Научная статья на тему 'Влияние цифровой трансформации на педагогические условия реализации образовательных программ в условиях вуза'

Влияние цифровой трансформации на педагогические условия реализации образовательных программ в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровая трансформация / новая инфраструктура образования / система качественного образования / Higher education / digital transformation / new education infrastructure / quality education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яо Цзунчан, Алгожаева Нурсулу Сейткеримовна

Высшее образование остро нуждается в цифровой трансформации. Цифровая трансформация высшего образования оптимизирует и изменяет режим работы, стратегическое направление и ценностное предложение высших учебных заведений посредством культурной трансформации, трансформации персонала и технологической трансформации. Цифровая трансформация высшего образования находится на ранней стадии развития, и на теоретическом уровне существуют такие проблемы, как различие концептуальных представлений и нечеткое понимание целей и этапов цифровой трансформации, а на практическом уровне – отсутствие системного стратегического планирования, эффективных рамок моделирования, научных показателей оценки и целесообразных путей реализации. С точки зрения модели цифровой экосистемы в данной работе используется анализ текстов и метод построения модели цифровой трансформации, а также реализуется идея «понимание цифровой трансформации – планирование цифровой трансформации – реализация цифровой трансформации». «В статье разъясняются основы, стратегическое планирование и пути продвижения цифровой трансформации высшего образования, выдвигаются предложения по продвижению цифровой трансформации высшего образования, а именно: усиление проектирования и общего планирования на высшем уровне, разработка модельной основы цифровой трансформации высшего образования, повышение цифровой грамотности преподавателей и студентов и создание основы для трансформации рабочей силы для цифровой трансформации высшего образования; создание экосистемы услуг цифровой трансформации высшего образования и экосистемы услуг цифровой трансформации высшего образования; создание экосистемы услуг цифровой трансформации высшего образования и экосистемы цифровой трансформации высшего образования. экосистемы сервисов трансформации и технологической трансформационной основы цифровой трансформации высшего образования. В процессе цифровой трансформации высшего образования необходимо ориентироваться на студентов и преподавателей как основных субъектов образования и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яо Цзунчан, Алгожаева Нурсулу Сейткеримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN A UNIVERSITY SETTING

Higher education is in dire need of digital transformation. Digital transformation of higher education optimizes and changes the mode of operation, strategic direction and value proposition of higher education institutions through cultural transformation, staff transformation and technological transformation. The digital transformation of higher education is at an early stage of development, and there are problems at the theoretical level, such as the difference of conceptualization and unclear understanding of the goals and stages of digital transformation, and at the practical level, the lack of systematic strategic planning, effective modeling framework, scientific evaluation indicators and feasible implementation paths. From the perspective of digital ecosystem model, this paper uses text analysis and digital transformation model construction method, and realizes the idea of “understanding digital transformation – planning digital transformation – realizing digital transformation”. “The paper explains the foundation, strategic planning and ways to promote the digital transformation of higher education, and puts forward suggestions to promote the digital transformation of higher education, namely strengthening the design and overall planning at the top level, developing a model framework for the digital transformation of higher education, improving the digital literacy of teachers and students, and building a foundation for the transformation of the workforce for the digital transformation of higher education; building an ecosystem of digital transformation services In the process of digital transformation of higher education, it is necessary to focus on students and teachers as the main actors of education and learning.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой трансформации на педагогические условия реализации образовательных программ в условиях вуза»

Влияние цифровой трансформации на педагогические условия реализации образовательных программ в условиях вуза

Яо Цзунчан,

магистрант, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

E-mail: 376740379@qq.com

Алгожаева Нурсулу Сейткеримовна,

заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, и.о. профессора, кафедра педагогики и образовательного менеджмента, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби E-mail: nursulu.algozhaeva@kaznu.kz

