Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ИСААКА НЬЮТОНА НА "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС"'

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ИСААКА НЬЮТОНА НА "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЬЮТОН / НЬЮТОНИАНСТВО / ИУДАИЗМ / ЕВРЕИ / ИЗРАИЛЬ / ЭКЗЕГЕЗА / ПРОРОЧЕСТВО / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / БИБЛИЯ / АНГЛИКАНСТВО / ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ / ХИЛИАЗМ / ЕВРЕЙСКОЕ РАССЕЯНИЕ / ТАЛМУД / NEWTON / NEWTONIANISM / JUDAISM / JEWS / HEBREWS / ISRAEL / EXEGESIS / PROPHECY / OLD TESTAMENT / BIBLE / ANGLICANISM / MILLENNIALISM / CHILIASM / JEWISH SCATTERING / TALMUD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаров К.С.

Исследована роль еврейского вопроса в экзегезе английского ученого и богослова Исаака Ньютона. Показано, что Ньютон положил начало в англиканской богословской мысли трактовать библейские пророчества о возвращении евреев в Палестину буквально в смысле восстановления ими своей государственности, публичных институтов и правительства. В результате анализа разработки Ньютоном еврейского вопроса установлено, что: 1) Ньютон - сторонник премилленаристской эсхатологии; 2) Ньютон - реставрационист, т.е. отстаивал идею о будущем возвращении евреев в Палестину и создании ими нового государства Израиль; 3) Ньютон работал над интерпретацией возвращения евреев на протяжении практически всей жизни; 4) Ньютон распределил исследование еврейского вопроса на многие свои рукописи, поэтому для правильного понимания его идей относительно судьбы еврейского народа необходимо тщательное исследование многих его работ; 5) Ньютон считал, что Священное Писание изобилует пророчествами, связанными с изгнанием, рассеянием, возвращением и обращением евреев, особенно в пророческих книгах Ветхого Завета. Особую важность в контексте понимания всей судьбы еврейского народа Ньютон придавал Авраамову Завету. Главное доказательство окончательного обращения иудеев ко Христу Ньютон видел в пророчестве Христа о конце света, изложенном в Евангелии от Матфея, главе 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ISAAC NEWTON''S CREATIVITY ON THE "JEWISH QUESTION"

In this article, the role of the Jewish question in the exegesis of the English scientist and theologian Isaac Newton, is investigated. It is demonstrated that Newton laid the foundation in Anglican theological thought of understanding the Biblical prophecies about the return of the Jews to Palestine, in the literal sense (in the sense of restoration of their state, public institutions and government). As a result of the analysis of Newton’s investigation of the Jewish question, it is found out that: 1) Newton is a supporter of premillennial eschatology; 2) Newton is a Restorationist thinker; that is, he defends the idea of the future return of the Jews to Palestine and creation of a new state of Israel; 3) Newton worked on the interpretation the return of Jews throughout most of life; 4) Newton scattered the study of the Jewish question to many of his manuscripts, so in order that we should properly understand his ideas about the fate of the Jewish people, a thorough study of many of his works, is necessary; 5) Newton believes that Scripture is replete with prophecies relating to expulsion, scattering, return and conversion of the Jews, especially in the prophetic books of the Old Testament. As particularly important in the context of understanding the entire fate of the Jewish people, Newton provides the Abrahamic Covenant. Newton saw the main proof of the final conversion of the Jews to the Christ in the prophecy of Christ about the end of the world set forth in the Gospel of Matthew, Chapter 24.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ИСААКА НЬЮТОНА НА "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС"»

4. Ilinskaya S. Problemy formirovaniya rossiyskogo samosoznaniya [Problems of formation of Russian identity]. Kosmopolis, 2006-2007, no. 2 (16), pp. 31-48.

5. Levyash I. Ya. Russkie voprosy o Rossii. Diskurs s M. Brodoy [Russian questions about Russia. Discourse with M. Brodie]. Moscow, 2007, 288 p.

