Научная статья на тему 'Влияние туризма на формирование ценностей в студенческой среде'

Влияние туризма на формирование ценностей в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОСТУЛАТЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / STUDENT YOUTH / TOURISM / EDUCATION / ORIENTATION VALUES / POSTULATES / GLOBALIZATION / POSTINDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Васильченко Е. В.

Анализируются тенденции развития туристической деятельности в студенческой среде, изменения направленности туристических программ и особенности влияния студенческого туризма на формирование ценностей и постулатов общества, живущего в эпоху глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TOURISM ON FORMATION OF GLOBAL WORLD VALUES AND POSTULATES IN STUDENT ENVIRONMENT

The article analyzes the trends in the development of travel activities within the student environment, changes in the tourist programs orientation and the peculiarities of the student tourism influence on the formation of values and postulates of the society in the era of globalization.

Текст научной работы на тему «Влияние туризма на формирование ценностей в студенческой среде»

УДК 316.612

ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Е.В. Васильченко

Студенческая молодёжь, туризм, образование, ценностные ориентации, постулаты, глобализация, постиндустриальное общество

Student youth, tourism, education, orientation values, postulates, globalization,

postindustrial society

Путешествующая молодёжь - это показатель развитого постиндустриального общества. Существует мнение, что молодые люди на этапе своего жизненного пути до 25 лет, пока не завели семью и детей, должны посмотреть мир, совершить путешествия, узнать, как живут другие народы. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни, сформировать собственные жизненные принципы. Студентам дневных образовательных учреждений и несгуденческой молодежи до 25 лет повсеместно предоставляются существенные льготы для совершения туристических поездок, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку' почти всеми видами транспорта (в туристском или экономическом классе), на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелах), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков.

Являясь довольно активной социальной прослойкой, студенты часто повышают свой образовательный, интеллектуальный потенциал через взаимодействие с представителями других культур, регионов, через туризм. Период обучения в вузе, техникуме часто предполагает наличие свободного времени, отсутствие брачных обязательств и желание познать мир. Туризм является одним из эффективных средств удовлетворения рекреационных, культурно-просветительских потребностей студентов, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличению масштабов международной торговли и расширении ее сферы, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами. Интенсивные международные контакты на уровне государств индивидов, коммуникация (электронная почта, мобильные телефоны), бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг через Интернет стали типичными в социальной практике миллионов молодых людей во всем мире.

Помимо этого, туризм является дополнительным средством коммуникативно- интеграционной, образовательной деятельности. По мнению А.Д. Кауровой, «...задача образования - запрограммировать молодёжь на такое саморазвитие, дать ей своеобразный импульс, запрограммировать на самообразование» [2]. Гуманитарная функция туризма заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. Путешествия дают человеку возможность удовлетворить свои потребности в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе профессиональных. Разнообразие тематики экскурсий и туров (деловые, конгрессные. познавательные, обучающие (языковые), экологические, приключенческие и др.) позволяет человеку реализовать свои запросы в сфере туризма.

Говоря о тенденциях настоящего времени в сфере студенческого туризма, можно отметить, что согласно данным совместного исследования, проведенного Конфедерацией молодежного, студенческого и образовательного туризма (World Youth. Student and Educational Travel Confederation. WYSE) и Всемирной туристической организацией (UNWTO), в настоящее время молодежный туризм составляет 20% от общего числа путешествий в мире. Это наиболее динамично развивающийся туристический сектор. Денежные суммы, которые тратят молодежь и студенты, за последние 5 лет увеличились на 40% (до 1900 евро за поездку'). 70%

студентов путешествуют с четко очерченными целями: для изучения иностранного языка или вообще для обучения за рубежом, в рамках волонтерских программ и т.п (таблица). В последнее время наблюдается тенденция смены предпочтений молодёжи и студентов в выборе туристических программ: теперь и они зачастую предпочитают образовательный туризм пляжном}'. Наиболее популярные в глазах молодых туристов страны - это Австралия, США и Франция. Великобритания по-прежнему остается основным направлением, куда туристы отправляются для изучения английского языка. По данным того же источника, 80% путешествующей молодежи возвращается домой более толерантными к чужой культуре и другим народностям [1]

Виды студенческого туризма

В зависимости от вида туристической деятельности находится система ценностей, координат и постулатов, которые будет воспринимать молодой человек, и которые в дальнейшем будут направлять его жизнедеятельность Общероссийский туризм, по мнению автора, способствует выработке ценностей патриотизма, приобщению к национальным достояниям, ознакомлению с историей своего государства, пониманию истоков российской ментальности. Международный туризм, в свою очередь, способствует ознакомлению с культурой, традициями и обычаями народов других государств, соотнесению культурных образцов с собственными традициями и ценностными постулатами, более глубокому пониманию самобытности собственного народа, его роли в мировой истории, выявлению положительных и отрицательных сторон самосознания собственной нации.

Таким образом, туризм молодёжи, как направление деятельности общественных объединений, частных инициатив, начав формироваться с конца 18 века, и по сей день, представляет одно из стратегических направлений государственной политики. В период глобализации, предполагающей стирание границ между нациями, народностями, культурами, молодёжный и, в частности, студенческий туризм решает задачу формирования толерантности, туманности, приемлемости ценностей и норм других народов, осознания идентичности собственной нации и культуры. Путешествуя, студенты расширяют собственные мировоззренческие границы, перестают мыслить плоскими категориями - «моё» - «чужое», начинают воспринимать мир и себя в этом мире более глобально, понимать взаимосвязь всех людей на планете друг с другом. Всё это способствует переходу к ценностям другого, глобального мира, основанным на гуманности, толерантности и взаимоподдержке

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемова Е.Н. Козлова В.А. Молодежный сегмент туристского рынка как объект маркетинговых исследований// Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №4 - С. 28

2. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие,- Издание 2-е, переработанное и дополнение. - СПб.: «Издательский дом Герда». 2005. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.