Научная статья на тему 'Влияние тяговых и эксплуатационных показателей работы машинно-тракторных агрегатов на их производительность и экономичность'

Влияние тяговых и эксплуатационных показателей работы машинно-тракторных агрегатов на их производительность и экономичность Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1552
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Константинов М. М., Попов С. В., Бежин А. И.

Предлагаются методы повышения эксплутационных показателей и производительности машинно-тракторных агрегатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Константинов М. М., Попов С. В., Бежин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of draw power and operational indices of machine and tractor aggregates on their performance and economy

Methods of increasing operational and performance indices of machine and tractor units are suggested.

Текст научной работы на тему «Влияние тяговых и эксплуатационных показателей работы машинно-тракторных агрегатов на их производительность и экономичность»

Влияние тяговых и эксплуатационных показателей работы машинно-тракторных агрегатов на их производительность и экономичность

ММ Константинов, д.т.н., С.В. Попов, к.т.н., А.И. Бежин, к.т.н., ОренбургскийГАУ

На производительность и экономичность машинно-тракторных агрегатов (МТА) оказывает влияние множество факторов. Среди них такие факторы, как размер, рельеф и конфигурация обрабатываемых участков, физико-механические свойства почвы, особенности выполнения технологического процесса сельскохозяйственных операций, а также техническое состояние трактора, сельскохозяйственной машины и сцепки, их загрузки и т. п.

Одним из факторов, существенно влияющим на производительность МТА, является оптимальная загрузка трактора, которая определяется Л = Я / Р

I опт Кр’

где Я - тяговое сопротивление МТА, Н;

Ркр - усилие на крюке трактора, Н.

Различные свойства почв, рельеф во время движения агрегата приводят к изменению тягового сопротивления МТА Я, что сказывается на загрузке трактора. Очевидно, что чем меньше будет диапазон изменения тягового усилия, тем выше будет степень использования тяговой мощности трактора и соответственно производительность агрегата.

Степень использования мощности трактора определяют по следующему выражению:

ЯУ,

Чим -

Р У

кр. макс т

-Чи

(1)

N

Чт -

кр

:ЧмЧ/Ч5,

(2)

где N - эффективная мощность, Вт;

Чм - коэффициент полезного действия трансмиссии трактора;

Ч/ - коэффициент, учитывающий потери на самопередвижение трактора;

Ч5 - коэффициент, учитывающий потери на буксование трактора.

Для определения часовой производительности МТА используют формулу:

Wч - 0,36ВрУрх,

где В, - рабочая ширина захвата МТА, м;

х - коэффициент использования времени смены.

Или определяют через крюковую мощность трактора:

кр.макс а

-ЧимР^

Wч -■

к

(3)

где к - удельное сопротивление машины на единицу ширины захвата, Н/м;

Р - коэффициент использования ширины захвата рабочей машины.

Выразив крюковую мощность трактора через эффективную мощность двигателя по выражению (2) и подставив его в выражение (4), полу-

чим:

кр.макс

где Nкр - используемая мощность на крюке, Вт; N,^1: - максимальная тяговая мощность, Вт; Ркр.макс - максимальное тяговое усилие трактора на выбранной передаче, Н;

У, - рабочая скорость движения МТА, м/с; Ут - расчетная скорость движения трактора на выбранной передаче, м/с;

Ч„ - степень использования тягового усилия трактора;

а - коэффициент снижения скорости. Тяговые свойства трактора оценивают по отношению:

0,36^« ЧимЧ мЧ / Ч5 „

Wч ----------- ----- ---хр.

к

(5)

Представляя коэффициент использования мощности по выражению (1) из выражения (5) исключим тяговое сопротивление. Окончательный вид после подстановки будет:

0,36N В аЧ Ч tЧ5

ттг ’ ен р їм I / 15

W -------------------------------- -----х.

