Научная статья на тему 'Влияние туристской активности на толерантность личности (на примере студентов Ольборгского университета, Дания)'

Влияние туристской активности на толерантность личности (на примере студентов Ольборгского университета, Дания) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
472
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / PERSONAL TOLERANCE. / INTERNATIONAL TOURISTIC MOBILITY / MOTIVATION / ETHNIC / SOCIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Недзельский Артем Викторович

Статья посвящена изучению взаимосвязи, существующей между туристской активностью и уровнем индивидуальной толерантности. Приведен анализ результатов социологического исследования, проведённого среди студентов Ольборгского университета (г. Ольборг, Дания), демонстрирующего вышеозначенную взаимосвязь. Актуальность данной работы обусловлена тем фактом, что в настоящее время большинство стран мира признают туризм не только как важный элемент развития экономики, но так же в качестве эффективного инструмента примирения и сплочения разных народов и культур, толерантного отношения к представителям других национальностей и терпимости по отношению к индивидуальности другого. В этой ситуации весьма важным является понимание и анализ взаимосвязи туристской активности и толерантного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние туристской активности на толерантность личности (на примере студентов Ольборгского университета, Дания)»

УДК 338.481.1:316.647

ВЛИЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ОЛЬБОРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДАНИЯ)

А.В. Недзельский

Томский политехнический университет E-mail: amelindex@yandex.ru

Статья посвящена изучению взаимосвязи, существующей между туристской активностью и уровнем индивидуальной толерантности. Приведен анализ результатов социологического исследования, проведённого среди студентов Ольборгского университета (г. Ольборг, Дания), демонстрирующего вышеозначенную взаимосвязь. Актуальность данной работы обусловлена тем фактом, что в настоящее время большинство стран мира признают туризм не только как важный элемент развития экономики, но так же в качестве эффективного инструмента примирения и сплочения разных народов и культур, толерантного отношения к представителям других национальностей и терпимости по отношению к индивидуальности другого. В этой ситуации весьма важным является понимание и анализ взаимосвязи туристской активности и толерантного сознания.

Ключевые слова:

Международная туристская мобильность, мотивация, этническая, социальная, личностная толерантность.

Как известно в современном, динамично развивающемся мире, индустрия туризма занимает не последнее место. Все большее число людей позволяют себе поездки в другие страны для отдыха, развлечения, а так же в познавательных целях.

Так, по последним данным Всемирной туристской организации (ВТО), рост числа туристов в мире в январе-феврале 2011 г. составил 5 %. Общее число туристов в мире за первые два месяца 2011 г. превысило 124 млн. человек, за тот же период годом ранее их было 119 млн. человек [1].

Как видно из вышеприведенных данных, туристический сектор переживает бурный рост.

Для многих людей туризм - это не только приятное время препровождение и отдых, но так же соприкосновение с иными культурами и народами.

Так, Л.В. Сакун в своей монографии «Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма» отмечает, что немаловажную роль в формировании межкультурного диалога и толерантного отношения к представителям иных культур, играет туристская коммуникация [2. С.18], то есть позитивное взаимодействие туристов с жителями принимающей страны. «Туризм является не только видом рекреационной, обновляющей трудоспособность и естественную гармонию человеческого организма деятельности, но и таким ее видом, который расширяет каналы коммуникации между разными социумами в условиях современных глобальных процессов. В этом контексте и в этой функции туризм может служить средством расширения объема согласованного взаимодействия социальных субъектов, в том числе и целых социумов в существующем глобальном пространстве, с целью решения насущных глобальных проблем» [2. С. 18].

Таким образом, в настоящее время большинство стран мира признают туризм не только как важный элемент развития экономики, но так же в качестве эффективного инструмента примирения и сплочения разных народов и культур, формирования терпимости и готовности к сотрудничеству [3].

В этой связи интересно было бы проследить, в какой степени туризм, как вид человеческой активности, связан с индивидуальным уровнем толерантности.

