Научная статья на тему 'Влияние цвета на возникновение эффектов установки'

Влияние цвета на возникновение эффектов установки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИКСИРОВАННАЯ УСТАНОВКА / ИЛЛЮЗИИ УСТАНОВКИ / УЗНАДЗЕ / ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА / ФОНОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / FIXED SET / ILLUSIONS OF SET / DIMITRI UZNADZE / COLOUR INFLUENCE / BACKGROUND PSYCHOLOGICAL SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яновский Михаил Иванович

В статье описываются результаты эксперимента, который проводился с использованием классической схемы Д.Н. Узнадзе, по проверке влияния на процесс формирования установочных эффектов такого фактора как цвет. Было проведено три серии эксперимента, в каждой из которых участвовало по 19 человек. Испытуемые сравнивали круги в трех вариантах окраски: черные, красные или синие. По результатам эксперимента иллюзия установки (в контрастном варианте) достоверно чаще появлялась при наличии цветной окраски (красной или синей). Поскольку цвет многие исследователи связывают с эмоциональностью, то данный эффект можно интерпретировать следующим образом: более интенсивный эмоциональный фон сознания стимулирует появление эффектов установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of colour on the appearance of set effects

The article describes the results of the experiment, which was carried out using the classical scheme of Dimitri Uznadze, to test the effect on the formation of the set effects of such a factor as colour. Three series of experiments were conducted, each of which involved 19 persons. The subjects compared the circles in three colours: black, red or blue. According to the results of the experiment, the illusion of set (in contrast) appeared significantly more often in the presence of colour (red or blue). Because the colour of many of the researchers associated with emotion, this effect can be interpreted as follows: the more intense the emotional background of consciousness stimulates the appearance of the effects of the set.

Текст научной работы на тему «Влияние цвета на возникновение эффектов установки»

УДК 159.93

Яновский Михаил Иванович

кандидат психологических наук, доцент Донецкий национальный университет», г. Донецк

[email protected]

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭФФЕКТОВ УСТАНОВКИ

В статье описываются результаты эксперимента, который проводился с использованием классической схемы Д.Н. Узнадзе, по проверке влияния на процесс формирования установочных эффектов такого фактора как цвет. Было проведено три серии эксперимента, в каждой из которых участвовало по 19 человек. Испытуемые сравнивали круги в трех вариантах окраски: черные, красные или синие. По результатам эксперимента иллюзия установки (в контрастном варианте) достоверно чаще появлялась при наличии цветной окраски (красной или синей). Поскольку цвет многие исследователи связывают с эмоциональностью, то данный эффект можно интерпретировать следующим образом: более интенсивный эмоциональный фон сознания стимулирует появление эффектов установки.

Ключевые слова: фиксированная установка, иллюзии установки, Узнадзе, влияние цвета, фоновое психологическое пространство.

Установка является одним из факторов восприятия. Однако какие факторы влияют на формирование установки? Может ли при ее формировании играть роль фоновая информация? В экспериментах Н.Х. Тухтиевой было установлено, что чем выше упорядоченность фона оцениваемых объектов, тем реже возникает иллюзия установки [2]. В проведенных М.И. Яновским, Н.П. Андрюшковой и Е.В. Чукановым экспериментах выявлено, что, при использовании киноотрывков в качестве фона для классических форм фиксации установки, установочная иллюзия может или не возникать, или возникать в той или иной форме (например, в преимущественно ассимилятивной) - в зависимости от жанра и структуры видеоряда [7]. Выявлено также влияние особенностей геометрической структурированности и эмоциональной окраски фона на количество совершаемых перцептивных ошибок при проведении установочного эксперимента [5].

Возникает вопрос, как влияют другие ирреле-вантные фоновые стимулы на формирование установки? В частности, как влияет цвет? Известно, что восприятие цвета тесно связано с эмоциями и нервно-психическими состояниями, причем не только ассоциативно, но и на уровне физиологической реакции [1]. В связи с этим можно предположить, опираясь на результаты наших предыдущих исследований, что цветовая окраска объектов восприятия, создавая эмоциональный фон восприятия, будет влиять на формирование установочных иллюзий.

Ранее мы высказывали предположение, основываясь на идее Д.Н. Узнадзе о так называемой «под-психической реальности» [3], что установочные феномены обусловлены появлением неоднородности, асимметрии в фоновом психологическом пространстве восприятия [6]. В нем устанавливается

неравновесная система сил. Такому неравновесию, вероятно, может способствовать эмоциональный фон сознания человека. Если так, то цветная окраска объектов в установочном эксперименте должна усиливать возникающие «эффекты установки».

