Научная статья на тему 'Влияние цвета на эмоциональное состояние человека'

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8126
733
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галчинова Т.А.

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как он оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние цвета на эмоциональное состояние человека»

снижению напряжения и тревоги;

- метод биологической обратной связи - саморегулирование вегетативных функций, когда человек может наблюдать за собственными физиологическими показателями, а также влиять на них;

- активное переключение (физическая активность, плавание, выходы на природу);

- позитивное восприятие окружающего мира. Список использованной литературы:

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

2. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора [Текст] //Очерки психологии труда оператора / П.Б. Зильберман / Под ред. Е.А. Милеряна. - М.:Смысл, 2015.

3. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость / Л.В. Куликов // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1.- Ч. 1. -Изд.-во СПбГУ, 1995.-С. 123-132.

4. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Эмоциональный стресс / Р. С. Лазарус / Под ред. Л. Лева. - СПб., 2000- 127 с.

5. Лозгачёва О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности. 1. - URL https:// https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 12.04.2020).

6. Плахтиенко В.А. Блудов Н.И. Надежность в спорте. - М.:Класс, 2010. - С. 4-7.

7. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии. - 1997. - №1.

8. Селье Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Просвещение, 2009. - 124 с.

9. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс [Текст] / Ю.В. Щербатых. - Воронеж, 2000. - С. 5-120.

© Бадмаева З.А., Джилеева Б.П., 2020

УДК 7.017.4

Галчинова Т.А.,

студент 4 курса СПбГУПТД, г. Санкт-Петербург, РФ

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как он оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека.

Ключевые слова:

цвет, эмоциональное состояние.

Каждый из нас изо дня в день сталкивается с цветом. Цвет зданий, автомобилей, поездов, остановок, одежды, обуви, обоев. Ведь в цвете заложена сильнейшая энергия, которая постоянно воздействует на организм человека.

Люди не задумываются о том, какую важную роль цвет играет в их жизни, какое влияние оказывает цвет на душевное, физическое и умственное состояние. Каждый из нас с малых лет знает о том, как улучшается настроение, когда в пасмурный день из-за туч выходит солнышко.

В древности цвет использовался, чтобы подчеркнуть определенные вещи в окружающей среде, поэтому они приобретали ценность, особое значение и смысл. Окрашивание одежды и обуви; каких-либо

предметов; архитектуры всегда разрабатывалось таким образом, чтобы вызывать определенные эмоции. Например, воины в военной форме вызывают страх; жрецы и культовые предметы вызывали восторг; короли, одетые в драгоценные камни и золото, вызывали дрожь и трепет; красочные ковры и яркий домашний декор вызывали ощущение праздника и семейной радости.

В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет - один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека.

Так как человек живет в мире цветов, то и воспринимает он этот мир посредством цветов. Некоторые цвета успокаивают или тонизируют и бодрят, приятны глазу - вызывают положительные эмоции. Другие же цвета могут раздражать и угнетать тем самым вызывая отрицательные эмоции. Каждый цвет носит избирательный характер и воздействует на человека по-разному. Как правило именно теплые цвета (красный, желтый, оранжевый и т.д.) вызывают у человека бодрость, эти цвета еще часто называют «активными». Холодные же цвета (белый, синий, серый и т.д.) успокаивают человека, изх часто называют «пассивными» цветами.

Свет, излучаемый солнцем, называется белым. На самом деле белый - это смесь разных цветов. Это можно увидеть, посмотрев сквозь стеклянную призму. Проходящий через неё свет распадается на разные цвета: желтый, красный, оранжевый, синий, синий, голубой, зеленый, фиолетовый.

В 1666 году английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет представляет собой смесь лучей разных цветов. «Я затемнил свою комнату, - писал он, - и сделал маленькое отверстие для прохода солнечного света». На пути к солнечному лучу ученый использовал специальное треугольное стекло - призму. На противоположной стене он увидел цветную полоску - спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма расколола белый цвет на основные цвета. Ньютон был первым человеком, кто разгадал что солнечный луч разноцветный.

