Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Я. БИЛИБИНА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ'

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Я. БИЛИБИНА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
235
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Книжная графика / И.Я. Билибин / авторский стиль / иллюстрации / сказки

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Миркулова В. А., Левченков Д. А.

В статье анализируется творческая деятельность русского художника-графика И.Я. Билибина. Показано влияние автора на дальнейшее развитие книжной графики. Рассмотрены художники, которые последовали манере Билибина в исполнении книжных иллюстраций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Я. БИЛИБИНА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ»

УДК 769.2 / 371.672.2

Миркулова В.А.

студентка 2 курса магистратуры ЛГАКИ им. М. Матусовского,

г. Луганск

Научный руководитель: Левченков Д.А.

доц. кафедры станковой живописи, канд. филос. наук, доцент ЛГАКИ

им. М. Матусовского.

г. Луганск

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Я. БИЛИБИНА НА ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ

Аннотация

В статье анализируется творческая деятельность русского художника-графика И.Я. Билибина. Показано влияние автора на дальнейшее развитие книжной графики. Рассмотрены художники, которые последовали манере Билибина в исполнении книжных иллюстраций.

Ключевые слова

Книжная графика, И.Я. Билибин, авторский стиль, иллюстрации, сказки.

И.Я. Билибин - художник-график ХХ века, оставивший большое наследие иллюстраций к русским народным и авторским сказкам, былинам. Иван Яковлевич - один из немногих художников, творчество которого было признано и почитаемо еще при жизни. Как книжный иллюстратор автор известен не только на Родине, но и далеко за ее пределами, так как чуть более 15 лет прожил в эмиграции, после чего вновь вернулся в Россию. Занимался не только творческой деятельностью, но и преподавал до революции 1917 г. в классе графического искусства школы Общества поощрения художеств. А после возвращения на Родину в 1936 г. - во Всероссийской Академии художеств. [4, с. 187, 206]

Жизнь и творчество И.Я. Билибина вызывает интерес у многих исследователей уже на протяжении столетия. Однако тема влияния творческой деятельности автора на дальнейшее развитие книжной графики и на конкретных художников современности мало изучена. Не достаточно трудов, в рамках которых системно рассматривается данный вопрос. Так как в последние годы в нашей стране возрос интерес к национальной культуре и искусству, проблема влияния творческой и педагогической деятельности И.Я. Билибина на других художников в частности и на дальнейшее развитие книжной графики в целом является актуальной и требует подробного рассмотрения.

Художник является продолжателем тематики и традиций, заложенных в русской живописи В.М. Васнецовым и в книжной графике Е. Д. Поленовой. Хотя стилистика исполнения иллюстраций у Билибина сложилась под влиянием многих других факторов: популярной в то время японской ксилографии, английской книжной графики, изучения русской народной культуры и искусства, лубка, иконописи. Основные средства графики, которыми пользуется художник при иллюстрировании книги - линия и пятно. Автор выполняет контур рисунка тушью, а затем заполняет пространство акварелью. Однако в ходе развития своего мастерства дополнительно могут использоваться штрих и точка. Немаловажную роль играет цвет, который автор тщательно подбирает для создания колорита. Применение шрифта, как неотъемлемой части изображения, также является характерной чертой иллюстраций художника.

По воспоминаниям Н.В. Кузьмина, одного из учащихся класса графики, Иван Яковлевич ожидал от учеников профессиональной безупречности, «чистой работы» или иным словом - мастерства. «Он морщился, когда видел на рисунке штрихи, замазанные белилами, и требовал, чтобы и прямые линии рамки вокруг рисунка были проведены тушью от руки, без помощи линейки и рейсфедера» [6, с. 117]. А

во время преподавания во Всероссийской Академии художеств, в тяжелые годы блокады Ленинграда, художник не использовал возможность эвакуироваться, показав своим ученикам пример мужества и стойкости, которые проходят красной нитью в его иллюстрациях к сказкам и былинам.

Известны современники Ивана Яковлевича, которые выполняли свои иллюстрации к русским сказкам в подобной ему стилистике. Это Борис Васильевич Зворыкин, Валерий Николаевич Курдюмов, Георгий Иванович Нарбут, Эрнст Эрнстович Лисснер. Можно сказать, что данный факт свидетельствует не о слепом подражании (так как с некоторыми художниками Билибин был мало знаком), а скорее о влиянии на многих художников в то время господствовавшего модерна и неорусского стиля.