Известно возбуждающее воздействие красного цвета, в отличие от успокаивающего синего цвета [1]. Исходя из этого, мы предполагали, что разные цвета будут по-разному влиять на установку: красный цвет будет создавать более возбужденный эмоциональный фон, и тем усиливать «эффекты установки», а синий - либо погашать их, либо не оказывать влияния. Мы провели эксперимент, проверяющий эту гипотезу.

Для проверки этой гипотезы использовалась классическая схема опытов Д.Н. Узнадзе. С целью создания фиксированной установки испытуемому на экране ноутбука демонстрировался видеоролик, в котором 14 раз с периодичностью в 5 секунд появлялись две различные по размеру (правая больше левой) окружности. Длительность каждой демонстрации была 0,04 секунд. В контрольном опыте демонстрировались два одинаковых круга (при этом время демонстрации было несколько большим - 0,8 с).

Было создано 3 варианта видеоролика: черно-белый (черные круги на белом фоне), красный (красные круги на розовом фоне), синий (синие круги на голубом фоне) (рис. 1).

Красный и синий цвета были выбраны для большего охвата цветового спектра: они находятся на противоположных полюсах спектра.

Опыты проводились индивидуально с каждым испытуемым. В конце опыта у испытуемого спрашивали, какой из кругов в последнем показе (два одинаковых круга) ему субъективно кажется больше, или они кажутся одинаковыми. В качестве

Рис. 1. Круги, использовавшиеся в установочных сериях

54

Вестник КГУ ^ 2018

© Яновский М.И., 2018

Влияние цвета на возникновение эффектов установки

Таблица 1

Количество случаев эффектов установки при разных вариантах окраски кругов в эксперименте

Вариант цвета в видеоролике Черно-белый Красный Синий

Вариант установочного эффекта контрастная иллюзия 3 8 9

ассимилятивная иллюзия 0 0 1

нет иллюзии 16 11 9

испытуемых были студенты-психологи 1-го курса, 57 человек. Они были поделены на 3 условные группы, по 19 человек на каждый вариант видеоролика. Группы были уравнены по половому составу.

Результаты представлены в таблице 1. По результатам видно, что количество случаев эффекта установки (в форме контрастной или ассимилятивной иллюзии) в цветных видеороликах существенно выше. Отличие красного от черно-белого достоверно (ф*эмп = 1,83, р < 0,05), отличие синего от черно-белого также достоверно (ф* = 2,48, р < 0,01). Различий между красным и синим нет (ф* = 0,65, незначимо).

у т эмп ^ ^ '

Отметим одну особенность полученных результатов - малое количество случаев иллюзий в черно-белом, т. е. обычном варианте установочного эксперимента. Как правило, в подобных экспериментах иллюзия возникает в 30-60% случаев [3; 7]. Возможными причинами низкого уровня иллюзий в данном эксперименте могут быть: 1) особенность видеоролика (время экспозиции двух одинаковых кругов в конце здесь составляло 0,8 с, что отличается от экспозиции в других подобных экспериментах); 2) особенности испытуемых (студенты-психологи, у которых, вероятно, более высок уровень рефлексивности, которая может нейтрализовывать установочные эффекты [7]). Однако это не меняет сути полученного результата: именно цвет выступает той переменной, которая значимо усиливает установочную иллюзию в данном случае, причем в контрастном ее варианте. Существенно также то, что красный и синий цвета не дают различий в установочных эффектах, важным оказывается сам факт наличия цвета.

Частично наша гипотеза подтвердилась: цвет содействует формированию установки. Однако мы предполагали, что это влияние цвет оказывает, создавая более возбужденный эмоциональный фон, и поэтому оно будет свойственно лишь красному цвету. Это не подтвердилось, синий цвет оказывает такое же влияние. Что общего у красного и синего цвета, в отличие от черно-белого? Цвет, практически любой, глубоко «сцеплен» с эмоциями, предстает чуть ли не как воплощение эмоций [1, с. 52]. Поэтому красный и синий цвета, в отличие от черно-белого, активизируют эмоциональность как таковую. Эмоциональность, как некоторая, говоря словами К. Левина, валентность, нервно-психическая энергетическая заряженность фона сознания человека, вероятно и стимулирует формирование установки. Можно вспомнить, в связи с этим, что Д.Н. Узнадзе,

говоря о возникновении фиксированной установки, использовал термин «возбудимость». Ясно, что такой термин уместен при понимании установки именно как энергетического (вероятно, на нервно-психическом уровне) образования. По-видимому, любой цвет создает так или иначе такую заряжен-ность, тем вносит неравновесность в систему сил фонового психологического пространства субъекта, что и способствует появлению установок.