6. Sizemskaya I. N. Messianizm kak forma russkogo samosoznaniya [Messianism as a form of Russian identity]. Filosofskie nauki [Philosophical Sciences], 2008, no. 7, pp. 39-52.

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ИСААКА НЬЮТОНА НА «ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС»

Шаров Константин Сергеевич, кандидат философских наук, старший преподаватель

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Российская Федерация, 119991, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский пр-т, 27, кор. 4 E-mail: const.sharov@mail.ru

Исследована роль еврейского вопроса в экзегезе английского ученого и богослова Исаака Ньютона. Показано, что Ньютон положил начало в англиканской богословской мысли трактовать библейские пророчества о возвращении евреев в Палестину буквально в смысле восстановления ими своей государственности, публичных институтов и правительства. В результате анализа разработки Ньютоном еврейского вопроса установлено, что: 1) Ньютон - сторонник премилленаристской эсхатологии; 2) Ньютон - реставрационист, т.е. отстаивал идею о будущем возвращении евреев в Палестину и создании ими нового государства Израиль; 3) Ньютон работал над интерпретацией возвращения евреев на протяжении практически всей жизни; 4) Ньютон распределил исследование еврейского вопроса на многие свои рукописи, поэтому для правильного понимания его идей относительно судьбы еврейского народа необходимо тщательное исследование многих его работ; 5) Ньютон считал, что Священное Писание изобилует пророчествами, связанными с изгнанием, рассеянием, возвращением и обращением евреев, особенно в пророческих книгах Ветхого Завета. Особую важность в контексте понимания всей судьбы еврейского народа Ньютон придавал Авраамову Завету. Главное доказательство окончательного обращения иудеев ко Христу Ньютон видел в пророчестве Христа о конце света, изложенном в Евангелии от Матфея, главе 24.

Ключевые слова: Ньютон, ньютонианство, иудаизм, евреи, Израиль, экзегеза, пророчество, Ветхий Завет, Библия, англиканство, тысячелетие, хилиазм, еврейское рассеяние, Талмуд

THE INFLUENCE OF ISAAC NEWTON'S CREATIVITY ON THE "JEWISH QUESTION"

Sharov Konstantin S., Ph.D. (Philosophy), Senior Lecturer

Lomonosov Moscow State University

bld 4, 27 Lomonosovsky Ave., GSP-1, Moscow, 119991, Russian Federation

E-mail: const.sharov@mail.ru

In this article, the role of the Jewish question in the exegesis of the English scientist and theologian Isaac Newton, is investigated. It is demonstrated that Newton laid the foundation in Anglican theological thought of understanding the Biblical prophecies about the return of the Jews to Palestine, in the literal sense (in the sense of restoration of their state, public institutions and government). As a result of the analysis of Newton's investigation of the Jewish question, it is found out that: 1) Newton is a supporter of premillennial eschatology; 2) Newton is a Restorationist thinker; that is, he defends the idea of the future return of the Jews to Palestine and creation of a new state of Israel; 3) Newton worked on the interpretation the return of Jews throughout most of life; 4) Newton scattered the study of the Jewish question to many of his manuscripts, so in order that we should properly understand his ideas about the fate of the Jewish people, a thorough study of many of his works, is necessary; 5) Newton believes that Scripture is replete with prophecies relating to expulsion, scattering, return

and conversion of the Jews, especially in the prophetic books of the Old Testament. As particularly important in the context of understanding the entire fate of the Jewish people, Newton provides the Abrahamic Covenant. Newton saw the main proof of the final conversion of the Jews to the Christ in the prophecy of Christ about the end of the world set forth in the Gospel of Matthew, Chapter 24.

Keywords: Newton, Newtonianism, Judaism, Jews, Hebrews, Israel, exegesis, prophecy, Old Testament, Bible, Anglicanism, millennialism, chiliasm, Jewish scattering, Talmud

Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас,

и вы будете утешены в Иерусалиме.

