Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Комардина Мария Александровна

Современные цифровые технологии не только вносят коррективы в процесс обучения, но и превращают образование в «образование без границ». Во время пандемии в 2020 году цифровизация начала свое распространение еще быстрее. Каждый день появляются новые программы, технологии, придумываются различные онлайн - курсы и т.д. С появлением всего этого, цифровые технологии сделали процесс обучения более приятным и интересным. В статье подчеркивается важность и влияние цифровых технологий на преподавание финансово - экономических дисциплин. В ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 9 преподавателей и 32 студента из ВУЗов Нижнего Новгорода. Выявлены наиболее популярные цифровые технологии, которые применяют преподаватели, чтобы сделать процесс обучения наиболее приятным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Комардина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGIES ON THE QUALITY OF TEACHING FINANCIAL AND ECONOMIC DISCIPLINES

Modern digital technologies not only make adjustments in the learning process, but also turn education into "education without borders". During the pandemic in 2020, digitalization has begun to spread even faster. Every day there are new programs, technologies, different online courses, etc. With all of this, digital technology has made learning more enjoyable and interesting. The article emphasizes the importance and impact of digital technology on teaching financial and economic subjects. In the study, a survey was conducted, which involved 9 teachers and 32 students from universities in Nizhny Novgorod. The most popular digital technologies used by teachers to make the learning process more enjoyable were identified.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

2. Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры на рубежах веков / Г.П. Выжлецов // Международный журнал исследований культуры. - 2016. - №2 (23). - С. 15-26.

3. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // Наука, образование и культура. -2016. - №1 (4). - С. 23-25.

4. Зритнева, Е.И. Аксиологические приоритеты в воспитании современной молодежи / Е.И. Зритнева // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 10-11 ноября 2016 года. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 309-313.

5. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев / под ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 362 с.

6. Саенко, Л.А. Сущность и структура воспитательного пространства / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2020. - № 5(80). - С. 212-219.

7. Саенко, Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи / Л.А. Саенко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - № 3(72). - С. 162-165.

8. Саенко, Л.А. Субъекты воспитательного пространства замещающей семьи: характеристика, особенности взаимодействия / Л.А. Саенко, Г.Н. Соломатина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2018 - Вып. 1 (213). - С. 65-69.

9. Соломатина, Г.Н. Деструкция детско-родительских отношений в замещающей семье / Г.Н. Соломатина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - № 4(208). - С. 140-146.

10. Фельдштейн, Д.И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества / Д.И. Фельдштейн // Образование и наука. - 2013. - № 9(108). - С. 3-23.

11. Хабибулин, Д.А. Ценностное отношение: подходы к исследованию / Д.А. Хабибулин, П.Ю. Романов // Вестник ЮУрГГПУ. - 2011. - №12-2. - С. 173-183.

12. Холодкова, О.Г. Типы ценностного отношения к людям у подростков / О.Г. Холодкова // МНКО. - 2015. - №2 (51). - С. 318-321.

Педагогика

УДК 378.14.015.62

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Комардина Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Современные цифровые технологии не только вносят коррективы в процесс обучения, но и превращают образование в «образование без границ». Во время пандемии в 2020 году цифровизация начала свое распространение еще быстрее. Каждый день появляются новые программы, технологии, придумываются различные онлайн - курсы и т.д. С появлением всего этого, цифровые технологии сделали процесс обучения более приятным и интересным. В статье подчеркивается важность и влияние цифровых технологий на преподавание финансово - экономических дисциплин. В ходе исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 9 преподавателей и 32 студента из ВУЗов Нижнего Новгорода. Выявлены наиболее популярные цифровые технологии, которые применяют преподаватели, чтобы сделать процесс обучения наиболее приятным.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, образование, экономика, финансовые дисциплины, экономические дисциплины.

Annotation. Modern digital technologies not only make adjustments in the learning process, but also turn education into "education without borders". During the pandemic in 2020, digitalization has begun to spread even faster. Every day there are new programs, technologies, different online courses, etc. With all of this, digital technology has made learning more enjoyable and interesting. The article emphasizes the importance and impact of digital technology on teaching financial and economic subjects. In the study, a survey was conducted, which involved 9 teachers and 32 students from universities in Nizhny Novgorod. The most popular digital technologies used by teachers to make the learning process more enjoyable were identified.

