УДК 821.111(70):785 ББК Ш33 (7Сое)63-44+Щ318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25
Р. В. ЛЮБАРСКИЙ
Брянск
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ РЭП-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье показано воздействие психоделических практик Карлоса Кастанеды на творчество русских рэп-исполнителей (Ассаи, Ок-симирон, Смоки Мо). Рассмотрена реализация концепции отдельной реальности как непосредственной части произведения рэпера. Показано отождествление персонажей творчества Карлоса Кастанеды с героями текстов рэперов. Сделан вывод о том, что воздействие творчества Карлоса Кастанеды на произведения русских рэп-исполнителей заключается в преобразовании реальности, выраженном маргинальными способами.
Ключевые слова: русский рэп; рок-музыка; рок-группы; американские писатели; литературное творчество; рэп-исполнители.
Сведения об авторе: Любарский Руслан Васильевич, аспирант 4 курса филологического факультета кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций, ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского».
Контакты: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14; [email protected]
R. V. LUBARSKY
Bryansk
INFLUENCED BY THE WORK OF CARLOS CASTAÑEDA IN THE WORKS OF RUSSIAN RAP ARTISTS
Abstract. The article shows the influence of psychedelic practices of Carlos Castaneda's works on the Russian rap artists (Assai, Oxxxymiron, Smoky Mo). The realization of the concept of a separate reality as a direct part of the rapper's work is considered. The identification of the characters of Carlos Castaneda with the heroes of the rappers' texts is shown. The conclusion is that the impact of Carlos Castaneda's work on the works of Russian rap artists is the transformation of reality, expressed in marginal ways.
Keywords: Russian rap; rock music; rock groups; American writers; literary creation; rap artists.
АЬоШ the author: Lyubarsky Ruslan Vasilievich, 4th year postgraduate student of the philological faculty of the Department of Russian and foreign literature and mass communications, Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
© Любарский Р. В., 2020
В русскую культуру конца ХХ - начала XXI веков проникает индейское вероучение Карлоса Кастанеды, основанное на шаманизме. Основа учения Кастанеды - создание множества «отдельных реальностей» разнообразными способами («сталкинг сталкеров», «искусство сновидения» и т. д.), а также путешествие в другие миры. При этом традиция Кастанеды определяется на стыке эзотерической литературы и психоделической (создание нового мира с помощью психоактивных средств и особого состояния сознания). Идеи Карлоса Кастанеды отразились в современной русской литературе. Основные концепции «отдельной реальности» нашли отражение в русской рок-поэзии (А. Лысиков (Дельфин), Наталья О'Шей (Хелависа), Егор Летов («Гражданская оборона»), Борис Гребенщиков («Аквариум») и др.), в произведениях постмодернистской литературы (В. Пелевин «Т», «Бэтман Аполло», «SNUFF»; М. Фрай «Тубурская игра»). Определённые элементы шаманского вероучения Карлоса Ка-станеды присутствуют также в произведениях современных рэп-исполнителей. Одним из таких исполнителей является Александр Ци-хов (Смоки Мо). Смоки Мо - автор восьми альбомов, таких как «КараТэ» (2004), «Планета 46» (2006), «Выход и темноты» (2010), «Время тигра» (2011), «Младший» (2013), «День третий» (2017), «День первый» (2018), «Белый блюз» (2019). В произведении «Я и Мой Кореш Хип-Хоп» присутствует упоминание тесной связи личности автора с культурой «хип-хопа». Причём «хип-хоп» у Смоки Мо олицетворяется непосредственно с человеком, а точнее, с близким другом. В тексте автора находим:
Мой кореш-авторитетная глыба.
Вести дела именно с ним - мой личный выбор.
Если фрагмент на кого-то нацелен,
То каждое слово достигнет цели, не сомневайся.
Эта движуха началась где-то в 90-х,
И я был втянут в это ещё подростком [8].
Друга героя данного произведения - «хип-хоп» - автор называет «авторитетной глыбой». Следовательно, «хип-хоп» в понимании Смоки Мо -культура, которая оказала огромное влияние на него и побуждающая уважение, достигаемое либо обладанием власти, либо выдающимся знанием. Таким образом, Смоки Мо, отождествляя «хип-хоп» с человеком, превозносит его по отношению к герою произведения на основе определённого признака. На основании этого автор называет своего «кореша» наставником и связывает его с кастанедовским доном Хуаном:
Мой кореш известен по миру как Чаплин, Панчер, тяжеловес, ритмический наставник. Если сравнить меня и Кастанеду, пусть и рано, То мой кореш справедливо будет Доном Хуаном [8].