Для выявления данной взаимосвязи, автором статьи было проведено исследование среди студентов Ольбургского университета, Дания.

Результаты проведенного исследования легли в основу данной работы.

Недзельский Артем Викторович, фотограф (фрилансер). E-mail: amelindex@yandex.ru Область научных интересов: исследования в психологии рекламы и современные туристские тренды.

Целью данной статьи, таким образом, является выявление взаимосвязи между туристической активностью (уровнем мобильности человека и его мотивации к путешествиям) и уровнем индивидуальной толерантности.

Соответственно, в задачи входил анализ и обсуждение результатов, полученных в ходе проведенного исследования.

Исследование проводилось методом анкетирования. Анкета состояла из двух частей. Одна часть анкеты была разработана на основе методики из «Практикума по исследованию и диагностике толерантности личности», разработанной Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой,

О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой [4]. За основу были взяты структура вопросов, а так же ключи для расшифровки и анализа полученных результатов.

В другой части анкета была адаптирована под цели настоящего исследования за счет добавления собственного опросника, отражающего уровень международной туристической мобильности (далее - уровень МТМ) опрашиваемого, а также наличие мотивации к путешествиям (так как не редки случаи, когда человек и рад бы путешествовать, но обстоятельства не позволяют).

Расшифровка анкеты позволяет соотнести уровень МТМ и уровень мотивации к МТМ с имеющимися у респондента толерантными установками.

Анкета и методика расшифровки приведены в Приложении 1.

В ходе анкетирования было опрошено 133 респондента. Главным критерием отбора участников анкетирования служил факт обучения в Ольбургском университете (Дания). Т. е. все респонденты были студентами, живущими в Дании или приехавшими для обучения из других стран. Большинство респондентов находились в возрастном диапазоне от 16 до 28 лет. Анкетирование проводилось на английском языке, преимущественно на территории университетского городка, а так же в студенческом кампусе. Исследователь кратко объяснял студентам цель исследования и затем просил заполнить бланк анкеты. Одним из главных требований являлась быстрота заполнения анкеты с целью получения более спонтанных, а значит искренних ответов [4].

Результаты проведенного исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сводная таблица результатов анкетирования

Страна Возрастная группа Уровень мобильности Уровень мотивации Уровень толерантности

Общей Социальной Этнической Личной

Дания 16-21 4 7 96 38 30 28

Дания 16-21 3 5 99 38 30 31

Дания 16-21 4 5 110 45 32 33

Дания 16-21 4 7 105 40 28 37

Дания 22-28 4 6 101 41 29 31

Дания 16-21 1 5 99 35 29 35

Дания 22-28 4 6 95 31 34 30

Дания 22-28 6 10 100 37 34 29

Дания 22-28 4 8 104 38 30 36

Литва 22-28 4 9 101 41 29 31

Испания 22-28 2 8 113 43 34 36

Италия 22-28 4 7 104 33 33 38

Эстония 22-28 6 7 98 33 35 30

Дания 29-35 2 9 110 35 36 39

Польша 22-28 3 10 102 37 35 30

США 22-28 4 8 114 42 36 36

Италия 16-21 2 6 105 40 33 32

Г ермания 22-28 2 9 90 30 31 29

Г ермания 22-28 2 9 111 37 38 36

33 респондентов

Продолжение таблицы 1.