Высшее образование остро нуждается в цифровой трансформации. Цифровая трансформация высшего образования оптимизирует и изменяет режим работы, стратегическое направление и ценностное предложение высших учебных заведений посредством культурной трансформации, трансформации персонала и технологической трансформации. Цифровая трансформация высшего образования находится на ранней стадии развития, и на теоретическом уровне существуют такие проблемы, как различие концептуальных представлений и нечеткое понимание целей и этапов цифровой трансформации, а на практическом уровне - отсутствие системного стратегического планирования, эффективных рамок моделирования, научных показателей оценки и целесообразных путей реализации. С точки зрения модели цифровой экосистемы в данной работе используется анализ текстов и метод построения модели цифровой трансформации, а также реализуется идея «понимание цифровой трансформации - планирование цифровой трансформации - реализация цифровой трансформации». «В статье разъясняются основы, стратегическое планирование и пути продвижения цифровой трансформации высшего образования, выдвигаются предложения по продвижению цифровой трансформации высшего образования, а именно: усиление проектирования и общего планирования на высшем уровне, разработка модельной основы цифровой трансформации высшего образования, повышение цифровой грамотности преподавателей и студентов и создание основы для трансформации рабочей силы для цифровой трансформации высшего образования; создание экосистемы услуг цифровой трансформации высшего образования и экосистемы услуг цифровой трансформации высшего образования; создание экосистемы услуг цифровой трансформации высшего образования и экосистемы цифровой трансформации высшего образования. экосистемы сервисов трансформации и технологической трансформационной основы цифровой трансформации высшего образования. В процессе цифровой трансформации высшего образования необходимо ориентироваться на студентов и преподавателей как основных субъектов образования и обучения.

Ключевые слова: высшее образование; цифровая трансформация; новая инфраструктура образования; система качественного образования.

Введение

Интеллектуальные технологии нового поколения, новые эпидемии короны и т.д. ускоряют цифровую трансформацию высшего образования, открывая редкие возможности и вызовы для развития. Зависимость цифровой трансформации высшего образования от технологий определяет, что технологические инновации становятся источником его развития, а интеллектуальные технологии нового поколения, представленные 5G, искусственным интеллектом, большими данными и т.д., будут способствовать комплексной цифровой трансформации сферы высшего образования, формируя новую модель будущего высшего образования, объединяющую онлайн и офлайн. С другой стороны, влияние новой эпидемии короны обнажило недостатки системы высшего образования и катализировало необходимость цифрового строительства системы высшего образования. Способность студентов адаптироваться к обучению в цифровую эпоху, быть компетентными в цифровую эпоху и преобразовывать природу и общество в цифровую эпоху является конечной целью цифровой трансформации преподавания и обучения в высшем образовании, а постоянное совершенствование способностей преподавателей к цифровому обучению - основным содержанием цифровой трансформации, а также необходимым условием. Суть цифровой трансформации преподавания в высших учебных заведениях заключается в трансформации человека, и от уровня понимания цифровой трансформации студентами и преподавателями будет зависеть эффективность продвижения цифровой трансформации преподавания в высших учебных заведениях.

В настоящее время существует острая необходимость в изучении основ цифровой трансформации высшего образования, научном формулировании стратегического планирования цифровой трансформации высшего образования, эффективном внедрении цифровой трансформации высшего образования, а также в осмыслении реализации стратегического планирования цифровой трансформации в высших учебных заведениях.

Результаты

сз о со "О

1=1 А

—I

о

Теоретические основы цифровой трансформации высшего образования

В отличие от традиционного строительства образовательной инфраструктуры, цифровая трансформация высшего образования делает акцент на цифровом преобразовании и интеллектуальном измене-

сз т; о m О от

З

ы о со

нии всего процесса и элементов преподавания и обучения в высшем учебном заведении с помощью интеллектуальных технологий нового поколения [1]. Новая инфраструктура высшего образования будет всесторонне способствовать созданию справедливых и высококачественных кампусов, содействовать образовательной интеграции и инновациям, экологичному и устойчивому развитию, а также ускорению цифровой трансформации и интеллектуальной модернизации высшего образования за счет новых сетей, новых кампусов, новых платформ, новых ресурсов, новых приложений и новой безопасности. Инновации в образовательной инфраструктуре расширяют возможности высшего образования и способствуют общей оптимизации, совместным инновациям и развитию высшего образования.