Дон Хуан Матус - персонаж одиннадцати книг Карлоса Кастанеды. Именно дон Хуан является опытным наставником и учителем, благодаря которому Кастанеда постигает принципы создания разнообразных дей-ствительностей, а также путешествия в них. Дон Хуан обучает Кастанеду магической практике «не-делания», которая является одним из способов познания принципов конструирования «отдельной реальности». Это обусловлено пониманием «не-делания» как преобразования предметов в субстанцию различного характера, а также трансцендентальным восприятием явлений окружающего мира. Карлос Кастанеда пишет: «Деланием разделяют этот камешек и этот валун <...> Чтобы научиться не-деланию, тебе, скажем так, нужно слить их воедино» [5, с. 211]. Таким образом, общие черты кастанедовского дона Хуана и «хип-хопа» Смоки Мо связаны с ролью данных персонажей в качестве наставников по отношению к своим подопечным. В произведении Смоки Мо «Останься» упоминаются люди, которым даются положительные и отрицательные характеристики:
Разные люди.. .Я видел их много разных -Резанных в койках, растворившихся в массах, Отдавших своё сердце ради идеи, особо опасных И с мозгами, как у Эйнштейна [7].
Упоминание данных людей способствует изображению сложности и противоречивости жизни. При этом болезненность восприятия окружающего мира показана с помощью иносказания, связанного с Карлосом Ка-станедой:
Местные Кастанеды пробуют запрещённое: Либо выводы, либо тропинка к сведению счётов -Каждая новая всегда слаще предыдущей, На время можно забыться о чём-то гнетущем, Но по статистике это длится недолго .[7]
Смоки Мо изображает людей, находящихся в наркозависимости, называя их «Кастанедами». Это связано с описыванием в творчестве Кар-лоса Кастанеды психоделических практик расширения сознания с помощью психоактивных средств. Одним из таких средств является курительная смесь, которая используются героями для перехода в другой мир. В книге «Учение дона Хуана» Карлос Кастанеда приводит её описание:
«- Что ты куришь, дон Хуан?
- Вот это.
Он расстегнул воротник и показал скрытый за пазухой небольшой мешочек, висевший на шее на манер медальона. Он вынул кисет, развязал и очень осторожно отсыпал себе на ладонь немного содержимого. Смесь по виду напоминала мелко истёртые чайные листья разной окраски - от тёмно-коричневой до светло-зелёной, с несколькими крупицами ярко-жёлтого цвета» [6, с. 71].
При этом данная курительная смесь носит название «трава дьявола», наделяющая человека огромной силой. Кастанеда пишет: «Сила - это как раз то, что тебе сейчас нужно. Ты молод; ты не индеец: стало быть, "трава дьявола", возможно, попадет в хорошие руки. <...> Видишь ли, сила "травы дьявола" больше не нужна нам, индейцам. Незаметно мы потеряли к ней интерес, и теперь сила больше не имеет значения. <...> Я чувствовал себя как ты сегодня, только в пятьсот раз сильнее. Ударом руки я убил человека. Я мог швырять валуны, огромные валуны, которые двадцать человек не могли сдвинуть с места. Однажды я подпрыгнул так высоко, что сорвал верхние листья с верхушек самых высоких деревьев» [6, с. 66].
Похожая отсылка к Карлосу Кастанеде присутствует в произведении Мирона Фёдорова (Оксимирона) и Локимина «Горсвет». Оксимирон является автором двух студийных альбомов «Вечный жид» (2011), «Горго-род» (2015), а также таких «синглов», как «Город под подошвой» (2015), «Лондонград» (2015), «Биполярочка» (2017) и др. Локимин, в свою очередь, выпустил три студийных альбома: «My Little Dead Boy» (2016), «Beast Of No Nation» (2017), «Сожги этот альбом» (2019). В произведении «Горсвет» лирический герой сравнивает себя с Карлосом Кастанедой:
Я в этом пансионате самый престарелый Да я староста, раздет, как Александр Пистолетов Это байки из склепа, я вещаю с того света Вставной челюстью кактус ем, я Карлос Кастанеда [9].
Ассоциация героя с Карлосом Кастанедой показана на основе употребления кактуса. Карлос Кастанеда упоминает в своих произведениях кактус пейот, который является одним из средств расширения сознания и перехода в «отдельную реальность». Кактус пейот содержит вещество мескалин, который Кастанеда позиционирует как бога Мескалито, который учит людей правильно жить. В произведении «Отдельная Реальность» Кастанеда поясняет: «Силу, заключённую в пейоте, дон Хуан называл "Мескалито". Мескалито является добровольным учителем и защитником людей. Он учит, как "правильно жить". Пейот обычно принимается на собраниях магов, называемых "митоты", участники которых собираются специально для того, чтобы получить урок "правильной жизни"» [4, с. 12].
В произведении «Горсвет» главный герой находится на том свете: «Это байки из склепа, я вещаю с того света» [9]. Так как герой утверждает, что он является Кастанедой на основании употребления кактуса, то именно данное психоактивное средство является катализатором перехода на «тот свет». При этом «тот свет» является реальностью явно противопоставленной земному миру. Мескалито из книг Карлоса Кастанеды вызывает у человека определённое состояние сознания, отождествляемое с переходом в новый мир. Во «Введении» к произведению «Отдельная Реальность» находим: «Классифицировать растения, которые применялись в
113
процессе обучения, как галлюциногены, а вызываемые ими состояния -как необычную реальность, является, конечно, моей собственной инициативой» [4, с. 11]. Таким образом, герой данного произведения отождествляется с Кастанедой на основании использования психоделической практики, связанной с кактусом пейотом.
