УДК 316.612
ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Е.В. Васильченко
Студенческая молодёжь, туризм, образование, ценностные ориентации, постулаты, глобализация, постиндустриальное общество
Student youth, tourism, education, orientation values, postulates, globalization,
postindustrial society
Путешествующая молодёжь - это показатель развитого постиндустриального общества. Существует мнение, что молодые люди на этапе своего жизненного пути до 25 лет, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие народы. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни, сформировать собственные жизненные принципы. Студентам дневных образовательных учреждений и несгуденческой молодежи до 25 лет повсеместно предоставляются существенные льготы для совершения туристических поездок, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку' почти всеми видами транспорта (в туристском или экономическом классе), на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелах), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков.
Являясь довольно активной социальной прослойкой, студенты часто повышают свой образовательный, интеллектуальный потенциал через взаимодействие с представителями других культур, регионов, через туризм. Период обучения в вузе, техникуме часто предполагает наличие свободного времени, отсутствие брачных обязательств и желание познать мир. Туризм является одним из эффективных средств удовлетворения рекреационных, культурно-просветительских потребностей студентов, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличению масштабов международной торговли и расширении ее сферы, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами. Интенсивные международные контакты на уровне государств индивидов, коммуникация (электронная почта, мобильные телефоны), бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг через Интернет стали типичными в социальной практике миллионов молодых людей во всем мире.
Помимо этого, туризм является дополнительным средством коммуникативно- интеграционной, образовательной деятельности. По мнению А.Д. Кауровой, «...задача образования - запрограммировать молодёжь на такое саморазвитие, дать ей своеобразный импульс, запрограммировать на самообразование» [2]. Гуманитарная функция туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных. Разнообразие тематики экскурсий и туров (деловые, конгрессные. познавательные, обучающие (языковые), экологические, приключенческие и др.) позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма.
Говоря о тенденциях настоящего времени в сфере студенческого туризма, можно отметить, что согласно данным совместного исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма (World Youth. Student and Educational Travel Confederation. WYSE) и Всемирной туристической организацией (UNWTO), в настоящее время молодежный туризм составляет 20% от общего числа путешествий в мире. Это наиболее динамично развивающийся туристический сектор. Денежные суммы, которые тратят молодежь и студенты, за последние 5 лет увеличились на 40% (до 1900 евро за поездку'). 70%
студентов путешествуют с четко очерченными целями: для изучения иностранного языка или вообще для обучения за рубежом, в рамках волонтерских программ и т.п (таблица). В последнее время наблюдается тенденция смены предпочтений молодёжи и студентов в выборе туристических программ: теперь и они зачастую предпочитают образовательный туризм пляжном}'. Наиболее популярные в глазах молодых туристов страны - это Австралия, США и Франция. Великобритания по-прежнему остается основным направлением, куда туристы отправляются для изучения английского языка. По данным того же источника, 80% путешествующей молодежи возвращается домой более толерантными к чужой культуре и другим народностям [1]
Виды студенческого туризма
В зависимости от вида туристической деятельности находится система ценностей, координат и постулатов, которые будет воспринимать молодой человек, и которые в дальнейшем будут направлять его жизнедеятельность Общероссийский туризм, по мнению автора, способствует выработке ценностей патриотизма, приобщению к национальным достояниям, ознакомлению с историей своего государства, пониманию истоков российской ментальности. Международный туризм, в свою очередь, способствует ознакомлению с культурой, традициями и обычаями народов других государств, соотнесению культурных образцов с собственными традициями и ценностными постулатами, более глубокому пониманию самобытности собственного народа, его роли в мировой истории, выявлению положительных и отрицательных сторон самосознания собственной нации.
Таким образом, туризм молодёжи, как направление деятельности общественных объединений, частных инициатив, начав формироваться с конца 18 века, и по сей день, представляет одно из стратегических направлений государственной политики. В период глобализации, предполагающей стирание границ между нациями, народностями, культурами, молодёжный и, в частности, студенческий туризм решает задачу формирования толерантности, туманности, приемлемости ценностей и норм других народов, осознания идентичности собственной нации и культуры. Путешествуя, студенты расширяют собственные мировоззренческие границы, перестают мыслить плоскими категориями - «моё» - «чужое», начинают воспринимать мир и себя в этом мире более глобально, понимать взаимосвязь всех людей на планете друг с другом. Всё это способствует переходу к ценностям другого, глобального мира, основанным на гуманности, толерантности и взаимоподдержке
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Е.Н. Козлова В.А. Молодежный сегмент туристского рынка как объект маркетинговых исследований// Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №4 - С. 28
2. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие,- Издание 2-е, переработанное и дополнение. - СПб.: «Издательский дом Герда». 2005. - 320 с.