Key words: digital technologies, digitalization, education, economics, financial disciplines, economic disciplines.

Введение. Цифровизация - это внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни: в экономическую, в промышленную, в образовательную и т.д. Здесь происходит переход компании или отрасли на новые модели бизнес -процессов и инструменты производства, основанные на информационных технологиях. Данный процесс представляется естественным с учетом развития информационных технологий, темпов технического прогресса и динамики внедрения цифрового контента в жизнь современного общества [7].

Из-за эпидемиологической обстановки в 2020 году, вызванной ростом заболеваемости Covid-19, почти все образовательные учреждения изменили свой формат деятельности на дистанционный. Помимо технического переноса учебных занятий в онлайн, перед ВУЗами встала необходимость реорганизовать процессы проверки знаний и поддержки студентов в плане организации консультаций и дополнительных занятий по дисциплинам. В силу обозначенных причин, применение цифровых технологий вышло на первый план при организации образовательного процесса, что, в силу новизны формата занятий, напрямую отразилось на качестве и результатах образовательной деятельности.

Для выявления влияния цифровых технологий на качество преподавания финансово-экономических дисциплин был проведен опрос для преподавателей и студентов. Методами исследования в данной статье являются: анализ источников, анкетирование, а также систематизация и обобщение полученных при опросе данных.

Изложение основного материала статьи. Использование цифровых технологий во всех сферах жизни - одно из основных требований времени. Мир меняется, меняются способы работы, меняются цели и практики получения образования в нем.

Цифровые технологии в образовании - это способ организации образования в современных условиях [6].

Методы обучения в высшем образовании за последние 20 лет претерпели кардинальные изменения. Многие ВУЗы перешли с традиционного формата обучения на современный. Также информационные технологии расширили информационную базу данных. Теперь не нужно идти в библиотеку, чтобы найти какой-то материал для обучения, т.к. есть различные поисковые системы, цифровые технологии, платформы видеоуроков и т.д. Онлайн - образование создало множество новых курсов и открыло доступ к университетам дистанционно [3, С. 248].

Рассмотрим более подробно наиболее востребованные и используемые цифровые технологии, и их влияние на образовательный процесс и результат обучения. Начнем с самой популярной виртуальной средой обучения - Moodle. Moodle - это система управления курсами. На нее перешли почти все ВУЗы во время пандемии в 2020 году. Данная система позволила студентам учиться из дома. Сейчас Moodle продолжает развиваться, а студенты могут продолжать учиться в дистанционном формате из любой точки страны.

Когда мы хотим интересно и полноценно донести информацию до аудитории, мы используем презентацию. Презентация - документ или комплект документов, предназначенный для предоставления чего-либо. Обычно презентацию ее делают в Microsoft PowerPoint.

Также существует еще один формат дистанционного обучения - видеоуроки. Видеоуроки - обучение, которое предполагает передачу учебного материала через видеозапись. Эта запись может быть как обычной лекцией, так и демонстрацией практического навыка, как презентация с комментариями автора, так и записью экрана компьютера специалиста, обучающего работе с программами [2, 3].

Чтобы измерить качество обучения у студентов, преподаватели используют онлайн - тесты. Онлайн - тест это главный инструмент для проверки знания в дистанционном формате.

Для визуального структурирования, запоминания и объяснения сложного материалу существуют ментальные карты. Ментальная карта (интеллект - карта, mind map) - метод организации идей, задач, концепций и т.д. В центре карты находится главная идея, от нее отходят различные мысли, которые мы сможем разделить на подпункты до тех пор, пока информация не будет сконструирована. В зависимости от целей и временных рамок проекта ее можно дополнять творческими элементами с информационной нагрузкой [2, 3].

Рассмотрим достоинства и недостатки цифровых технологий в образование: (табл. 1).

Таблица 1

Достоинства и недостатки цифровых технологий

Достоинства Недостатки

Студенты учатся самостоятельности (Будущая система подразумевает самостоятельную работу, студент сам должен стремится к знаниям. Имея доступ в интернет и к курсам, студенты могут учиться в любое время суток. Они могут изучать все, что им нравится). Плохая социализация (Студент в ВУЗе получает не только знания, но и обретает друзей. Цифровизация значительно снизит уровень социализации человека, что повлияет на дальнейшее развитие личности).