Италия 16-21 6 7 109 41 35 33

Дания 22-28 1 8 86 37 24 25

Болгария 22-28 6 10 100 35 32 33

Болгария 22-28 2 10 92 38 29 25

Дания 29-35 1 5 101 37 32 32

Дания 16-21 4 8 105 41 27 37

Норвегия 16-21 6 7 98 34 30 34

Китай 22-28 1 4 90 31 30 29

Китай 22-28 1 6 98 33 30 35

Дания 22-28 1 6 98 39 27 32

Дания 22-28 3 7 96 38 25 33

Дания 22-28 1 7 115 43 34 38

Дания 16-21 6 7 107 40 32 35

Дания 16-21 6 7 100 35 35 30

Дания 22-28 4 6 97 40 27 30

Г ермания 22-28 4 7,8 117 37 42 38

Непал 22-28 2 9,3 89 32 28 29

Дания 22-28 3 6 91 36 26 29

Дания 22-28 3 7,5 102 43 29 30

Румыния 22-28 2 7 118 41 39 38

Латвия 22-28 2 12,2 102 36 33 33

Китай 22-28 1 5 83 26 30 27

Г ермания 22-28 2 8,8 111 42 38 31

США 22-28 2 9,8 105 40 33 32

Дания 22-28 2 7,8 108 39 36 33

Дания 22-28 2 8,8 105 37 36 32

Дания 22-28 2 7,9 102 35 33 34

Чехия 22-28 2 2 102 39 29 34

Италия 22-28 2 8,8 93 35 29 29

Дания 22-28 3 6 97 41 25 31

Франция 22-28 2 12,2 109 38 36 35

Венгрия 22-28 3 6,7 87 31 26 30

Дания 22- 28 3 6 105 38 34 33

Люксембург 22-28 2 7,8 111 38 36 37

Италия 22-28 2 6 106 38 35 33

Исландия 22-28 2 3,8 84 31 26 27

Г ермания 22-28 2 9,7 105 36 37 32

Дания 22-28 2 7,7 100 32 32 36

Чехия 22-28 2 7,7 99 33 35 31

Г ермания 22-28 2 12,2 105 37 34 34

Румыния 22-28 3 6 106 36 34 36

Дания 22-28 3 7,8 96 34 31 31

Румыния 22-28 1 6,7 88 27 37 24

Болгария 22-28 2 5,8 97 37 26 34

Дания 16-21 7 6,5 111 42 35 34

Дания 22-28 3 7,8 99 36 31 32

Испания 22-28 2 7 93 34 31 28

Дания 16-21 3 6 106 41 30 35

Дания 29-35 2 10,7 115 42 39 34

Болгария 22-28 4 9,7 93 38 29 26

Италия 29-35 2 7 109 38 36 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дания 29-35 2 10,7 104 43 35 26

Дания 22-28 3 5 85 26 29 30

Дания 16-21 7 1 85 28 31 26

Дания 22-28 3 8,8 99 37 32 30

Франция 22-28 2 5 97 38 33 26

Дания 22-28 3 6,9 89 35 26 28

Продолжение таблицы 1.