Понятие и определение цифровой трансформации. Цифровая трансформация высшего образования оптимизирует и изменяет режим работы, стратегическое направление и ценностное предложение высших учебных заведений посредством культурной трансформации, трансформации персонала и технологической трансформа-

ции. В связи с увеличением количества цифровых технологий и цифровизации в сфере высшего образования их легко перепутать с цифровой трансформацией, однако цифровая трансформация существенно отличается от цифровизации и цифро-визации, что выражается в следующем: 1) дигита-лизация - это оцифровка информации, т.е. преобразование аналоговой информации в цифровую; 2) дигитализация - это оцифровка процессов, т.е. использование цифровых технологий и информации для изменения режима работы вузов (например, расчет заработной платы, закупки, управление научными исследованиями и т.д.); 3) цифровая трансформация - это цифровое преобразование вуза. Усилия вузов по оцифровке информации и цифровизации процессов могут инициировать или способствовать цифровой трансформации, но оцифровка и цифровизация не являются цифровой трансформацией, поскольку в них отсутствуют культурная трансформация, трансформация рабочей силы и технологическая трансформация, которые предполагает цифровая трансформация (рис. 1).

Рис. 1. Разница между цифровизацией, цифровым интеллектом и цифровой трансформацией

Дилемма цифровой трансформации в высшем образовании. В настоящее время высшее образование сталкивается с такими проблемами, как успешное обучение студентов, финансовое благополучие, репутация и внешняя конкуренция. Цели повышения качества обучения студентов, конкурентоспособности, прибыльности и гибкости определяют цифровую трансформацию высшего образования США с точки зрения 1) улучшения качества обучения студентов. Сосредоточение внимания на опыте обучения студентов является наиболее важной целью цифровой трансформации высшего образования. о Неспособность решить более широкую проблеск му студенческого опыта может стать недостат-Я ком следующего поколения конкурентов в сфере

о

^ высшего образования.2) Повышение конкурента тоспособности. Конкурентоспособность являет-

ся важным фактором цифровой трансформации высшего образования.3) Повышение рентабельности. Прибыльность может показаться неразумной для некоммерческих колледжей и университетов, однако многие государственные и частные колледжи и университеты США испытывают финансовое давление, вынужденное сокращать расходы и корректировать плату за обучение. 4) Большая гибкость. Достижение успеха студентов требует от колледжей и университетов большей гибкости. Цифровая трансформация невозможна, если колледжи и университеты не смогут общаться и внедрять новые решения, преодолевая функциональные барьеры и устоявшиеся способы ведения дел. Основные ценности этих четырех целей направлены на решение дилемм качества, масштаба и стоимости высшего образования (рис. 2).

Треугольник невозможного

Масштаб + стоимость Ф качество

Рис. 2. Тройная дилемма кризиса высшего образования

Теоретическая модель и основа цифровой трансформации. Цифровая трансформация высшего образования оптимизирует и трансформирует модель деятельности, стратегическое направление и ценностное предложение высшего образования посредством культурной трансформации, трансформации рабочей силы и технологической трансформации, т.е. цифровая трансформация высшего образования = намеренная трансформация ценностного предложения и стратегического направления деятельности вузов + культурная трансформация, трансформация рабочей силы и технологическая трансформация (рис. 3).

Рис. 3. Цифровая трансформация в высшем образовании

Для достижения стратегических целей цифровой трансформации в высшем образовании руководители колледжей и университетов должны оценить технологии и процессы цифровой трансформации, которая включает четыре основных этапа: первый - этап стабилизации. На этом этапе колледжи и университеты создают стабильные ИТ-системы и функции управления, включая модернизацию основных ИТ-систем до последних версий, укрепление сетей, увеличение пропускной способности, устранение уязвимостей и рисков безопасности, а также поддержку студентов, преподавателей, сотрудников и других заинтересованных сторон. Во-вторых, этап стандартизации. Этот этап включает в себя устранение дублирующих систем, внедрение системы управления ИТ для обеспечения согласования приоритетных целей, снижение уровня кастомизации, внедрение стандартных технологий облачных вычислений, создание стабильной основной технологической инфраструктуры, а также выявление новых возможностей для повышения эффективности и снижения затрат. В-третьих, этап оптимизации. На этом этапе технологии позволяют упростить утомительные ручные задачи, повысить уровень автоматизации и эффективности, а также позволяют преподавателям и сотрудникам создавать более быстрые, предсказуемые и персонализированные учебные процессы для студентов.