Отсутствие бумажной волокиты (Цифровое образование избавляет человека от огромного количества бумаг и книг). Снижение умственной активности (Студенты не напрягают свой мозг, когда ищут информацию, за них это делает интернет. Все это приводит к ослаблению мыслительных способностей).

Более доступно для всех (Такое образование намного дешевле, также люди с ОВЗ могут заниматься из дома). Ухудшение физического здоровья (Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц).

Удобное хранение информации (Вся информация хранится в одном компьютере и не занимает огромное количество места в кабинете).

Упрощение работы педагогов (Преподаватель задает направление, в котором развиваются студенты. Студенты же обращаются к нему только за помощью).

В ходе исследования был проведен опрос о влияние цифровых технологий на качество преподавания финансово -экономических дисциплин. Опрос прошли студенты и преподаватели ВУЗов Нижнего Новгорода.

В проведение исследования приняли участия 9 преподавателей финансово - экономических дисциплин. Все они используют цифровые технологии на своих занятиях. Преподаватели в основном используют презентации (100%), онлайн -тесты (88,9%) и видеоконференции (66,7%) (Рис. 1).

Рисунок 1. Использование цифровых технологий преподавателем на своих занятиях

Преподаватели считают, что использование цифровизации существенно облегчает им жизнь (Рис. 2). Также они считают, что студентам больше всего нравится заниматься на занятиях при помощи цифровых технологий. При помощи презентации, видеоуроков и онлайн тестов, по мнению преподавателей, студенты лучше усваивают теоретический материал.

Рисунок 2. Вопрос: считаете ли Вы, что использование цифровых технологий существенно облегчают вашу

жизнь?

32 студента из различных ВУЗов Нижнего Новгорода также приняли участие в опрос. Из них 59,4% женского пола. (Рис. 3).

Рисунок 3. Распределение респондентов по половому признаку

Все студенты пользуются на занятиях цифровыми технологиями. Почти все респонденты ответили, что они используют онлайн - тесты (81,3%) и презентацию (75%). Современные цифровые технологии становятся повседневной практикой для ВУЗов (Рис. 4). Также респондентам нравится использовать на занятиях интерактивные доски, 3D-моделирование, робототехнику и очки виртуальной реальности.

Рисунок 4. Какие цифровые технологии использует преподаватель?

Все студенты считают, что цифровые технологии помогают им в усвоение материала (Рис. 5).

Рисунок 5. Вопрос: помогают ли Вам цифровые технологии в усвоение материала?

Почти каждый студент использует их каждый день (87,5%). Также ребята считают, что цифровые технологии существенно облегчают им жизнь. Технологии помогают обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс (Рис. 6).

Рисунок 6. Вопрос: как часто Вы используете информационные технологии?

Выводы. Подведя итоги опросов для преподавателя и студентов, можно прийти к выводу, что цифровые технологии положительно влияют на преподавание финансово - экономических дисциплин. На сегодняшний день создаются и используются новые и существующие интерактивные обучающие платформы. Преподаватели используют цифровизацию для улучшения учебного процесса.

Литература:

1. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - Том 9. - URL: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1 (дата обращения 5.05.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1(

2. Видеоурок: как использовать самый популярный формат обучения сайт. - 2020. - URL:https://clck.ru/gdaCo (дата обращения: 25.04.2022)

3. Винникова, И.С. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов вуза / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). -2018. - Т. 9. - № 6-2. - С. 11-14.

4. Интеллект - карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи: сайт. - 2021. - URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/602e8b029a79479cc9e27696 (дата обращения: 25.04.2022)

5. Менциев, А.У. Влияние цифровизации на традиционные методы образования в условиях пандемии COVID-19 / А.У. Менциев, А.У. Менциев // Pedagogical Journal. - 2020. -Vol. 10. - Is. 2A. - С. 246-252.