Книга пророка Исайи 66: 13

В британской богословской мысли XVII в. существовали две тенденции, связанные с усилением ожиданий многих христиан в отношении возвращения и обращения евреев. Первая - это возвращение интереса к хилиастической пророческой экзегезе. Данная тенденция распространилась по всему спектру мыслителей: от ученых богословов, таких как, например, образованнейшие теологи Джозеф Мид или сэр Генри Финч, до радикальных религиозных сект с неграмотными рядовыми членами времен гражданской войны в Англии [2, c. 42-65; 3, с. 134-137; 26, с. 3034]. Вторая тенденция была связана непосредственно с Исааком Ньютоном и традицией ньютонианства - тенденция перехода к буквальному прочтению библейских пророчеств о реставрации Израиля [28, c. 330-337]. Этот буквальный подход к еврейской реставрации являлся большим, чем простым доказательством провиденциальной деятельности Бога в истории. Для ньютонианских мыслителей такие отрывки из Нового Завета, как Евангелие от Матфея (гл. 24) или Послание св. апостола Павла к Римлянам (гл, 11), стали трактоваться а том ключе, что возвращение евреев в Палестину и их обращение (уверование в Иисуса Христа) являются необходимым предварительным условием для завершения «времен язычников» - периода, когда божественная благодать распространялась на язычников-неевреев и, следовательно, конца истории, начала апокалиптических времен и образования Тысячелетнего царства [8, c. 21-23]. Таким образом, еврейский вопрос и будущее вероятное восстановление израильской государственности были ключевыми апокалиптическими маркерами как для самого Ньютона, так и для ньютонианских англиканских богословов.

В данной работе мы вкратце проанализируем очертания мысли Ньютона относительно еврейского вопроса.

У Ньютона с ранней молодости был глубокий интерес к еврейскому вопросу. Его библиотека сама по себе дает этому достаточные доказательства. В ней хранились пять работ Маймонида [6, № 1018-1022], на которые Ньютон делал множество ссылок в своих рукописях. У него в также хранились «Толковая каббала» Кристиана Кнорра фон Розенрота и работы иудейского философа I в. Филона [5, c. 89-103; 6, № 873, 1300]. Рукописи Ньютона показывают, что он часто использовал Талмуд [6, № 206] для сравнения с Ветхим Заветом Библии, и был хорошо осведомлен о талмудической маймонидовской экзегезе [10, c. 46, 68]. Хотя на иврите Ньютон не говорил и не писал так же свободно, как на латинском и греческом языках, он изучил древнееврейскую грамматику и исследовал многие иудейские источники в оригинале [6, № 321, 351, 1470]. Большое внимание в сочинениях Ньютона уделяется изучению Иерусалимского Храма и его ритуалов [4; 9, c. 268]. Его увлечение этой темой во многом было обусловлено важностью понимания как сложностей иудейских религиозных ритуалов, так и архитектуры Храма для интерпретации пророчеств [11, ч. 3 с, л. 6r]. В ньютоновской библиотеке также хранились некоторые работы по этим предметам [6, № 842, 1469, 1714]. Еще одно свидетельство его исследований о Храме - его октаво-Библия (Библия маленького формата), страницы которой сильнее всего загрязнены на страницах пророчества Иезекииля в разделе, посвященном архитектуре Храма [6, № 188; 20, с. 30; 22, c. 216-229]. С другой стороны, в библиотеке Ньютона поразительна относительная скудость, если не сказать -

почти полное отсутствие - комментариев на пророчества и других книг, посвящён-ных возвращению евреев в Палестину.

Похоже, что изучив лишь классические произведения Мида (и в меньшей степени - Генри Мора), Ньютону, в основном, пришлось исследовать проблему рассеяния и возвращения еврейской нации самостоятельно, без какого-либо существенного задела до него, ибо хотя такой задел был, Ньютон, по-видимому, был категорически не согласен с большинством «традиционных» англиканских богословов по поводу еврейского вопроса [24, с. 372]. Тем более в этом контексте велика роль самого Ньютона. Ньютонианец Уильям Уистон в своем опубликованном обзоре знаменитой книги Ньютона «Замечания на книгу пророка Даниила и Апокалипсис св. Иоанна» сделал аналогичный вывод [27, с. 270]. Хотя прямые ссылки на современников редко встречаются в работах Ньютона, у него, безусловно, были сильные разногласия со многими современными ему экзегетическими тенденциями, в первую очередь англиканскими, что ставило ему в двусмысленное положение по отношению к Церкви Англии.