ч Рк

(6)

кр.макс

Данное выражение позволяет определять часовую производительность в зависимости от ширины захвата МТА, как видно, скорость в данной зависимости отсутствует, а значения номиналь-

НАУКАИТЕХНИКА

ной эффективной мощности и максимального крюкового усилия на данной передаче являются заданным значением. То же следует сказать и о коэффициенте полезного действия трансмиссии трактора. Остальные коэффициенты определяются экспериментальным путем.

Выражение (5) можно представить и в другом виде, с использованием тягового сопротивления рабочей машины. Здесь необходимо отметить, что удельное сопротивление к изменяется в зависимости от скорости движения МТА по закону

к = к0[1 + Дку(гр - V)|, (7)

где к0 - удельное сопротивление при начальной скорости У0, Н/м;

Дку - интенсивность нарастания удельного сопротивления в функции скорости, с/м;

Ур - скорость движения МТА, для которой определяют удельное сопротивление, м/с.

Тогда выражение (5) для определения производительности агрегата можно записать:

0,36N л Л Л tЛх

тт/ ? ен I UM ' М ' f ' X D

W =-------г--------г-----^

ч k0 (i + MV ( - Vo))

(8)

Для определения максимальной часовой производительности необходимо решить функцию, зависящую от многих факторов

W = f (N ен, РК„ ,УР, Вр, а, Ли

(9)

кости и горизонталью для прицепных машин или величины подпора в гидроцилиндре для навесных машин. Следует отметить, что по выражению (8) при прочих равных условиях более производительными будут агрегаты с тракторами большей мощности. Также необходимо уделять внимание соотношению тягового сопротивления к максимальному крюковому усилию, как известно, оно не может быть равным единице, но следует стремиться к оптимальной загрузке агрегата.

Определение режимов работы агрегатов при постоянной ширине их захвата в заданных условиях эксплуатации будет сводиться к двум случаям: имеется ряд однотипных машин, отличающихся шириной захвата, и имеется одна машина, позволяющая изменять ширину захвата. Результаты оптимизации WЧммакс за счет силового и скоростного режимов работы в заданных условиях позволят выявить резервы увеличения производительности МТА и, соответственно, рекомендации по достижению такого результата.

Определение коэффициентов выражений (6) и (8) экспериментальным путем позволит найти практическое применение этих формул для определения производительности машинно-тракторных агрегатов.

Экономичность МТА определяют отношением

Лм,Л f,Л5,^P,k) ^ max-

Пути решения данной функции будут зависеть от того, какие задачи требуется выполнить по оптимизации параметров МТА. Например, при выполнении решения в заданных условиях использования сельскохозяйственных агрегатов требуется оптимизация их скоростных и силовых режимов. Под оптимизацией скоростного режима работы агрегата подразумевается определение и использование такой скорости движения МТА УоПт, при которой соблюдаются все ограничения накладываемые на выполнение данной операции (агротехнические), а критерий оптимизации (9) принимает экстремальное значение - максимум.

При определении Уопт необходимо учесть снижение тягового сопротивления сельскохозяйственной машины до минимально возможных величин, в этом случае решение задачи сводится к оптимизации (максимально возможное значение) угла между направлением линии сопротивления машины в продольно-вертикальной плос-

(i0)

где Q - часовой расход топлива, кг/ч.

Если часовая производительность агрегата достигает максимального значения, то экономичность, соответственно, стремится к минимальному значению. Тогда функцию для часовой производительности МТА можно представить и для экономичности:

© = /(&, Нен , Ркр.макс , Ур , Вр ,а,Лим ,

Лм,Л/,Л5,?,Р,к) ^ шт. (11)

Анализ зависимостей для определения показателей эксплуатационных свойств МТА (9) и

(11) показывает, что решение задач фактически сводится к определению скорости движения Уопт, ширины захвата Вр, тягового сопротивления Я и расходу топлива Q, а все остальные параметры являются заданными (внешними или организационными).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.