Рассмотрим некоторых мастеров, работавших параллельно с Билибиным. Стоит сразу отметить, что все рассматриваемые художники могут как полностью работать в подобной Ивану Яковлевичу стилистике, так и использовать ее для иллюстрирования конкретных единичных произведений.

Московского художника Бориса Васильевича Зворыкина (1872-1942 гг.) с Иваном Яковлевичем сродняет любовь к русской культуре и народному творчеству. Он интересуется историей и фольклором своего народа, изучает декоративно-прикладное искусство, деревянное зодчество, книжную миниатюру и древнюю письменность, иконопись. Все это вдохновляет Бориса Васильевича на создание иллюстраций к сказкам. Однако имя этого художника известно далеко не так хорошо, как Ивана Яковлевича. Это можно объяснить тем, что книжная графика не стала основным родом деятельности художника. Зворыкин много внимания уделял прикладной графике: создание настенных и настольных календарей, поздравительных открыток, афиш, оформление историко-художественных альбомов. Первой удачной книгой стала «Сказка о золотом петушке» 1903 года издания, которую автор впоследствии проиллюстрирует еще раз, находясь в эмиграции и используя стиль оформления средневековых рукописей.

Георгий Иванович Нарбут (1886-1920 гг.) находился под прямым влиянием Билибина, иллюстрациями которого он восхищался еще в детстве. Нарбут некоторое время жил у Ивана Яковлевича и первые заказы получал по его рекомендации. Ранние иллюстрации Георгия Ивановича выполнены под впечатлением от работ Билибина и очень явно указывали на подражание старшему товарищу. Об этом в 1906 г. Билибин пишет другу-художнику Н.К. Рериху: «По-моему, он очень способный малый, но пока ещё (по юности) совершенно без индивидуальности. Он подражает моим первым сказкам, от которых я сам давно отказался и не может ещё, кажется, понять, насколько они не то, чем они должны бы были быть» [7]. Лишь позднее Нарбут стал известен собственной силуэтной манерой исполнения. Переехав в Украину, художник на недолгий период стал ректором Киевской академии художеств, а значит дальше передавал опыт и знания в области книжной графики.

Перейдем к рассмотрению художников, работавших после И.Я. Билибина.

Книжные иллюстрации Бориса Александровича Спорникова (1930 - 2005) - украинского художника, линейно-пятновым плоскостным решением похожи на иллюстрации Билибина. Однако линия в них представлена несколько угловато, отсутствует орнаментальность. Некоторые иллюстрации не имеют четких границ и не заключены в узорные рамки. Цветовая палитра ограниченна всего несколькими цветами. Это можно проследить в серии иллюстраций к сказкам, созданных (некоторые в соавторстве с Е.А. Куприяновым) в Омске с 1959 по 1969 года: сказка «По щучьему велению», «О серебряном блюдечке и наливном яблочке» и другие.

Московский художник и мультипликатор Вячеслав Михайлович Назарук (1941-2023) известен созданием иллюстраций к семи сказкам А.С. Пушкина, в число которых вошли малоизвестные «Жених» и «Сказка о медведихе». Художник каждую иллюстрацию обрамляет в сложно-орнаментальную рамку, узор к которой составляет, в отличие от И.Я. Билибина, на основе наследия культур народов чуди, алтайцев, кельтов. Работы характеризуются линейно-пятновым решением и ярким колоритом. В последние годы жизни художник особое внимание уделял событиям древнерусской истории и создал несколько работ в этой тематике [2].

Алексей Константинович Дмитриев (1963- ) - современный художник, родом из Ташкента. Для рассмотрения интересны его иллюстрации, созданные в 2021 г. к книге П. П. Бажова «Уральские сказы». Работы совмещают в себе авторский подход, черты «билибинского стиля» и некоторые элементы графики Альфонса Мухи.

Нельзя не отметить деятельность современной московской художницы Ханковой Марины Юрьевны (1977 -), которая создает иллюстрации к русским сказкам. Особое внимание обращает на себя «Азбука», работа над которой заняла около восьми лет. Проиллюстрирована она в стиле И.Я. Билибина, но с авторским осмыслением и переработкой. Каждый разворот автор выполнила в определенной цветовой гамме так, чтобы левый и правый листы смотрелись гармонично. Ввиду сложности иллюстраций «Азбука» не направлена на первое изучение алфавита. Книга скорее предназначена для рассматривания картинок ребёнка со взрослым. Она располагает к знакомству с родными буквами через природу, историю, сказку и традиции [5].