Дания 16-21 3 7,8 86 34 23 29

Непал 22-28 3 7,7 109 44 32 33

Дания 16-21 9 10 101 37 32 32

Франция 22-28 2 10,7 109 35 40 34

Польша 22-28 2 4,8 98 29 35 34

Южный Судан 22-28 2 5,5 102 35 31 36

Дания 22-28 3 3,5 92 32 30 30

Дания 22-28 2 8,8 87 33 29 25

Дания 29-35 5 9,7 104 39 31 34

Гана 29-35 1 5,8 106 39 31 36

Греция 22-28 2 7 106 36 35 35

Дания 22-28 2 10,7 100 38 30 32

Украина 29-35 2 8,4 104 39 31 34

Дания 22-28 4 8,8 91 34 27 30

Словакия 22-28 2 7,3 94 35 32 27

Нидерланды 22-28 2 10,7 92 29 37 26

США старше 42 2 9,7 110 38 36 36

Дания 22-28 2 12,2 94 37 25 32

Дания 22-28 4 10,7 90 34 29 27

Дания 22-28 3 7,8 97 31 32 34

Дания 22-28 3 6 81 25 29 27

Дания 22-28 7 5 103 36 35 32

Испания 22-28 2 7,8 104 36 39 29

Болгария 22-28 2 10,3 96 35 30 31

Дания 22-28 2 8,8 100 34 33 33

Финляндия 22-28 2 7,8 109 40 37 32

Дания 16-21 3 5,8 80 26 31 23

Канада 22-28 3 8,8 111 36 38 37

Дания 16-21 3 7 94 34 29 31

Дания 22-28 2 4,8 48 14 15 19

Дания 22-28 3 6 85 30 23 32

Эстония 22-28 2 7 97 32 31 34

Дания 16-21 1 3 102 35 35 32

Дания 22-28 3 3,9 90 35 25 30

Дания 29-35 4 6 109 39 35 35

Словакия 22-28 2 8,3 100 39 30 31

Дания 16-21 3 5,8 98 36 29 33

Венгрия 22-28 2 12,2 93 32 32 29

Дания 22-28 7 12,2 101 39 36 26

Латвия 22-28 6 8,8 111 40 37 34

Дания 22-28 4 6,8 109 36 36 37

Дания 22-28 4 5 92 36 24 32

Дания 22-28 6 8,8 101 34 35 32

Дания 22-28 3 4 91 33 35 23

Китай 22-28 1 3,8 103 37 32 34

Эстония 22-28 2 12,2 97 33 33 31

Дания 22-28 4 5 105 32 37 36

Дания 22-28 4 7,5 109 39 33 37

Дания 22-28 5 11,8 98 35 34 29

Дания 29-35 6 15,2 112 43 35 34

Словения 22-28 6 9,7 108 37 34 37

Португалия 22-28 2 6 64 30 22 12

Литва 22-28 2 10,7 113 41 36 36

Польша 22-28 2 6 106 37 34 35

Литва 22-28 5 8,8 100 34 34 32

Дания 22-28 5 10,7 100 38 32 30

Дания 22-28 2 7,8 98 38 32 28

Расшифровку баллов см. в приложении 1.

На основании полученных данных для дальнейшего анализа исследователь разделил респондентов на две группы, две подгруппы в каждой:

1. Респонденты с низкими показателями уровня МТМ.

а) с невысокими показателями мотивации к МТМ;

б) с высокими показателями мотивации к МТМ;

2. Респонденты с высокими показателями МТМ.

а) с невысокими показателями мотивации к МТМ;

б) с высокими показателями мотивации к МТМ.

Из 93 респондентов с низкими показателями МТМ а) 33 человека имеют невысокий или средний уровень мотивации к заграничным путешествиям (другими словами, и путешествуют мало, да и желания не имеют). В этой подгруппе средние показатели уровня толерантности составили 94,3 (средний уровень), а средние показатели социальной, этнической и личностной толерантности - соответственно 34,15; 29,5; 30,6 - средний; средний; средний. б) 60 человек с низкими показателями МТМ имеют высокую или очень высокую мотивацию к МТМ (другими словами, невысокая мобильность скорее обусловлена отсутствием возможности совершать путешествия). В этой подгруппе средний уровень толерантности составил 100,7 (высокий уровень), а средние показатели социальной, этнической и личностной толерантности соответственно 36,2; 32,7; 31,7 - высокий; высокий; высокий.

Из 40 респондентов с высокими показателями МТМ а)14 человек имеют невысокий или средний уровень мотивации к заграничным путешествиям. В этой подгруппе средние показатели уровня толерантности составили 100,7 (высокий уровень), а средние показатели социальной, этнической и личностной толерантности - соответственно 36,7; 31,9; 32,07. б) 26 человек с высокими показателями МТМ имеют при этом высокую или очень высокую мотивацию к МТМ. В этой подгруппе средний уровень толерантности составил 103,1 (высокий уровень), а средние показатели социальной, этнической и личностной толерантности соответственно 37,5; 33; 32,7 - высокий; высокий; высокий.

Как видно из вышеприведённых данных, очевидна динамика показателя общего уровня толерантности, который достигает 94,3 баллов (средний уровень) в группе респондентов с низкой фактической международной мобильностью, при этом не имеющих особого желания посещать другие страны; увеличивается до 100,6 (высокий уровень) в этой же группе при высоком уровне мотивации к путешествиям. В группе респондентов с высокой фактической международной мобильностью уровень толерантности составляет 100,7 даже при невысоком уровне мотивации и поднимается до 103,2 баллов у респондентов с высоким уровнем мотивации к международной туристической мобильности.

