Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / КОНСАЛТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ПОДРЫВНЫЕ ИННОВАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES. MANAGEMENT CONSULTING / CONSULTING COMPANIES / DISRUPTIVE INNOVATIONS / DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авруцкая Светлана Гарровна

Рассматривается влияние перехода к цифровой экономике на отрасль управленческого консалтинга. Показано, что цифровые технологии подрывают традиционные ключевые компетенции консалтинговых компаний, стирают границы между управленческим и IT-консалтингом, вынуждают консультантов по управлению вводить новые продукты и услуги. Одновременно консалтинговые компании могут воспользоваться преимуществами цифровизации для повышения операционной эффективности собственного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON MANAGEMENT CONSULTING

The impact of the transition to the digital economy on the management consulting industry is considered. It has been shown that digital technologies undermine traditional key competencies of consulting companies, erase boundaries between management and IT-consulting, force management consultants to introduce new products and services. At the same time, consulting companies can take advantage of digitalization to improve the operational efficiency of their own business.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА»

УДК 338.46 Авруцкая С.Г.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА

Авруцкая Светлана Гарровна, к.х.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, г. Москва Доцент кафедры количественных методов в менеджменте ИБДА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва E-mail: savmtskaya@mail.m

Рассматривается влияние перехода к цифровой экономике на отрасль управленческого консалтинга. Показано, что цифровые технологии подрывают традиционные ключевые компетенции консалтинговых компаний, стирают границы между управленческим и IT-консалтингом, вынуждают консультантов по управлению вводить новые продукты и услуги. Одновременно консалтинговые компании могут воспользоваться преимуществами цифровизации для повышения операционной эффективности собственного бизнеса.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые технологии, управленческий консалтинг, консалтинговые компании, подрывные инновации, цифровая трансформация.

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON MANAGEMENT CONSULTING

Avrutskaya S.G.

The impact of the transition to the digital economy on the management consulting industry is considered. It has been shown that digital technologies undermine traditional key competencies of consulting companies, erase boundaries between management and IT-consulting, force management consultants to introduce new products and services. At the same time, consulting companies can take advantage of digitalization to improve the operational efficiency of their own business. Key words: digital economy, digital technologies. management consulting, consulting companies, disruptive innovations, digital transformation.

Происходящий в настоящее время переход к цифровой экономике способствует повышению производительности труда и конкурентоспособности компаний и одновременно приводит к усилению конкурентной борьбы, повышению уровня сложности бизнес-моделей, требует серьезных изменений в моделях поведения производителей и потребителей. Под влиянием происходящих перемен оказывается большинство отраслей [1], в том числе управленческий консалтинг. Объем отрасли измеряется сотнями миллиардов долларов, темпы роста составляют в среднем 4-5% в год, однако Клейтон Кристенсен, эксперт в области инноваций и бизнес-консультант, автор концепции подрывных инноваций, еще в 2013 г. предвидел угрозу лидерам консалтинговой отрасли со стороны новых компаний, использующих новые бизнес-модели и новые - в том числе цифровые - технологии [2].

В соответствии с официальным определением [3], «цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг». Таким образом, цифровая экономика непосредственно вторгается в традиционную сферу деятельности консалтинговых компаний - «анализ, обоснование перспектив развития и использования

научно-технических и организационно-

экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента» [4].

Цифровые технологии подрывают ключевые компетенции, на которых консалтинговые компании десятилетиями строили свой бизнес - умение собирать и анализировать информацию, владение экспертным знанием, способность проникать в суть проблемной ситуации и находить решения [5]. Доступ к большим данным и технологиям их обработки дает возможность компаниям самостоятельно собирать ценные и эффективные сведения о клиентах и конкурентах. Развитие инструментов бизнес-аналитики позволяет также самостоятельно анализировать и интерпретировать информацию о деятельности своих компаний. Если раньше консалтинговые компании предоставляли доступ к экспертному знанию собственных и привлеченных экспертов, то сейчас клиенты могут сами получить консультации ведущих специалистов в различных областях - непосредственно или через посреднические компании - благодаря развитию профессиональных и образовательных сетевых платформ. Благодаря книгам и особенно интернету процесс консультирования перестает быть «черным ящиком», происходит коммодизация знания, и компании могут без помощи консультантов пользоваться их инструментами - матрицей BCG, SWOT- и PESTEL-анализом и т.д. - для проникновения в суть проблем своего бизнеса и поиска решений. С появлением искусственного интеллекта открываются возможности для

разработки автоматизированных недорогих решений - своего рода инструментов «самообслуживания», -которые сделают консалтинговые услуги доступными для малого и среднего бизнеса.

Возрастающая роль технологий стирает границы между управленческим консалтингом, традиционно занимавшимся вопросами стратегии, операционной эффективности и управления персоналом, и консалтингом в области информационных технологий, предоставлявшим услуги разработки, внедрения и поддержки информационных систем и приложений.

В ответ на требования клиентов -мобильности, сокращения сроков проектов, большей гибкости и адаптивности решений, новых цифровых

продуктов и услуг, - а также в связи с развитием внутреннего консалтинга и появлением на рынке новых игроков, специализирующихся на цифровых технологиях, традиционные лидеры в области управленческого консалтинга и крупные компании-дженералисты вынуждены менять свое предложение.