Соответственно, в нескольких местах в своих рукописях английский учёный выписывает длинные списки библейских ссылок на пророчества о возвращении евреев [14; 25, с. 4]. Он утверждает в рукописи конца XVII в., что обращение и возвращение евреев описано «практически у всех пророков» [19, ч. 2, л. 145г], и более уверенно заявляет в более позднем манускрипте, что такие предсказания были у «всех древних пророков» [17, л. 12г]. В исследовании пророчестве Ньютон показывает себя человеком крайне широких взглядов: часто он расширяет диапазон пророчеств далеко за пределы англиканского канона, исследует древнехристианские, персидские, греческие, римские, египетские, зороастрийские, мусульманские, а также православные источники, включает анализ неканонических и апокрифических книг Библии, таких как, например, Книгу Товита, четвёртую книгу Ездры, Книгу Юбилеев, Книгу Еноха, Завещания двенадцати Патриархов, Сказание о Мелхиседеке; даже Оракулы Сивилл для Ньютона представляеют определенный интерес в контексте его исследования еврейского вопроса [21, ч. 4, л. 106г]. Для Ньютона, чем больше пророчеств о возвращении евреев он мог собрать, тем понятнее был замысел божественного провидения.

Как и в традиционном православном богословии, Ньютон считает, что евреи являлись избранной Богом нацией, уникальной среди всех народов, и особыми носителями божественной благодати [20, л. 137г]. Однако он аргументирует, что в Новозаветные времена, по сути, эта ситуация не изменилась: этим он идет вразрез и с православием, и с католичеством, и с англиканизмом [20, л. 137г-138г]. Ньютон не только полагал, что евреи как нация призваны Богом к особому служению и «избраны», но также расширил понятие их уникальности, отведя им центральную роль в пророчествах. Комментируя пророчество Христа о грядущих временах в Евангелии от Матфея (гл. 24), Ньютон заявляет, что «не прейдет род сей [т.е. евреев - авт.], пока все эти пророчества не исполнятся в силу строфы 34, потому что исполнение пророчества Христа зависит напрямую от судьбы еврейской нации, а пророчество Христа непреложно» [12, ч. 2, л. 7г]. Пленение евреев римлянами и начало еврейского рассеяния по всем народам в 70 г. для Ньютона послужили одним из признаков идентификации Рима в качестве апокалиптического Вавилона, поскольку «римляне испепелили Иерусалим, сожгли Храм и захватили евреев, как это сделал древний Вавилон при первом пленении евреев» [20, л. 32г, 35г-36г].

В другом месте Ньютон описывает, что евреи вместе со своими врагами-захватчиками и вообще народами на территории Четырёх царств были основным предметом пророчеств Ветхого Завета, в то время как народы, через которые проповедовалось Евангелие, были, в основном, предметом новозаветных пророчеств [20, л. 29г]. Он также видел свидетельства особого места евреев среди всех народов в продолжении их существования во время рассеяния - этот тезис впоследствии спо-двигнет однофамильца Ньютона, епископа Томаса Ньютона, на написание целой книги на данную тему. Как аргументирует Ньютон, хотя «Бог отверг их в качестве

своего народа, пресек их государственность и рассеял по всем народам и странам, так что в настоящее время они не являются политической силой, совокупностью институтов или государственных органов, а представляют собой разрозненную национальность, собрание людей без какого-либо собственного правительства», тем не менее, также верно, что они «чудесным образом продолжают быть многочисленными и этим отличаются от любых других народов, чего нельзя сказать о какой-либо другой плененной нации, и поэтому это, безусловно, знак Провидения» [13, л. 8г]. Ньютон подчеркивает, что выживание еврейского народа во время вселенского рассеяния было не чем иным, как чудом.