На этом этапе технологии позволяют повысить эффективность автоматизации и создать более быстрый, предсказуемый и персонализированный процесс обучения студентов. Однако колледжи и университеты рискуют не справиться с зада-

чей информатизации образования, если предварительно не стабилизируют и не стандартизируют свою информатизацию образования. Четвертый этап - этап цифровой трансформации. После оптимизации технологической экосистемы колледжи и университеты могут внедрять трансформационные технологии, использующие большие данные и предиктивную аналитику для принятия образовательных решений, педагогических инноваций и персонализации процесса обучения студентов.

Модель цифровой трансформации, Университет Сент-Томас, Техас, США. Для того чтобы колледжи и университеты могли перейти от этапа желаемой цифровой трансформации к этапу ее разработки и реализации, им необходимо разработать модели цифровой трансформации, которые можно было бы эффективно донести до ключевых заинтересованных сторон и лиц, принимающих решения в сфере образования. Техасский университет Сент-Томас разработал и создал модель цифровой трансформации для колледжей и университетов на основе модели цифровой экосистемы Голднера, целью которой является создание основы для изменений, которые будут стимулировать колледжи и университеты к дальнейшему продвижению цифровой трансформации [2]. Модель включает в себя:

1) Опыт обучения студентов и сотрудников, который направлен на повышение вовлеченности студентов и сотрудников и предоставление им лучших в своем классе цифровых и онлайн-услуг обучения;

2) Партнерство, направленное на формирование устойчивых партнерских отношений и цифровых экосистем;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

CJ

см см

3) «Интеллектуальные технологии», направленные на использование чутких и восприимчивых интеллектуальных технологий для создания ценных взаимосвязанных взаимодействий;

4) Основная ИТ-инфраструктура, направленная на создание и обеспечение устойчивой, гибкой, оперативной и безопасной инфраструктуры;

5) разработка цифровой стратегии, направленная на обеспечение критически важных навыков, данных и технологического лидерства для создания новых стратегических возможностей цифровой трансформации колледжей и университетов.

Основной задачей цифровой трансформации высшего образования является создание ориентированного на студентов учебного процесса с использованием цифровых бизнес-моделей, подключенных экосистем, системы образовательных услуг 1оТ и множества объединенных данных, основанных на искусственном интеллекте, для обеспечения персонализации обучения студентов.

Многомерная интеграционная модель цифровой трансформации в высшем образовании

Модель основана на модели цифровой зрелости Ротмана [3] и состоит из пяти организационных измерений с тремя целями цифровой трансформации. Среди них пять организационных измерений включают цифровую стратегию, лидерство и культуру, цифровизацию рынка, логистику, динамические и цифровые возможности. Три цели цифровой трансформации включают создание стоимости, технологическую эффективность и структурную гибкость. Данная модель позволяет по-новому взглянуть на цифровую трансформацию университетов и помогает университетам понять, как продвигается практика цифровой трансформации и какие шаги необходимо предпринять для ее осуществления, что может стать ориентиром для успешной реализации цифровой трансформации в университетах [4].

Основные драйверы цифровой трансформации в высшем образовании. Американское общество информационных технологий в высшем образовании (2021 г.) определяет цифровую трансформацию высшего образования как систематический и глобальный процесс создания образования, который оптимизирует и трансформирует операционную модель, стратегическое направление и ценностное предложение колледжей и университетов посредством трансформации культуры, трансформации рабочей силы и трансформации технологий. Опираясь на принятое в Ассоциации представление о цифровой трансформации, объясняются смысл и цели, текущее состояние, барьеры и проблемы трансформации культуры, трансформации персонала и трансформации технологий в высшем образовании. Конечной целью цифровой трансформации высшего образования является осуществление культурной трансформации высшего образования, которая лежит в основе цифровой трансформации высшего образования.