Экспериментальные наблюдения показывают, что человек «мыслит» по-разному в разных цветовых средах: цветовой эффект может либо мешать проблеме, либо способствовать ее решению.

Французский доктор Ферре исследовал взаимосвязь между производительностью труда и цветом. Он обнаружил, что при коротких рабочих днях производительность труда увеличивается при красном цвете, а уменьшается производительность труда с синим цветом.

При длительной работе зеленый цвет помогает повысить работоспособность и эффективность деятельности, тогда как индиго и фиолетовый уменьшают их.

По словам ученого, те же данные следует учитывать при организации умственной работы. Что касается интеллектуальной деятельности, то, по словам немецкого ученого И. Риделя и русского специалиста Ю. Обухова, работать с голубой лампой или шторами легче и эффективнее.

Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили определить диапазон оптимальных цветов, которые наиболее благоприятно влияют на человека. Это следующие цвета; зеленый, желто-зеленый и зелено-синий.

Г. Фрилинг и К. Ауэр рекомендуют окрашивать комнаты, в которых люди занимаются интеллектуальным трудом, например, школьные классы, аудитории, исследовательские отделы, лаборатории и т.д. в светлые и «теплые» тона. «Теплые цвета» улучшают умственную деятельность и повышают производительность труда.

Некоторые ученые отмечают, что желтый цвет также серьезно влияет на психофизическое состояние организма. Этот цвет стимулирует деятельность мозга. Известный теоретик цвета Фабер Биррен обнаружил, что желтый цвет способствует быстрому и ясному мышлению.

Красный цвет - возбуждающий, теплый, активный, энергичный, проникающий, термический, на короткое время активизирует все функции организма, повышает мышечное напряжение, повышает кровяное давление и ускоряет ритм дыхания. Но не следует злоупотреблять им, он может вызвать раздражение.

Оранжевый цвет - тонизирующий. Он действует в том же направлении, что и красный, но немного слабее, ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Желтый (самый светлый по спектру) также является тонизирующим, физиологически оптимальным,

менее утомляющим цветом. Он стимулирует зрение и нервную деятельность.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный цвет. Он снижает артериальное давление и расширяет капилляры, успокаивает невралгию и снимает мигрень, в течение длительного времени повышает костно-мышечную производительность.

Голубой цвет - успокаивающий. Он уменьшает мышечное напряжение и кровяное давление, уменьшает частоту сердечных сокращений и замедляет темп дыхания.

При синем цвете успокаивающий эффект становится угнетающим. Он способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Фиолетовый цвет сочетает в себе эффект красного и синего цветов. Он оказывает угнетающее действие на нервную систему.

Ученые из Висконсинского университета (США) исследовали влияние цвета на психику человека и предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, которые стояли рядом с коробками разных цветов: коричневый, синий, красный и желтый. В результате 75% респондентов сказали, что кофе возле коричневой коробки слишком крепкий. Около 85% назвали кофе рядом с красной коробкой самым ароматным и вкусным. Почти все заметили, что кофе рядом с синей коробкой мягкий, слабый кофе рядом с желтой коробкой. Кофе во всех чашках был одинаковым, но дегустаторы были проинформированы об этом после эксперимента.

Психологическим обоснованием связи музыки и цвета послужило явление синестезии.

Синестезия - это взаимодействие ощущений, когда под воздействием одного анализатора возникает ощущение характерно для другого. Когда дети подвергаются воздействию музыки, они развивают визуальные образы. С физической точки зрения цвет и звук - это волны определенной частоты, которые влияют на разные чувства: слух и зрение. Цветомузыка - широко распространенное явление сегодня. Великий русский пианист и композитор Александр Скрябин (1872-1915), считается официальным основателем цветомузыки. Он мечтал о всеобщей художественной тайне, которая меняет мир. Скрябин создал первое в мире оригинальное яркое музыкальное произведение «Прометей». В световой строчке «Luce» он ссылался на цветовую визуализацию тонального плана «Прометея», в то время как композитор полагался на свою собственную систему соответствия тонов, точнее «квинтовый круг тональностей-цветовой круг».