Можно также заметить, что наблюдается динамика роста показателей социальной, этнической и личностной толерантности у респондентов с высоким уровнем МТМ и мотивации к МТМ в сравнении с респондентами, имеющими низкий уровень МТМ и мотивации к МТМ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень общей толерантности заметно выше среди людей, имеющих высокий уровень МТМ, равно как и мотивации к МТМ, показатели социальной, этнической и личностной толерантности ниже в группе лиц, которые не путешествуют или мало путешествуют, при этом не имеют желания покидать пределы своей страны.

В заключение хотелось бы отметить, что результаты данного исследования были использованы для написания магистерской диссертации под названием «Влияние туристской активности на толерантность личности», где данная взаимосвязь исследована более детально.

Приложение 1. Методика проведения исследования.

Первый раздел анкеты (п.п. I - V) посвящен возрастному составу опрашиваемых и их принадлежности к той или иной стране мира, выявлению фактической международной мобильности и наличию мотивации к международной мобильности.

Второй раздел анкеты (п. VI) предназначен для диагностики общего уровня толерантности опрашиваемого. Стимульный материал составили утверждения, отражающие:

1. общее отношение к окружающему миру и другим людям;

2. социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека, в том числе:

• утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим);

• коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству);

• уровень этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).

Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк анкеты.

Дорогой друг!

В нашем современном мире очень важна проблема уважения к различным мировым культурам, цивилизациям и народам; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Целью данного исследования является изучение уровня толерантности, способности принимать индивидуальность другого человека.

Ответь на вопросы о себе:

I. Мой возраст (отметь любым знаком нужный вариант):

16-21

год

Старше 42

лет

36-41

год

29-35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лет

22-28

лет

II. Моя страна (напиши название страны, в которой родился)

III. Какое утверждение более всего относится к тебе

(отметь любым знаком нужные варианты ответов, их может быть один или два):

Я никогда не выезжал из страны, в которой родился

Я был в других странах всего не более 1-3 раз

Я был в других странах больше 3 раз

Я часто

бываю в

других

странах (не

реже 2-3

раз в год)

Я долго жил (живу) в другой стране (не в стране своего рождения)

IV. Какие цели были у тебя при посещении других стран (можно выбрать несколько вариантов ответа):

Отдых,

развлече-

ние

Посещение

родственников,

друзей

Знакомство с Работа

народом, куль-

турой, обычая-

ми, историей и

т. д.

Получение

образования

Другое

V. Какое утверждение более всего относится к тебе

(отметь любым знаком нужные варианты ответов, их может быть 1 или 2):

Я использую любую возможность для поездок в другие страны

Я предпочитаю всегда находиться в своей стране

Я бываю в других странах, но это не приносит мне особого удовольствия

Посещение других стран приносит мне удовольствие

Я бы хотел, но у меня нет возможности часто посещать другие страны

VI. Оцени, пожалуйста, насколько ты согласен или не согласен с приведенными утверждениями (в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения):_________________________________________________________________________

№ Утверждение О К К о І? £ § 5 о о о о к к о 3 о о о я Скорее не согласен н ее не & 8 § 5 кС гсо н е 3 5 о С Полностью согласен

1 В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2 В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3 Если друг предал, надо отомстить ему

4 Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться

5 В споре может быть правильной только одна точка зрения

6 Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

7 Нормально (правильно) считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8 Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение

9 Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10 Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11 Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12 Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему

13 Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

14 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15 Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя в жизни многих радостей

16 Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении и Интернет, чтобы уберечь общественную нравственность

17 Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18 Мне хотелось бы некоторое время пожить в чужой стране

19 Беспорядок меня очень раздражает

20 Любые религиозные течения имеют право на существование

21 Я могу представить человека с другим цветом кожи (другой расы) своим близким другом

22 Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Благодарим за участие!

Обработка результатов.

1. Все анкеты распределяются:

• по возрастным группам (п. I);

• по странам - месту рождения опрашиваемого (п. II).