Культурная трансформация. Под ней понимается процесс целенаправленного, фундаменталь-

ного и глубокого изменения основных идей, ценностей, структурных процессов и культурной атмосферы, на которых строится и функционирует деятельность колледжей и университетов, предполагающий перестройку всей системы образования и изменение экологии образования. В результате культурной трансформации колледжи и университеты получают возможность гибко регулировать распределение образовательных ресурсов в соответствии с изменениями социальной среды, ре-ализовывать усовершенствованное управление, быстрые инновации и обмен знаниями, повышать свою маневренность и гибкость.

Трансформация трудовых ресурсов. Ключевым фактором цифровой трансформации высшего образования является кадровая трансформация. Под трансформацией рабочей силы понимается возможность для колледжей и университетов развивать новые навыки и компетенции преподавателей и сотрудников, а также перестраивать управление персоналом. Цифровая трансформация высшего образования требует от руководителей колледжей и университетов революционных изменений в управлении человеческими ресурсами путем наделения преподавателей и сотрудников новыми навыками и компетенциями для решения задач, возникающих в результате трансформации цифровых технологий, таких как развитие больших данных и аналитики обучения, а также все более сложных цифровых архитектур. Для того чтобы лучше адаптироваться к трансформации бизнес-моделей, менталитета и сценариев применения в процессе цифровой трансформации высшего образования, колледжам и университетам нужны не только лидеры стратегий цифровой трансформации, обеспечивающие инновационное управление и услуги для трансформации высшего образования, но и группа преподавателей, обладающих цифровой грамотностью и навыками.

Стремительно развивающиеся цифровые технологии, включая облачные вычисления, большие данные, искусственный интеллект и виртуальную реальность, предоставляют новые инструменты и платформы для высшего образования, побуждая учебные заведения внедрять более совершенные образовательные технологии. Тенденция к глобализации и необходимость дистанционного обучения способствуют цифровой трансформации, позволяя студентам получать удаленный доступ к ресурсам высшего образования по всему миру. Растущие потребности студентов в гибкости, доступности и персонализации обучения заставляют учебные заведения внедрять цифровые технологии для удовлетворения этих потребностей. Рост числа открытых образовательных ресурсов (ООР), предоставляющих бесплатные или недорогие учебники и учебные ресурсы для высшего образования, побуждает вузы переходить на цифровые учебники и онлайн-ресурсы.

Конкуренция между вузами стимулирует внедрение цифровых технологий для повышения качества преподавания, инноваций и обслуживания

студентов. Цифровая трансформация может быть экономически эффективной за счет повышения эффективности преподавания и обучения, снижения затрат на преподавание и обучение, а также предоставления студентам более широкого доступа к академическим ресурсам. Ориентация на большие данные и аналитику обучения позволяет образовательным учреждениям лучше понимать потребности и успеваемость студентов, что ведет к принятию более обоснованных решений. Цифровая трансформация открывает возможности для создания гибких моделей обучения и персонализированных траекторий обучения, отвечающих потребностям и академическим уровням самых разных студентов. Растущий спрос на людей с цифровыми навыками и инновационным мышлением в мировой экономике побуждает высшие учебные заведения уделять особое внимание обучению цифровым технологиям. Правительства некоторых стран и регионов стимулируют высшие учебные заведения к внедрению цифровых технологий с помощью политики и финансирования, направленных на повышение общих образовательных стандартов. Эти факторы, взаимодействуя друг с другом, способствуют цифровой трансформации высшего образования. Вузам необходимо адаптироваться к этим тенденциям, чтобы обеспечить более совершенный, гибкий и увлекательный процесс обучения.