Он основывает своё убеждение на уникальном статусе евреев, особенно на Завете Бога, заключённого с Авраамом, который подтверждает особое благословенное положение Авраама и его семени (Быт. 12:1-3), а также Божеское обещание потомству Авраама земли Ханаана (Быт. 13:14-17). После того, как Он сказал Аврааму осмотреть землю, Бог продолжает: «Ибо всю землю, которую ты видишь, дам тебе и потомству твоему навеки» (Быт. 13:15).

В отличие от антиреставрационистских богословов, таких как, например, Пьер Алли (монография которого, кстати, хранилась в библиотеке Ньютона), которые утверждали, что Божьи заветы с евреями были условными [1], Ньютон был убежден, что Завет был вечным и неизменным. Характеризуя Завет в качестве пророчества, Ньютон ссылается на «обещание Аврааму дать ему в наследие землю Ханаанскую (на земле, которую он тогда осмотрел и по которой ходил) навсегда» (Быт. 13:16), для вечного владения, и это был вечный завет с семенем Авраама во всех последующих поколениях [19, ч. 2, л. 157г]. В своем трактате «О церковной истории» Ньютон составил список цитат из Ветхого и Нового Заветов, относящихся к Завету с Авраамом, под заголовком «Об обещании Аврааму и его семени» [15, л. 7г]. Аналогичным образом в рукописи, озаглавленной «Пророки о Втором пришествии Христа», Ньютон выписал серию строф, относящихся к этому Завету, включая оба отрывка, в которых подчеркивается Божье обещание Аврааму о «наследовании Палестины», и тех мест, которые подчеркивают вечный и неразрушимый характер этого наследования [14, с. 4-7]. Как видно из сопоставления стихов, а также ньютоновских заметок на полях и между строк, равно как и подчеркивания ключевых слов и фраз, Ньютон считал, что Завет с Авраамом еще будет выполнен в будущем, причем сам Завет останется непреложным до Всеобщего воскресения мертвых [14, с. 6].

Ньютон считал важность Завета Бога с Авраамом настолько серьезной, что аргументировал, что именно в этом завете заложены основы иудаизма [18-20]. Говоря о «Завете Бога с Авраамом, когда Он обещал тому, что его семя наследует землю Ханаанскую навсегда», Ньютон утверждал, что «на этом обещании [зачеркнуто автором] завете основана иудейская религия, а на основе иудаизма развилось христианство; и поэтому этот момент имеет такой огромную значимость, что его следует рассматривать в правильном ключе и понимать всем людям, которые возлагают на себя почетное имя христиан» [17, л. 15г]. Авраамов Завет, таким образом, служил стержневым компонентом убеждений Ньютона в возвращении и обращении евреев; сам факт наличия Завета для Ньютона гарантировал, что отвержение евреев Богом было лишь временным. Поскольку Завет вечен в том смысле, что он должен продолжаться вечно, и евреи не жили на своей обещанной им Богом земле, в своем государстве, во времена Ньютона, тема окончательной еврейской реставрации стала пророческим императивом для экзегезы Ньютона.

Список литературы

1. Allix, P. Two treatises. I. A confutation of the hopes of the Jews concerning the last redemption. II. An answer to Mr. Whiston's late treatise on the Revelations / P. Allix. - London, 1707. - 328 p.

2. Clouse, R. G. The Rebirth of Millenarianism / R. G. Clouse // Puritans, the Millennium and the Future of Israel: Puritan Eschatology 1600 to 1660 / ed. By Peter Toon. - Cambridge, 1970. -P. 42-65.

3. Finch, H. Sir. The worlds great restauration or calling of the Jews, and (with them) of all nations and kingdoms of the earth to the faith of Christ / H. Sir. Finch. - London, 1621. - 817 p.