Одной из первых восприняла новые подрывные технологии компания McKinsey, запустив проект McKinsey Solutions. Ее примеру последовали Deloitte с платформой Deloitte Digital, Accenture, BCG Digital Ventures и другие консультанты. На рис. 1 представлены лишь некоторые услуги Центра технологических решений компании PwC [6].

Рис. 1. Услуги Центра технологических решений компании PwC [6].

Появилась новая сфера консалтинга -консалтинг в области цифровой трансформации (Digital Transformation Consulting). Это услуга, которая помогает компаниям сформулировать и реализовать стратегию цифровой трансформации для повышения эффективности бизнеса с помощью цифровых технологий. Консультанты по цифровой трансформации анализируют техническую инфраструктуру, процессы, персонал и организационную структуру компании, чтобы повысить краткосрочные показатели организации и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие.

Предложения в области цифровой трансформации включают:

- разработку стратегии и "дорожной карты" цифровой трансформации, включающей как краткосрочные, с быстрой и высокой окупаемостью инвестиций, так и долгосрочные мероприятия;

- внедрение цифровых технологий для снижения доли ручного труда в компаниях для снижения затрат, повышения эффективности бизнес-процессов, роста уровня удовлетворенности сотрудников за счет сокращения рутинной работы, ускорения взаимодействия с клиентами;

- создание цифровых продуктов, позволяющих компании развивать бизнес - выходить на новые рынки или использовать новые каналы продаж;

- идентификацию необходимых изменений в кадрах и процессах для обеспечения и поддержания цифровой трансформации. Услуги цифровой трансформации предлагают

традиционные специалисты по

высокотехнологичному управленческому

консалтингу - A.T. Kearney, Accenture, Bain&Company, «большая четверка», - но именно в

этой области есть возможность выйти на рынок и успешно конкурировать для новых молодых компаний.

Однако, советуя клиентам инвестировать в цифровые технологии, сами консалтинговые компании запаздывают с внедрением новых технологий в собственный бизнес. Чтобы поддерживать конкурентоспособность в условиях цифровизации и снижения лояльности клиентов, не только ассортимент, но и способы предоставления консалтинговых услуг должны претерпеть изменения. Консалтинговые компании могут воспользоваться целым рядом преимуществ, которые предоставляет цифровизация. Искусственный интеллект и автоматизация могут не только расширить набор предоставляемых услуг, но и повысить операционную эффективность

консалтингового бизнеса.

Самым очевидным преимуществом остается возможность обрабатывать и анализировать огромные объемы данных гораздо эффективнее и быстрее, что может дать более точное представление о многих сферах бизнеса клиента, включая продажи, операции, цепочки поставок и т. д. Консультанты могут использовать получаемую информацию, чтобы предоставлять более качественные услуги клиентам и увеличить собственный бизнес.

Еще одна возможность цифровых технологий - использование роботизированных устройств для выполнения рутинной административной работы (учет и обработка бумажных документов - счетов клиентов, платежных ведомостей, отчетов о ходе работы и т. д.), на которую вынуждены тратить время консультанты, и принятия стандартных бизнес-решений. Это позволит использовать рабочее время более продуктивно - для расширения клиентской базы или решения задач существующих клиентов.

Наконец, использование программного обеспечения (например, Zoom.ai, If This Then That (ITTT), Google Drive, GSuite, MailChimp) для оптимизации рутинных процессов и выполнения стандартных задач приведет к повышению

вовлеченности и производительности младшего персонала, более творческому характеру его работы.

Таким образом, подрывные технологии вынуждают консалтинговые компании

совершенствовать продукты и услуги для клиентов, а также свои собственные бизнес-процессы, чтобы соответствовать отраслевым тенденциям. Однако не все продукты и услуги поддаются цифровизации, и, несмотря на неизбежные изменения в консалтинговом бизнесе, опасения, что цифровые технологии заменят консультантов,

преждевременны.

Список использованной литературы:

1. Савина Т.М. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы //Финансы и кредит. - 2018. - Т. 24, № 5. - С. 579 - 590. https://doi.0rg/10.24891/fc.24.3.579 (дата обращения: 20.03.2020).

2. Christensen, C.M., Wang, D. and van Bever, D. Consulting on the Cusp of Disruption // Harvard Business Review, October 2013.

3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы». http://www.consultant.ru/document/cons doc LA W 216363/ (дата обращения: 18.03.2020).

4. Управленческое консультирование. Введ. в профессию. Междунар. орг. труда (Женева); под ред. М. Кубра. - 4-е изд. - М.: Планум, 2004. - 947 с.

5. Killing Strategy: The Disruption of Management Consulting // CB Insights, May 31, 2018. URL https://www.cbinsights.com/research/disrupting-management-consulting / (дата обращения: 23.09.2019).

6. Центр технологических решений // Официальный сайт компании PwC в России. URL

https://www.pwc.ru/ru/services/technology.html/ (дата обращения: 13.03.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.