнаты и храмы, осужденные всех субкультурных групп, сразу же начинают их посещать. Это объясняется тем, что в среде осужденных доверия почти нет, они боятся делиться своими размышлениями и мыслями друг с другом, потому что это может узнать еще кто-нибудь. Находясь в храме или молитвенной комнате, осужденный знает, что все сказанное Богу или служителю церкви никто больше не узнает, кроме этого, осужденные верят в то, что Бог может им помочь выдержать все испытания, а также поможет и его близким. Во все времена на Руси церковь имела силу над умами людей, и через свое влияние она может добиться любых результатов, включая и нейтрализацию негативного влияния тюремной субкультуры на умы ее представителей. Тем самым, помогая человеку обрести душевное спокойствие и найти выход из многих затруднительных ситуаций, который бы он сам не смог найти. [3, с. 20-21].

Итогом нейтрализации негативного влияния тюремной субкультуры может являться оценка поведения осуждённого в период отбывания наказания в виде лишения свободы, а также оценка его поведения после освобождения.

Литература

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 01.12.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Гуров А. Правители преступного мира / А. Гуров, В. Рябинин. - М.: Изд-во «Зеленый парус», 1992. - 278 с.

3. Бовин Б. На пути к европейским стандартам / Б. Бовин, С. Наумов // Ведомости уголовно - исполнительной системы. - 2008. - № 7. - с. 20-21.

4. Официальный сайт УФСИН России по Алтайскому краю. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.22.fsin.su/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.