4. Goldish, M. Judaism in the Theology of Isaac Newton / M. Goldish. - Dordrecht, 1998. - 244 p.

5. Goldish, M. Newton on Kabbalah / M. Goldish // The Books of Nature and Scripture: Recent Essays on Natural Philosophy, Theology, and Biblical Criticism in the Netherlands of Spinoza's Time and the British Isles of Newton's Time / eds. J. E. Force and R. H. Popkin. - Dordrecht, 1994. -P. 89-103.

6. Harrison, J. The Library of Isaac Newton / J. Harrison. - Cambridge, 1978. - 286 p.

7. Keynes, J. M. Newton, the Man / J. M. Keynes // Newton Tercentenary Celebrations. -Cambridge, 1947. - P. 30.

8. Kobler, F. Newton on the Restoration of the Jews / F. Kobler // Jewish Frontier. - 1943. -March issue. - P. 21-23.

9. Manuel, F. E. Isaac Newton, Historian / F. E. Manuel. - Cambridge : Mass., 1963. - 307 p.

10. Manuel, F. E. The Religion of Isaac Newton / F. E. Manuel. - Oxford, 1974. - 141 p.

11. Newton, I. Miscellaneous Drafts and Fragments on Prophecy / I. Newton. - Yahuda Ms. 7. National Library of Israel, Jerusalem, Israel. - 1709.

12. Newton, I. Notes on prophecies / I. Newton. - Yahuda Ms. 8. - 1715.

13. Newton, I. Of the Church / I. Newton. - Ms. 1. Bodmer Library, Cologny, Switzerland. -

1670.

14. Newton, I. Prophesies concerning Christ's 2d coming / I. Newton. - ASC Ms. N47 HER, James White Library, Andrews University, Berrien Springs, Michigan, USA. - 1681.

15. Newton, I. Sketches, notes and outlines for "Of the Church" / I. Newton. - Ms. Bodmer Library, Cologny, Switzerland. - 1671.

16. Newton, I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended / I. Newton. - London, 2017. - 96 p.

17. Newton, I. The synchronisms of the three parts of the prophetick Interpretation. - Yahuda Ms. 6. - 1706.

18. Newton, I. Theological notes / I. Newton. - Yahuda Ms. 5. - 1703.

19. Newton, I. Treatise on Revelation / I. Newton. - Yahuda MS 9. - 1688.

20. Newton, I. Two incomplete treatises on prophecy / I. Newton. - Keynes Ms. 5, King's College, Cambridge, UK. - 1709.

21. Newton, I. Untitled treatise on Revelation / I. Newton. - Yahuda Ms. 1. - 1670.

22. Popkin, R. Newton and Maimonides / R. Popkin // A Straight Path. Studies in Medieval Philosophy and Culture / eds.: R. Link-Salinger et al. - Washington, D.C., 1988. - P. 216-229.

23. Sharif, R. Christians for Zion, 1600-1919 / R. Sharif // Journal of Palestine Studies. -1976. - № 5. - Р. 123-141.

24. Silver, A. H. Messianic Speculation in Israel / A. H. Silver. - New York, 1927. - 501 p.

25. Snobelen S. "The Mystery of This Resitution of All Things": Isaac Newton on the Return of the Jews / S. Snobelen // Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture: The Millenarian Turn / eds.: J. E. Force and R. H. Popkin. - Dordrecht, 2001. - P. 95-118.

26. Vrete M. The Restoration of the Jews in English Protestant Thought 1790-1840 / M. Vrete // Middle Eastern Studies. - 1972. - № 8. - Р. 3-50.

27. Whiston, W. Six dissertations / W. Whiston. - London, 1734. - 533 p.

28. Zakai, A. The Poetics of History and the Destiny of Israel: The Role of the Jews in English Apocalyptic Thought During the Sixteenth and Seventeenth Centuries / A. Zakai // Journal of Jewish Thought and Philosophy. - 1996. - № 5. - Р. 313-350.