6. Цифровые технологии в образовании: сайт. - 2021. - URL: https://clck.ru/gdZbq (дата обращения: 25.04.2022)

7. Что такое цифровизация и в каких сферах она применяется: сайт. - 2021. - URL: https://www.gd.ru/articles/10334-tsifrovizatsiya (дата обращения: 25.04.2022)

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат культурологи Волкова Виктория Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» (г. Нижний Новгород)

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость создания комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры, соответствующее современным требованиям государственного образовательного стандарта. Выделены основные задачи, которые необходимо выполнить при создании такого пособия, с учетом компетентностного подхода к образовательному процессу. Представлены основные подходы и принципы построения пособия, учитывая профессиональную направленность изучаемого материала, основанные на междисциплинарности и интеграции при отборе материала. Выработана система упражнений, направленных на формирование информационно-коммуникативной компетенции (от простого к сложному). Подчеркивается необходимость стимулирования научной активности будущих специалистов в процессе выполнения творческих заданий.

Ключевые слова: компетентностный подход, учебное пособие, английский язык, система упражнений, магистратура, научная деятельность.

Annotation. This article discusses the need to create a complex English manual for master's students, which meets the modern requirements of the state educational standard. The main tasks to be performed when creating such manual are identified, taking into account the competence-based approach to the educational process. The main approaches and principles for constructing such manual are presented, taking into account the professional orientation of the studied material, based on interdisciplinarity and integration in the material selection. A system of exercises aimed at the formation of information and communication competence (from simple to complex) has been developed. The necessity of stimulating the scientific activity of future specialists in the process of performing creative tasks is emphasized.

Key words: competency-based approach, textbook, English language, system of exercises, master's program, scientific activity.

Введение. Основной концепцией современного высшего образования является подготовка компетентного специалиста, готового решать как профессиональные задачи, так и коммуникативные задачи, связанные с иноязычным взаимодействием. После освоения дисциплины «Иностранный язык» на уровне бакалавриата, студенты, поступившие в магистратуру, особенно технических специальностей, сталкиваются с рядом проблем, начиная изучать дисциплину «Профессиональный английский язык». Связано это, в первую очередь, с небольшим количеством аудиторных часов, выделяемых на освоение данной дисциплины, и большим объемом самостоятельной работы студентов, которая нуждается в тщательном планировании и управлении. Более того меняются и приоритеты обучения: речевая деятельность становиться не только целью, но и средством обучения [11, С. 111]. Именно на этом этапе хорошо сформированная коммуникативная компетенция помогает будущим специалистам приобретать профессиональные знания, закладывая основы информационной компетенции. Многие ученые согласны, что именно учебное пособие остается основным компонентом образования и главным звеном в управлении учебным процессом [10, С. 246]. Объектом данного исследования является актуализация содержания и основных принципов построения современного комплексного пособия по английскому языку для студентов магистратуры на примере специальности «Техносферная безопасность».

Изложение основного материала статьи. Исследуя вопрос актуализации создания комплексного пособия по иностранному языку для студентов магистратуры, мы изучили ряд работ российских ученых по данной проблематике: Поскребышевой, Т.А. [7], О.А. Мусориной [5], С.Г. Сорокиной [5], Тюриной С.Ю. [9], Подстраховой, А.В. [6] Фокиной С.П. [11] и других. Вышеперечисленные специалисты рассматривают или отдельные аспекты создания пособия для магистрантов или проблемы, связанные с обширностью и многоплановостью учебного материала, который должен быть представлен в создаваемых учебниках. Во всех работах подчеркивается концептуальная значимость отбора текстового материала и разработки послетекстовых заданий.

Нельзя не согласиться с тем фактом, что для реализации комплексного информационно-профессионального целеполагания в образовательном процессе обучения иностранному языку студентов магистратуры особое внимание уделяется лингвистическому компоненту, под которым мы будем понимать сам языковой материал и набор средств работы с ним [2].

Исходя из государственных образовательных стандартов высшего образования предельно ясно, что содержание обучения магистрантов должно включать научно-исследовательскую, профессиональную и межкультурную составляющие [4], и, соответственно, они должны быть отражены в современном комплексном пособии по иностранному языку. Пособие, созданное с учетом этих составляющих должно выполнять следующие задачи:

1) Расширять словарный запас студентов, для дальнейшего применения в профессиональном общении.

2) Формировать навыки работы с аутентичным текстом профессиональной направленности и анализа полученной информации.

3) Знакомить с теоретическими основами устной и письменной деловой коммуникации, ее этическими и межкультурными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.