2. Фактическая международная мобильность опрашиваемого (п. III) оценивается в баллах:

Ответы Оценка международной мобильности, баллы

Я никогда не выезжал из страны, в которой родился 0

Я был в других странах всего не более 1-3 раз 1

Я долго жил (живу) в другой стране (не в стране своего рождения) 2

Я был в других странах больше 3 раз 3

Я часто бываю в других странах (не реже 2-3 раз в год) 4

Если имеется два ответа, то баллы по каждому из ответов суммируются:

Я был в других странах не более 1-3 раз; Я долго жил (живу) в другой стране (не в стране своего рождения) 1+2 3

Я был в других странах больше 3 раз; Я долго жил (живу) в другой стране (не в стране своего рождения) 3+2 5

Я часто бываю в других странах (не реже 2-3 раз в год); Я долго жил (живу) в другой стране (не в стране своего рождения) 4+2 6

Таким образом, опрашиваемый может набрать от 0 до 6 баллов.

Оценка уровня фактической международной мобильности опрашиваемого (баллы):

0 - отсутствие;

1 - минимальный;

2 - невысокий;

3 - средний;

4 -выше среднего;

5 - высокий;

6 - очень высокий.

3. Оценка мотивации к международной мобильности опрашиваемого (п.п. ІУ-У):

п. IV Цели посещения других стран (факторы мотивации международной мобильности) Оценка факторов мотивации к международной мобильности, баллы

Отдых, развлечение 1

Посещение родственников, друзей 1,5

Знакомство с народом, культурой, обычаями, историей и т. д. 2

Работа 1,9

Получение образования 1,8

У меня нет целей для посещения других стран 0

ИТОГО Максимально 6 баллов

Если опрашиваемым в п. IV отмечено два и более вариантов ответов, то баллы суммируются.

п. V Наличие внутренней мотивации к посещению других стран (наличие внутренней мотивации к международной мобильности) Оценка внутренней мотивации к международной мобильности, баллы

Я предпочитаю всегда находиться в своей стране 0

Я бываю в других странах, но это не каждый раз доставляет мне удовольствия 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я бы хотел, но у меня нет возможности часто посещать другие страны 3

Я использую любую возможность для поездок в другие страны, так как мне это доставляет удовольствие 4

Баллы, набранные по вопросам п. IV и п. V, суммируются

ИТОГО по п. IV и п. V

Максимально 10 баллов

Оценка уровня мотивации опрашиваемого к международной мобильности (баллы):

0 - отсутствие;

1 -2- минимальный;

3-4 - невысокий (небольшой);

5-6— средний;

7-8 - высокий;

9-10 и более - очень высокий;

4. Оценка толерантности опрашиваемого (расчет индекса толерантности) (п. VI):

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 8, 9, 11, 14, 15, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19. Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21 (сокращенно - Этн).

2. Социальная толерантность (толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов): 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20 (сокращенно - Соц).

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22 (сокращенно - Лич).

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня социальной, этнической и личностной толерантности осуществляется по следующим ступеням:

Для показателей социальной толерантности:

8 - 22 - низкий;

22-35 - средний;

36-48 - высокий.

Для показателей этнической толерантности:

7-19 - низкий;

20-31 - средний;

32-42 - высокий.

Для показателей личностной толерантности (толерантность, как черта личности):

7-19 - низкий;

20-31 - средний;

32-42 - высокий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. World Tourism Organization UNWTO. URL: http://unwto.org (обращения 10.04.2012).

2. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира. Монография. - К.: МАУП. - 2004. - 399 с.

3. Гусаева К.Г., Вагабова Н.М. Толерантность: специфика проявления в современном обществе. Монография. - Махачкала: ИД Наука плюс, 2006. - 136 с.

4. Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А. Методики из «практикума по исследованию и диагностике толерантности личности»: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» // Кафедра этнопсихологии и психологических проблем МГППУ. 2005. URL: www.etnopsy.ru/practice.htm (дата обращения 11.04.2012).

Поступила 21.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.