Успешные примеры цифровой трансформации в высшем образовании. В 2001 году Масса-чусетский технологический институт США (MIT) объявил международному сообществу о внедрении открытого учебного программного обеспечения (OCW), и постепенно все курсы, предлагаемые учебными материалами и учебными программами, были опубликованы в Интернете для свободного и бесплатного использования искателями знаний и преподавателями всего мира, что положило начало развитию глобальной концепции и практики развития тенденции «открытых образовательных ресурсов» (ООР). В 2011 году президент Стэнфорд-ского университета назвал «цифровое цунами», прокатившееся волной по мировому образовательному сообществу, - массовые открытые онлайн-курсы (МООК). В 2011 году президент Стэнфорд-ского университета назвал «цифровым цунами» волну, прокатившуюся по мировому образовательному сообществу, - массовые открытые онлайн-курсы (МООК). МООК придерживаются концепции открытого обмена ООР, использования сетевых технологий, реализации всего учебного процесса в сети. МООК - это новый технологический фон, глубина развития результатов движения ООР. На примере МООК-курса «Структуры данных и алгоритмы» мы обобщаем особенности курса в части разработки ресурсов курса, организации онлайнового обучения, взаимодействия преподавателя и студента, оценки результатов, получения сертификатов и т.д., анализируем участие обучающихся по фактическим данным и высказываем свои соображения по поводу развития МООК в Китае.

Методология исследования и эмпирическое исследование

Дизайн и методология исследования. Сочетая качественные и количественные методы исследования, процесс цифровой трансформации высшего образования, влияющие факторы и исследование эффективности анализируются и углубленно изучаются шаг за шагом с помощью метода изучения студентов и преподавателей с разных точек зрения.

Сбор и анализ данных. Цифровая трансформация студентов включает в себя, прежде всего, развитие цифровой грамотности студентов и трансформацию их когнитивных и учебных стилей. Конечная цель цифровой трансформации преподавания в высших учебных заведениях - реализация обучения и развития студентов в цифровую эпоху. Профессиональные таланты, воспитанные на основе масштабного подхода индустриальной эпохи, уже не могут удовлетворить потребности цифровой эры, и цель высшего образования смещается в сторону воспитания комплексных талантов. Комплексные таланты должны обладать всесторонней грамотностью, включающей ценности различных дисциплин, основные черты характера и ключевые компетенции [5]. Цифровая грамотность является не только важной частью комплексной грамотности, но и важным способом и средством приобретения учащимися специальных знаний и профессиональных компетенций в цифровую эпоху. В то же время учебный и когнитивный стили студентов претерпевают фундаментальную трансформацию, вездесущее обучение постепенно становится новой нормой обучения студентов, а человеко-компьютерная интеграция постепенно становится основным когнитивным стилем студентов. Трансформация целей развития студентов, стилей обучения и когнитивных стилей создает серьезные проблемы для традиционного обучения, основанного на фиксированном пространстве и статичных ресурсах. Для того чтобы поддержать развитие цифровой грамотности студентов и трансформацию их учебных и когнитивных стилей, необходимо создать соответствующие условия для образования и обучения. Цифровая трансформация преподавания в высших учебных заведениях в конечном итоге должна осуществляться в мыслях и действиях преподавателей, поэтому постоянное совершенствование способностей преподавателей к цифровому обучению является основным содержанием цифровой трансформации, а также необходимым условием цифровой трансформации преподавания в высших учебных заведениях. Необходимо уточнить понятие и компоненты способности преподавателей к цифровому обучению, а также характеристики и стратегии развития способности преподавателей к цифровому обучению. Высшее образование в цифровую эпоху выдвигает новые требования к преподавательским способностям преподавателей, и расширение коннотации цифровых технологий на преподавательские способности отражается в четырех аспектах: осведомленность, грамотность, способ-

ен о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см см

ность и исследование интеграции цифровых технологий в преподавание. Цифровая трансформация преподавания - это долгосрочный процесс, и процесс развития способностей преподавателей к преподаванию с использованием цифровых технологий также динамичен и поэтапен и включает три стадии: применение, углубление и инновации [6].

Результаты исследования и их обсуждение.