Художник Александр Валерьевич Магдич (1967 -) фундаментальное образование получил в Харьковском государственном художественном училище по специальности «художник-декоратор». Любовь к рисованию ему досталась по наследству от дедушки-художника, погибшего во время Великой Отечественной войны. В интервью о себе Александр Валерьевич говорит: «Я человек достаточно консервативный. Вырос среди русских сказок. Мыслю и говорю на русском» [1]. Это подтверждает Персональная выставка художника под названием «Путешествие по сказкам и былинам», которая проходила в 2019 г. в Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского. Представленные работы выполнены в стилистике И.Я. Билибина и мультипликатора Владимира Сутеева.

Современный хабаровский художник-иллюстратор Геннадий Дмитриевич Павлишин, родившийся в 1938 г., известен своими книжными иллюстрациями к «Амурским сказкам». Художник, как и И.Я. Билибин (только применительно к народам Дальнего Востока), изучал быт, нравы и культуру коренных народов. Путешествуя по Дальнему Востоку, делал зарисовки, которые помогали при создании работ. Художник подобно Билибину использует сплошную завивку акварелью, черный контур и орнаментальные рамки. Подражание природным формам выражено в плавных линиях, напоминающих растения. «Геннадию Павлишину удается точно отобразить этнические особенности народов, изобразить традиционные одежды, сочетающие в себе искусства кройки, аппликации и обработки кожи. Орнамент на каждой вещи уникален. Важную роль для Павлишина играют детали, ведь именно они позволяют достичь идеала» [3, с.101]. Стиль иллюстрирования художника является самобытным, разработанным путем сочетания русского модерна, «билибинского стиля» и архаичного искусства народов Дальнего Востока.

Подводя итоги, можно сказать, что И.Я. Билибин не был единственным художником, работавшим в сфере оформления русских сказок и былин, однако именно его имя ассоциируется с иллюстрированием этих жанров литературы. Иван Яковлевич достиг большого профессионализма: отточенные линии, хорошо подобранный колорит, владение шрифтами разной сложности, плоскостное решение пространства в сочетании с орнаментальными рамками - все это восхищает не только читателей, но и художников разных поколений. Рассмотренных в статье художников можно разделить на категории современников Билибина и тех, кто работал после его жизни; на тех, кто все работы выполнял в подобной рассматриваемому автору стилистике и тех, кто использовал его стиль лишь для создания иллюстраций к одному конкретному произведению. Важно отметить, что не только творческая, но и педагогическая деятельность мастера повлияла на становление будущих книжных графиков, которые под его руководством получили хорошую базу для дальнейшего развития.

Исходя из вышеизложенного материала, можно утверждать, что И.Я. Билибин внес значительный вклад в книжную графику своего времени и оказал влияние на ее последующее развитие.

Список использованной литературы: 1. В гостях у Магдича // Гжатский вестник http://gagarin-gazeta.ru/2022-08-12/v-gostyah-u-magdicha/ от

12.08.2022 (дата обращения 28.05.2023).

2. Вячеслав Назарук: Радость бытия. [Интервью] // журнал «БОСС». Сост. текста А. Саломеева. 12.11.2012. URL: http://www.bossmag.ru/archiv/2008/boss-08-2008-g/vyacheslav-nazaruk-radost-byitiya.html (дата обращения 01.06.2023).

3. Горбач Н.С., Иванова Я.Д. Стиль модерн в творчестве Геннадия Павлишина // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике. Сборник научных трудов том вып. 5, Хабаровск, 2022. с.97-101. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48696370&pff=1

4. Иван Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / автор-сост. С. В. Голынец. Л: Аврора. РСФСР, 1988. 228 с.

5. Интервью «10 вопросов Мастеру» - художница Марина Ханкова // беседовала С. Дианова. 01.05.2023 URL: https://www.youtube.com/watch?v=xSJSupjWnvc (дата обращения 30.05.2023).

6. Кузьмин Н.В. Штрих и слово // Л: Художник РСФСР. 1967. 175с. URL: https://imwerden.de/pdf/kuzmin_shtrich_i_slovo_1977.pdf

7. Рерих Н.К. Великая симфония жизни: автомонография в 20 томах / Сост. Ларкина Т. В. [Электронный ресурс] URL: http://rerich9.sitecity.ru/index.phtml

© Миркулова В.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.