Основные идеи Карлоса Кастанеды отразились также в творчестве рэпера Алексея Косова (Ассаи). Ассаи является автором таких альбомов, как «Другие берега» (2005), «Фаталист» (2008), «Лифт» (2010), «ОМ» (2011), «Счастье» (2011) и др. В произведении Ассаи «Планета эксперимента» изображено два мира, один из которых - планета Земля. Автор пишет:
Зубы глубоко, до крови кусали тело. И в теплую землю капала пена с губ.
Люди страдают на планете «Земля», им больно. И тогда мы замыкаем круг [1].
Планета Земля предстает в качестве повседневной действительности, полной боли и страдания. Герой «Планеты эксперимента» ищет путь спасения из данного мира в другой реальности, трактуемой как «планета эксперимента». В произведении сказано:
Мне нравилось искать в тебе смысл, в объятиях тонких спиц. Полный круг Сансары сделает колесо, и всё снова тут. Планета эксперимента делает шаг. Другой мир полон любви, И он так близко [ 1].
Однако, чтобы оказаться в другом мире, нужно отказаться от эмоций, связывающих человека с обыденной жизнью. Ассаи пишет:
Наш дом хочет нам сказать, наш дом нам кричит: «Отпусти мирское, радость и боль и всё пройдет, Этого хватит всем нам» [1].
В творчестве Карлоса Кастанеды присутствует теневой мир, отличающейся от обыденной жизни наличием сверхъестественных существ. В книге «Искусство Сновидения» сказано: «.Это мир теней <...> Я не смог удержать мое внимание сновидения на возражении эмиссара. Оно направилось к теневым существам. Внезапно я заметил, что они похожи на стадо странных доверчивых животных» [3, с. 136]. Чтобы стать полноценным воином и получить возможность путешествовать в разнообразные миры, кастанедовский герой должен отказаться от любого вида эмоций, связывающих его с окружающим миром. Кастанеда должен отказаться от чувства любви и привязанности к ребенку, чтобы избавиться от внутренней пустоты: «Нагваль утверждал: для того чтобы войти в другой мир, надо быть полным <...> - И ты, если стремишься к полноте, должен отказаться
114
от обоих - от женщины, опустошившей тебя, и от маленького мальчика, забравшего твою любовь. От женщины ты можешь отказаться легко. Маленький мальчик - это совсем другое. Неужели ты думаешь, что твоя бесполезная привязанность к этому ребенку настолько важна, что стоит входа в ту сферу?» [2, с. 119]. В тексте рэпера Ассаи присутствует художественно переосмысленная кастанедовская отдельная реальность, переход в которую возможен благодаря отказу от эмоций, связывающих человека с обыденной жизнью. Таким образом, влияние Карлоса Кастанеды на русских рэп-исполнителей осуществляется с помощью внедрения в тексты произведений составляющих индейско-шаманского вероучения, основанного на психоделических практиках, а также на концепции существования отдельной реальности. При этом в творчестве рэперов прослеживается сопоставление героев с персонажами кастанедовских книг.
Таким образом, основная идея воздействия творчества Карлоса Ка-станеды на произведения русских рэперов заключается в преобразовании реальности, которое достигается маргинальными способами.
Литература
1. Ассаи. Планета эксперимента. - URL: https://www.gl5.ru/assai-planeta-eksperimenta.html (дата обращения: 12.09.2019). - Текст : электронный.
2. Кастанеда, К. Второе Кольцо Силы / К. Кастанеда. - Москва : София, 2014. - 288 с.
3. Кастанеда, К. Искусство Сновидения / К. Кастанеда. - Москва : София, 2013. - 288 с.
4. Кастанеда, К. Отдельная Реальность / К. Кастанеда. - Москва : София, 2014. - 288 с.
5. Кастанеда, К. Путешествие в Икстлан / К. Кастанеда. - Москва : София, 2013. - 288 с.
6. Кастанеда, К. Учение дона Хуана / К. Кастанеда. - Москва : София, 2013. - 288 с.
7. Смоки Мо. Останься. - Режим доступа: https://unotices.com/page-text.php?id=4045 (дата обращения: 12.09.2019).
8. Смоки Мо. Я и Мой Кореш Хип-Хоп [Электронный ресурс]. -: https://www.rapgeek.ru/artists/smoki-mo/tracks/4850/ya-i-moj-koresh-hip-hop#! (дата обращения: 12.09.2019).
9. Oxxxymiron & Loqiemean. Горсвет. - URL: http://raptext.ru/ oxxxymiron/oxxxymiron-loqiemean-gorsvet/ (дата обращения: 12.09.2019).