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «Цвет - это продукт света, который вызывает эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева; позеленел от злости; посерел от страха», мы не воспринимаем эти выражения буквально, но интуитивно объединяем эмоциональные переживания человека с цветом, который они могут выразить.

Цвет не имеет случайной природы, эмоции и цвет связаны на очень глубокой основе. Цвета не являются признаками эмоций, которые могут вызывать или выражать то или иное чувство ассоциативно. Они даже кажутся человеку эмоциями, точнее объективными эмоциями.

После выполнения задания нарисовать нечто «замечательное», «комфортное», «хорошее» дети в возрасте 3-4 лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981) часто использует яркие, светлые цвета -желтый, красный, оранжевый, синий, изумрудно-зеленый. В.С. Мухина: «Цветовая гамма чудесного у детей из всех стран одинакова: в большинстве случаев цвета теплые, чистые, локальные». Сравнительный анализ использования «недопустимых» цветов детьми из разных стран показал большую последовательность в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого цвета. Дети, знакомые с рисунками своих сверстников из других стран, однозначно определяют цвет картины, где она выглядит «красиво», а где «безобразно».

Цвет может притягивать и отталкивать, создавать ощущение покоя и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к человеческой логике, а именно: вызывают другую реакцию: акцент на качестве, настроении, чувстве; создают теплую или холодную среду; отражают времена года; имеют физиологические последствия, такие как положительные или отрицательные оптические стимулы; прикасаются к ощущениям.

Цвет является мощным инструментом воздействия на психику человека. А сила цвета заключается

главным образом в том, что он может «сдвигать» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. В этом качестве он становится очень привлекательным инструментом для психологических манипуляций. Кроме того, современный человек должен знать и понимать, как цвет влияет на его тело и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем его мире. Список использованной литературы:

1.Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.

2.Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.

3.Ж. Агостон "Теория цвета и её применение в дизайне" М. "Мир" 1982 г.

4.Б. А. Шашлов "Цвет и цветовоспроизведение" М. "Книга" 1986 г.

5.Дженис Линдси "Все о цвете" Книжный клуб 36.6. 2012

6.Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка.-М.: Изд. «Вече: Персей», 1996.

7.Драгунский В.В. Цветовой личностный тест.-М.: Изд. «Харвест», 2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).

8.Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета.-М.: Изд. «Питер», 1998.

9.Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. -М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 1998.

10.Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство.-М.: Изд. «Питер»,1995.

11.http://www.iluhin.com/notes/color/index.html

12.http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html

13.http://www.gdekakpochemu.ru/chto -takoe -cvet/

© Галчинова Т.А., 2020

УДК 740

А.М. Онишкова

студент магистратуры, РГСУ, г. Москва, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня развития памяти у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

память, старший дошкольный возраст, образная память, вербально-логическая память, кратковременная

память, долговременная память, оперативная память.

Дошкольный возраст - это время, которое является одним из наиболее интенсивных периодов развития человека. Здесь в активном развитии находятся когнитивные процессы, интеллектуальные способности, являющиеся наиболее важным компонентом психического развития ребенка. Память в детстве является одной из основных, центральных, психических функций. С точки зрения психического развития: не мышление стоит в начале развития, но определяющим моментом в начале развития является память ребенка. Память - это форма ментального отражения, заключающаяся в консолидации, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что позволяет повторно использовать его в деятельности или возвращать в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является наиболее важной когнитивной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Без памяти становится невозможной никакая деятельность. Упомянутыми авторами обсуждалось функционирование памяти и механизмы ее нарушений. Изучены полнота, точность, сила

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.