Ключом к успеху цифрового обучения является предоставление учащимся разнообразных, персонализированных и точных услуг по поддержке обучения. Процесс цифровой трансформации преподавания в высшей школе - это также процесс предоставления обучающимся права контролировать свое обучение. Обучающиеся могут формулировать собственные программы развития в соответствии со своими профессиональными устремлениями и планированием карьеры, выбирать соответствующие курсы или проекты, составлять учебные маршруты и планы и т.д. и постепенно стремиться к самосовершенствованию в динамичном процессе непрерывного самопознания, самопроектирования, самомотивации и саморегуляции. Службы поддержки обучения должны обеспечивать поддержку самостоятельного развития студентов и помогать им планировать свои дальнейшие пути обучения и развития. Кроме того, службы поддержки обучения должны предоставлять индивидуальные консультации по вопросам обучения и точные решения в соответствии с учебным статусом и учебными потребностями студентов, чтобы повысить качество обучения. В цифровую эпоху преподаватели могут самостоятельно совершенствовать свои способности к преподаванию с помощью независимого обучения на основе открытых образовательных ресурсов, обмена и анализа практики преподавания на основе онлайн-сообществ и учебных сообществ, а также персонализированного развития способностей преподавателей к преподаванию на основе адаптивных систем обучения. Под самостоятельным обучением на основе открытых образовательных ресурсов понимается самостоятельность преподавателей в постановке целей обучения, планировании учебных задач, выборе учебных ресурсов, самоконтроле и рефлексии процесса обучения. Под обменом и осмыслением практики преподавания на основе онлайн-сообществ и учебных сообществ понимается использование цифровых технологий во времени и пространстве для усиления чувства сопричастности преподавателей и повышения профессионального роста преподавателей, основанного на практике преподавания, ценность которого заключается в решении практических задач путем руководства; в совместном обмене и взаимодействии для реализации общего прогресса преподавателей; а конечной целью является совершенствование или формирование новых навыков преподавателей для повышения эффективности преподавания. Адаптивная система обучения не только обеспечивает поддержку цифровых образо-

вательных ресурсов для развития способностей преподавателей, но и может диагностировать их обучение с помощью функции анализа обучения, которая анализирует предварительные знания преподавателей, их когнитивные предпочтения, стили обучения и уровень способности к саморегуляции в соответствии с их траекториями обучения, на основе чего система может моделировать эффективные стратегии для вмешательства в персонализированное обучение преподавателей.

Заключение

Суть цифровой трансформации высшего образования заключается в трансформации человека, а ее конечной целью является реализация обучения и развития студентов в цифровую эпоху. Всестороннее развитие цифровой грамотности студентов является отличительной особенностью развития студентов в цифровую эпоху. Цифровая грамотность студентов включает в себя не только базовые технические знания и навыки в области цифровых технологий, информационную грамотность и грамотность в области данных, цифровую безопасность и цифровую этику, но и профессиональные знания и профессиональные способности в области информатизации в цифровую эпоху, а также осознание и способность реализовать единую самоидентификацию «реального и воображаемого я» в процессе взросления в сетевом обществе. Обучение человека будет двигаться в направлении новой экологии повсеместного обучения, а «человеко-компьютерная интеграция» станет основным когнитивным режимом учащихся, что в основном отражается в трансформации индивидуального познания в первичное и вторичное познание, распределенное познание и воплощенное познание. Для всестороннего развития цифровой грамотности студентов и трансформации стилей обучения необходимо создать соответствующие условия. Постоянное совершенствование цифровой педагогической компетенции преподавателей является основным содержанием цифровой трансформации, а также необходимым условием цифровой трансформации преподавания в высшем образовании. Компетентность преподавателей в области цифрового обучения выражается в их осведомленности, грамотности, умении и исследовательской работе по внедрению цифровых технологий в учебный процесс. Цифровая трансформация преподавания - это долгосрочный процесс, включающий три этапа: применение, углубление и инновации. Развитие цифровой педагогической компетентности преподавателей в высшем образовании - это сложный системный проект, и для его реализации необходимы согласованные усилия государственных ведомств, общественных организаций, высших учебных заведений и самих преподавателей. Некоторые из особенностей цифровой трансформации уже проявляются, но большее количество - это картина будущего развития, и ее реальное воплощение требует длительного процесса исследования, и существует множество

вопросов, заслуживающих дальнейшего изучения, таких как когнитивный закон интеграции человека и компьютера, система обучения для всестороннего развития цифровой грамотности студентов, понятие способности к совместному обучению человека и компьютера и ее оценка, теория и метод совместного обучения преподавателей и интеллектуальных систем.

