УДК 159.937.51:378.162.14 А. И. АНДРИЕВИЧ
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Рассматривается тема влияния цветовых решений в аудиториях на работоспособность студентов.
Ключевые слова: настроение, психология, работоспособность, цвет.
Комфорт и эмоциональное состояние студентов играют важную роль в образовательном процессе, поскольку оказывают прямое воздействие на их работоспособность. Целью данной работы является определение эффектов влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настрой студентов и выработка рекомендаций по оформлению учебных помещений.
В ходе работы были решены следующие задачи: изучение теоретических источников с характеристиками цветов; выявление представлений о влиянии основных цветов на работоспособность студентов; проведение исследования в тестовой форме и опрос по оценке состояния в аудиториях разных цветов; разработка рекомендаций по использованию цветового дизайна в учебных кабинетах и прилегающих помещениях.
Исследовательская работа проводилась на базе Ульяновского государственного технического университета. В опросе были задействованы студенты 1-4 курсов разных факультетов в количестве 15 человек.
Первый эксперимент состоял из устного опроса, с помощью которого было выяснено, как меняется состояние студентов в зависимости от цветовых решений в аудиториях. В результате проведённой работы из 15 участников опроса 48% студентов считают жёлтый цвет наиболее удачным выбором, аргументируя это тем, что жёлтый поднимает настроение, увеличивая тем самым их работоспособность; 36% отдают предпочтение оранжевому; 18% сообщили, что для коридоров и лестничных проёмов больше всего подходят оттенки зелёного; 16% отметили, что голубой расслабляет; 12% сообщили, что красный отвлекает от работы и вызывает раздражение.
Для второго эксперимента была использована группа из 8 человек. Эксперимент проводился с
© Андриевич А. И., 2018
помощью цветового теста Макса Люшера, основанного на предположении, что выбор цвета отражает направленность человека на определённую деятельность, настроение, функциональное состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. В процессе тестирования испытуемому предлагается восемь карточек разного цвета (синего, зелёного, красного, жёлтого, фиолетового, коричневого, чёрного, серого), которые он расставляет по степени субъективной приятности. Студент должен делать выбор исходя исключительно из своего личного восприятия, без привязки к модным тенденциям или актуальности.
На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций: 1-я позиция отражает средства достижения цели; 2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый; 3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация; 5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение; 7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.
Обобщение данных по цветовым выборкам позволило выявить наиболее характерное для каждой группы распределение восьми цветов по восьми позициям. Цветовые предпочтения учащихся в розовой и голубой комнатах очень схожи: лидируют красные, жёлтые и оранжевые цвета, на последних позициях находятся коричневый и чёрный.
Выбор студентов в комнате, окрашенной в салатовый цвет, был иным: на 1-й позиции — синий, фиолетовый, на 7-й — чёрный, на 8-й — серый.
С учётом результатов теста составлены следующие рекомендации по оформлению учебных помещений: для аудиторий и библиотек хороши разнообразные оттенки жёлтого, они активизируют мозговую деятельность и способствуют концентрации. Для коридоров подходит зелёный, тонизирующий оранжевый будет уместен в спортзале, а студенческой столовой подойдут улучшающие аппетит тёплые оттенки бежевого, розового и оранжевого.
Было установлено, что каждый цвет способствует созданию определённого психологического состояния. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создаёт творческую атмосферу, успокаивает и улучшает работоспособность студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. - М. : Речь, 2005.
2. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. - М. : «ЭКСМО-Пресс», 1998. -156 с.
3. Миронова Ю. А. Цветоведение. - Минск, 1984.
4. Уилен Б. Психология цвета. - СПб. : ООО «Калина», 2006.
5. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек, цвет, пространство. - М., 1973.
6. Шалимова Л. А. Культура восприятия семантики цвета в тесте М. Люшера / Л. А. Шалимова // Мир науки, культуры, образования. -2014. - №1. - С. 251-255.
Андриевич Анна Ивановна, студентка гуманитарного факультета УлГТУ Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Шигабетдинова Гузель Мир-хайзановна.
Поступила 23.04.2018 г.