References

1. Allix P. Two treatises. I. A confutation of the hopes of the Jews concerning the last redemption. II. An answer to Mr. Whiston's late treatise on the Revelations. London, 1707, 328 p.

2. Clouse R. G. The Rebirth of Millenarianism. Puritans, the Millennium and the Future of Israel: Puritan Eschatology 1600 to 1660. Ed. by Peter Toon. Cambridge, 1970, pp. 42-65.

3. Finch H. Sir. The worlds great restauration or calling of the Jews, and (with them) of all nations and kingdoms of the earth to the faith of Christ. London, 1621, 817 p.

4. Goldish M. Judaism in the Theology of Isaac Newton. Dordrecht, 1998, 244 p.

5. Goldish M. Newton on Kabbalah. The Books of Nature and Scripture: Recent Essays on Natural Philosophy, Theology, and Biblical Criticism in the Netherlands of Spinoza's Time and the British Isles of Newton's Time. Ed. by J. E. Force and R. H. Popkin. Dordrecht, 1994, pp. 89-103.

6. Harrison J. The Library of Isaac Newton. Cambridge, 1978, 286 p.

7. Keynes J. M. Newton, the Man. Newton Tercentenary Celebrations. Cambridge, 1947,

p. 30.

8. Kobler F. Newton on the Restoration of the Jews. Jewish Frontier, 1943, March issue, pp. 21-23.

9. Manuel F. E. Isaac Newton, Historian. Cambridge, Mass., 1963, 307 p.

10. Manuel F. E. The Religion of Isaac Newton. Oxford, 1974, 141 p.

11. Newton I. Miscellaneous Drafts and Fragments on Prophecy. Yahuda Ms. 7. National Library of Israel, Jerusalem, Israel, 1709.

12. Newton I. Notes on prophecies. Yahuda Ms. 8, 1715.

13. Newton I. Of the Church. Ms. 1. Bodmer Library, Cologny, Switzerland, 1670.

14. Newton I. Prophesies concerning Christ's 2d coming. ASC Ms. N47 HER, James White Library, Andrews University, Berrien Springs, Michigan, USA, 1681.

15. Newton I. Sketches, notes and outlines for "Of the Church ". Ms. Bodmer Library, Cologny, Switzerland, 1671.

16. Newton I. The Chronology of Ancient Kingdoms Amended. London, 2017, 96 p.

17. Newton I. The synchronisms of the three parts of the prophetick Interpretation. Yahuda Ms. 6, 1706.

18. Newton I. Theological notes. Yahuda Ms. 5, 1703.

19. Newton I. Treatise on Revelation. Yahuda MS 9, 1688.

20. Newton I. Two incomplete treatises on prophecy. Keynes Ms. 5, King's College, Cambridge, UK, 1709.

21. Newton I. Untitled treatise on Revelation. Yahuda Ms. 1, 1670.

22. Popkin R. Newton and Maimonides. A Straight Path. Studies in Medieval Philosophy and Culture. Ed. by R. Link-Salinger et al. Washington, D.C., 1988, pp. 216-229.

23. Sharif R. Christians for Zion, 1600-1919. Journal of Palestine Studies, 1976, no. 5, pp. 123-141.

24. Silver A. H. Messianic Speculation in Israel. New York, 1927, 501 p.

25. Snobelen S. "The Mystery of This Resitution of All Things": Isaac Newton on the Return of the Jews. Millenarianism and Messianism in Early Modern European Culture: The Millenarian Turn. Ed. by J. E. Force and R. H. Popkin. Dordrecht, 2001, pp. 95-118.

26. Vrete M. The Restoration of the Jews in English Protestant Thought 1790-1840. Middle Eastern Studies, 1972, no. 8, pp. 3-50.

27. Whiston W. Six dissertations. London, 1734, 533 p.

28. Zakai A. The Poetics of History and the Destiny of Israel: The Role of the Jews in English Apocalyptic Thought During the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Journal of Jewish Thought and Philosophy, 1996, no. 5, pp. 313-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.