Литература

1. Ke Qingchao, Lin Jian, Ma Xiufang, Bao Tingting (2021). Направление создания и путь развития цифровых образовательных ресурсов в эпоху новой образовательной инфраструктуры [J]. Research on Electrochemical Education, 42 (1l): 48-54.

2. Clark, E. (2018). Digital transformationWhat is it? [EB/OL]. [2022-05-05]. https:// er.educause.edu/ articles/2018/5/digital-transformation-what-is-it.

3. Rossmann, A. (2018). Цифровая зрелость: концептуализация и модель измерения[С]. ICIS 2018 Proceedings: 8

4. Rodríguez-Abitia, G., & Bribiesca-Correa, G (2021). Оценка цифровой трансформации в университетах^]. Future Internet, 13(2):52-67.

5. Chai, Ruoyou, Chen, L. et al. Новая тенденция исследования комплексной оценки студентов: от комплексного качества, основной грамотности к комплексной грамотности^]. China Electrochemical Education, 2022, (3):36-43.

6. Ge Wenshuang, Han Xibin. Стандартная основа педагогической компетентности преподавателей в цифровую эпоху^]. Research on Modern Distance Education, 2017,(1):59-67.

THE INFLUENCE OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN A UNIVERSITY SETTING

Yao Zongchang, Algozhayeva N.S.

Al-Farabi Kazakh National University

Higher education is in dire need of digital transformation. Digital transformation of higher education optimizes and changes the mode of operation, strategic direction and value proposition of higher education institutions through cultural transformation, staff transformation and technological transformation. The digital transformation of higher education is at an early stage of development, and there are problems at the theoretical level, such as the difference of conceptualization and unclear understanding of the goals and stages of digital transformation, and at the practical level, the lack of systematic strategic planning, effective modeling framework, scientific evaluation indicators and feasible implementation paths. From the perspective of digital ecosystem model, this paper uses text analysis and digital transformation model construction method, and realizes the idea of "understanding digital transformation - planning digital transformation - realizing digital transformation". "The paper explains the foundation, strategic planning and ways to promote the digital transformation of higher education, and puts forward suggestions to promote the digital transformation of higher education, namely strengthening the design and overall planning at the top level, developing a model framework for the digital transformation of higher education, improving the digital literacy of teachers and students, and building a foundation for the transformation of the workforce for the digital transformation of higher education; building an ecosystem of digital transformation services In the process of digital transformation of higher education, it is necessary to focus on students and teachers as the main actors of education and learning.

Keywords: Higher education; digital transformation; new education infrastructure; quality education system.

References

1. Ke Qingchao, Lin Jian, Ma Xiufang, Bao Tingting (2021). Направление создания и путь развития цифровых образовательных ресурсов в эпоху новой образовательной инфраструктуры [J]. Research on Electrochemical Education, 42 (11): 48-54.

2. Clark, E. (2018). Digital transformationWhat is it? [EB/OL]. [2022-05-05]. https:// er.educause.edu/articles/2018/5/digital-transformation-what-is-it.

3. Rossmann, A. (2018). Цифровая зрелость: концептуализация и модель измерения[С]. ICIS 2018 Proceedings: 8

4. Rodriguez-Abitia, G., & Bribiesca-Correa, G (2021). Оценка цифровой трансформации в университетах^!]. Future Internet, 13(2):52-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chai, Ruoyou, Chen, L. et al. Новая тенденция исследования комплексной оценки студентов: от комплексного качества, основной грамотности к комплексной грамотности!]. China Electrochemical Education, 2022, (3):36-43.

6. Ge Wenshuang, Han Xibin. Стандартная основа педагогической компетентности преподавателей в цифровую эпоху!!]. Research on Modern Distance Education, 2017,(1):59-67.

сз о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.