Требует объяснения также факт полного доминирования среди установочных иллюзий их контрастного варианта. Ранее в наших исследованиях была выдвинута модель двух типов структуризации фонового психологического пространства восприятия: пространство мест (топологическое пространство) и пространство связей (проективное пространство) [5; 6]. Согласно этой модели, контрастная иллюзия возникает, когда фон восприятия структурирован как пространство связей и проекций. В так организованном пространстве иллюзия возникает из-за замещения образами-проекциями объекта, и блокировки этими образами рефлексии и контроля субъектом своего восприятия, в частности своей позиции и своего состояния. Действительно, цвет усиливает образ, придает ему довлеющий характер, и как бы лишает субъекта беспристрастного рефлексирующего объективного виденья, создает симпатию-связь, которая и способствует иллюзии. (Можно вспомнить, что некоторые кинорежиссеры в свое время отказывались переходить на цветное кино, интуитивно находя в его эстетическом эффекте не только преимущества, но и недостатки.)

Можно полагать, исходя из полученных результатов, что вряд ли какой-то цвет будет способствовать появлению ассимилятивной иллюзии. Скорее всего, для стимулирования последней фон восприятия должен заполняться стимулами из других модальностей (слух, обоняние или другое?).

Выводы: цветовая окраска объектов и фона значимо усиливает иллюзии установки. При этом практически полностью доминирует контрастный вариант иллюзии.

Библиографический список

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005. - 205 с.

2. Тухтиева Н.Х. Влияние иррелевантных параметров задач на эффект установки (на примере эффектов Лачинса и Узнадзе): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2013. - 24 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

55

3. Узнадзе Д.Н. Теория установки. - М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 448 с.

4. Узнадзе Д.Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни. - М.: Смысл, 2014. - 414 с.

5. Яновский М.И. Зависимость установочных эффектов от эмоциональной окраски объекта // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. - № 4 (72). - С. 160-166 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2017-4-160-166 (дата обращения: 10.04.2018).

6. Яновский М.И. Роль фонового психологического пространства в возникновении эффектов установки / М.И. Яновский, Н.П. Андрюшкова, В.В. Брейкин, Е.В. Чуканов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 117-128.

7. Яновский М.И., Андрюшкова Н.П., Чуканов Е.В. Формирование фиксированной установки методом «25-го кадра» // Пензенский психологический вестник. - 2017. - № 1 (8). - С. 47-69 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: psy2017_1_3. pdf (дата обращения: 15.06.2017).

References

1. Bazyma B.A. Psihologiya cveta: teoriya i praktika. - SPb.: Rech', 2005. - 205 s.

2. Tuhtieva N.H. Vliyanie irrelevantnyh parametrov zadach na ehffekt ustanovki (na primere ehffektov Lachinsa i Uznadze): avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 2013. - 24 s.

3. Uznadze D.N. Teoriya ustanovki. - M.: Izd-vo «In-t prakticheskoj psihologii»; Voronezh: MODEHK, 1997. - 448 s.

4. Uznadze D.N. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika: nauka o psihicheskoj zhizni. - M.: Smysl, 2014. - 414 s.

5. YAnovskij M.I. Zavisimost' ustanovochnyh ehffektov ot ehmocional'noj okraski ob"ekta // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. -2017. - № 4 (72). - S. 160-166 [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-160-166 (data obrashcheniya: 10.04.2018).

6. YAnovskij M.I. Rol' fonovogo psihologicheskogo prostranstva v vozniknovenii ehffektov ustanovki / M.I. YAnovskij, N.P. Andryushkova, V.V. Brejkin, E.V. CHukanov // Voprosy psihologii. - 2017. - № 4. -S. 117-128.

7. YAnovskij M.I., Andryushkova N.P., CHukanov E.V. Formirovanie fiksirovannoj ustanovki metodom «25-go kadra» // Penzenskij psihologicheskij vestnik. - 2017. - № 1 (8). - S. 47-69 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: psy2017_1_3.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2017).

56

Вестник КГУ 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.